г.Москва |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А40-31061/11-154-224 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Гончарова В.Я., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.06.2011 по делу N А40-31061/11-154-224, судьи Полукарова А.В.,
по заявлению ОАО "Газпром нефть" (ОГРН 1025501701686, 190000, г.Санкт-Петербург, ул.Галерная, д.5, лит.А, 117647, г.Москва, ул.Профсоюзная, д.125А)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН 1027700272830, 119034, г.Москва, ул.Пречистенка, д.9)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 7 420 000 руб., и обязании возвратить их заявителю
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Щербаков О.В. по доверенности от 23.12.2010; |
УСТАНОВИЛ
ОАО "Газпром нефть" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Центральной энергетической таможни (далее ответчик, таможенный орган), выразившихся в отказе возвратить Обществу 7 420 000 руб. излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров, вывозимых на экспорт, обязании возвратить названную сумму.
Решением от 07.06.2011 г.. Арбитражного суда г.Москвы заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с таможенного органа в пользу Заявителя взысканы расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 62 100 рублей.
При этом, суд исходил из того, что изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ, согласно которым таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление, в том числе, при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации, внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ и вступили в силу с 01.10.2009 и, учитывая, что правоотношения по уплате таможенных пошлин по настоящему делу возникли до вступления в силу изменений, внесенных в подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ,- полные грузовые таможенные декларации поданы заявителем в период с февраля по сентябрь 2009 года, следовательно, положения пункта 7.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 в спорном правоотношении не применимы.
С решением суда не согласилась Центральная энергетическая таможня и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в требованиях заявителя отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество поддержало решение суда первой инстанции, указало на несостоятельность её доводов, просило решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ответчиком уточнены требования по апелляционной жалобе. Ответчик просил отменить решение суда в части признания незаконными действий по отказу в возврате таможенных сборов на сумму 6 420 000 руб. по полным ГТД, оформленным после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 г.. N 220, то есть после 25.03.2009 г.., поскольку считает, что таможенные сборы за таможенное оформление при периодическом временном декларировании уплачиваются, как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации.
Представитель Заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, поскольку считает, что оно не противоречит нормам материального права.
Определением Девятого арбитражного апелляционной суда от 31.08.2011 г.., по ходатайству представителя ответчика производство по настоящему делу было приостановлено по основаниям, изложенным в ст.143 АПК РФ, до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Московского округа дела N А40-3884/11-21-40.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 г.. производство по делу возобновлено.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, ввиду неверного применения норм материального права, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, Общество в 2009 году по 75 временным грузовым таможенным декларациям, с уплатой за таможенное оформление товаров таможенных сборов в размере 7 420 000 рублей, осуществило вывоз с таможенной территории Российской Федерации сырой нефти и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород (сибирская, легкая нефть).
При подаче полных таможенных деклараций за таможенное оформление тех же товаров (нефти и нефтепродуктов), поставка которых осуществлена в 2009 году, обществом также произведена уплата 7 420 000 рублей таможенных сборов.
Полагая, что обязанность по повторной оплате таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полной грузовой таможенной декларации законом не установлена, обществом в соответствии с положениями статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) в таможенный орган 26.11.2010 за N НК07/28820 подано заявление о возврате 7 420 000 рублей излишне уплаченных денежных средств.
Письмом от 17 декабря 2010 года за N 01-21/110420 Центральная энергетическая таможня сообщила, что зачет излишне уплаченных таможенных сборов осуществлен быть не может. При этом, таможенный орган сослался на п.7.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г.. N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г.. N 863", согласно которому, при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г.. N 220, при подаче, как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд.
В силу ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая обжалованное решение и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика в данном случае законных оснований для совершения оспариваемых действий, поскольку спорные правоотношения возникли в тот период, когда Таможенным кодексом РФ, в редакции, действовавшей до 01.10.2009 не была предусмотрена повторная уплата таможенных сборов, за таможенное оформление товаров, при периодическом временном декларировании.
Рассмотрев спор повторно, в пределах, установленных законом, апелляционный суд, учитывая, в том числе, правовую позицию, выраженную Федеральным арбитражным судом Московского округа дела в постановлении от 29.09.2011 при рассмотрении дела N А40-3884/11-21-40, считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
В силу пункта 2 статьи 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор- платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.1 ТК РФ к таможенным сборам, в том числе, относятся таможенные сборы за таможенное оформление.
Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.3 Кодекса).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно пункту 7.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Изменения в пункт 7.1 внесены Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г.. N 220 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г.. N 863". Указанные изменения вступили в силу с 25.03.2009 г.
Таким образом, отказ таможенного органа о возврате 6 420 000 руб. таможенных сборов за таможенное оформление товаров, уплата которых произведена при подаче полных таможенных деклараций в отношении товаров, вывезенных по временным таможенным декларациям после 25.03.2009 правомерен, поскольку, ставку таможенных сборов за таможенное оформление товаров, уплачиваемых при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, следует считать установленной со дня введения в действие Постановления N 220 от 10.03.2009 г..
При этом, отказ таможенного органа о возврате таможенных сборов в размере 1 000 000 рублей, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций в отношении товаров, вывезенных по временным таможенным декларациям до указанной даты, незаконен.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконными и обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению в указанной части.
В соответствии с положениями ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, учитывая, что коллегия пришла к выводу о необходимости изменения судебного акта, расходы по уплате государственной пошлины подлежат перераспределению между сторонами.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.06.2011 по делу N А40-31061/11-154-224 изменить.
Удовлетворить заявление ОАО "Газпром нефть" (ОГРН 1025501701686) о признании незаконными действий Центральной энергетической таможни, выразившихся в отказе возвратить излишне плаченные таможенные сборы в сумме 1 000 000 руб. (письмо от 17.12.2010 г.. N 01-21/11042).
Обязать Центральную энергетическую таможню возвратить ОАО "Газпром нефть" излишне уплаченные таможенные сборы за таможенное оформление товаров в размере 1 000 000 (одного миллиона) рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Центральной энергетической таможни в пользу ОАО "Газпром нефть" расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 8 371 (восемь тысяч триста семьдесят один) рубль 08 копеек.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31061/2011
Истец: ОАО "Газпром нефть"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня