город Омск |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А46-8624/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8496/2011) инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 08.09.2011 по делу N А46-8624/2011 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сущикова Владимира Ивановича (ИНН 550403570545, ОГРН 304550436500528)
к инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска
о признании недействительным решения N 18-09/007651 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска - Дмитриева Е.Р. по доверенности N01-01/019837 от 01.08.2011, личность установлена на основании служебного удостоверения, Елгина Н.В. по доверенности N 01-01/008064 от 05.04.2011, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от индивидуального предпринимателя Сущикова Владимира Ивановича - лично Сущиков В.И. личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,
установил:
индивидуальный предприниматель Сущиков Владимир Иванович (далее- заявитель, ИП Сущиков В.И., предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г.Омска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 18-09/007651 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2011 в полном объеме.
Решением от 08.09.2011 по делу N А46-8624/2011 Арбитражный суд Омской области частично удовлетворил заявленные предпринимателем требования, признал недействительным решение налогового органа в части:
привлечения ИП Сущикова В.И. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2009 год в сумме 478863 руб., по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в федеральный бюджет за 2009 год в сумме 74 327 руб. 06 коп., по ЕСН в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2009 год в сумме 567 руб. 60 коп., по ЕСН в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2009 год в сумме 874 руб.27 коп.;
начисления ИП Сущикову В.И. пени по НДФЛ в сумме 166493 руб.88 коп., пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 26727 руб. 73 коп., пени по ЕСН в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 307 руб.15 коп., пени по ЕСН в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 485 руб. 54 коп.;
начисления ИП Сущикову В.И. НДФЛ в сумме 2 416 732 руб., в том числе за 2007 год 15 600 руб., за 2009 год 2 401 132 руб., ЕСН в федеральный бюджет в сумме 384 555 руб., в том числе за 2007 год 3 482 руб., за 2009 год в сумме 381 073 руб., ЕСН в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3 344 руб., в том числе за 2007 год 321 руб., за 2009 год 3023 руб., ЕСН в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 192 руб., в том числе за 2007 год 532 руб., за 2009 год 4 460 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
При принятии решения об удовлетворении требований ИП Сущикова В.И., суд первой инстанции исходил из отсутствия у налогового органа правовых оснований считать неправомерным применение предпринимателем в 2007-2009 годах метода начисления при самостоятельном определении налоговых обязательств по НДФЛ и ЕСН, поскольку пункт 13 Порядка учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей), предписывающий индивидуальным предпринимателям определять доход кассовым методом, решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2010 NВАС-9939/10 был признан недействующим в связи с его несоответствием Налоговому кодексу Российской Федерации. Кроме того, суд первой инстанции отклонил доводы Инспекции о невозможности применения к правоотношениям, существовавшим в 2007-2009 годах, позиции, изложенной в решении от 08.10.2010 по делу N ВАС-9939/10.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции признал необоснованным включение в 2007-2009 годах в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, по НДФЛ 152 618 руб., по ЕСН 56 602 руб., а также применение налоговых вычетов по НДС в размере 376 921 руб., в связи с недоказанностью наличия реальных хозяйственных операций налогоплательщика с ООО "Форвард", ООО "Элар", ООО "Торгцентр".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований налогоплательщика, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска, ссылаясь на пункты 13, 15 Порядок учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, настаивает на неправомерности применения предпринимателем в 2007-2009 годах метода начисления при самостоятельном исчислении НДФЛ и ЕСН, указывает на необходимость учета доходов и расходов по хозяйственным операция кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода. При этом стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) должна быть учтена в расходах кассовым методом в том налоговом периоде, в котором фактически получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснован не учтено, что Инспекцией при вынесении оспариваемого решения рассматривался вопрос учета расходов предпринимателя в Книге учета доходов и расходов, в время как в обжалуемом судебном акте речь идет о законности применения налогоплательщиком метода начисления при определении дохода, облагаемого ЕСН и НДФЛ, при этом способ определения предпринимателем расходов при определении сумм НДФЛ и ЕСН судом был упущен.
Податель жалобы указывает на то, что в оспариваемом решении Инспекция ссылается не только на пункты 13 и 14 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, но и на статью 223 главы 23 "Налог па доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, статью 242 Налогового кодекса Российской Федерации главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, из которых следует, что индивидуальные предприниматели имеют право при исчислении налоговой базы по НДФЛ на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных доходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска считает необоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности применения ИП Сущиковым В.И. в 2007-2009 годах метода начисления исходя из позиции решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2010 N ВАС-9939/10, поскольку законодательством не установлено такое последствие признания нормативного акта недействующим, как пересмотр его действия в период, когда его применение являлось обязательным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
ИП Сущиков В.И. в устном выступлении отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Против проверки законности решения суда первой инстанции только в обжалуемой Инспекцией части не возражал.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска была проведена выездная налоговая проверка ИП Сущикова В.И. по вопросам соблюдения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет всех налогов и сборов, уплачиваемых при применении общей системы налогообложения (НДФЛ, ЕСН, налога на добавленную стоимость, земельного налога), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, результаты которой зафиксированы в акте выездной налоговой проверки N 18-09/13 ДСП от 09.03.2011.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска 31.03.2011 было вынесено решение N 18-09/007651 ДСП, которым:
1) ИП Сущиков В.И. привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДФЛ за 2008, 2009 годы в виде штрафа в сумме 481 590 руб. 40 коп.., за неполную уплату ЕСН за 2008, 2009 годы в виде штрафа в сумме 76 542 руб. 06 коп., за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2008 год в виде штрафа в сумме 14 877 руб. 40 коп.;
2) налогоплательщику по состоянию на 31.03.2011 начислены пени по НДФЛ в сумме 207 431 руб. 57 коп., по ЕСН в сумме 35875 руб.16 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 145 704 руб.49 коп.;
3) предпринимателю предложено уплатить недоимку по НДФЛ за 2007, 2008, 2009 годы в общей сумме 2 570 078 руб., по ЕСН за 2007, 2008, 2009 годы в общей сумме 449 693 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 376 921, указанные выше пени и штрафы.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, предприниматель обжаловал его в УФНС России по Омской области.
Решением УФНС России по Омской области N 16-18/00571 ЗГ от 26.06.2011 апелляционная жалоба на решение заинтересованного лица была оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа - без изменения.
Полагая, что решение Инспекции от 31.03.2011 N 18-09/007651 ДСП не соответствует законодательству о налогах и сборах Российской Федерации и нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
08.09.2011 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Инспекцией решение суда первой инстанции обжалуется только в части удовлетворения требований налогоплательщика, и от спорящих сторон не поступили возражения против проверки решения суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции рассматривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой Инспекцией части.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены в обжалуемой части, исходя из следующего.
Как следует из оспариваемого решения, в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что ИП Сущиков В.И. в 2007- 2009 годах учитывал и отражал расходы в Книге учета доходов и расходов, а также в налоговой декларации по форме 3 НДФЛ в момент приобретения товара, то есть по методу начисления, при этом претензий к доходной части хозяйственных операций налогоплательщика за спорный период налоговым органом предъявлено не было, предметный анализ дохода ИП Сущикова В.И. в оспариваемом решении отсутствует.
При этом, как следует из пояснений предпринимателя, протокола допроса бухгалтера заявителя Балашовой Н.В. от 18.11.2010, ИП Сущиков В.И. осуществлял в 2007- 2009 годах бухгалтерский учет по методу начисления как расходов, так доходов от хозяйственных операций.
Основанием для дополнительного начисления ИП Сущикову В.И. налоговых обязательств по НДФЛ в сумме 2 416 732 руб. и ЕСН в сумме 393 091 руб. послужил вывод налогового органа о том, что стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) должна быть учтена в расходах кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода в том налоговом периоде, в котором фактически получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и совершены расходы.
Вместе с тем позиция налогового органа о наличии у предпринимателя обязанности применять кассовый метод учета расходов и включать в налогооблагаемую базу по НДФЛ и ЕСН в 2007- 2009 годах стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) только после фактического получения дохода и совершения расхода, не может быть признана судом апелляционной инстанции обоснованной.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель является плательщиком НДФЛ и ЕСН.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной форме, так и в натуральной, или право на распоряжение которыми у него возникло (пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 3 названной статьи следует, что налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных главой 23 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 236 данного Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по ЕСН для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
На основании пункта 5 статьи 244 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), расчет налога по итогам налогового периода производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Кодекса.
Из совокупности названных норм следует, что для исчисления и НДФЛ, и ЕСН необходимо достоверно установить состав доходов и расходов налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии указанной нормой Налогового кодекса Российской Федерации был разработан Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, как нормативный документ федерального уровня.
Пунктом 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей установлен учет доходов и расходов и хозяйственных операций, осуществляемый путем ведения индивидуальными предпринимателями Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в которой отражаются операции о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Пунктами пункты 13, 14 Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей было установлено, что доходы и расходы отражаются в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода.
В книге учета отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.
Таким образом, по смыслу названных пунктов Порядка поступившие доходы и произведенные расходы при определении налогооблагаемой базы налогоплательщика, который обязан вести учет доходов и расходов кассовым методом, подлежат учету только после фактического получения дохода и совершения расхода.
Между тем решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2010 N ВАС-9939/10 пункт 13 названного Порядка признан не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующим.
При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в названном решении указал, что глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации, определяя порядок признания доходов и расходов, закрепляет в статьях 271 и 273 Налогового кодекса Российской Федерации два метода: начисления и кассовый. Согласно пункту 1 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации выбор кассового метода это право организации при условии ее соответствия требованиям, указанным в этой норме. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в судебном акте подчеркнул, что предоставление же индивидуальным предпринимателям права выбора применения кассового метода необходимо также постольку, поскольку в силу пункта 4 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели при получении убытка в текущем налоговом периоде не имеют право на уменьшение на сумму этого убытка доходов будущих периодов. Данный же убыток может возникнуть, в том числе, ввиду особенностей налогового учета и признания фактически понесенных расходов ранее момента получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены).
Требование о непосредственной связи расходов с извлечением дохода не может рассматриваться как определяющее момент признания расходов и обуславливающее этот момент датой получения дохода. Данное условие направлено на закрепление общего требования об относимости расходов и их связи именно с предпринимательской деятельностью физического лица, зарегистрированного в этом качестве.
Также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что индивидуальные предприниматели, избравшие кассовый метод признания доходов и расходов, согласно пункту 3 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации вправе учесть для целей налогообложения понесенные расходы после их фактической оплаты. При этом данная норма Налогового кодекса Российской Федерации не связывает момент учета расходов с датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены. Пункт 3 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве общего правила устанавливает положение, определяющее период учета понесенных налогоплательщиком расходов моментом их оплаты или прекращения обязательства по оплате иным способом.
Учитывая изложенное, налогоплательщик в спорный период имел право применять как кассовый метод учета доходов и расходов, так и метод начисления, что указывает на несостоятельность позиции налогового органа об обязательности применения предпринимателем исключительно кассового метода учета доходов.
Вместе с тем, порядок исчисления НДФЛ включает в себя регулирование по вопросам, связанным с определением общих условий признания доходов и расходов, с установлением исключений в части перечня доходов и расходов, не учитываемых для целей налогообложения, с регламентацией вопросов, касающихся момента признания доходов и расходов. В силу пунктов 1, 5 и 6 статьи 3, статьи 4, пункта 1 статьи 17 указанные вопросы, как связанные с определением порядка исчисления индивидуальными предпринимателями налога на доходы, являющегося наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, налоговой ставкой, порядком и сроком уплаты налога, элементом налогообложения, подлежат урегулированию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляя положение о праве индивидуальных предпринимателей на уменьшение облагаемого налогом дохода на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, а также о том, что состав данных расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленному главой "Налог на прибыль организаций", отсылает к положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации не только в части регламентации состава расходов, но и порядка их признания - момента учета для целей налогообложения.
Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации, определяя порядок признания доходов и расходов, закрепляет в статьях 271 - 273 Кодекса два метода - начисления и кассовый. При этом согласно пункту 1 статьи 273 Кодекса выбор кассового метода - это право организации при условии ее соответствия требованиям, указанным в этой норме.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в проверяемом периоде предприниматель осуществлял учет расходов по методу начисления, т.е. учитывал их в том периоде, к которому они относятся независимо от фактической оплаты.
Поскольку каких - либо претензий к правильности определения предпринимателем доходов по методу начисления Инспекцией не предъявлено, позиция налогового органа о необходимости вести учет расходов по кассовому методу не может быть признана обоснованной, поскольку ИП Сущиков В.И. не использовал кассовый метод для определения доходов и расходов, а применял метод начисления. При этом, как отмечено выше, применение кассового метода учета доходов и расходов при исчислении НДФЛ и ЕСН является правом, а не обязанностью предпринимателя
Учитывая изложенное и принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств неправильного учета предпринимателем расходов по методу начисления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение в части определения налоговых обязательств по НДФЛ в сумме 2 416 732 руб. и ЕСН в сумме 393 091 руб., обоснованно признано судом первой инстанции не действительным.
Не может служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции довод налогового органа о том, что признание Высшим Арбитражным судом Российской Федерации решением от 08.10.2010 по делу N ВАС-9939/10 пункта 13 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей не соответствующим Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим, не влечет невозможность применения данного нормативного положения к правоотношениям, существовавшим в 2007-2009 годах.
Действительно, в силу части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Между тем, то обстоятельство, что нормативный правовой акт меньшей юридической силы признан в судебном порядке недействующим с определенного момента, не освобождает суд от обязанности применить норму части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к спорным отношениям, возникшим до признания данного акта недействующим.
Данный вывод, согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.04.2007 N 1629/07.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, статья 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет судьбу незаконного нормативного акта, но не разрешает вопроса о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным актом субъективных гражданских прав, поскольку такой акт относится не к процессуальному, а к материальному праву.
Согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 этого же Кодекса.
Однако, в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд общей юрисдикции, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять те или иные действия либо воздерживаться от их совершения, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право.
Таким образом, налоговому органу на момент принятия оспариваемого решения об определении налогового обязательства по НДФЛ и ЕСН за 2007-2009 годы, надлежало исходить из положений действующего законодательства, и в данном случае Инспекция и не вправе требовать от предпринимателя исполнения положений пункта 13 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, признанного недействующим решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2010 N ВАС-9939/10 за период до момента вступления в силу указанного решения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, удовлетворив требования предпринимателя в рассмотренной части, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения в рассмотренной части оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе Инспекции распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.09.2011 по делу N А46-8624/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8624/2011
Истец: ИП Сущиков Владимир Иванович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8496/11