г. Ессентуки |
|
6 декабря 2011 г. |
Дело N А20-1967/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю. Б.,
судей: Джамбулатова С. И., Жукова Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х. А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике и муниципального унитарного предприятия "Терекавтотранс" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2011 по делу N А20-1967/2011 (судья Байзулаев Р. И.)
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18)
к Министерству дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721011672, ОГРН 1050700550108, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кирова, 224), обществу с ограниченной ответственностью "МКС" (ИНН 0705005350, ОГРН 1020700589458, 361200, Кабардино-Балкарская Республика, Терский район, г. Терек, ул. Карданова, 10);
3-е лицо - муниципальное унитарное предприятие "Терекавтотранс"
о признании недействительными торгов,
с участием в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "МКС": |
представитель Четуков Т. З. на основании доверенности N 1 от 10.05.2011 (копия в деле); |
муниципального унитарного предприятия "Терекавтотранс": |
директор Ашхотов Р. А. (копия паспорта и выписки из ЕГРЮЛ от 19.09.2011 в деле) и представитель Кольченко В. В. на основании доверенности N 31 от 25.07.2011 (копия в деле); |
Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики: |
не явились, извещены; |
Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство, ответчик) и к обществу с ограниченной ответственностью "МКС" (далее - ООО "МКС", ответчик) о признании недействительным и торгов в виде открытого конкурса по лоту N 46 на право заключения договора на организацию регулярных перевозок пассажиров по маршрутам: "Нальчик-Терек", "Нальчик-Плановское", "Нальчик-Хамидие", "Нальчик-Овцесовхоз" и контракта от 31.12.2010 N 16 заключенного между министерством и ООО "МКС" по результатам конкурса.
Исковые требования мотивированы тем, что конкурсная комиссия не учла результаты проведенной ранее Управлением государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республике проверки МУП "Терекавтотрас", по результатам которой нарушений в части организации стажировки водителей не выявлено, и тем самым необоснованно не начислила МУП "Терекавтотрас" 5 баллов. Кроме того, акт проверки МУП "Терекавтотранс" не подписан четырьмя из девяти членов комиссии. При проверке ООО "МКС" конкурсной комиссией, напротив, приняты неутвержденные паспорта маршрутов и тем самым в отсутствие правовых оснований ООО "МКС" начислено 5 баллов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Терекавтотранс" (далее - МУП "Терекавтотранс", третье лицо).
Решением суда от 19.09.2011 ходатайство МУП "Терекавтотранс" о вызове и допросе в качестве свидетеля Шомахова Б. А. и об объявлении перерыва в заседании отклонено; в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике отказано.
Суд исходил из того, что управление не обосновало доводы о нарушении законодательства о защите конкуренции при проведении торгов в виде открытого конкурса. Суд также указал, что права МУП "Терекавтотранс" не могут быть восстановлены посредством признания конкурса недействительным, поскольку приведение сторон в первоначальное положение невозможно. Поэтому избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению нарушенных субъективных прав сторон, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.
В апелляционных жалобах МУП "Терекавтотранс" и управление просят решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению подателей жалоб, решение суда необоснованно и подлежит отмене в связи с тем, что суд неполно выяснил обстоятельства имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "МКС" возражает против удовлетворения заявленных в жалобах требований. Полагает, что при проведении торгов нарушений норм законодательства о защите конкуренции допущено не было.
Информация о принятии апелляционной жалобы МУП "Терекавтотранс" и апелляционной жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике к производству вместе с соответствующими файлами размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) соответственно 17.10.2011 и 28.10.2011 согласно положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики и Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции директор и представитель МУП "Терекавтотранс" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "МКС" с доводами жалоб не согласился, просил оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
Выслушав в судебном заседании представителей сторон, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2011 по делу N А20-1967/2011 подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при размещении заказа путем проведения конкурса создается конкурсная комиссия. Заказчиком, уполномоченным органом определяется ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии.
Статьей 22 названного закона предусмотрено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ выигравшим торги в виде конкурса признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия. Аналогичные правила содержатся в части 1 статьи 20 и части 9 статьи 28 Закона о размещении заказов, устанавливающих, что победителем торгов в виде конкурса признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. По смыслу правил части 10 статьи 28 Закона о размещении заказов, составляемый конкурсной комиссией протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе должен отражать помимо прочего информацию об оценке предложений претендентов, а также подтверждение того, что предложение победителя конкурса (участника конкурса, которому присвоен первый номер) признано лучшим исходя из его преимущества перед другими участниками, выявленного на основе применения единых для всех участников конкурса и известных им критериев конкурса.
В соответствии со статьей 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2001 N 44-РЗ "Об автомобильном, железнодорожном, пригородном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования" государственные заказы реализуются на конкурсной основе. Конкурсная комиссия создается уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по организации транспортного обслуживания населения.
Пунктом 3 Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05.03.2009 N 43-ПП уполномоченным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики на организацию пассажирских перевозок определено Министерству дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно пункту 4 Положения об организации перевозок пассажиров автомобильным и электрическим пассажирским транспортом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Положение о перевозках), утвержденного названным Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики, министерство как уполномоченный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики на организацию пассажирских перевозок является государственным заказчиком услуг на перевозку пассажиров.
Пунктом 8 Положения о перевозках на министерство возложены функции по размещению на конкурсной основе государственного заказа с определением для каждого маршрута количественных и качественных показателей транспортных услуг; разработке документации для проведения конкурсов на обслуживание регулярных маршрутов, информированию населения о проведении конкурсов; установлению критериев отбора перевозчиков и транспортных средств.
В силу указанных полномочий приказом от 05.10.2010 N 156 министерство утвердило Положение о конкурсе на право организации пассажирских перевозок и оказания диспетчерских услуг на пригородных, межмуниципальных и межсубъектных регулярных маршрутах Кабардино-Балкарской Республики (далее - Положение о конкурсе) и объявило конкурс на право организации пассажирских перевозок и организации диспетчерских услуг на пригородных, межмуниципальных и межсубъектных регулярных маршрутах Кабардино-Балкарской Республики, в том числе по лоту N 46 "Перевозка пассажиров по маршрутам: "Нальчик-Терек", "Нальчик-Плановское", "Нальчик-Хамидие", "Нальчик-Овцесовхоз". Положение о конкурсе, образец акта проверки (приложение N 2 к Положению о конкурсе) и реестр лотов опубликованы в издании "Официальная Кабардино-Балкария" от 03.11.2010 N44 (170) и размещены в сети Интернет. Приказом министерства от 24.11.2011 N 178 образована конкурсная комиссия.
Согласно п. 4.1, 4.2 Положения о конкурсе комиссия проводит оценку признанных участников конкурса в соответствии с актом проверки (приложение N 2). Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов, при равном количестве баллов победитель определяется голосованием членов комиссии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявки на участие в конкурсе по лоту N 46 были поданы помимо прочих ООО "МКС" и МУП "Терекавтотранс", что подтверждается протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие конкурсе (т. 5, л. д. 67-71) и протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе (т. 5, л. д. 72-79), составленными 06.12.2010.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о конкурсе конкурсная комиссия 20.12.2010 осуществила проверку ООО "МКС" и МУП "Терекавтотранс", о чем составлены акты проверки предприятий (т. 1, л. д. 86-88, 214-217), из которых следует, что оба претендента получили по 280 балов из возможных 290 баллов. В результате названной проверки ООО "МКС" не начислено 5 балов по позиции "Наличие плана мероприятий по антитеррористической защищенности объектов и пассажиров" и 5 баллов по позиции "Наличие лицевых карточек автомобилей". МУП "Терекавтотранс" не начислено 5 баллов по позиции "Контроль за допуском к работе водителей после прохождения ими стажировки" и 5 баллов по позиции "Наличие обязательного инвентаря, контрольно-измерительных приборов и инструментов (по перечню)".
Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 28.12.2010 (т. 5, л. д. 80-90) конкурсная комиссия в связи с равным количеством баллов, набранных ООО "МКС" и МУП "Терекавтотранс", решила провести голосование по лоту N 46. По итогам голосования принято решение присвоить первое место и признать победителем по указанному лоту ООО "МКС" (за - 9, против - 0 голосов). На основании результатов конкурса между Министерством дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики и ООО "МКС" 31.12.2010 заключен контракт N 16 на организацию пассажирских перевозок и оказание диспетчерских услуг на пригородных, межмуниципальных и межсубъектных регулярных маршрутах Кабардино-Балкарской Республики со сроком действия до 31.12.2015 (т. 1, л. д. 210-213).
Вместе с тем составленный 28.12.2010 протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не содержит информацию о критериях определения победителя конкурса. В нем отсутствуют сведения о конкурсных предложениях участников, результатах голосования по этим предложениям с применением критериев отбора претендентов конкурса. В протоколе не нашло отражения подтверждение того, что предложение ООО "МКС" (победителя конкурса) признано лучшим исходя из его преимущества перед МУП "Терекавтотранс" (другим участником конкурса), выявленного на основе применения единых для всех участников конкурса и известных им критериев конкурса.
Судебная коллегия также считает, что действия конкурсной комиссии по неначислению МУП "Терекавтотранс" 5 баллов по позиции "Контроль за допуском к работе водителей после прохождения ими стажировки", а так же 5 баллов по позиции "Наличие обязательного инвентаря, контрольно-измерительных приборов и инструментов (по перечню)" являются необоснованными. В материалах дела имеется акт проверки, составленный 27.05.2010 Управлением государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республике по результатам плановой проверки выполнения МУП "Терекавтотранс" лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Названным актом нарушений в части организации стажировки водителей не выявлено (т. 1, л. д. 59-61).
Судом первой инстанции установлено, что при проверке МУП "Терекавтотранс" конкурсной комиссии не были представлены журналы учета стажировки и 3-4 листа стажировки водителей. Однако в имеющихся в материалах дела акте проверки МУП "Терекавтотранс" конкурсной комиссией, и протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе оценка существенности выявленных нарушений не дана. Названные документы не содержат и указания на то, отсутствие какого именно оборудования явилось основанием для неначисления МУП "Терекавтотранс" 5 баллов по позиции "Наличие обязательного инвентаря, контрольно-измерительных приборов и инструментов (по перечню)".
Принимая во внимание отсутствие в составленном 28.12.2011 протоколе информации о мотивированной оценке предложений претендентов, а также безосновательное неначисление конкурсной комиссией 10 баллов МУП "Терекавтотранс", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый истцом конкурс был проведен с существенными нарушениями. Допущенные при проведении конкурса нарушения привели к ограничению конкуренции, поскольку признание победителем конкурса участника, предложение которого не было оценено конкурсной комиссией как лучшее по сравнению с предложениями других участников конкурса, означает создание такому участнику преимущественных условий участия в торгах, то есть совершение конкурсной комиссией правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ссылка суда первой инстанции на то, что контракт N 16 от 31.12.2010 частично исполнен, в связи с чем признание торгов недействительными не приведет к восстановлению нарушенных прав, несостоятельна. Указанный контракт заключен на срок до 31.12.2015 и может быть прекращен на будущее время. Кроме того, между министерством и МУП "Терекавтотранс" 01.05.2009 заключен договор N 3 на организацию пассажирских перевозок на регулярных маршрутах Кабардино-Балкарской Республики, по которому министерство поручило, а МУП "Терекавтотранс" приняло на себя обязанности по организации пассажирских перевозок на регулярных маршрутах "Нальчик-Терек", "Нальчик-Плановское", "Нальчик-Хамидие", "Нальчик-Овцесовхоз" (т. 3, л. д. 143-146). Действие данного договора продлено сторонами до очередного конкурсного отбора. С учетом данного обстоятельства признание спорных торгов недействительными повлечет восстановление нарушенных прав МУП "Терекавтотранс".
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционным жалобам относятся на ответчиков поровну, но взысканию подлежит лишь часть судебных расходов, падающая на ООО "МКС", поскольку министерство освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2011 по делу N А20-1967/2011 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворить.
Признать недействительными торги в виде открытого конкурса по лоту N 46 на право заключения договора на организацию регулярных перевозок пассажиров по маршрутам: "Нальчик-Терек", "Нальчик-Плановское", "Нальчик-Хамидие", "Нальчик-Овцесовхоз" и контракт от 31.12.2010 N 16, заключенный между Министерством дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики и ООО "МКС".
Взыскать с ООО "МКС" (ИНН 0705005350, ОГРН 1020700589458) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Возвратить МУП "Терекавтотранс" (ИНН 0705006932, ОГРН 1060705002962) из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Ю. Б. Луговая |
Судьи |
С. И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1967/2011
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: Министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики, ООО "МКС"
Третье лицо: МУП "Терекавтотранс"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3061/11