2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7057-2001 Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний
ГОСТ 7601-78 Физическая оптика. Термины, буквенные обозначения и определения основных величин
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 23734-98 Тракторы промышленные. Методы испытаний
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего имеющий определенную длину столб отработавших газов.
3.2 муфта сцепления: Фрикционный элемент трансмиссии, осуществляющий отсоединение трансмиссии от дизеля и плавное их соединение.
3.3 установившийся режим: Режим работы дизеля, на котором значение крутящего момента не изменяется более чем на 1%, частоты вращения - более чем на 10 мин(-1), а температуры охлаждающей жидкости (у дизелей жидкостного охлаждения) и моторного масла - более чем на 2°С относительно средних значений.
3.4 режим свободного ускорения: Увеличение частоты вращения коленчатого вала дизеля от минимальной устойчивой до максимальной холостого хода.
3.5 места с неограниченным воздухообменом: Поля, луга, сады, огороды, леса (в том числе лесополосы), территории населенных пунктов (независимо от числа жителей) и т. п.
3.6 места с ограниченным воздухообменом: Закрытые или полузакрытые места, например помещения для содержания животных и птиц, теплицы, внутрицеховые и складские помещения, котлованы и т. п.
3.7 коэффициент ослабления светового потока: Выраженное в процентах ослабление потока света, вызванное его поглощением и рассеиванием отработавшими газами, проходящими через дымомер.
Нулевое ослабление соответствует наполнению мерного объема дымомера чистым воздухом, 100%-ное ослабление - абсолютно светонепроницаемой средой.
3.8 натуральный показатель ослабления: По ГОСТ 7601.
3.9 эффективная база дымомера: Длина столба эталонного газа, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
4 Обозначения и сокращения
D_в - внутренний диаметр выпускного трубопровода стенда или выпускной трубы трактора и машины или удлинительного патрубка (на прямолинейном участке в месте отбора проб), мм.
В_окр - атмосферное давление, кПа.
Т_окр - температура окружающего воздуха, К.
Q_в - условный объемный расход воздуха через цилиндры дизеля, дм3/с.
i - число цилиндров дизеля.
V_h - рабочий объем цилиндра, дм3.
n - частота вращения коленчатого вала дизеля, мин(-1).
тау - тактность дизеля.
К - натуральный показатель ослабления светового потока по основной шкале дымомера, м(-1).
N - коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой, равной 0,43 м, %.
L - эффективная база дымомера, м.
N_L - коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой, равной L, %.
ВОМ - вал отбора мощности.
5 Нормы дымности
5.1 Значения дымности на установившихся режимах вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в таблице 1.
5.2 Значения дымности на режиме свободного ускорения вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин, имеющих наработку не менее 55 моточасов, не должны быть более норм, приведенных в таблице 2, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 3, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с ограниченным воздухообменом.
5.3 Значения дымности на режиме свободного ускорения вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин, имеющих наработку менее 10 моточасов, не должны быть более норм, приведенных в таблице 4, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 2, если тракторы и машины предназначены для работы в местах с ограниченным воздухообменом.
5.4 Значения дымности на режиме свободного ускорения находящихся в эксплуатации тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в таблице 4, если тракторы и машины работают в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 2, если тракторы и машины работают в местах с ограниченным воздухообменом.
5.5 Нормы дымности дизелей, тракторов и машин конкретных марок устанавливают в зависимости от условного расхода воздуха.
