г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А42-7114/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Кодряну В.В. по доверенности от 14.03.11, Арзамасцев И.И. по доверенности от 18.10.2010
от ответчика (должника): Спящий А.Ю. по доверенности от 31.12.2010 N 14-27/80842, Круль Т.Р. по доверенности от 18.05.2011 N 17-27/23757
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-18707/2011) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.06.2010 по делу N А42-7114/2010 (судья Драчёва Н.И), принятое
по заявлению ОАО "Мурманский комбинат хлебопродуктов"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании недействительным решения от 30.06.2010 N 10170
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский комбинат хлебопродуктов" (ОГРН 1025100832063; место нахождения: 183034, Мурманская обл, г.Мурманск, ул. Промышленная, 23; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения N 10170 от 30.06.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее - ответчик, инспекция).
Решением суда первой инстанции от 06.09.2011 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку ОАО "Мурманский комбинат хлебопродуктов" является коммерческой организацией, полученные им субсидии не признаются целевыми поступлениями по смыслу пункта 2 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. Кроме того, заявителем не велся раздельный учет расходов и доходов, полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Представители Общества возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по всем налогам за период 2007 и 2008 годы.
Актом выездной налоговой проверки было установлено, что общество в 2008 году являлось получателем субсидии из областного бюджета на возмещение 30% стоимости железнодорожного тарифа на завоз зерна для промышленной переработки в сумме 15 318 000 руб. В платежных поручениях в графе "назначение платежа" Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Мурманской области указал, что перечисляется субсидия на реализацию мероприятий целевой программы "Развитие комбикормового производства_" (л.д.18 т.10). Полученные средства не были включены обществом в состав доходов по налогу на прибыль за 2008 год на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ как целевые поступления из бюджета. В налоговой декларации (л.д. 154 т.9) налогоплательщиком заполнен Лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования". В данном разделе декларации налогоплательщиком отражены денежные средства в сумме 15 318 000 руб. по коду вида поступлений денежных средств "340".
Направление расходования денежных средств, поступивших в возмещение 30 % ж/д тарифа отражено инспекцией в приложении N 10 к акту (л.д.17-23 т.9).
По результатам рассмотрения акта проверки с учетом возражений налогоплательщика (л.д. 109-114 т.8), Инспекция приняла решение N 10170 от 30.06.2010 (л.д.54-106 т.1) о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 735 264 руб., Обществу был также доначислен налог на прибыль организаций в сумме 3 676 320 руб. и соответствующие суммы пени.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод налогового органа о нарушении Обществом п.1 ст.54, ст. 250, 251 НК РФ выразившемся в занижении внереализационных доходов на 15 318 000 руб. в результате не включения в целях налогообложения прибыли денежных средств в виде субсидий на возмещение 30 % железнодорожного тарифа.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в Управление ФНС России по Мурманской области (л.д. 36 т.8 )
Решением от 19.08.2010 N 530 УФНС России по Мурманской области изменил решение Инспекции по эпизоду, связанному с приобретением товаров у ООО "БАРС", оставив без изменения решение инспекции по оспариваемым в суде эпизодам (л.д. 22-28 т.8).
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для принятия решения N 10170 от 30.06.2010 в оспариваемой налогоплательщиком части.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Статьей 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 Кодекса.
Как определено пунктом 1 статьи 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 34 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При толковании названной нормы налоговый орган пришел к выводу о том, что полученные коммерческими организациями субсидии не признаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Такую позицию поддерживает Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 14.08.2009 N 03-03-05/156 и от 14.07.2009 N 03-03-06/4/59, ссылаясь при этом на изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2007 N 284-ФЗ в Налоговый кодекс, а также на изменения, внесенные Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс), в результате которых коммерческие организации, по мнению министерства, не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном и Налоговом кодексах.
Действительно, Федеральным законом от 29.11.2007 N 284-ФЗ из пункта 2 статьи 251 НК РФ исключено слово "бюджетополучателям". Согласно ранее действовавшей редакции воспользоваться пунктом 2 статьи 251 НК РФ могла любая организация, при условии, что она являлась бюджетополучателем.
Порядок предоставления средств из бюджета регулируется Бюджетным кодексом.
В соответствии со статьей 6 БК РФ в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 01.12.2007 N 318-ФЗ, получателем бюджетных средств может выступать орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Вместе с тем в статье 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статья 78.1 БК РФ регулирует предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями. Так, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
В обоснование своей позиции ОАО "Мурманский комбинат хлебопродуктов" представлены (как к проверке, так и в материалы дела)платежные поручения о перечислении денежных средств из областного бюджета Обществу, платежные поручения об оплате товара поставщикам, счета-фактуры, выставленные Обществом поставщикам, транспортные железнодорожные накладные на перевозку закупленного Обществом товара. Также в материалы дела представлен журнал проводок по услугам доставки за 2008 г.. (л.д.121-126 т.1), налоговые регистры раздельного учета расходов по ж/д тарифу в составе материальных расходов помесячно за 2008 г. (л.д.127-138 т.1).
Как следует из материалов дела, затраты, связанные с завозом зерна для промышленной переработки, были учтены налогоплательщиком в качестве расходов по налогу на прибыль за 2008 год.
Согласно оспариваемому решению налогового органа, Инспекция пришла к выводу о том, что Общество не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства. При этом налоговый орган считает, что по своему экономическому содержанию полученные из бюджета спорные средства представляют собой часть выручки Общества.
Между тем налоговым органом не принято во внимание, что предоставление бюджетных средств юридическим лицам может осуществляться не только в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, но и в целях компенсации ранее понесенных расходов на приобретение каких-либо товаров (работ, услуг).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Иными словами, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, то целевой характер выплат также проявляется в полном или частичном возмещении реально понесенных расходов.
Суд также правомерно не принял довод налогового органа относительно включения в расходы затрат на оплату 100 % стоимости железнодорожного тарифа, поскольку налоговое законодательство не содержит требования и не определяет порядок корректировки налоговой базы в случае получения налогоплательщиком бюджетных средств в виде субсидий в целях частичной компенсации реально понесенных расходов.
Возмещение затрат общества за счет местного бюджета не является затратами общества и не могут отражены им в бухгалтерском учете в таком качестве. В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ данные бюджетные средства являются для налогоплательщика полученными бюджетными поступлениями, а не произведенными им расходами. Целевые поступления в силу прямого указания закона не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Указанная правовая позиция подтверждена определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.2011 N ВАС-158/11, от 30.09.2011 N ВАС-12689/11.
Таким образом, суд первой инстанции оценив в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, обосновано пришел к выводу о документальном подтверждении обществом обстоятельств, с которыми законодательство связывает право на получение спорных субсидий, а также право не учитывать полученные суммы субсидий при определении налоговой базы по налогу на прибыль в 2008 году.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа правовых оснований для принятия решения в оспариваемой Обществом части.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.09.2011 по делу N А42-7114/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7114/2010
Истец: ОАО "Мурманский комбинат хлебопродуктов"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10051/12
16.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10051/12
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10051/12
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1735/12
07.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18707/11