г. Челябинск |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А07-9010/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Толкунова В.М.,
судей Дмитриевой Н.Н., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2011 г.. по делу N А07-9010/2011 (судья Искандаров У.С.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" - Клюжева А.А. (доверенность от 16.06.2011);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - Рафиков А.З. (доверенность от 12.01.2011 N 15-08/3).
Общество с ограниченной ответственностью "Урал Лото" (далее - заявитель, ООО "Урал Лото", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.03.2011 N 23168 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 28.09.2011 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением суда, заинтересованное лицо обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить с принятием по делу нового судебного акта.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом при разрешении спора дано неправильное истолкование положений подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях, Закон), поскольку рассматриваемая налоговая льгота касается случая проведения региональных лотерей по решению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, подразумевающего издание высшим органом исполнительной власти региона соответствующего нормативного правового акта, которым определяется организатор и порядок проведения лотереи.
В настоящем же деле, по мнению инспекции, такого решения не было, обществу было выдано лишь разрешение на проведение лотереи, Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг (далее - Комиссия) не принимала решение о проведении спорных лотерей и не могла принимать такого решения ввиду отсутствия на это полномочий. Судом первой инстанции не учтено, что принятие решения на выдачу разрешения на проведение лотереи и принятие самого решения на проведение лотереи не являются тождественными и имеют различную правовую природу.
Как считает налоговый орган, устанавливая освобождение от уплаты налога для государственных лотерей, законодатель исходил из того, что мероприятия по их проведению финансируются за счет средств федерального (республиканского) бюджета, доход от их проведения получает также соответствующий бюджет.
Представитель ООО "Урал Лото" в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
По мнению заявителя, инспекция ошибочно полагает, что рассматриваемая налоговая льгота относится только к проведению государственных лотерей. Кроме того, налоговый орган в своих суждениях не принимает во внимание норму пункта 3 статьи 6 Закона о лотереях, исходя из которой применительно к рассматриваемой ситуации сообщение Комиссии в адрес общества об отсутствии возражений против проведения лотерей и явилось предусмотренным Законом уведомлением общества о принятии уполномоченным органом соответствующего решения.
Заявитель также считает, что позиция налогового органа в том, что рассматриваемая льгота, по сути, предоставляется только при проведении лотереи государством, противоречит принципам равенства форм собственности и недопустимости установления налоговых льгот в зависимости от формы собственности (статья 8 Конституции Российской Федерации, статья 3 НК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2010 г.., о чем составлен акт от 02.02.2011 N 47319.
По результатам рассмотрения данного акта с учетом возражений налогоплательщика инспекцией вынесено решение от 17.03.2011 N 23168 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым предложено уплатить недоимку по НДС в размере 18 129 235 руб.
Основанием для начисления указанной суммы налога явился вывод проверяющих о необоснованном занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы на сумму реализации в размере 100 717 970 руб. по операциям по проведению лотерей.
Налогоплательщик воспользовался льготой, предусмотренной подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, по освобождению от налогообложения НДС операций по проведению на территории Республики Башкортостан негосударственной региональной бестиражной лотереи "Счастливые сердца" и негосударственной региональной тиражной лотереи "Лото 6 из 40". Налоговый орган исходил из того, что рассматриваемая налоговая льгота не распространяется на налогоплательщика, отметив непредставление им решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Башкортостан, предусмотренного подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
При этом начисление пени и привлечение к налоговой ответственности не произведено в результате применения инспекцией положений пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, освобождающих от начисления пени и привлечения к налоговой ответственности в связи с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Из вводной части решения следует факт рассмотрения материалов проверки с участием представителя налогоплательщика. Доводов о нарушении процедур рассмотрения материалов проверки с позиции пункта 14 статьи 101 НК РФ заявитель не приводит.
Не согласившись с решением инспекции по существу вменяемых налоговых претензий, налогоплательщик обжаловал его в административном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 29.04.2011 N 237/16 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что рассматриваемая налоговая льгота ориентирована не на организатора лотереи, а на способ получения разрешения на ее организацию и проведение, в связи с чем, установив выдачу Комиссией разрешений на проведение лотерей, на основе оценки конкретных обстоятельств дела признал право заявителя на применение спорной льготы.
Выводы суда являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
В соответствии с подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Нормами статьи 2 Закона о лотереях предусмотрены следующие понятия:
организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо;
организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи;
проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, разделены на виды, определяемые в зависимости от способа проведения лотереи, способа формирования призового фонда лотереи, территории проведения лотереи, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона в зависимости от организатора лотереи производится подразделение на государственные и негосударственные лотереи.
Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо.
Порядок организации (то есть осуществления мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи - согласно понятию, содержащемуся в статье 2 Закона) негосударственной лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) установлен статьей 6 Закона.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления по итогам рассмотрения вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения. Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения осуществляется в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Нормами пункта 3 статьи 6 Закона предусмотрено, что рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения на проведение лотереи завершается принятием решения о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения, которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом уполномоченные органы обязаны не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения направить заявителю уведомление о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения.
Согласно пункту 8 статьи 6 Закона положения данной статьи не распространяются на: 1) государственные лотереи; 2) муниципальные лотереи, организатором которых является уполномоченный орган местного самоуправления; 3) стимулирующие лотереи.
Таким образом, в соответствии с нормами статьи 6 Закона негосударственные лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) проводятся по решению уполномоченного органа исполнительной власти, вследствие чего операции по проведению таких лотерей не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации в силу нормы подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, при истолковании приведенных выше норм права налоговым органом не учтено, что льгота, предусмотренная подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, ориентирована не на организатора лотереи, а на способ получения разрешения на ее организацию и проведение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается проведение региональных лотерей, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона при выдаче разрешения на проведение региональной лотереи уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр региональных лотерей.
Налоговый орган самостоятельно указывает, что разрешение на проведение региональной негосударственной лотереи представляет собой согласие исполнительного органа на проведение лотереи.
Материалами налоговой проверки и судом установлено, что ООО "Урал Лото" выступает организатором и проводит на территории Республики Башкортостан лотереи "Счастливые сердца" и "Лото 6 из 40".
Данные лотереи внесены Комиссией в государственный реестр региональных лотерей в Республике Башкортостан:
1) негосударственная региональная бестиражная лотерея "Счастливые сердца" за государственным регистрационным номером N Н302Б/66 сроком проведения с 01.12.2008 по 31.12.2011, территория проведения - Республика Башкортостан;
2) негосударственная региональная тиражная лотерея "Лото 6 из 40" за государственным регистрационным номером N Н302Т/70 сроком проведения с 01.06.2009 по 01.06.2014, территория проведения - Республика Башкортостан.
Для подтверждения налоговой льготы налогоплательщиком представлены письма Комиссии от 25.11.2008 N 36-614/01, от 30.01.2009 N 40-40/01, в которых последняя сообщает о рассмотрении комплекта документов, представленных обществом для получения разрешения на проведение на территории Республики Башкортостан названных негосударственных региональных лотерей, и не возражает против их проведения.
На указанный момент постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004 N 158 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан" именно на Комиссию были возложены функции по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей, по ведению государственного реестра региональных лотерей и контролю за проведением региональных лотерей.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.2010 N 03-07-07/07 в адрес ООО "Урал Лото" указано, что от налогообложения НДС освобождается проведение юридическими лицами региональных негосударственных лотерей при наличии соответствующего разрешения, решение о выдаче которого принято в порядке, установленном статьей 6 Закона о лотереях.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2008 N 03-07-07/39 по вопросу применения освобождения от налогообложения НДС при проведении негосударственной лотереи высказана позиция, что исключений в отношении негосударственных лотерей НК РФ не установлено.
Из содержания приведенных выше писем Комиссии от 25.11.2008 N 36-614/01, от 30.01.2009 N 40-40/01 прямо следует их направление по результатам рассмотрения комплекта документов для получения разрешения на проведение лотерей.
В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по делу N А07-2249/2011 между теми же сторонами по аналогичным обстоятельствам спора за предыдущий налоговый период, отмечены доводы отзыва Министерства финансов Республики Башкортостан, согласно которым ООО "Урал Лото" в уполномоченном органе были получены разрешения на проведение названных выше лотерей; выдача каких-либо других разрешений в рамках Закона о лотереях уполномоченным органом не производится; форма разрешения на проведение лотереи Законом о лотереях не установлена (т.1, л.д.129).
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по изложенным выше мотивам.
В своих выводах апелляционный суд принимает во внимание постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2011 по делу N А07-19656/2010 и Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по делу N А07-2249/2011, в которых рассматривался аналогичный вопрос по применению ООО "Урал Лото" спорной налоговой льготы по НДС за предыдущие налоговые периоды.
Опечатка, допущенная судом первой инстанции в резолютивной части решения в части указания даты и номера оспариваемого решения инспекции, не затрагивает содержания судебного акта, в связи с чем подлежит исправлению в порядке, установленном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Взыскание с налогового органа государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от ее уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2011 г.. по делу N А07-9010/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9010/2011
Истец: ООО "Урал Лото"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан
Третье лицо: Министерство финансов Республики Башкортостан