г. Самара |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А55-11721/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 30 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от мэрии городского округа Тольятти - Рассказчикова А.Ю., доверенность от 24 декабря 2010 года N 8112/1,
от Главного управления МЧС России по Самарской области - Кириллов И.В., доверенность от 14 января 2011 года N 61-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2011 года по делу N А55-11721/2011, судья Щетинина М.Н.,
принятое по заявлению мэрии городского округа Тольятти, г.Тольятти,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г.Тольятти,
о признании незаконным предписания и акта проверки,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменений предмета требований) о признании незаконными акта от 12.04.2011 N 336 и предписания от 12.04.2011 N 336/1/1-13.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2011 года в части требований о признании акта проверки от 12 апреля 2011 года N 336 отдела государственного пожарного надзора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский ГУ МЧС России по Самарской области производство по делу прекращено. Предписание отдела государственного пожарного надзора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский ГУ МЧС России по Самарской области от 12.04.2011 года 336/1/1-13 признано незаконным.
Не согласившись с выводами суда, ГУ МЧС России по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель мэрии городского округа Тольятти, ссылаясь на их несостоятельность, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, заслушав пояснения сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
12.04.11 должностным лицом административного органа выявлены допущенные заявителем нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами пожарной безопасности, выразившиеся, со стороны мэрии, в ненадлежащем обеспечении мэрией первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, и полномочий по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
Ответчиком в ходе проверки установлено, что заявителем
-не в полном объеме реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования:
- "Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Тольятти", утвержденное постановлением мэрии городского округа Тольятти от 09.02.2009 N 246-п/1, дублирует перечень подлежащих реализации мероприятий, установленных Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ст..11.1, 13, 19, 21, 25, 26), от 22 июля 2008 г.. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ст. 63). Конкретный порядок организации и реализации полномочий, возложенных на ОМС, данным постановлением не установлен. Согласно п. 4.1 Положения, финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством городского округа и осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа на эти цели. При этом в бюджете г.о. Тольятти вышеуказанное финансирование отсутствует;
- Порядок организации добровольной пожарной охраны, а также порядок участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, установлены постановлением мэрии городского округа Тольятти от 30.03.2009 N 656-п/1 "Об организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории городского округа Тольятти" и постановлением мэра городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 2476-п/1 "Об утверждении Порядка привлечения населения городского округа Тольятти к выполнению социально значимых для городского округа Тольятти работ". При этом, меры социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, данными муниципальными правовыми актами не установлены, ППБ 01-03 п. И, 116; ФЗ- 69 от 21.12.94г. ст. 3,13, 39,21,37; ФЗ-123 от 22.07.08г. ст. 6, 63.
- В городском округе Тольятти не сформирован "Реестр добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны", (предусмотренный п. 3.11 "Положения об организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории городского округа Тольятти", утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 30,03.2009 г. N 656-п/1). "Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных" п. 15, утв. главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 24.03.2001 г.. введен в действие Приказом МВД РФ от 02.04.2001 г.. N390.
- Ввиду непосредственного размещения в лесных массивах городского округа Тольятти большого количества объектов (2230 - из которых: 2056 частных жилых домов, 134 многоквартирных, жилых дома, 8 садоводческих (дачных) объединений, 8 доп1Колъньтх образовательных учреждений, 15 объектов отдыха взрослых и детей, 7 санаториев-профилакториев, 2 больницы), отсутствуют требуемые противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения до лесных массивов не менее 50 м, а также от границ участков садоводческих товариществ и приусадебных участков районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки до лесных массивов не менее 15 м. ППБ 01-03 л. 21; СНиП 2.07.01-89*,прил. 1,п. 5*.
- Муниципальные оздоровительные учреждения (МУЗ ДС "Алые паруса", детские оздоровительные лагеря "Спартак", Дубрава", "Электроник" МУП Пансионат "Звездный", детский оздоровительный лагерь "Звездочка", МУ г.о. Тольятти пансионат "Радуга"), расположенные в сельской местности, не обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке. ППБ 01-03 п.31.
