г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2006 г. |
Дело N А56-41264/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.А. Шестаковой
судей И.Б. Лопато, Л.А. Шульги
при ведении протокола судебного заседания: В.И. Агеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5249/2006) МИ ФНС РФ N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2006 года по делу N А56-41264/2005 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Трансрейд"
к Межрайонной инспекции ФНС N 8 по Санкт-Петербургу, Межрайонной инспекции ФНС N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным ненормативного акта
при участии:
от заявителя: Д.В.Малахов по дов.от 05.01.06 г., С.Е.Аронов по дов.от 01.03.06 г., Т.В.Комеренко по дов.от 10.07.06 г.,
от ответчика: МИ ФНС РФ N 13 - Н.А.Хачикян по дов.от 01.06.06 г., МИ ФНС РФ N 8 - Бобкова Н.И. по дов.от 03.04.06 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансрейд" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Санкт-Петербургу N 18/13161 от 16.06.2005 г. об отказе в возмещении НДС по уточненной налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 г. в сумме 78106 руб. Данная сумма представляет собой разницу между суммами, заявленными к возмещению по первоначально поданной декларации 314294 руб., возмещение по которой произведено и суммой возмещения по уточненной декларации 392400 руб.
В порядке установления способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества заявлено требование об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Санкт-Петербургу возместить из бюджета указанную сумму, в связи с переходом в данную инспекцию на учет.
Решением суда первой инстанции от 14.03.2006 г. требования заявителя удовлетворены.
Межрайонная Инспекция ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу обжаловала решение в апелляционном порядке и просит отменить его, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение вынесено с нарушением норм действующего налогового законодательства, которое не предусматривает возможности представления для обоснования размера НДС, подлежащего возмещению из бюджета, справки-расчета по подтвержденному и не подтвержденному экспорту, как это установлено учетной политикой общества. Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171-172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В данном случае, изменение суммы НДС к возмещению, согласно первоначальной налоговой декларации по отношению к уточненной (корректирующей) основано не на фактическим изменении сумм реализации по экспорту и (или) сумм вычетов, а на изменении справки-расчета сумм НДС по подтвержденному и неподтвержденному экспорту за отчетный период, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ не является основанием для предъявления налоговых вычетов.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС N 8 по Санкт-Петербургу в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество возражало против удовлетворения жалобы, указав, положения главы 21 НК РФ им соблюдены, а разница по возмещаемому налогу, согласно данным уточненных налоговых деклараций, объясняется исправлением допущенных ошибок, что следует из таблиц N N 1 и 2, представленных в материалы дела.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Межрайонной Инспекцией ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Трансрейд" уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 г., а также документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов, по результатам которой 16.06.2005 г. вынесено Решение N 18/13161 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость по уточненной декларации в размере 392400 руб.
Из содержания Решения следует, что, основанием для отказа в возмещении НДС явилось несогласие налогового органа с примененной обществом методикой расчета сумм НДС, приходящихся на подтвержденный и не подтвержденный экспорт. Фактически как с первоначальной налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов, так и с уточненной налоговой декларацией за тот же налоговой период февраля 2004 г. обществом представлен идентичный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, что отражено в решении налогового органа. Возникшая разница отражена в представленной одновременно с уточненной налоговой декларацией справке-расчете.
По мнению налогового органа, справка-расчет суммы НДС по подтвержденному и не подтвержденному экспорту за налоговый период в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ не является основанием для предъявления налоговых вычетов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из соблюдения обществом положений статьи 165 НК РФ, определяющих порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, а также указал на возможность применения налоговых вычетов в соответствии с утвержденной обществом учетной политикой - п. 3.1.3.1 Приказа от 31.12.2003 г. N 01-12.
Кроме того, суд указал, что правила учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом РФ не определены и, следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
С учетом исследования представленных в материалы дела доказательств, а также положений учетной политики заявителя, суд сделал вывод, что расчет долей НДС, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок, представленный обществом, не противоречит утвержденной учетной политике и не противоречит закону.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда, содержащиеся в обжалуемом решении, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что общество осуществляет стивидорные работы в порту, погрузо-разгрузочные операции, перевалку нефтепродуктов на морские суда, вывозящие переваленное топливо в таможенном режиме экспорт. Данные работы (услуги), согласно аб. 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по НДС по налоговой ставке 0 процентов.
По первоначально поданноу налоговойц декларации за февраль инспекцией, по результатам камеральной проверки выносилось решение от 21.06.04 г. N 12/12406 об отказе в применении вычетов, которое было оспорено в судебном порядке и признано недействительным. При этом судом установлено, что у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в возмещении НДС, т.е. заявитель в порядке, предусмотренном статьей 165 НК РФ, подтвердил свое право на применение налоговой ставки 0 процентов в феврале 2004 г. по указанным работам ( услугам), связанным с экспортом товаров. Решение суда по делу А56-24485/04 вступило в законную силу ( л.д.84 т.1). Суд обязал инспекцию возместить налог в размере 314294 руб.
Во исполнение решения суда сумма НДС в размере 314294 руб. была возвращена налоговым органом заявителю, что подтверждается представленными в материалах дела копиями платежных документов.
Согласно уточненной налоговой декларации была к вычету заявлена сумма 392400 руб.
Сумма реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налоговой ставкой 0 процентов, во всех указанных выше налоговых декларациях отражена одна и та же.
В связи с тем, что при исчислении налоговых вычетов, подлежащих отнесению на экспорт работ (услуг), были допущены ошибки в расчетах, заявителем в порядке статьи 81 НК РФ в налоговый орган представлялись уточненные налоговые декларации.
Обжалуемое решение налогового органа было принято по уточненной налоговой декларации, одновременно с которой обществом в инспекцию были представлены как документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и подтверждающие право на применение налоговой ставки 0 процентов, так и справка-расчет, составленная с учетом действующей в организации учетной политики, что не оспаривается.
29.06.2005 г. обществом подано заявление о возврате НДС в сумме 78106 руб. на основании уточненной налоговой декларации (л.д. 35 т. I) с учетом поступление на его счет возмещения НДС по первоначальной декларации.
Таким образом, фактически, поскольку вступившими в силу судебными актами подтверждено право применения вычета по налогу в рассматриваемом периоде, расчет которого произведен на основании правил, установленных обществом в учетной политике, доводы налогового органа о том, что такой расчет вычета по налогу не соответствует законодательству, противоречит установленным судебными инстанциями выводам.
В силу ст.63 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда могут вновь не доказываться при рассмотрении дел с участием тех же лиц.
При этом, не имеет правового значения тот факт, что обществом представлен уточненный расчет вычета, составленный в результате ошибки в применении той же своей учетной политики, поскольку сам факт возможности применения такого метода признан судом.
При этом, пакет документов, подтверждающих предъявление к возмещению НДС в уточненной налоговой декларации идентичен ранее представленному, а изменение суммы НДС, приходящейся на налоговые вычеты, основано исключительно на положениях учетной политики организации и справке-расчете.
Кроме того, согласно п. 3.1.4.2 приказа об учетной политике ООО "Трансрейд" НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), приходящийся на экспорт, с учетом НДС по неподтвержденному экспорту за предыдущий период, пересчитывается на удельный вес подтвержденного экспорта за отчетный период в общем объеме реализации товаров (работ, услуг) на экспорт. Доля подтвержденного экспорта определяется за отчетный месяц. В этом случае НДС, приходящийся на подтвержденный экспорт, определяется за месяц с учетом остатка на начало месяца.
Инспекция полагает, что в ФЗ "О бухгалтерском учете", НК РФ, Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденном приказом МФ РФ от 09.12.1998 г. N 60н, и Приказе МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", отсутствует аналогичный ( подобный) приказу по учетной политике общества порядок расчета суммы НДС, т.е. по подтвержденному и не подтвержденному экспорту.
