г. Ессентуки |
|
23 ноября 2011 г. |
Дело N А63-4162/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.11.2011.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жаркова Валерия Евгеньевича и третьего лица - Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2011 по делу N А63-4162/2011 (судья Орловский Э.И.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жаркова Валерия Евгеньевича с. Новоселецкое (ОГРНИП 309264217300026)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737, 355000, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 58),
третье лицо - Министерство имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644, 355020, Ставропольский край, г. Ставрополь, пл. Ленина, 1)
о признании незаконным отказа от 25.04.2011 N 26-23/263/11 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 16.02.2011 N12-19,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жаркова Валерия Евгеньевича Перетяченко Ю.А. (доверенность от 28.04.2011 N 1Д-268);
от заинтересованного лица - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - не явились, извещены;
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Верченко А.А. (доверенность от 15.12.2010 N 8083/08),
УСТАНОВИЛ
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жарков Валерий Евгеньевич (далее - Глава КФХ Жарков В.Е., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление) от 25.04.2011 N 26-23/263/11 в государственной регистрации договора N 12-19 от 16.02.2011 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:19:060811:1 из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и об обязании произвести государственную регистрацию указанного договора.
Определением от 20.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - Министерство) (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2011 по делу N А63-4162/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что установив нарушения статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (отсутствие публикации сведений о предоставлении земельных участков), регистрационная служба правомерно отказала заявителю в государственной регистрации договоров аренды. Доказательства того, что спорные земельные участки были предоставлены заявителю в порядке, установленном Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в материалах деле отсутствуют.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 23.08.2011, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жарков В.Е. и Министерство имущественных отношений Ставропольского края обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалобы мотивированы тем, что судом неполно выяснены все обстоятельства дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, в связи, с чем принято незаконное и необоснованное решение. По мнению предпринимателя и Министерства, отказ в государственной регистрации в связи с непредставлением доказательств публикации в средствах массовой информации сведений о предоставлении земельного участка, является неправомерным. Проверка соблюдения требований и процедуры предоставления администрацией земельных участков в аренду не входит в компетенцию регистрационной службы, полномочия которой ограничены статьями 17, 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Жарков В.Е. зарегистрирован как глава КФХ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. В договорах аренды имеется ссылка на указанное свидетельство, подтверждающее статус Жаркова В.Е. как главы КФХ. В связи с этим, земельные участки были предоставлены заявителю как главе КФХ в порядке статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которому при наличии единственной заявки КФХ, необходимость публикации сообщений о предоставлении земельных участков не требуется.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Направило отзыв на жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по жалобам рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2011 по делу N А63-4162/2011 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.02.2011 глава КФХ Жарков В.Е. обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении в аренду на срок 10 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 233 га пашни, местонахождение которого: Ставропольский край, Новоселицкий район, примерно 11,5 км по направлению на юго-запад от ориентира с. Чернолесское, для осуществления деятельности фермерского хозяйства и использования для сельскохозяйственного производства (выращивание зерновых и зернобобовых культур) (т. 1, л.д. 102).
В заявлении Жарков В.Е. указал, что данная площадь необходима для обеспечения севооборота, основным видом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является выращивание зерновых и зернобобовых культур и исходя из численного состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства в количестве 2-х человек. Для этого у КФХ есть соответствующая производственная база и вся необходимая техника (трактор, плуг, сеялка, культиватор, автомобиль МАЗ, прицеп) и штат работников.
К заявлению прилагались копии свидетельств о регистрации КФХ и постановке на учет в налоговом органе, паспорта заявителя и члена КФХ Жарковой Р.В., договоры аренды сельскохозяйственной техники, свидетельства о регистрации автомобиля МАЗ и прицепа, доверенности на право управления и распоряжения прицепом, соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1, л.д. 103-112).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 16.02.2011 N 146 главе крестьянского (фермерского) хозяйства Жаркову В.Е. предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:19:060811:1 площадью 2338416 кв. м, местоположение: Ставропольский край, Новоселицкий район, участок находится в 11,5 км по направлению на юго-запад от ориентира центр с.Чернолесского, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для сельскохозяйственного производства (т. 1, л.д. 113).
В тот же день - 16.02.2011 между Министерством и главой КФХ Жарковым В.Е. заключен договор N 12-19 аренды указанного земельного участка на срок с 16.02.2011 по 15.02.2021 (пункт 3.1 Договора) (т. 1, л.д. 12-14, 15, 16).
В соответствии с пунктом 3.2 Договора он вступает в силу с момента государственной регистрации в федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Договоры аренды земельных участков, заключенные на срок не менее чем один год, подлежат государственной регистрации за исключением случаев, установленных законом (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Поскольку в пункте 3.2 договора аренды от 16.02.2011 N 12-19 предусмотрен срок аренды 10 лет, указанный договор подлежит государственной регистрации.
Глава КФХ Жарков В.Е. обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации вышеназванного договора аренды.
Сообщением от 25.04.2011 N 26-23/263/11 главе КФХ Жаркову В.Е. отказано в государственной регистрации договора аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отказ мотивирован тем, что Жарковым В.Е. не представлены оригинал или копия заблаговременной публикации в средствах массовой информации о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка.
Глава КФХ Жарков В.Е. обжаловал отказ в государственной регистрации договоров аренды в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду (пункт 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Из материалов дела следует, что глава КФХ Жарков В.Е. представил на государственную регистрацию договор аренды от 16.02.2011 N 12-19 и кадастровый паспорт земельного участка от 10.07.2008 (т. 1, л.д. 12-16, 114-115).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Следовательно, регистрационная служба вправе осуществить проверку законности представленных на государственную регистрацию договоров аренды, в том числе, соблюдение императивно установленного порядка их заключения.
Управление, отказывая в государственной регистрации договора аренды от 16.02.2011 N 12-19, указала на выявленные нарушения порядка предоставления земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно: отсутствие доказательств предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований главы КФК, пришел к выводу, что Управление правомерно отказало в регистрации договора аренды земельного участка, поскольку сторонами договора были допущены нарушения действующего законодательства о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что указанные регистрационной службой мотивы отказа не могут являться основанием отказа в государственной регистрации договора аренды, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации). Такое решение принимается в порядке, установленном статьями 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Специальные правила предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения предусмотрены главой 14 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой не устанавливают безусловный приоритет норм Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" над положениями иных федеральных законов.
Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" так же не содержит положений о его преимущественном применении при регулировании отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с указанным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, нормы Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" по сравнению с нормами Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" являются специальными и имеют приоритет.
Статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливает следующий порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:
- заинтересованные граждане обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства;
- уполномоченный орган с учетом зонирования территорий в течение месяца утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастрового учета;
- в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия уполномоченным органом решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ( 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 "438 и 439" установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Судом установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство Жаркова В.Е. было зарегистрировано 22.06.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 26 N 003140946 и выпиской из ЕГРИП (т. 1, л.д. 62, том 65-69).
Следовательно, с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, глава КФХ Жарков В.Е. был наделен статусом индивидуального предпринимателя в силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
В договоре аренды от 16.02.2011 N 12-19 указано, что на стороне арендатора выступил глава КФХ Жарков В.Е., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 26 N 003140946.
Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 26 N 003140946 представлено заявителем на государственную регистрацию вместе с договором аренды, что подтверждается расписками в получении документов на государственную регистрацию от 09.02.2011 (т. 1, л.д. 102).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения был предоставлен главе КФХ Жаркову В.Е. на основании вышеуказанного договора аренды для сельскохозяйственного производства, что соответствует основным видам деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотренным статьей 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Доказательства того, что спорный земельный участок был предоставлены и использовались Жарковым В.Е. для его личных нужд не связанных с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства, в материалах дела отсутствуют. При проведении государственной регистрации договора аренды от 16.02.2011 N 12-19 регистрационная служба такими сведениями также не располагала.
Следовательно, в силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предполагается, что договор аренды от 16.02.2011 N 12-19 совершен Жарковым В.Е. в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку обратное не доказано.
При таких обстоятельствах, из представленных для целей регистрации документов (распоряжения Министерства от 16.02.2011 N 146, договор аренды, кадастровый паспорт и свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства) усматривается, что земельный участок предоставляется по заявлению Жаркова В.Е. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Следовательно, регистрационная служба при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, должна была руководствоваться нормами статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые устанавливают специальный порядок получения крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, предназначенного для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в том числе расширения фермерского хозяйства.
Специальный порядок предоставления земельных участков КФХ не предусматривает обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрен упрощенный порядок предоставления земельных участков направленный на стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Доказательства наличия иных заинтересованных лиц на приобретение права аренды земельного участка для создания или расширения КФХ, в материалах дела отсутствуют.
Наличие общей нормы о необходимости (статья 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") заблаговременно публиковать информацию о свободных земельных участках, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды в тех случаях, когда специальный порядок, установленный Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", соответствующего требования не предусматривает.
При таких обстоятельствах, предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основания для отказа в государственной регистрации договора аренды от 16.02.2011 N 12-19 отсутствовали.
Управление, в порядке статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило доказательства законности отказа в государственной регистрации договора аренды, изложенного в сообщении от 25.04.2011 N 25/003/20011-370.
Таким образом, заявленные главой КФХ Жарковым В.Е. требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции о том, что несмотря на то, что статья 12 Закона о КФХ не предусматривает публикацию информации о предоставлении земельного участка для создания и осуществления деятельности крестьянского хозяйства, Закон о КФХ и Земельный кодекс Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 и пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации), предоставляя право на получение земельных участков без проведения торгов, возлагает на обратившее лицо бремя организации и несения расходов на проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет. В связи с чем предоставление земельных участков без проведения торгов не противоречит принципу эффективности и рациональности распоряжения государственными и муниципальными землями, а исходя из этих принципов сформированный освободившийся земельный участок должен быть выставлен на торги, что позволит с одной стороны рационально использовать землю, с другой стороны получить экономически эффективную плату за землю, тогда как земли, в отношении которых кадастровые работы не проводились, не могут быть предоставлены на торгах без выполнения затратных мероприятий по формированию земельных участков, поэтому обеспечение этих работ за счет лица, обратившегося за получением земельного участка, не только сэкономит бюджетные средства, но и ускорит вовлечение земельного участка в гражданский оборот.
Выводы суда первой инстанции о том, что повторное предоставление сформированного земельного участка сельскохозяйственного назначения возможно только при осуществлении мероприятий по организации торгов и публикации сообщений, в том числе для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, противоречат федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в котором отсутствуют какие-либо указания на ограничения в предоставлении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка.
При этом суд первой инстанции, сославшись на рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа от 20.05.2011 о том, что земельный участок не может быть предоставлен по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, если он сформирован до момента обращения в уполномоченный орган гражданина (юридического лица) и опубликования соответствующей информации, не учел, что предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянско-фермерского хозяйства регулируется специальными нормами права.
По указанным выше основаниям суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции и о том, что предоставление ранее сформированного не за счет заявителя земельного участка в равной степени противоречит как статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей в силу статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" общий порядок предоставления земельных участков этой категории, так и статье 12 Закона о КФХ, которая хотя и является специальной нормой, но содержит только одно исключение из общего правила предоставления земельных участков - отсутствие обязанности осуществить публикацию информации о предоставлении земельного участка.
Установленные обстоятельства, а именно: земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет задолго до обращения заявителя (20.03.2006) и ранее находился в аренде Сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоза "Новоселицкий" по договору аренды N 4-19 от 17.03.2008, который соглашением от 09.06.2010 между Министерством и СПК-колхозом "Новоселицкий" расторгнут, а земельный участок продолжал существовать как ранее учтенный и свободный от обременений иных лиц, на основании которых суд первой инстанции пришел к выводу, что по заявлению Жаркова В.Е. Министерством не проведена процедура, предусмотренная статьей 12 Закона о КФХ, с привлечением органа местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка, а вынесено постановление о предоставлении заявителю уже существующего свободного земельного участка, чем нарушен порядок предоставления земельных участков, которые суд апелляционной инстанции считает ошибочными и основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что главой КФХ Жарковым В.Е. в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы для регистрации договора аренды земельного участка от 16.02.2011 N 12-19, отказ в государственной регистрации права от 25.04.2011 N 26-23/263/11 не соответствует требованиям Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", нарушает права и законные интересы заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, создает препятствия для использования земельного участка в целях сельскохозяйственного производства.
Следовательно, оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды от 16.02.2011 N 12-19, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ не имеется, а поэтому отказ в государственной регистрации права от 25.04.2011 N 26-23/263/11 является незаконным.
В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права ли процессуального права.
Учитывая, что допущенные судом первой инстанции нарушения привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2011 по делу N А63-4162/2011 является незаконным и необоснованным, а поэтому в силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции надлежит отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, апелляционные жалобы подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе главы КФХ Жаркова В.Е. в сумме 1000 руб. относятся на Управление и подлежат взысканию с Управления в пользу главы КФХ Жаркова В.Е.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2011 по делу N А63-4162/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 16.02.2011 N 12-19 сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 26:19:060811:1 площадью 2 338 416 кв. м, незаконным, как несоответствующий Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 16.02.2011 N 12-19, находящегося в государственной собственности, и расположенного по адресу Ставропольский край, Новоселицкий район, в 11,5 км по направлению на юго-запад от ориентира центр с.Чернолесского с кадастровым номером 26:19:060811:1 площадью 2 338 416 кв. м.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жаркова Валерия Евгеньевича уплаченную в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4162/2011
Истец: Жарков В Е, Жарков Валерий Евгеньевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому4 краю
Третье лицо: Министерство имущественных отношений СК, Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7427/12
30.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7427/12
21.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-52/12
23.11.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2628/11
07.09.2011 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2628/11
23.08.2011 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4162/11