- Мэрией городского округа Тольятти не приняты и не утверждены, в установленном порядке, решения по обеспечению пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением оздоровительных учреждений (МУЗ ДС "Алые паруса", детские оздоровительные лагеря "Спартак", Дубрава", "Электроник" МУП Пансионат "Звездный", детский оздоровительный лагерь "Звездочка" МУ г.о. Тольятти пансионат "Радуга"), расположенных в сельской местности. ППБ 01-03 п. 31,
- Территории муниципальных оздоровительных учреждений (пансионат "Радуга", пансионат "Звездный", МУП "Лыжная база", СДЮШОР N 5, МУЗ ДС "Алые паруса", детские оздоровительные лагеря, "Спартак", Дубрава", "Электроник" МУП Пансионат "Звездный", детский оздоровительный лагерь "Звездочка"), расположенные в массивах хвойных лесов, не имеют по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м. ППБ 01-03 п. 30,
- В отношении муниципальных оздоровительных учреждений (МУЗ ДС "Алые паруса", детские оздоровительные лагеря "Спартак", "Дубрава", "Электроники МУП Пансионат "Звездный", детский оздоровительный лагерь "Звездочка" МУ г.о. Тольятти пансионат "Радуга"), расположенных в сельской местности, не выполняется требование статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г.. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части соблюдения временного норматива прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова - не более 20 минут, вследствие чего не обеспечены требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности и допустимый уровень пожарной опасности для детей на объектах от воздействия опасных факторов пожара. При этом, мэрией г.о. Тольятти не реализовано право на создание подразделений муниципальной пожарной охраны, с целью обеспечения возможности соблюдения данного требования. ППБ 01-03 п. 4, 11; ФЗ-123 от 22.07.2008 г.. "Технический регламент о требованиях пожарной, безопасности", ст. 76; ГОСТ 12.1.004-91; ФЗ-69 от 21.12.94г. "О пожарной безопасности" ст. 11.1,
- Мэрией не в полном объеме обеспечена пожарная безопасность городского округа Тольятти в рамках реализации, первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения связи и оповещения населения о пожаре. На территориях дачных и садоводческих объединении, расположенных в границах городского округа (8 из которых расположены в непосредственной близости от лесных массивов), не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей па случай пожара. Места общего пользования объектов, расположенных в лесных массивах, а также непосредственной близости от них, не обеспечены исправной телефонной связью (таксофонами) для сообщения о пожаре в пожарную охрану, с бесплатной линией связи "01". ППБ 01-03 п. 114, 118; ФЗ-123 от22.07.08г. ст. 6, 63,
- Мэрией не в полном объеме обеспечена пожарная безопасность городского округа Тольятти в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения устройства и надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения объектов, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. Ограничено водоснабжение, а также отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения на объектах: садоводческие (дачные) объединения по дороге на ТОАЗ, садоводческие (дачные) объединения за территорией ФБУ ИК-16, садоводческие (дачные) объединения за территорией городской нефтебазы, полуостров Копылово, ж/д станция "Канал", микрорайон Тракторный, дачи в поселке Федоровка. Пожарные водоемы, расположенные в Портпоселке (ул. Инженерная 41, ул. Морская 5) находятся в неисправном состоянии. ППБ 01-03 п. 114; ФЗ-123 от 22.07.08г. ст. 6, 63,
- Мэрией не в полном объеме обеспечена пожарная безопасность городского округа Тольятти, в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения устройства и надлежащего состояния -источников наружного противопожарного водоснабжения объектов, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. При наличии на территории городского округа Тольятти, в т.ч. вблизи ряда объектов естественных и искусственных водоисточников (река Волга, искусственные озера), к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (Яхт-клуб "Химик", Яхт-клуб "Дружба", район "Итальянского пляжа", озеро в районе ПАТП-3, база отдыха "Березка"). ППБ 01-03 п. 94; ФЗ-123 от 22.07.08г. ст. 6, 63,
- Не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Дачные и садоводческие объединения, расположенные в границах городского округа (8 из которых расположены в непосредственной близости от лесных массивов), не имеют пожарных мотопомп (прицепных, переносных) в зависимости от количества участков. ППБ 01-03 п. 11,31; ФЗ-123 от 22.07.08г. ст. 6, 63; ФЗ-69 от 21.12.94г. ст. 19,
- Органами местного самоуправления не разработаны и не устанавливаются муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности при введении в действие особого противопожарного режима на соответствующих территориях, дополнительные требования, пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов па земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры), запрещение разведения костров, проведение пожароопасных работ па определенных участках, топка печей, бань, кухонных очагов в летний период в условиях сухой, жаркой погоды и т.п. (ППБ 01-03 п. 116; ФЗ-123 от 22.07.08г. ст. 6, 63; ФЗ-69 от 21.12.94г. ст. 30.
