Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 17.2.2.07-2000 "Охрана природы. Атмосфера. Поршневые двигатели внутреннего сгорания для малогабаритных тракторов и средств малой механизации. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов" (принят постановлением Госстандарта РФ от 22 сентября 2000 г. N 229-ст)

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.2.1.02-76 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин

ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний

ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний

ГОСТ 28523-90 Мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ. Тракторы малогабаритные. Типы и основные параметры

3 Определения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей, оказывающие токсичное воздействие на окружающую среду. Нормированию подлежит количество оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов.

3.2 удельный выброс: Показатель, характеризующий количество вредного вещества, поступившее в атмосферу в единицу времени из системы выпуска двигателя, отнесенное к единице мощности, развиваемой двигателем.

3.3 дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов определенной длины.

3.4 коэффициент ослабления светового потока: Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и (или) рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера.

3.5 натуральный показатель ослабления светового потока: Величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в е раз.

3.6 коэффициент весомости режима: Показатель, характеризующий долю работы двигателя на каждом режиме.

3.7 эффективная база дымомера: Длина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.

3.8 газоанализатор: Средство измерения объемной концентрации вредных веществ.

3.9 дымомер: Средство измерения дымности отработавших газов.

3.10 регуляторная (скоростная) характеристика по ГОСТ 18509: Зависимость изменения мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива (при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках).

3.11 номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя: По ГОСТ 18509.

3.12 номинальная мощность: по ГОСТ 18509.

3.13 эксплуатационная мощность: по ГОСТ 18509.

3.14 максимальная мощность: по ГОСТ 18509.

3.15 максимальный крутящий момент: Наибольшее значение крутящего момента, зафиксированное при снятии регуляторной характеристики двигателя в комплектации, соответствующей определению эксплуатационной мощности.

4 Обозначения и сокращения

 

Q_в - условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя, дм3/с;

i - число цилиндров;

V_h - рабочий объем цилиндра, дм3;

n - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин(-1);

тау - тактность двигателя (2 или 4);

g_СО - удельный выброс оксида углерода, г/(кВт х ч);

g_CH - удельный выброс суммарных углеводородов, г/(кВт x ч);

g_NOх - удельный выброс оксидов азота, г/(кВт x ч);

К - показатель ослабления светового потока по основной шкале, м(-1);

N - коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале, %;

F - показатель состояния окружающей среды;

Т_в.и. - температура воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха (при испытаниях по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами) или на расстоянии не более 0,15 м от входного отверстия впускного коллектора (при испытаниях по определению дымности отработавших газов), К;

Р_окр - атмосферное давление, кПа;

p_s - парциальное давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха или на входе во впускной коллектор;

t_окр - температура окружающего воздуха, °С;

NO2 - диоксид азота;

С1Н1,85 - условный состав топлива;

С - углерод;

G_NOx - массовый выброс оксидов азота, г/ч;

G_CO - массовый выброс оксида углерода, г/ч;

G_CH - массовый выброс суммарных углеводородов, г/ч;

W_NOx - объемная концентрация оксидов азота в отработавших газах, млн(-1);

W_CO - объемная концентрация оксида углерода в отработавших газах, млн(-1);

W_CH - объемные концентрации суммарных углеводородов, млн(-1);

F_NOx - поправочный коэффициент на влажность для оксидов азота;

F_CH - коэффициент, равный 0,000479 для дизелей и 0,000485 для двигателей с искровым воспламенением;

К_x - коэффициент, учитывающий метод химического анализа (K_x = 1 при пламенно-ионизационном методе и K_x = 2 при инфракрасном методе);

G_o.г - расход отработавших газов, кг/ч;

С_т - расход топлива, кг/ч;

G_в - расход воздуха, кг/ч;

фи_абс - абсолютная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, г Н2О/кг воздуха;

фи_окр - относительная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, %;

К_Bi - коэффициент весомости каждого из режимов;

N_ei - эффективная мощность на каждом из режимов, кВт;

n_x.xmin - минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала двигателя при работе на холостом ходу, мин(-1);

n_ном - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин(-1);

M_к max - наибольшее значение крутящего момента на заданном скоростном режиме, Н x м;

n_max - частота вращения, соответствующая максимальному значению крутящего момента, мин(-1);

L - эффективная база дымомера, м.

(Измененная редакция, Изм. N 1)

5 Нормы выбросов и дымности

 

5.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами

 

5.1.1 Двигатели с искровым воспламенением

Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателей с искровым воспламенением при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Наименование показателя

Нормы, г/(кВт x ч), для двигателей

четырехтактных

двухтактных

Удельный выброс оксида углерода g_CO

190,0

120,0

Удельный выброс суммарных углеводородов g_CH

4,0

20,0

Удельный выброс оксидов азота g_NOx

10,0

7,5

 

Нормы удельных выбросов суммарных углеводородов установлены в пересчете на углерод, а оксидов азота - в пересчете на диоксид азота.

5.1.2 Дизели

Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами дизелей при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Наименование показателя

Нормы, г/(кВт х ч)

Удельный выброс оксида углерода g_CO

11,0

Удельный выброс суммарных углеводородов g_CH

6,0

Удельный выброс оксидов азота g_NOx

18,0

 

Нормы удельных выбросов оксидов азота установлены в пересчете на диоксид азота, суммарных углеводородов - в пересчете на условный состав топлива.

5.2 Дымность отработавших газов дизелей

 

Дымность отработавших газов дизелей не должна превышать норм, указанных в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя Q_в, дм3/с

Показатель ослабления светового потока по основной шкале К, мг(-1)

Коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале N, %

 

 

До

10

включ.

2,760

69,5

От

10

"

15

"

2,690

68,5

"

15

"

20

"

2,580

67,0

"

20

"

25

"

2,485

65,6

От

25

до

30

включ.

2,400

64,4

"

30

"

35

"

2,340

63,4

"

35

"

42

"

2,260

62,2

Примечание - Промежуточные значения следует определять линейным интерполированием.

 

Условный объемный расход воздуха Q_в вычисляют по формуле

 

      Q  = (i x V  x n) / (30 x тау).                                 (1)
       в         h

6 Методы испытаний

 

6.1 Средства испытаний

 

6.1.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами и дымность отработавших газов двигателей определяют при работе двигателя, установленного на испытательном стенде.

6.1.2 Требования к испытательному стенду и к погрешности средств измерений - по ГОСТ 18509 (для дизелей) и ГОСТ 14846 (для двигателей с искровым воспламенением).

6.1.3 Требования к средствам измерений выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов - по приложению А.

6.2 Порядок подготовки к проведению испытаний

 

6.2.1 Испытаниям подвергают двигатели, прошедшие технологическую обкатку в течение 55 моточасов.

6.2.2 Двигатели испытывают в комплектации, соответствующей эксплуатационной мощности согласно техническим условиям (ТУ).

Сопротивления воздуха на впуске в двигатель и отработавших газов на выпуске из двигателя при испытаниях должны соответствовать максимальным значениям, оговоренным в ТУ на двигатель.

6.2.3 При испытаниях следует применять топлива и масла марок согласно ТУ на испытуемый двигатель.

Топливо и масло должны соответствовать требованиям стандартов и (или) ТУ на них.

6.2.4 Температурные режимы двигателя - по ТУ.

6.2.5 Испытание следует проводить при показателе состояния окружающей среды

 

      0,96 <= F <= 1,06,

 

который вычисляют по формуле

 

                                         0,7
      F = (99 / (Р    - р )) x (T   /293)   ,                         (2)
                  окр    s       в.и

 

      где p  определяется по таблице 4.
           s

 

Таблица 4

 

Температура воздуха, °С

0

10

20

30

40

50

60

70

Парциальное давление насыщенного водяного пара, кПа

0,6

1,2

2,3

4,2

7,4

12,3

19,9

31,2

6.3 Порядок проведения испытаний

 

6.3.1 Перед началом испытаний по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов снимают скоростную (регуляторную) характеристику двигателя.

Эксплуатационная и максимальная мощности, максимальный крутящий момент, а также соответствующие им частоты вращения коленчатого вала и удельные расходы топлива должны соответствовать ТУ на двигатель.

При несоответствии мощностных и экономических показателей двигателя установленным требованиям испытания должны быть прекращены.

6.3.2 При испытаниях следует регистрировать:

- расход воздуха, кг/ч;

- расход топлива, кг/ч;

- частоту вращения коленчатого вала, мин(-1);

- крутящий момент, Н х м;

- температуру, °С:

- под свечой (для двигателя с искровым воспламенением);

- воздуха на входе в измерительное устройство или во впускной коллектор;

- отработавших газов;

- топлива;

- атмосферное давление, кПа;

- относительную влажность воздуха в точке измерения температуры воздуха, %.

6.3.3 Режимы работы двигателей при проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ двигателей с искровым воспламенением приведены в приложении Б, дизелей - в приложении В.

6.3.4 При проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ и дымности на каждом режиме двигатель должен работать не менее 5 мин, после чего проводят измерения.

6.3.5 Показатели содержания вредных веществ в отработавших газах фиксируют посредством непрерывной записи в течение 1 мин либо дискретно - пятикратным записыванием показателей каждого газоанализатора. За результат на каждом режиме принимают среднеарифметическое пяти измерений (при дискретной записи) либо значение, полученное в результате осреднения графика (при непрерывной записи).

6.3.6 Дымность отработавших газов дизелей определяют на режимах регуляторной характеристики в диапазоне частот вращений коленчатого вала, соответствующих максимальной мощности и максимальному крутящему моменту. Количество режимов должно быть не менее шести и по возможности расположенных равномерно в указанном диапазоне.

6.3.7 Показатели дымности отработавших газов определяют при трехкратной дискретной фиксации показаний дымомера. За результат принимают среднеарифметическое трех измерений.

6.3.8 Испытания следует проводить в один день без перерыва.

6.4 Порядок обработки результатов испытаний

 

6.4.1 Массовые выбросы вредных веществ рассчитывают для каждого режима (приложения Б и В) по формулам (методика дана из условия проведения расчета для влажного состояния отработавших газов):

 

      G    = 0,001587 x W    x F    x (G  + G );                      (3)
       NOx               NOx    NOx     т    в

 

      G   = 0,000966 x W   x F   x (G  + G );                         (4)
       CO               CO    CO     т    в

 

      G   = K  х F   х W   x (G  + G );                               (5)
       СН    x    СН    CH     т    в

 

ФОРМУЛА 6 К ГОСТ Р 17.2.2.07-2000

 

              6,22 x фи    х р
                       окр    S
      фи    = ------------------------.                               (7)
        абс   B    - 0,01 х фи    х р
               окр            окр    S

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.2 Удельные выбросы вредных веществ вычисляют по формуле

 

      g           = сумма (G            х K  ) / сумма (N   х K  ).   (8)
       (NO ,CO,CH)          (NO ,CO,CH)    Bi            ei    Bi
          x                    x

6.5 Правила оформления результатов контроля

 

Результаты испытаний оформляют в виде протокола по форме согласно приложению Г, к протоколу должны быть приложены все промежуточные данные испытаний, необходимые для расчета удельных выбросов оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов с отработавшими газами, а также - для определения дымности отработавших газов.

При необходимости проведения идентификации двигателя протокол оформляют в соответствии с приложениями Г и Д.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7 Требования безопасности

 

7.1 Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 18509 и ГОСТ 14846.

 

Приложения В и Г (Измененная редакция, N 1).

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 17.2.2.07-2000 "Охрана природы. Атмосфера. Поршневые двигатели внутреннего сгорания для малогабаритных тракторов и средств малой механизации. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов" (принят постановлением Госстандарта РФ от 22 сентября 2000 г. N 229-ст)


Текст ГОСТа приводится по официальному изданию


Дата введения 1 июля 2001 г.


1 Разработан и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"


2 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22 сентября 2000 г. N 229-ст


3 Настоящий стандарт соответствует ИСО 8178-4 "Двигатели поршневые внутреннего сгорания. Измерение выхлопов отработавших газов. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей" в части режимов работы двигателей при проведении испытаний по определению удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами


4 Введен впервые


5 Издание с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 2001 г. (ИУС 2-2002)