г. Пермь |
|
16 июня 2010 г. |
Дело N А71-744/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шварц Н. Г.
судей Назаровой В.Ю., Соларевой О.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой О.В.,
при участии:
от истца Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания": не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика 1)Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия N 56; 2)Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска: не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 2 апреля 2010 года
по делу N А71-744/2010,
принятое судьей Сидоренко О.А.
по иску Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Муниципальному общеобразовательному учреждению гимназия N 56, Муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению гимназия N 56 (далее - МОУ гимназия N 56) о взыскании 425 976 руб. 52 коп. задолженности по оплате электрической энергии, 3 921 руб. 92 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 309, ст. 310, ст. 395, ст. 539, ст. 544 ГК РФ.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ АПК РФ до вынесения решения судом первой инстанции от истца принят отказ от иска в части взыскания 425 976 руб. 52 коп. задолженности и увеличение размера иска до 8 235 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (л.д. 78-79,131-132,153).
Определением суда от 11.03.2010 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г.Ижевска (л.д. 129-130).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 2 апреля 2010 года с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г.Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" взыскано 8 235 руб. - процентов за пользование чужими денежными и возмещение судебных расходов в размере 500 руб. В удовлетворении остальной части иска к Муниципальному общеобразовательному учреждению гимназия N 56 отказано. Производство по делу в части взыскания 425 976,52 руб. долга прекращено.
Ответчик, Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания процентов и в возмещении судебных расходов и принять в указанной части по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с постановлениями Пленума ВАС от 22.06.2006 г. N 21, N 23, ст. ст. 48, 120, 526 ГК РФ, ст. ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.06.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) муниципальным заказчиком может выступать бюджетное учреждение, которое самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, следовательно, Управление финансов Администрации города Ижевска не является главным распорядителем бюджетных средств Муниципального образования "Город Ижевск" для бюджетного учреждения - получателя средств местного бюджета, которым в данном случае является Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия N56. Ссылаясь на ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, полагает, что Управление финансов Администрации города Ижевска является финансовым органом муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета.
Ответчик, Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия N 56 представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным и просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Истец, Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части, с учетом отсутствия возражения лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (Гарантирующий поставщик) и МОУ гимназия N 56 (Потребитель) заключен договор энергоснабжения (для потребителей, финансируемых за счет средств местного бюджета") N Р3043 от 1.07.2009 г.. (л.д.10-16), в соответствии с которыми гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии потребителю в объемах утвержденных лимитов бюджетного финансирования, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договоров с территориальной сетевой организацией, а потребитель принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги в порядке, предусмотренном разделом 5 договора, приложением N1 от 1.10.2009 г.. к договору энергоснабжения N Р3043 от 01.07.2009 г..
Порядок расчетов за электрическую энергию предусмотрен пунктом 5.4 договора, согласно которому плата за электрическую энергию производится до 12 числа месяца, следующего за расчетным. Согласно Дополнительному соглашению N 1 от 01.10.2009 г.. ориентировочная цена договора на 2009 г.. составляет 595 859 руб., в том числе НДС 18% (л.д. 139).
В соответствии с п. 7.4 договора, в случае нарушения Потребителем сроков оплаты установленных п. 5.4 договора, потребитель уплачивает гарантирующему поставщику проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа в соответствии со ст. 395 ГК РФ и ст. 9 федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Во исполнение условий договора истец в период с июля 2009 г. по октябрь 2009 г. поставил потребителю электрическую энергию и предъявил к оплате счета-фактуры: N 72696 от 31.07.2009 г.. на сумму 16 496 руб. 70 коп.; N 94 664 от 31.08. 2009 г.. на сумму 90 083 руб., N 116945 от 30.09.2009 г.. на сумму 210 147 руб. 20 коп., N 143 941 от 31.10.2009 г.. на сумму 128 745 руб. 58 коп.
Предъявленные Гарантирующим поставщиком счета фактуры в сроки, установленные пунктом 5.4 договора не были оплачены, вследствие чего на 31.10.2009 г.. за поставленные энергоресурсы по договору N Р3043 от 01.07.2009 г.. образовалась задолженность в сумме 445 473 руб. 22 коп. Указанное обстоятельство подтверждается Актом сверки взаимных расчетов подписанных Гарантирующим поставщиком и Потребителем без разногласий.
Письмом от 27.11.2009 г.. N 38/7314, направленным в адрес Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия N56 истец указал, что в соответствии с п. 7.4 договора за нарушение сроков оплаты, на ответчика возложена обязанность по уплате пени, которые за период с 21.09.2009 г. по 26.11.2009 г.. составили 4 677 руб. 39 коп., предоставив трехдневный срок с момента получения претензии на оплату.
Отсутствие платежей явилось основанием для обращения с иском о взыскании задолженности и процентов. Поскольку Управлением финансов Администрации города Ижевска с января 2010 г.. была произведена 18.01.2010 г.. оплата задолженности истец заявил отказ от иска в части взыскания основного долга. В связи с несвоевременной оплатой полученной электрической энергии истец просит арбитражный суд взыскать 8 235 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на основании статьи 395 ГК РФ и пункта 7.4 договора энергоснабжения N Р3043 от 1.07.2009 г.. за период с 31.08.2009 г.. по 18.01.2010 г..
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования за счет Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск", пришел к выводу, что должником по обязательствам, вытекающим из договора N Р3043 от 01.07.2009 г., является муниципальное образование, в данном случае - Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска, у которого находятся выделенные для оплаты бюджетные средства.
Исследовав материалы дела, доводы сторон суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Факт поставки энергоресурсов по договору энергоснабжения N энергоснабжения N Р3043 от 01.07.2009 г. и несвоевременной их оплаты подтверждается представленными в материалы дела договором энергоснабжения (для потребителей, финансируемых за счет средств местного бюджета) N Р3043 от 01.07.2009 г.., Дополнительным соглашением N 1 от 01.10.2009 г.. к договору энергоснабжения N Р3043 от 01.07.2009 г.., счетами-фактурами за июль - октябрь 2009 г.., актами приема-передачи электрической энергии за июль - октябрь 2009 г.., сведениями о начислениях по активной энергии за июль-октябрь 2009 г.., платежными поручениями, свидетельствующими об оплате полученных энергоресурсов ответчиком, актами сверки взаимных расчетов за 3 квартал 2009 г.., за период с июля по октябрь 2009 г.., за период с июля по август 2009 г..
В соответствии с ч. 3 ст. 486 ГК РФ, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с п. 7.4 договора также установлено, что в случае нарушения потребителем сроков оплаты установленных п. 5.4 договора, потребитель уплачивает гарантирующему поставщику проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа в соответствии со ст. 395 ГК РФ и ст.9 ФЗ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что требование истца о взыскании процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ обосновано и подлежит удовлетворению в размере 8 235 руб. исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,5 % за период с 31.08.2009 г.. по 18.01.2010 г..
Расчет процентов судом первой инстанции проверен исследован судом апелляционной инстанции и признан правильным.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции указывает, что в соответствии с постановлениями Пленума ВАС от 22.06.2006 г. N 21, N 23, ст. ст. 48, 120, 526 ГК РФ, ст. ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.06.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" муниципальным заказчиком может выступать бюджетное учреждение, которое самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, следовательно, Управление финансов Администрации города Ижевска не является главным распорядителем бюджетных средств Муниципального образования "Город Ижевск" для бюджетного учреждения - получателя средств местного бюджета, которым в данном случае является Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия N56.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и отклонен на основании следующего.
Как следует из обстоятельств дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, заключенный между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и Муниципальным общеобразовательным учреждением гимназия N 56 договор энергоснабжения N Р3043 от 01.07.2009 г. является муниципальным контрактом., который зарегистрирован 08.09.2009 г.. в реестре муниципальных контрактов за номером 2600709031523 в размере муниципального обязательства на сумму 693 657 руб., что подтверждается штампом о регистрации Управления финансов г.Ижевска, проставленным на договоре N Р3043 от 01.07.2009 г.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Приказом от 27.03.2008 г.. N 111-п Управления финансов администрации города Ижевска утвержден "Порядок санкционирования оплаты денежных средств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска", который регулирует отношения, возникшие в процессе исполнения бюджета муниципального образования "город Ижевск" по расходам.
В соответствии с данным Порядком Управлении финансов Администрации города Ижевска является финансовым органом, организующим исполнение бюджета, осуществляющим санкционирование расходов и кассовое обслуживание бюджета.
Поскольку при заключении муниципального контракта на оказание услуг по теплоснабжению для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование, в данном случае - муниципальное образование "Город Ижевск" в лице уполномоченного органа (Управления финансов Администрации города Ижевска), у которого находятся выделенные для оплаты указанных услуг бюджетные средства.
Кроме того, условиями самого договора энергоснабжения N Р3043 от 01.07.2009 г. предусмотрена оплата услуг теплоснабжения из средств местного бюджета (пункты 3.7, 5.4 договора).
Так, согласно пункту 5.4 договора энергоснабжения N Р3043 от 01.07.2009 г.. оплата за потребляемую электрическую энергию в объеме выделенных лимитов производится за счет средств местного (республиканского) бюджета путем списания денежных средств с лицевого счета потребителя, открытого в Отделении Управления федерального казначейства Удмуртской Республики.
Факт нарушения сроков оплаты Управлением финансов Администрации г.Ижевска подтверждается платежными требованиями, которые первым ответчиком были своевременно направлены для оплаты в Управление финансов Администрации г.Ижевска, а также штампами Управления финансов г.Ижевска на платежных поручениях, письмами N 89 от 09.12.2009 г.., б/н от 14.01.2010 г..
Таким образом, следует признать, что суд первой инстанции правомерно установил надлежащего ответчика по настоящему делу - Муниципальное образование "Город Ижевск", участвующего в процессе в лице Управления финансов Администрации города Ижевска.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на ст. 120 ГК РФ в обоснование довода о возложении обязательства по оплате оказанных истцом услуг теплоснабжения на Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия N 56, несостоятельны, поскольку в данном случае положения ч. 2 ст. 120 ГК РФ, устанавливающей ответственность муниципального учреждения по собственным обязательствам и субсидиарную ответственность собственника имущества применению не подлежат, так как Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия N 56 в возникших между сторонами правоотношениях является муниципальным заказчиком, действующим от имени и в интересах муниципального образования.
На основании изложенного решение суда от 2 апреля 2010 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционным жалобам относится на заявителя. Поскольку ответчик - Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска освобожден от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, госпошлина взысканию с него не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 2 апреля 2010 года по делу N А71-744/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. Г. Шварц |
Судьи |
В. Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-744/2010
Истец: ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
Ответчик: "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 56", Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия N56
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4889/10