- На территории городского округа Тольятти, в том числе на земельных участках, расположенных: в лесных массивах и непосредственной близости от них, допущено возведение жилых и иных зданий, строений, сооружений не в соответствии с целевым назначением земельных участков и их разрешенным использованием, без соблюдения требований противопожарных правил, нормативов (в т.ч. по соблюдению противопожарных разрывов). Базы отдыха "Чайка", "Ясная поляна", Турбаза "Жигули" реконструированы в коттеджные поселки и многоквартирный жилой дом. ППБ 01-03 п. 115.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте от 12.04.2011 N 336 (т.1, л.д.18-33), и 12.04.2011 г.. в отношении заявителя вынесено предписание N 336/1/1-13, которым предписано устранить выявленные нарушения. (т.1, л.д.25-33).
По результатам проверки 12.04.2011 года в отношении Мэрии составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.
19.04.2011 года, административным органом принято Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановление от 19.04.2011 года обжаловано заявителем и отменено Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти (т.2, л.д.120-129).
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации приказом от 18 июня 2003 года N313 утвердило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Данные Правила официально опубликованы в газете "Российская газета" 4 июля 2003 года N 129 и зарегистрированы в Минюсте России 27 июня 2003 года N4838.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 1 ППБ 01-03 указанные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч.1 ст.38 Закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г.. N 417, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Однако, доказательств нахождения лесного массива в собственности городского округа Тольятти в материалы дела не представлено, какого либо свидетельства, сведений о государственной регистрации права собственности на лесные участки за муниципальным образованием городского округа Тольятти не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что ОГПН провел внеплановую проверку на основании распоряжения МЧС России от 05.03.2011 г.. N 46 и по итогам проверки вынес постановление и оспариваемое Предписание, однако в период с 07 по 09 апреля 2011 на основании вышеуказанного распоряжения МЧС России в отношении мэрии городского округа Тольятти уже была проведена аналогичная проверка и составлен акт (т.2, л.д.140-160).
Таким образом, мэрия г.о. Тольятти в короткий период времени (апрель 2011 год) дважды подвергнута проверке на состояние противопожарной готовности городского округа комиссией Приволжского регионального центра МЧС России и ОГПН г.о. Тольятти, что является нарушением требований ФЗ-294 от 26.12.2008 года. При этом, при проведении проверки ОГПН г.о. Тольятти, представители мэрии участия не принимали, что также является нарушением вышеуказанного закона.
При этом, представителем ОГПН в судебном заседании суда первой инстанции подтверждено, что пункты, указанные в акте ОГПН и акте регионального центра МЧС России, составленного ранее, дублируют друг друга.
Таким образом, нарушен принцип защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) - недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (п.5 ст. 3 ФЗ-294 от26.12.2008 г.).
Как правильно указал суд, в оспариваемом Предписании изложены обстоятельства нарушения, идентичные нарушениям, указанным в акте проверки и отмененном Автозаводским районным судом Постановлении о привлечении к административной ответственности.
Так, судом исследованы все пункты предписания и установлено, что Мэрия допустила правонарушения, которые нашли отражения в Предписании:
В п.1 и п.2 предписания указано, что мэрией не в полной мере реализованы полномочия по обеспечению пожарной безопасности, а также нет реестра добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны.
Ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности" содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасного и расширительному толкованию не подлежит, так как, не содержит пункта "иные меры в соответствии с федеральными законами Российской Федерации".
В материалы дела представлено Положение мэрии городского округа Тольятти об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, в котором перечислен весь перечень подлежащих реализации мероприятий, установленных законодательством.
Кроме того, конкретный порядок и финансирование возложенных полномочий определяет ведомственная целевая программа "Пожарная безопасность", утвержденная Постановлением мэра городского округа Тольятти от 24.10.2008 N 2645-пА. В паспорте Программы в разделе "Объемы финансирования" указаны конкретные цифры на период 2009 - 91882,5тыс.руб, 2010 - 54968,65 тыс.руб., 2011 - 55860,19 тыс.руб.
В рамках реализации полномочий предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" мэрией городского округа Тольятти принято постановление Мэрии городского округа Тольятти от 30.03.2009 N 656-п/1 "Об организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории городского округа Тольятти".
Мэрией городского округа Тольятти регулярно устанавливаются особые противопожарные режимы, (постановление Мэрии городского округа Тольятти от 20.12.2010 N 3761-пЛ "Об установлении особого противопожарного режима на территории городского округа Тольятти", постановление Мэрии городского округа Тольятти от 12.05.2010 N 1217-пЛ "Об установлении особого противопожарного режима на территории городского округа Тольятти" и т.д.).
Также мэрией реализованы мероприятия, указанные в Перечне мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, предусмотренные Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 09.02.2009 N246-п/1.
Основной принцип участия граждан в выполнении социально значимых для городского округа Тольятти работ и в подразделениях добровольной пожарной охраны является добровольность, следовательно, требовать доработки Положения "Об организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории городского округа Тольятти" утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 30.03.2009 N 656-п/1 для указания мер социального и экономического стимулирования не правомерно.
Указанные обстоятельства так же установлены и судом Автозаводского района (т.2, л.д.129).
Кроме того из указанных пунктов Предписания следует, что в качестве правонарушения указано, отсутствие в городском округе Тольятти добровольной пожарной охраны, в связи с чем не может быть и реестра добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны.
Как правильно указал суд, статьями 5, 16 Закона тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, в том числе и в городских лесах, отнесено к полномочиям Федеральной противопожарной службы, установление и соблюдение нормативов по прибытию на тушение пожаров, также относится к полномочиям федеральных органов власти, следовательно, органы местного самоуправления не могут нести за это ответственность.
В статье 37 Закона предусмотрены обязанности руководителей организации в области пожарной безопасности.
Согласно Закону руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Данные требования относятся как к руководителям муниципальных учреждений, так и к руководителям садоводческих (дачных) объединений.
В силу статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, в случае недостаточности (финансирования на осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности руководители муниципальных учреждений вправе были обратиться в мэрию городского округа Тольятти за увеличением финансирования на данные цели, после чего, главные распорядители бюджетных средств, рассмотрев данные обращения, должны будут подать заявки о включении дополнительного финансирования и бюджет городского округа Тольятти, по обеспечению пожарной безопасности для указанных организаций.
По нарушениям, указанным в пункте 3 предписания судебным актом, отменяющим Постановление о привлечении к административной ответственности, установлено, что указанные нарушения не подтверждены административным органом какими-либо доказательствами.
Кроме того, согласно "СНиП 2.07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке.
Следовательно, по объектам, в том числе частным жилым домам и многоквартирным, которые построены и введены в эксплуатацию ранее в соответствии с действующим законодательством, в том числе и о пожарной безопасности, нельзя требовать устранения нарушений.
По 4 и 5 пункту предписания:
В соответствии с п. 3.1 ППБ 3 ППБ 01-03 Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, ас количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке.
Однако, как правильно указал суд, указанный пункт не может распространяться на городской округ Тольятти, так как он не находится в сельской местности и не является сельским поселением согласно градостроительного и земельного законодательства.
По п. 6 предписания.
В соответствии с п.30 ППБ 01-03., территории летних детских дач, детских оздоровительных лагерей, расположенных в массивах хвойных лесов, должны иметь по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3м.
Как следует из материалов дела, том числе и представленных административным органом фотографий, все защитные полосы выполнены, административным органом не опровергнут довод заявителя о том, что указанный факт не проверялся надлежащим образом, поскольку акт составлялся в кабинете мэрии городского округа Тольятти, а не по месту указанных учреждений и предприятий.
Кроме того, согласно ответов Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (от 01.07.2011 года N 27-05-03/5924), рубки в защитных лесах Лесным Кодексом не предусмотрены, возможно проведение опашки по границе с жилой застройкой с целью создания минерализованной полосы. Прилегающий лесной массив шириной 50 м необходимо очистить от горючих материалов (валежной древесины, сухостоя).