Таблица 1
Условный расход воздуха, дм3/c |
Дымность, м(-1) (%), не более, при воздухообмене |
Условный расход воздуха, дм3/с |
Дымность, м(-1) (%), не более, при воздухообмене |
||
неограниченном |
ограниченном |
неограниченном |
ограниченном |
||
42 и менее |
2,260(62,2) |
1,760(53,1) |
125 |
1,345(43,9) |
0,845(30,5) |
45 |
2,190(61,0) |
1,690(51,6) |
130 |
1,320(43,3) |
0,820(29,7) |
50 |
2,080(59,1) |
1,580(49,3) |
135 |
1,300(42,8) |
0,800(29,1) |
55 |
1,985(57,4) |
1,485(47,2) |
140 |
1,270(42,1) |
0,770(28,2) |
60 |
1,900(55,8) |
1,400(45,2) |
145 |
1,250(41,6) |
0,750(27,6) |
65 |
1,840(54,7) |
1,340(43,8) |
150 |
1,225(40,9) |
0,725(26,8) |
70 |
1,775(53,4) |
1,275(42,2) |
155 |
1,205(40,4) |
0,705(26,2) |
75 |
1,720(52,3) |
1,220(40,8) |
160 |
1,190(40,1) |
0,690(25,7) |
80 |
1,665(51,1) |
1,165(39,4) |
165 |
1,170(39,5) |
0,670(25,0) |
85 |
1,620(50,2) |
1,120(38,2) |
170 |
1,155(39,1) |
0,655(24,5) |
90 |
1,575(49,2) |
1,075(37,0) |
175 |
1,140(38,7) |
0,640(24,1) |
95 |
1,535(48,3) |
1,035(35,9) |
180 |
1,125(38,4) |
0,625(23,6) |
100 |
1,495(47,4) |
0,995(34,8) |
185 |
1,110(38,0) |
0,610(23,1) |
105 |
1,465(46,7) |
0,965(33,8) |
190 |
1,095(37,6) |
0,595(22,6) |
110 |
1,425(45,8) |
0,925(32,8) |
195 |
1,080(37,1) |
0,580(22,1) |
115 |
1,395(45,1) |
0,895(31,9) |
200 и более |
1,065(36,7) |
0,565(21,6) |
120 |
1,370(44,5) |
0,870(31,2) |
|
|
|
Примечание - Промежуточные значения, приведенные в таблицах 1-4, определяют линейным интерполированием. |
Таблица 2
Условный расход воздуха, дм3/с |
Дымность, м(-1) (%), не более |
|||
дизелей, а также тракторов и машин, имеющих муфту сцепления |
тракторов и машин, не имеющих муфты сцепления |
|||
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
без трубонаддува# |
с турбонаддувом |
|
42 и менее |
2,260(62,2) |
2,760(69,5) |
2,560(66,7) |
3,060(73,1) |
45 |
2,190(61,0) |
2,690(68,5) |
2,490(65,7) |
2,990(72,4) |
50 |
2,080(59,1) |
2,580(67,0) |
2,380(63,3) |
2,880(71,0) |
55 |
1,985(57,4) |
2,485(65,6) |
2,285(62,6) |
2,785(69,8) |
60 |
1,900(55,8) |
2,400(64,4) |
2,200(61,1) |
2,700(68,9) |
65 |
1,840(54,7) |
2,340(63,4) |
2,140(60,2) |
2,640(67,9) |
70 |
1,775(53,4) |
2,275(62,4) |
2,075(59,0) |
2,575(67,0) |
75 |
1,720(52,3) |
2,220(61,5) |
2,020(58,0) |
2,520(66,2) |
80 |
1,665(51,1) |
2,165(60,6) |
1,965(57,0) |
2,465(64,4) |
85 |
1,620(50,2) |
2,120(59,8) |
1,920(56,2) |
2,420(64,6) |
90 |
1,575(49,2) |
2,075(59,0) |
1,875(55,3) |
2,375(63,9) |
95 |
1,535(48,3) |
2,035(58,3) |
1,835(54,5) |
2,335(63,4) |
100 |
1,495(47,4) |
1,995(57,6) |
1,795(53,8) |
2,295(62,7) |
105 |
1,465(46,7) |
1,965(57,0) |
1,765(53,2) |
2,265(62,3) |
110 |
1,425(45,8) |
1,925(56,3) |
1,725(52,3) |
2,225(61,6) |
115 |
1,395(45,1) |
1,895(55,8) |
1,695(51,8) |
2,195(61,1) |
120 |
1,370(44,5) |
1,870(55,3) |
1,670(51,2) |
2,170(60,7) |
125 |
1,345(43,9) |
1,845(54,8) |
1,645(50,7) |
2,145(60,2) |
130 |
1,320(43,3) |
1,820(54,3) |
1,620(50,1) |
2,120(59,8) |
135 |
1,300(42,8) |
1,800(53,8) |
1,600(49,7) |
2,100(59,5) |
140 |
1,270(42,1) |
1,770(53,3) |
1,570(49,1) |
2,070(58,9) |
145 |
1,250(41,6) |
1,750(52,9) |
1,550(48,6) |
2,050(58,6) |
150 |
1,225(40,9) |
1,725(52,4) |
1,525(48,1) |
2,025(58,1) |
155 |
1,205(40,4) |
1,705(52,0) |
1,505(47,6) |
2,005(57,8) |
160 |
1,190(40,1) |
1,690(51,6) |
1,490(47,3) |
1,990(57,5) |
165 |
1,170(39,5) |
1,670(51,2) |
1,470(46,9) |
1,970(57,1) |
170 |
1,155(39,1) |
1,655(50,9) |
1,455(46,5) |
1,955(56,9) |
175 |
1,140(38,7) |
1,640(50,6) |
1,440(46,2) |
1,940(56,6) |
180 |
1,125(38,4) |
1,625(50,3) |
1,425(45,8) |
1,925(56,3) |
185 |
1,110(38,0) |
1,610(50,0) |
1,410(45,5) |
1,910(56,0) |
190 |
1,095(37,6) |
1,595(49,6) |
1,395(45,1) |
1,895(55,7) |
195 |
1,080(37,1) |
1,580(49,3) |
1,380(44,8) |
1,880(55,4) |
200 и более |
1,065(36,7) |
1,565(49,0) |
1,365(44,4) |
1,865(55,2) |
Таблица 3
Условный расход воздуха, дм3/с |
Дымность, м(-1) (%), не более |
|||
дизелей, а также тракторов и машин, имеющих муфту сцепления |
тракторов и машин, не имеющих муфты сцепления |
|||
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
|
42 и менее |
1,760(53,1) |
2,260(62,2) |
2,060(58,8) |
2,560(66,7) |
45 |
1,690(51,6) |
2,190(61,0) |
1,990(56,9) |
2,490(65,7) |
50 |
1,580(49,3) |
2,080(59,1) |
1,880(55,4) |
2,380(63,3) |
55 |
1,485(47,2) |
1,985(57,4) |
1,785(53,6) |
2,285(62,6) |
60 |
1,400(45,2) |
1,900(55,8) |
1,700(51,8) |
2,200(61,1) |
65 |
1,340(43,8) |
1,840(54,7) |
1,640(50,6) |
2,140(60,2) |
70 |
1,275(42,2) |
1,775(53,4) |
1,575(49,2) |
2,075(59,0) |
75 |
1,220(40,8) |
1,720(52,3) |
1,520(48,0) |
2,020(58,0) |
80 |
1,165(39,4) |
1,665(51,1) |
1,465(46,7) |
1,965(57,0) |
85 |
1,120(38,2) |
1,620(50,2) |
1,420(45,7) |
1,920(56,2) |
90 |
1,075(37,0) |
1,575(49,2) |
1,375(44,6) |
1,875(55,3) |
95 |
1,035(35,9) |
1,535(48,3) |
1,335(43,6) |
1,835(54,5) |
100 |
0,995(34,8) |
1,495(47,4) |
1,295(42,8) |
1,795(53,8) |
105 |
0,965(34,0) |
1,465(46,7) |
1,265(42,0) |
1,765(53,2) |
110 |
0,925(32,8) |
1,425(45,8) |
1,225(40,9) |
1,725(52,3) |
115 |
0,895(31,9) |
1,395(45,1) |
1,195(40,2) |
1,695(51,8) |
120 |
0,870(31,2) |
1,370(44,5) |
1,170(39,5) |
1,670(51,2) |
125 |
0,845(30,5) |
1,345(43,9) |
1,145(38,9) |
1,645(50,7) |
130 |
0,820(29,7) |
1,320(43,3) |
1,120(38,2) |
1,620(50,1) |
135 |
0,800(29,1) |
1,300(42,8) |
1,100(37,7) |
1,600(49,7) |
140 |
0,770(28,2) |
1,270(42,1) |
1,070(36,8) |
1,570(49,1) |
145 |
0,750(27,6) |
1,250(41,6) |
1,050(36,3) |
1,550(48,6) |
150 |
0,725(26,8) |
1,225(40,9) |
1,025(35,6) |
1,525(48,1) |
155 |
0,705(26,2) |
1,205(40,4) |
1,005(35,1) |
1,505(47,6) |
160 |
0,690(25,7) |
1,190(40,1) |
0,990(34,7) |
1,490(47,3) |
165 |
0,670(25,0) |
1,170(39,5) |
0,970(34,1) |
1,470(46,9) |
170 |
0,655(24,5) |
1,155(39,1) |
0,955(33,6) |
1,455(46,5) |
175 |
0,640(24,1) |
1,140(38,7) |
0,940(33,2) |