Однако, право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0% (пункт 1 статьи 164 НК РФ), и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171 - 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налога (вычеты), предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии первичных документов.
Таким образом, НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) принимается к вычету при соблюдении четырех условий: товары (работы, услуги) приняты на учет; НДС по ним уплачен; имеется счет-фактура, выставленный поставщиком товаров (работ, услуг); товары (работы, услуги) предназначены для использования в операциях, облагаемых НДС.
По товарам (работам, услугам), используемым в рамках экспортных операций, предусмотрено также условие, в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ о представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов, а также документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Данные условия обществом соблюдены.
Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров, облагаемых по ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно п.1 ст.173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров ( работ, услуг), в том числе облагаемых по ставке 0%, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, указанных в п.3 ст.173 НК РФ.
Согласно п.3 ст. 173 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных ст. 171 НК РФ в отношении экспортных операций, производятся при предоставлении документов по ст.165 НК РФ.
Таким образом, при установлении того, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам налога включению в вычеты по экспортным операциям по ставке 0%, следует руководствоваться общими нормами применения вычетов - т.е. ст.ст.171,172 НК РФ.
Резюмируя изложенное нужно сказать, что налогоплательщик обязан определить и в отдельной налоговой декларации отразить налоговую базу и налог по операциям реализации, и уменьшить подлежащую уплате сумму на вычеты по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления операций по данной декларации в данном налоговом периоде, т.е. отразить в составе вычетов стоимость ресурсов, которые оплачены и приняты к учету до момента вывоза товаров в режиме экспорта.
Аналогичная правовая позиция высказана ВАС РФ в Постановлении Президиума от 19.10.04 г. N 4356/04 и Постановлении Президиума от 14.03.06 г. N 12797/05.
В том числе может быть отражен в составе вычетов частично оплаченный налог или может быть отражена сумма оплаченного ранее налога не в полном размере, а как в данном случае, пропорционально экспорту, подтвержденному документами.
Из материалов дела, в том числе таблиц расчета НДС по декларации видно, что в составе вычетов по экспорту отражены суммы оплаченного налога по счетам-фактурам, выставленным и оплаченным до рассматриваемого отчетного периода - в июне-августе 2003 года.
Налог оплаченный поставщикам, по товарам ( работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, что не оспаривается инспекцией, разделен пропорционально суммам реализации на экспорт, по которым собраны необходимые документы и не собраны. Таким образом, по мере сбора документов по ст.165 НК РФ и др. необходимых документов отражается ранее оплаченный налог в вычетах. Суд не усматривает противоречий с нормами НК в данной ситуации.
Как правильно указал суд первой инстанции, правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
Поскольку глава 21 НК РФ не содержит положений о порядке ведения раздельного учета НДС между экспортными и внутренними операциями, налогоплательщик вправе доказывать фактическое ведение им раздельного учета любыми документами, составленными с учетом утвержденной им учетной политики. В данном деле таким документом является справка-расчет НДС, в соответствии с которой за налоговый период произведено распределение НДС между экспортными и внутренними операциями. Произведенный Обществом в спорный налоговый период расчет не противоречит утвержденной учетной политике, в силу чего является правильным.
Поскольку методика ведения раздельного учета НДС является элементом налогового учета, справки-расчеты, составляемые Обществом по итогам соответствующих налоговых периодов, в данном случае следует рассматривать как первичные документы налогового учета, отражающие осуществление заявителем раздельного учета для целей налогообложения.
Статьей 81 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика при обнаружении ошибок вносить соответствующие дополнения и изменения в ранее поданную налоговую декларацию. Обществом такое право реализовано применительно к допущенной ошибке в сумме налоговых вычетов за февраль 2004 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2006 года по делу А56-41264/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИ ФНС РФ N 13 по Санкт-Петербургу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41264/2005
Истец: ООО "Трансрейд"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N13 по Санкт-Петербургу, Межрайонная инспекция ФНС N8 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5249/06