По п. 7 предписания.
Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", порядок и методика определения мест дислокации подразделений Пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181 утвержден Свод правил "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения СП 11.13130.2009", который устанавливает требования к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов.
Судом правомерно указано, что органы местного самоуправления указанным документом не руководствуются, т.к. определение мест дислокации подразделений пожарной охраны не входит в их полномочия. К полномочиям органа местного самоуправления относится лишь предоставление земельных участков под строительство пожарных депо при получении соответствующих обращений от федеральных или региональных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Кроме этого, в соответствии со ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности" строительство пожарных депо не относится к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, административным органом не представлены также доказательства отсутствия актов замеров, подсчетов пожарной техники, проверки их состояний.
По п. 8 предписания.
В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах должны решаться органами местного самоуправления соответствующих поселений в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктами 21, 23, 27, 31, 89, 90, 95, 105 - 107, 112 - 114, 116 - 118 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N313.
В соответствии П. 118 ППБ 01-03 118. Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи "01" в таксофонах на платное обслуживание.
Административным органом не опровергнут довод Мэрии о том, что в каждом дачном и садоводческом объединении имеется телефонная связь. Обязанности по установке таксофонов данный пункт правил не содержит, он содержит только бесплатное обслуживание линии связи "01" и исправность связи. Отсутствуют доказательства неисправности телефонной или радиосвязи.
По п. 9 предписания.
В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Как правильно указал суд, вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах должны решаться органами местного самоуправления соответствующих Поселений в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктами 21, 23, 27, 31, 89, 90, 95, 105 - 107, 112 - 114, 116 - 118 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
По п. 10 предписания.
Согласно п. 94 ППБ 01-03 при наличии па территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации.
В предписании указаны конкретные организации к которым необходимо предъявлять данные требования, так как в соответствии со ст. 40, 41 Земельного кодекса лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, а значит, на них возлагается обязанность по надлежащему содержанию находящихся в их пользовании земельных участков, поскольку мэрия городского округа Тольятти не является собственником этих земельных участков, а лишь в силу ст. 10 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" осуществляет распоряжение земельными участками, право собственности на которое не разграничено.
Административным органом не производились встреченные проверки, доводы о необустроенности подъездов к водоисточникам основаны на предположениях.
По п. 11 предписания.
В соответствии с п. 11 и 31 ППБ 01-03 из пункта 31 ППБ 01-03, сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 должны иметь прицепную пожарную мотопомпу.
Однако судом правомерно указано, что городской округ Тольятти не относится к сельскому населенному пункту. Кроме того, материалы дела не содержат доказательства отсутствия прицепных пожарных мотопомп.
По п. 12 предписания.
В соответствии с п.116 Правил пожарной безопасности в РФ в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться.
В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.
В рамках установленных полномочий Мэрией городского округа Тольятти было принято Постановление от 12.05.2010 г.. N 1217-п/1 "Об установлении особого противопожарного режима", Постановление от 30.07.2010 г.. N 2095-п/1 "О запрещении нахождения людей в лесных массивах на период действия особого противопожарного режима" и Постановление от 20.12.2010 г.. N 3761-п/1 "Об установлении особого противопожарного режима".
По п. 13 Предписания.
В соответствии с п. 115 ППБ 01-03 возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований противопожарных правил, нормативов.
Указанный пункт отсылает к ст. 40 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся па земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Поскольку у земельных участков имеется целевое назначение - содержание и эксплуатация здания, использование данного земельного участка для иных целей недопустимо и обратного административным органом не представлено.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод об отсутствии у административного органа оснований для вынесения оспариваемого предписания.
В части требования Мэрии о признании незаконным акта проверки от 12 апреля 2011 года N 336 отдела государственного пожарного надзора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский ГУ МЧС России по Самарской области, судом правомерно прекращено производство по делу на основании п. 1 части 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку оспариваемый акт не является ненормативным актом и указанное требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2011 года по делу N А55-11721/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11721/2011
Истец: Мэрия городского округа Тольятти
Ответчик: Главное управление МЧС России по Самарской области, Отдел надзорной деятельности г. о. Тольятти и муниципального района Ставропольский УНД ГУ МЧС РФ по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12889/11