1,440(46,2) |
180 |
0,625(23,6) |
1,125(38,4) |
0,925(32,8) |
1,425(45,8) |
185 |
0,610(23,1) |
1,110(38,0) |
0,910(32,4) |
1,410(45,5) |
190 |
0,595(22,6) |
1,095(37,6) |
0,895(31,9) |
1,395(45,1) |
195 |
0,580(22,1) |
1,080(37,1) |
0,880(31,5) |
1,380(44,8) |
200 и более |
0,565(21,6) |
1,065(36,7) |
0,865(31,1) |
1,365(44,4) |
Таблица 4
Условный расход воздуха, дм3/с |
Дымность, м(-1) (%), не более |
|||
дизелей, а также тракторов и машин, имеющих муфту сцепления |
тракторов и машин, не имеющих муфты сцепления |
|||
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
без турбонаддува |
с турбонаддувом |
|
42 и менее |
2,760(69,5) |
3,260(75,4) |
3,060(73,1) |
3,560(78,4) |
45 |
2,690(68,5) |
3,190(74,6) |
2,990(72,4) |
3,490(77,7) |
50 |
2,580(67,0) |
3,080(73,4) |
2,880(71,0) |
3,380(76,6) |
55 |
2,485(65,6) |
2,985(72,3) |
2,785(69,8) |
3,285(75,6) |
60 |
2,400(64,4) |
2,900(71,3) |
2,700(68,9) |
3,200(74,7) |
65 |
2,340(63,4) |
2,840(70,5) |
2,640(67,9) |
3,140(74,1) |
70 |
2,275(62,4) |
2,775(69,6) |
2,575(67,0) |
3,075(73,3) |
75 |
2,220(61,5) |
2,720(69,0) |
2,520(66,2) |
3,020(72,7) |
80 |
2,165(60,6) |
2,665(68,2) |
2,465(65,4) |
2,965(72,1) |
85 |
2,120(59,8) |
2,620(67,6) |
2,420(64,6) |
2,920(71,5) |
90 |
2,075(59,0) |
2,575(67,0) |
2,375(63,9) |
2,875(71,0) |
95 |
2,035(58,3) |
2,535(66,4) |
2,335(63,4) |
2,835(70,4) |
100 |
1,995(57,6) |
2,495(65,8) |
2,295(62,7) |
2,795(69,9) |
105 |
1,965(57,0) |
2,465(65,4) |
2,265(62,3) |
2,765(69,5) |
110 |
1,925(56,3) |
2,425(64,8) |
2,225(61,6) |
2,725(69,0) |
115 |
1,895(55,8) |
2,395(64,3) |
2,195(61,1) |
2,695(68,6) |
120 |
1,870(55,3) |
2,370(63,9) |
2,170(60,7) |
2,670(68,2) |
125 |
1,845(54,8) |
2,345(63,5) |
2,145(60,2) |
2,645(67,9) |
130 |
1,820(54,3) |
2,320(63,1) |
2,120(59,8) |
2,620(67,5) |
135 |
1,800(53,9) |
2,300(62,8) |
2,100(59,5) |
2,600(67,2) |
140 |
1,770(53,3) |
2,270(62,3) |
2,070(58,9) |
2,570(66,9) |
145 |
1,750(52,9) |
2,250(62,0) |
2,050(58,6) |
2,550(66,6) |
150 |
1,725(52,4) |
2,225(61,6) |
2,025(58,1) |
2,525(66,4) |
155 |
1,705(52,0) |
2,205(61,3) |
2,005(57,8) |
2,505(66,2) |
160 |
1,690(51,6) |
2,190(61,0) |
1,990(57,5) |
2,490(65,7) |
165 |
1,670(51,2) |
2,170(60,7) |
1,970(57,1) |
2,470(65,4) |
170 |
1,655(50,9) |
2,155(60,4) |
1,955(56,9) |
2,455(65,1) |
175 |
1,640(50,6) |
2,140(60,2) |
1,940(56,6) |
2,440(64,9) |
180 |
1,625(50,3) |
2,125(59,9) |
1,925(56,3) |
2,425(64,8) |
185 |
1,610(50,0) |
2,110(59,6) |
1,910(56,0) |
2,410(64,6) |
190 |
1,595(49,6) |
2,095(59,4) |
1,895(55,7) |
2,395(64,3) |
195 |
1,580(49,3) |
2,080(59,1) |
1,880(55,4) |
2,380(64,1) |
200 и более |
1,565(49,0) |
2,065(58,9) |
1,865(55,2) |
2,365(63,8) |
6 Средства испытаний
6.1 Для измерения дымности следует использовать дымомеры, работающие по методу просвечивания столба отработавших газов заданной длины. Основные технические требования к дымомерам - по приложению А.
Можно применять дымомеры, отличающиеся по техническим требованиям от дымомеров по приложению А, при условии получения одинаковых с дымомером по приложению А результатов измерений.
6.2 Отбор проб отработавших газов из выпускного трубопровода испытательного стенда, из выпускной трубы трактора или машины или из удлинительного патрубка осуществляют с помощью устройства, основные технические требования к которому приведены в приложении Б.
Отношение площади сечения пробоотборного зонда к площади сечения выпускного трубопровода, выпускной трубы или удлинительного патрубка в месте установки пробоотборного зонда должно составлять не менее 0,05.
6.3 Испытательные стенды, оборудованные нагружающими устройствами, в том числе стенды с беговыми барабанами или с бесконечной лентой, средства, условия и места измерений частоты вращения коленчатого вала, хвостовика ВОМ или ведущих колес, расхода топлива, температуры моторного масла, дизельного топлива и окружающего воздуха, атмосферного давления и других параметров - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057 и ГОСТ 23734.
7 Порядок подготовки к испытаниям и условия их проведения
7.1 Установка и закрепление дизеля, трактора или машины на испытательном стенде, оборудованном нагружающим устройством, или на площадке, соединение маховика, хвостовика ВОМ, осей ведущих колес или шкива ременной передачи с нагружающим устройством, условия питания топливом - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057, ГОСТ 23734, а также по техническим условиям, эксплуатационной и ремонтной документации на тракторы и машины конкретных марок.
7.2 Пробоотборные зонды должны быть расположены на прямолинейном участке выпускного трубопровода испытательного стенда, выпускной трубы трактора или машины или удлинительного патрубка на расстоянии не менее 6 х D_в от входного и не менее 3 х D_в от выходного (по потоку газов) сечения выпускного трубопровода, выпускной трубы или удлинительного патрубка. Прямолинейный участок должен быть расположен на расстоянии не более 5 м от выходного сечения выпускного коллектора дизеля.
7.3 Установка пробоотборного зонда и, при необходимости, удлинительного патрубка не должна приводить к увеличению давления на выходе из выпускного коллектора дизеля без турбонаддува или за турбиной турбокомпрессора дизеля с турбонаддувом более чем на 650 кПа на режиме эксплуатационной мощности.
7.4 Утечка отработавших газов через неплотности устройства для отбора проб отработавших газов, выпускной системы дизеля и трактора или машины, а также выпускного трубопровода испытательного стенда и удлинительного патрубка, а также подсосы воздуха не допускаются.
7.5 Пробоотборные зонды устанавливают в каждом выпус
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.02-98 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин" (введен в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 15 декабря 1998 г. N 445)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию
1 Разработан Российской Федерацией
Внесен Госстандартом России
2 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 13 от 28 мая 1998 г.)
За принятие проголосовали:
+--------------------------------+--------------------------------------+
| Наименование государства | Наименование национального органа по |
| | стандартизации |
+--------------------------------+--------------------------------------+
|Азербайджанская Республика |Азгосстандарт |
| | |
|Республика Беларусь |Госстандарт Беларуси |
| | |
|Грузия |Грузстандарт |
| | |
|Республика Казахстан |Госстандарт Республики Казахстан |
| | |
|Киргизская Республика |Киргизстандарт |
| | |
|Республика Молдова |Молдовастандарт |
| | |
|Российская Федерация |Госстандарт России |
| | |
|Республика Таджикистан |Таджикгосстандарт |
| | |
|Туркменистан |Главная государственная инспекция |
| |Туркменистана |
| | |
|Республика Узбекистан |Узгосстандарт |
+--------------------------------+--------------------------------------+
3 Стандарт соответствует международному стандарту: ИСО 789-4-86 "Сельскохозяйственные тракторы. Методы испытаний. Часть 4. Измерение дымности выпуска" и "Директиве ЕЭС от 28.06.77 о мерах по снижению загрязняющих выбросов дизелями сельскохозяйственных и лесных тракторов (77/537/ЕЭС)"
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 15 декабря 1998 г. N 445 межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.02-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1999 г.
5 Взамен ГОСТ 17.2.2.02-86
6 Переиздание
Настоящий документ применяется в рамках ЕАЭС
Включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011)
Включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования