г. Пермь |
|
02 декабря 2011 г. |
Дело N А50-11109/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя ООО "Фабрика К" (ОГРН 1085904020047, ИНН 5905259489) - Лунев А.М., паспорт, доверенность от 15.05.2011 (в материалах дела),
от заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) - Ваулин М.В., удостоверение, доверенность от 01.06.2011 (в материалах дела),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2011 года
по делу N А50-11109/2011,
принятое судьей Кульбаковой Е.В.,
по заявлению ООО "Фабрика К"
к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
о признании незаконным решения регистрирующего органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фабрика К" (далее - заявитель, ООО "Фабрика К") обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г.Перми (далее - заинтересованное лицо, ИФНС по Свердловскому району г.Перми, Инспекция) с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ - л.д.57) о признании незаконным решения от 23.03.2011 г.. об отказе в государственной регистрации начала процедуры реорганизации в форме присоединения ООО "Фабрика К".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2011 г.. (резолютивная часть от 21 сентября 2011 г..) заявленные требования удовлетворены, решение ИФНС по Свердловскому району г.Перми об отказе в государственной регистрации начала процедуры реорганизации в форме присоединения признано незаконным, с Инспекции в пользу заявителя взысканы расходы по оплате госпошлины 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ИФНС по Свердловскому району г.Перми обратилась с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочности выводов суда об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в регистрации начала процедуры реорганизации, поскольку обществом не выполнены требования Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г.. и Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 г.. по представлению документов на государственную регистрацию начала процедуры реорганизации в форме присоединения общества.
Представитель апеллянта поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения налогового органа.
Заявитель представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому не согласен с позицией налогового органа, полагая, что требования к представлению документов регистрирующему органу обществом выполнены в полном объеме.
Представитель заявителя поддержал изложенную в письменном отзыве позицию.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 18.03.2011 г.. ООО "Фабрика К" в лице председателя ликвидационной комиссии Шугаевой И.А. обратилось в ИФНС России по Свердловскому району г.Перми с заявлением -уведомлением о начале процедуры реорганизации (л.д.39).
23.03.2011 г.. регистрирующим органом ИФНС России по Свердловскому району г.Перми принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "Фабрика К" при уведомлении о начале процедуры реорганизации в связи с непредставлением определенных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов:
- заявления-уведомления о начале процедуры реорганизации;
-решения о реорганизации (л.д.17).
Регистрирующим органом признаны непредставленными вышеуказанные документы по следующим основаниям:
- заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации не содержит признаков достоверности в части указания сведений о номерах страниц заявления (заполнено пять листов с указанием номера страницы "04"), п.8, п.9.2 Листов А (Сведения о юридических лицах, участвующих в реорганизации);
- решения о реорганизации, принятые каждым юридическим лицом, участвующим в реорганизации, в регистрирующий орган не представлены (представлен протокол общего собрания участников юридических лиц, участвующих в реорганизации).
Решение об отказе в регистрации принято регистрирующим органом на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
ООО "Фабрика К", находя данное решение не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое решение регистрирующего органа, поскольку перечень документов, представленных обществом на регистрацию, соответствует установленному ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при заполнении заявления допущены технические ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности указанных в нем сведений.
Данный вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит ошибочным. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные суду доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение ИФНС по Свердловскому району г.Перми является законным и обоснованным, права и законные интересы заявителя оспариваемым решением не нарушены.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ N 129-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст.1 ФЗ N 129-ФЗ).
Соответственно, при обращении с заявлением о государственной регистрации юридического лица с организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью при его создании, реорганизации либо ликвидации наряду с Федеральным законом N 129-ФЗ подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В силу п.п. 1, 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), п.п. 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" реорганизация общества с ограниченной ответственностью может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (ч.ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В соответствии с протоколом общего собрания участников ООО "Фабрика К", ООО "Фабрика КС", ООО "Фабрика УК", ООО "Энергостроймонтаж", ООО "ВентСервисПлюс" (далее - общества) от 22.02.2011, участниками указанных обществ принято решение о реорганизации ООО "Фабрика К" в форме присоединения к нему ООО "Фабрика КС", ООО "Фабрика УК", ООО "Энергостроймонтаж", ООО "ВентСервисПлюс". Обществу "Фабрика К" поручено осуществить все необходимые действия по представлению в налоговый орган сообщения о начале процедуры реорганизации обществ, а также опубликовать сообщение о соответствующей реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" (далее-решение от 22.02.2011) (л.д.43 об.).
Согласно ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Поскольку в рассматриваемой ситуации имело место реорганизация ООО "Фабрика К" в форме присоединения к нему других обществ с ограниченной ответственностью, общим решением данных лиц ООО "Фабрика К" было поручено осуществить все действия по представлению в налоговый орган сообщения о начале процедуры реорганизации всех лиц, последнее выступило заявителем по уведомлению регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации.
ООО "Фабрика К" представило в регистрирующий орган следующие документы:
- заявление - уведомление о начале процедуры реорганизации;
- решение о реорганизации, принятое на совместном общем собрании юридических лиц, участвующих в реорганизации, от 22.02.2011 г...
Суд первой инстанции пришел к выводу, что перечень документов, представленных обществом на регистрацию уведомления о начале процедуры реорганизации, соответствует перечню, установленному ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с пунктом 4 статьи 9 названного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление иных кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, регистрирующий орган не вправе был отказывать обществу в регистрации по основанию отсутствия решений всех реорганизуемых обществ, поскольку волеизъявление юридических лиц на реорганизацию по смыслу ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" может быть оформлено, как отдельным решением каждого юридического лица, участвующего в реорганизации, так и единым решением о реорганизации, принятым на совместном общем собрании юридических лиц, участвующих в реорганизации.
Между тем, судом первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 14-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Требования к перечню документов, представляемых юридическим(и) лицом(-ами) на регистрацию уведомления о начале процедуры реорганизации, установлены ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Положениями данной правовой нормы определены субъекты, которые обязаны обратиться в регистрирующий орган с заявлением-уведомлением о начале процедуры реорганизации, и документ, подлежащий представлению с заявлением, а именно: решение о реорганизации.
Поскольку в рассматриваемой ситуации в реорганизации участвуют несколько юридических лиц, присоединяющиеся к одному юридическому лицу, представлению (по настоящему делу наряду с общим решением участников реорганизации) подлежат решения о реорганизации каждого юридического лица, на основании которых в отношении каждого из них подлежит регистрация сведений о начале процедуры их реорганизации.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о начале процедуры реорганизации каждого юридического лица (регистрация уведомления) регистрирующему органу необходим документ, подтверждающий данный юридический факт (реорганизацию), каковым является, прежде всего, принятое в соответствии со ст.57 Гражданского кодекса РФ решение самого юридического лица о реорганизации в определенной форме.
Суд апелляционной инстанции полагает недостаточным одного документа, совместного решения юридических лиц, принявших решение о реорганизации путем присоединения к одному из юридических лиц, свидетельствующего, как указал суд первой инстанции, о волеизъявлении каждого участника.
В соответствии с ч.2 ст.53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта.
Следовательно, каждое общество обязано принять самостоятельное решение о реорганизации при участии в реорганизации в форме присоединения. Данный юридический факт влечет правовые последствия, в том числе обязанность по уведомлению регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации.
Задача совместного общего собрания участников обществ, участвующих в присоединении, несколько иная и определена положениями ч.3 ст.53 Федерального закона N 14-ФЗ, а именно: внесение в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменений, предусмотренных договором о присоединении, а также при необходимости решение иных вопросов, в том числе вопросов об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение.
Отражение волеизъявления участника общего собрания в совместном решении о реорганизации в форме присоединения без принятия данным участником собственного решения о реорганизации в форме присоединения не может свидетельствовать о свершившемся юридическом факте, влекущим правовые последствия. Совместного решения юридических лиц о реорганизации в форме присоединения без принятия ими собственных решений регистрирующему органу является недостаточным для регистрации сведений о начале реорганизации каждого юридического лица.
Проанализировав требования вышеуказанных норм права применительно к заявлению-уведомлению ООО "Фабрика К" и представленным с ним документам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности вывода ИФНС по Свердловскому району г.Перми, что заявителем не представлены на регистрацию уведомления о начале процедуры реорганизации решения о реорганизации юридических лиц, участвующих в реорганизации, соответственно оспариваемое заявителем решение регистрирующего органа об отказе в регистрации от 23 марта 2011 г.. является законным и обоснованным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не считает возможным признать как допущенную техническую ошибку, не влияющую на достоверность представленных документов, указание в заявлении - уведомлении о начале процедуры реорганизации при его заполнении в пункте 3 неверного количества юридических лиц, участвующих в реорганизации (4 вместо 5), несмотря на то, что на листе А заявителем указаны все 5 юридических лиц, участвующих в реорганизации, и необходимые о них сведения.
Налоговый орган выступает регистрирующим органом, вносит сведения на основании данных, указанных в заявлении, которые должны быть правильными и сопоставимыми между собой.
Налоговый орган не вправе вносить изменения, исправления в поданные заявителем документы, ни в заявление-уведомление, ни в приложенные к нему документы, соответственно ошибочно внесенные обществом данные относительно количества юридических лиц, участвующих в реорганизации, свидетельствуют о недостоверности сведений, указанных в заявлении, следовательно, документы не могут быть признаны представленными.
Поскольку требования действующего законодательства при обращении с заявлением о регистрации уведомления о начале процедуры реорганизации ООО "Фабрика К" не были соблюдены, налоговой инспекцией правомерно отказано обществу в государственной регистрации по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Законным и обоснованным решением налогового органа не могут быть нарушены права и законные интересы заявителя.
При данных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований обществу следует отказать.
Поскольку судом первой инстанции допущено неверное применение норм материального права, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2011 года по делу N А50-11109/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Фабрика К" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11109/2011
Истец: ООО "Фабрика К"
Ответчик: ИФНС России по Свердловскому району г. Перми