г. Самара |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А65-14576/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства ИК МО г.Казани" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2011 года апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 октября 2011 года по делу N А65-14576/2011, судья Сальманова Р.Р., принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань, к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г.Казань, третьи лица: ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова", г.Казань, муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани", г.Казань, муниципальное казенное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства ИК МО г.Казани", г.Казань,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в Республике Татарстан, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - ИК МО г.Казани) по непринятию в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (общежития) N 7, литер А, по ул.Дементьева, г.Казань, здания (общежития) N 1, литер А, по ул.Ак.Павлова, г.Казань, обязании ИК МО г.Казани принять в муниципальную собственность города Казани указанные объекты жилищного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова", муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани", муниципальное учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства ИК МО г.Казани".
Определением суда в порядке ст.48,159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения заявителя, суд удовлетворил ходатайство ИК МО г.Казани г.Казани об изменении наименования муниципального учреждения на муниципальное казённое учреждение "Комитет жилищно-коммунального хозяйства ИК МО г.Казани", изменил наименование муниципальное учреждение на муниципальное казённое учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" на основании Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 года N539 и решения Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года "О муниципальных бюджетных и казенных учреждениях".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 октября 2011 года заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан удовлетворено, действие ИК МО г.Казани, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания общежития N 7 по ул.Дементьева, г.Казани, литер А; здания общежития N 1 по ул. Ак. Павлова, г.Казани, литер А признано незаконным. На исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан путем принятия в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания общежития N7 по ул.Дементьева, г.Казани, литер А; здания общежития N 1 по ул. Ак.Павлова, г.Казани, литер А.
В апелляционной жалобе ИК МО г.Казани просит решение суда отменить производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений ТУ Росимущества в Республике Татарстан от 29 декабря 2006 года N 4769-р и от 04 марта 2008 года N 240-р имущественный комплекс ФГУП "КАПО им.С.П.Горбунова" приватизирован путем преобразования в ОАО "КАПО им.С.П.Горбунова", утвержден устав и перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП, в состав которого вошли здания общежитий, расположенные по адресу: г.Казань, ул.Дементьева, 7, лит.А и ул. Ак.Павлова, 1, лит.А.
Распоряжением заявителя от 21 февраля 2011 года N 29-р указанные здания общежитий переданы в муниципальную собственность. Данное распоряжение с актами приема-передачи 24 февраля 2011 года направлено ИК МО г.Казани. Однако в установленные законом сроки акты приема-передачи не подписаны ИК МО г.Казани, в связи с чем заявителем акты утверждены в одностороннем порядке.
Письмом от 26 апреля 2011 года заявитель уведомил ИК МО г.Казани об одностороннем подписании актов, направив при этом технические паспорта объектов передачи. В адрес МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства" 25 апреля 2011 года заявителем направлены акты приема-передачи зданий общежитий по унифицированной форме N ОС и извещение по форме N 0504805. В ответ на указанное письмо МКУ "Комитет ЖКХ ИК МО г.Казани" направило заявителю письмо от 31 мая 2011 года с отказом от подписания актов приема-передачи, указав на отсутствие финансирования ремонтных работ по приведению объектов передачи в соответствующее техническое состояние.
Заявитель, считая указанные действия незаконными и не соответствующими Федеральному закону от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" в Единый государственный реестр юридических лиц 08 апреля 2008 года внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования ФГУП "КАПО им. С.П.Горбунова" в открытое акционерное общество "КАПО им. С.П. Горбунова".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2009 года по делу N А65-24260/2009, вступившим в законную силу на основании постановления апелляционной инстанции 03 марта 2010 года, удовлетворены встречные требования ТУ Росимущества в Республике Татарстан к ИК МО г.Казани о признании незаконным действий по непринятию в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7 литер "А", по ул.Дементьева (общежитие) и здания (строения) N 11, литер А по ул. Ак.Павлова, г.Казани (общежитие).
В соответствии с ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2009 года по делу N А65-24260/2009, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела, поскольку в деле участвуют те же лица, указанный судебный акт имеет преюдициальное значение к рассматриваемому делу.
Как видно из материалов дела, распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) N 4769-р от 29 декабря 2006 года принято решение приватизировать имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им.С.П. Горбунова" в открытое акционерное общество "КАПО им. С.П. Горбунова" (т.1, л.д.11).
Распоряжением ФАУФИ от 24 марта 2008 года N 240-р в распоряжение от 29 декабря 2006 года внесены изменения. Пунктом 1.3 распоряжения утвержден Перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "КАПО им. С.П.Горбунова" (т.1, л.д.17).
Согласно Перечню, являющемуся приложением N 2 к распоряжению ФАУФИ от 24 марта 2008 года N240-р, в объекты, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса приватизируемого предприятия, указаны девятиэтажные здания, находящиеся по адресам: г.Казань, ул.Дементьева, д.7, литер А и ул. Ак.Павлова, д.1, литер А (л.д.21-22).
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Согласно п.5.13 Положения осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Таким образом, территориальное управление (заявитель) является органом, осуществляющим права собственника в отношении имущества: зданий общежитий и наделено полномочиями, распоряжаться ими, в связи с чем ненормативный акт о передаче общежитий в муниципальную собственность принят в пределах полномочий управления и в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст.50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.6 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п.2 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Распоряжением ТУ ФАУГИ по РТ N 29-р от 21 февраля 2011 года на основании п.1,2 ст.30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", распоряжений ФАУФИ от 29 декабря 2006 года N4769-р, 24 марта 2008 года N240-р в муниципальную собственность города Казани передано федеральное имущество, включенное в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "КАПО им. С.П.Горбунова": здания общежитий по адресам: г.Казань, ул.Дементьева, д.7, литер А и ул.Академика Павлова, д.1, литер А.
Пунктом 2 и 3 указанного распоряжения предусмотрено оформление передачи указанного имущества в муниципальную собственность и представление исполкомом МО г. Казани подписанного акта приема-передачи в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения. При неподписании акта приема-передачи ТУ ФАУГИ по Республике Татарстан вправе утвердить акт в одностороннем порядке (л.д.23-25).
ТУ ФАУГИ по Республике Татарстан 21 февраля 2011 года направило в адрес исполкома письмо с сообщением о принятом распоряжении от 21 февраля 2011 года N 29-р с приложением указанного распоряжения и акта приема-передачи для его подписания в течение трех недель и необходимости возвращения акта заявителю, факт направления подтверждается почтовыми конвертами со штемпелем организации почтовой связи от 24 февраля 2011 года и получения ИК МО г.Казани 28 февраля 2011 года (л.д.28,29).
Как следует из письма заявителя от 26 апреля 2011 года, направленного в адрес ИК МО г.Казани, исполком МО г.Казани акт приема-передачи не возвратил и не подписал в трехнедельный срок, заявитель по настоящему делу уведомил ИК МО г.Казани об утверждении акта приёма-передачи в одностороннем порядке (л.д.31,32).
ТУ Росимущества в Республике Татарстан 25 апреля 2011 года направило в МУ "Комитет ЖКХ ИК МО г.Казани" акты приёма-передачи для подписания и заполнения граф акта приёма-передачи по унифицированной форме N ОС-1 и извещение по форме N 0504805, а также сообщило, что оригиналы технической документации и утвержденные в одностороннем порядке акты направлены руководителю исполкома МО г.Казани (л.д.34,35).
В ответ на указанное письмо, МУ "Комитет ЖКХ ИК МО г. Казани" письмом от 31 мая 2011 года за исх. 647/17 (полученным заявителем 06 июня 2011 года) сообщило, что передача в муниципальную собственность домов N 7 по ул.Дементьева и N1 по ул.ак.Павлова может быть произведена при условии предварительного обследования технического состояния домов и определения источника возмещения затрат на ремонтные работы для приведения объектов в соответствующее техническое состояние, указав при этом, что подписание актов приёма-передачи не представляется возможным (л.д.36).
При разрешении спора суд принял во внимание, что здания общежитий не являются ни одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относится к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащему безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7, статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", применяемого с учетом Федерального закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В силу ч.11 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, представляется им органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества. В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и не представлен органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Таким образом, установленный Федеральным законом N 122-ФЗ с изменениями, принятыми Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ, порядок передачи в муниципальную собственность не предусматривает возможность одностороннего отказа муниципальных образований от принятия в свою собственность из федеральной собственности имущества, которое не может находиться в федеральной собственности.
Из содержания части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 следует, что обязанность по передаче и принятию объектов определена императивно и не обусловлена возложением исключительно на передающую сторону дополнительных обязанностей.
Судом установлено, что акты приема-передачи согласно распоряжению N 29-р от 21 февраля 2011 года переданы исполкому с сопроводительным письмом от 21 февраля 2011 года, отправленные заявителем от 24 февраля 2011 года, что подтверждается материалами дела, но ИК МО г.Казани не подписаны. Данное обстоятельство свидетельствует об уклонении от принятия в муниципальную собственность спорных объектов вопреки требованиям законодательства.
Судом отклонены доводы, изложенные в отзыве ИК МО г.Казани, (т.1, л.д.65) и доводы представителя ИК МО г.Казани и третьего лица, МКУ "Комитет ЖКХ ИК МО г.Казани", изложенные в ходе судебного разбирательства, что часть жилых помещений, находящихся в общежитиях, принадлежат на праве собственности гражданам на основании состоявшихся решений суда общей юрисдикции (Авиастроительный районный суд города Казани), что не позволяет принять в муниципальную собственность здание общежитий, а также учёт многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более собственникам, в реестре государственного имущества и/или бухгалтерский учёт многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным и что такой учёт не может являться основанием для требования о передаче многоквартирного дома по акту приёма-передачи.
Между тем нахождение отдельных жилых помещений в частной собственности, расположенных в составе спорных общежитий, не могут означать их повторную передачу в муниципальную собственность.
В силу положений гражданского и жилищного законодательства жилые помещения в составе общежитий являются отдельными от самого дома объектами недвижимого имущества.
В связи с изложенным требования заявителя обоснованно удовлетворены в полном объеме.
Ссылки в апелляционной жалобе на необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную несостоятельны, поскольку в данном случае спорное имущество является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, на что указал суд первой инстанции, и передачи как таковой имущества из федеральной собственности в муниципальную не происходит. Предметом спора в данном случае является отказ (бездействие) органа местного самоуправления от фактического принятия имущества.
Доводы апелляционной жалобы о приватизации жильцами общежитий отдельных помещений не принимаются, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что в целом все здания общежитий в порядке приватизации перешли в частную собственность. В любом случае часть помещений осталась в муниципальной собственности, что ИК МО г.Казани не оспаривает. Следовательно, в отношении данной части помещений у ИК МО г.Казани существует обязанность принять здания общежитий как самостоятельные объекты муниципальной собственности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 03 октября 2011 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ИК МО г.Казани - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на исполнительный комитет муниципального образования города Казани, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 октября 2011 года по делу N А65-14576/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14576/2011
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, ТУ Росимущества в РеспубликеТатарстан
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани
Третье лицо: МУ "комитет жилищно-коммунального хозяйства ИКМО г. Казани", Муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова", г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13508/11