г. Вологда |
|
17 ноября 2011 г. |
Дело N А05-6272/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Гладышевой Н.В. по доверенности от 09.11.2011 N 02-10/04995, Забаровской А.Н. по доверенности от 30.05.2011 N 02-10/02412, Шарикова С.Р. по доверенности от 21.10.2011 N 02-10/04699, от открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" Пахтусовой О.В. по доверенности от 12.04.2011 N 103, Алферова М.С. по доверенности от 21.02.2011 N 95,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2011 года по делу N А05-6272/2011 (судья Меньшикова И.А.),
установил
открытое акционерное общество "Архангельский морской торговый порт" (ОГРН 1022900515516; далее - общество, ОАО "Архморторгпорт", ОАО "АМТП") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1072901006463; далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам) о признании частично недействительным решения от 30.03.2011 N 09-18/01316 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2011 года по делу N А05-6272/2011 решение инспекции от 30.03.2011 N 09-18/01316 признано недействительным в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2008 года на стоимость услуг по перемещению-погрузке груза, указанную в счетах-фактурах от 23.12.2008 N 9153, от 31.12.2008 N 9179, соответствующих пеней; начисления налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в сумме 603 рублей, пеней в размере 25 рублей, штрафа в сумме 121 рубля. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Инспекция с решением суда в удовлетворенной части не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его в названной части отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что стоимость услуг по хранению, погрузке, перемещению грузов, оказанных ОАО "Архморторгпорт" обществу с ограниченной ответственностью "ОМК-Сталь" (далее - ООО "ОМК-Сталь") в декабре 2008 года, подлежала обложению НДС по ставке 18 %, поскольку операции произведены с грузами, ввезенными на территорию Российской Федерации, после их выпуска таможенными органами; полагает, что налоговым органом правомерно не учтены в качестве расходов при проверке правильности исчисления налога на прибыль за 2007, 2008 годы суммы транспортного налога и налога на имущество организаций, поскольку обществу следует самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства и представить в инспекцию уточненные декларации по налогу на прибыль.
Отзыв на жалобу от общества не поступил.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам провела выездную налоговую проверку ОАО "АМТП" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджеты) за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 15.02.2011 N 09-18/3.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 15.02.2011 N 09-18/3, возражения налогоплательщика, исполняющий обязанности начальника инспекции принял решение от 30.03.2011 N 09-18/01316 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафов в общей сумме 648 рублей, предложении уплатить недоимку по налогам - 649 014 рублей, пени - 5623 рублей.
В порядке главы 19 НК РФ общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которое решением от 16.05.2011 N 07-10/1/06542 утвердило решение инспекции от 30.03.2011 N 09-18/01316.
В оспариваемом решении инспекции зафиксировано налоговое правонарушения, выразившееся в необоснованном применении ставки 0 % при начислении НДС на стоимость услуг по перемещению-погрузке груза, оказанных обществом контрагенту - ООО "ОМК-Сталь" в декабре 2008 года, так как операции произведены с грузами, ввезенными на территорию Российской Федерации, после их выпуска таможенными органами.
Проверкой установлено, что во исполнение договора от 29.12.2006 N 01/У-16/981-07 ОАО "Архморторгпорт" осуществляло для ООО "ОМК-Сталь" (грузовладелец) в 2008 году погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги: приемку, складирование, хранение, отгрузку, перегрузку с одного вида транспорта на другой, транспортно-экспедиционные услуги с экспортными и импортными грузами.
Выполнение работ (оказание услуг) в декабре 2008 года подтверждается актами приема-передачи от 22.12.2008 N 9169, от 29.12.2008 N 9193, от 31.12.2008 N 9192, на оплату их стоимости общество выставило грузовладельцу счета-фактуры от 23.12.2008 N 9153, от 31.12.2008 N 9178, 9179 с указанием НДС по ставке 0%.
Груз по грузовой таможенной декларации N 10203100/020408/0000801, с которым выполнены спорные погрузочно-разгрузочные работы, помещен под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" 22.04.2008 и 30.07.2008.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, производится по ставке 0 процентов.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса указанные положения распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории.
Налоговая ставка 0 процентов применяется к работам (услугам) с товарами, под которыми в силу Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) понимаются ввезенные на территорию Российской Федерации товары до их выпуска таможенными органами.
Товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации при таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления (статьи 163, 164 ТК РФ).
В рассматриваемом случае ОАО "Архморторгпорт" осуществляло операции в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации морским транспортом, пункт отправления которых находится за пределами Российской Федерации, а пунктом назначения является морской терминал.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ОАО "Архморторгпорт" как организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, является оператором морского терминала.
Согласно пункту 1 статьи 150 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации перевозчик с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.
Таким образом, в силу названной нормы оказываемые обществом услуги по выгрузке товаров являются завершающим этапом договора морской перевозки грузов и охватываются подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Тарифы на оказываемые обществом услуги утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 20.05.2009 N 101-т/1 "Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО "Архангельский морской торговый порт".
В разделе II приложения N 4 к данному приказу приведен перечень операций, стоимость которых включена в тарифы за осуществление погрузки и выгрузки грузов. Так в тарифы по импорту и каботажу (с моря) с внутрипортовым перемещением включаются: согласование сводного месячного графика обработки флота; освобождение грузов от крепления в транспортных средствах (за исключением специальных креплений); выгрузка грузов из судов на причал, с их укладкой, при необходимости, на площадках, а также уборка сепарации, зачистка рабочего места в трюме под лопату (за исключением загрязняющих грузов); документальное оформление приема груза; подвозка грузов из зоны выгрузки до склада; внутрискладское перемещение груза в складах, находящихся на территории Порта, вызванное оперативными надобностями Порта (исключая перемещения, связанные с выполнением поручений грузовладельцев и в складах, принадлежащим грузовладельцам или арендуемых ими); зачистка складских помещений и территории Порта (за исключением очистки от загрязняющих грузов); прием распорядительных документов (с разрешительными отметками государственных контролирующих органов) на отгрузку груза; подвозка грузов от складов к зоне погрузки в транспортные средства; погрузка грузов, находящихся в зоне погрузки, в транспортные средства; крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах (в соответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов), исключая стоимость крепежных и сепарационных материалов, специальное крепление и сепарирование и прочее.
В случае отказа грузовладельца или его представителя от каких-либо операций, стоимость которых включена в тариф, величина тарифа не изменяется.
Таким образом, тариф на услуги порта по погрузке-выгрузке является единым, включающим стоимость всех названных операций, как выполняемых до выпуска груза для внутреннего потребления, так и после его выпуска таможенными органами.
Согласно условиям договора от 29.12.2006 N 01/У-16/981-07 в обязанности ОАО "АМТП" по импорту входит: обеспечение постановки судна под разгрузку на ПРР "Экономия", выгрузка груза с судна своими силами и средствами, его погрузка на предоставленные грузовладельцем транспортные средства (спец. платформы); принятие груза от перевозчика по наружному осмотру, количеству мест; оформление генерального акта, актов-извещений, разнарядок, железнодорожных накладных; выделение при необходимости складской площади для хранения грузов; обеспечения подачи-уборки железнодорожных спец. платформ от припортовых станций до мест погрузки-выгрузки; работы по раскреплению/креплению груза на транспортном средстве; услуги по экспедированию груза в порт Архангельск; подача заявок в ОАО "РЖД".
В приложении N 1 к договору приведены ставки (тарифы) за оказанные услуги порта, в частности стоимость услуг по выгрузке груза из транспортных средств и погрузке на транспортное средство, транспортно-экспедиторскому обслуживанию, подаче-уборке вагонов, пользованию вагонами, хранению в течение 30 суток, оформлению ВТТ (внутреннего таможенного транзита) определена в размере 190 рублей 83 копеек за тонну.
При установленном едином тарифе на услуги по погрузке-выгрузке невозможно определить стоимость работ (услуг), осуществленных с ввозимым грузом до его выпуска таможней и стоимость работ (услуг), произведенных после выпуска груза для внутреннего потребления.
Счета-фактуры от 23.12.2008 N 9153, от 31.12.2008 N 9179 выставлены на один из элементов услуги по погрузке-выгрузке в целях получения оплаты перед окончательным расчетом, цена (тариф), указанная в данных счетах-фактурах, является расчетной величиной, поэтому начисленный инспекцией НДС недостоверен по размеру.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам от 30.03.2011 N 09-18/01316 в части доначисления НДС за 4 квартал 2008 года на стоимость услуг по перемещению-погрузке груза, начисления соответствующих пеней.
Также в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом доначислены налог на прибыль за 2008 год в сумме 603 рублей; транспортный налог за 2007 год в сумме 934 рублей, за 2008 год в сумме 573 рублей; налог на имущество организаций за 2008 год в сумме 1483 рублей.
Факты налоговых правонарушений по указанным налогам не оспариваются.
Вместе с тем, не соглашаясь с доначисление налога на прибыль, общество ссылалось на необходимость корректировки налоговых обязательств по этому налогу с учетом сумм доначисленных проверкой налогов.
Размер доначисленной инспекцией по результатам проверки суммы налога на прибыль должен соответствовать действительному налоговому обязательству налогоплательщика, которое определяется на основании всех положений главой 25 Кодекса, в том числе подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Налоговый орган ссылается на то, что налогоплательщик вправе сам откорректировать свои налоговые обязательства.
Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих доходы, предусмотрены статьей 252 Кодекса.
Согласно пункту 1 названной статьи расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В силу пункта 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
На основании пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Пунктом 1.8.2 Требований к составлению акта, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892, предусмотрено, в частности, что акт должен отвечать требованию объективности и обоснованности в том числе обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных проверяемым лицом деяний (действий или бездействия) требованию полноты и комплексности отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.
Учитывая требования объективности и полноты выводов о размере налогового обязательства, подлежащих установлению и доказыванию налоговым органом в ходе налоговой проверки, а также, принимая во внимание, то обстоятельство, что выездной налоговой проверкой были охвачены аналогичные периоды по налогам на прибыль, имущество, транспортному налогу, то налоговый орган в ходе проверки должен был установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль, определив ее размер с учетом всех обстоятельств, установленных в ходе выездной налоговой проверки.
Таким образом, при проведении налоговой проверки инспекция обязана правильно (достоверно) определить налог, подлежащий уплате в бюджет.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ОАО "Архморторгпорт" о признании недействительным решения МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам от 30.03.2011 N 09-18/01316 в части начисления налога на прибыль в сумме 603 рублей, пеней в размере 25 рублей, штрафа в сумме 121 рубля.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2011 года по делу N А05-6272/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6272/2011
Истец: ОАО "Архангельский морской торговый порт"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу