г. Хабаровск |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А16-781/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от общественной организации "Общество охотников и рыболовов Еврейской автономной области": Паневин Виктор Михайлович, председатель, протокол от 13.08.2011; Урядников Константин Александрович, представитель по доверенности от 17.02.2011;
от Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО: Ненько Татьяна Владимировна, представитель по доверенности от 10.05.2011 N 464/11;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации "Общество охотников и рыболовов Еврейской автономной области"
на решение от 21.10.2011
по делу N А16-781/2011
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Осадчук О.Ю.
по заявлению общественной организации "Общество охотников и рыболовов Еврейской автономной области"
к Управлению по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области
о признании незаконным и отмене постановления Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области от 15.08.2011 N 112 о назначении административного наказания по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
общественная организация "Общество охотников и рыболовов Еврейской автономной области" (далее - общественная организация, ООиР ЕАО) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области (далее - Управление, административный орган) от 15.08.2011 N 112 о назначении административного наказания по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование требования заявителем указано, что нарушений правил пользования объектами животного мира обществом допущено не было; вина во вменяемом обществу правонарушении отсутствует.
Решением суда от 21.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения общественной организацией административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, общественная организация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Представитель ООиР ЕАО, председатель, в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявили ходатайство о приостановлении апелляционного производства до принятия решения судом Еврейской автономной области по делу N 3-41/2011 по оспариванию приказа Управления от 12.04.2010 N 4 "Об установлении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий на территории Еврейской автономной области".
Управление в представленном отзыве, представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения, так же представитель просил оставить ходатайство о приостановлении производства по делу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом начальника Управления от 14.12.2010 N 77 в период с 20.12.2010 по 24.01.2011 проведена внеплановая проверка ООиР ЕАО с целью проверки фактов изложенных в обращении N К-643 от 03.09.2010 о нарушении ООиР ЕАО законодательства при использовании предоставленных органами государственной власти охотничьих угодий, в том числе, связанных с не проведением ООиР обустройства предоставленных государственных охотничьих угодий и осуществлением мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих видов животных, не надлежащей организацией использования охотничьих угодий по предоставлению услуг по договорам на использование животного мира, самовольным расширением границ предоставленных государственных охотничьих угодий.
В результате проверки, оформленной актом от 24.01.2011 N 1, выявлены нарушения обязательных требований в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитани, а именно в сезон охоты 2009-2010 и 2010-2011 ООиР ЕАО выписывались и выдавались именные разовые лицензии и разрешения на добычу диких животных, с нарушением Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 N 3, Закона об охоте и Приказ Минприроды России от 23.04.2010 N 121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов").
Названный акт направлен в адрес ООиР ЕАО, вместе с предписанием от 24.01.2010 N 1 об устранении нарушений в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания 24.01.2011.
В апреле 2011 обществом в Управление направлена документированная информация о добыче птиц, отнесенных к охотничьим ресурсам, из которой следовало, что в сезоны охоты 2009-2010 и 2010-2011 на территории охотничьих угодий, закрепленных за общественной организацией, ООиР ЕАО выдавало охотникам разрешения на добычу водоплавающей птицы, право пользование которой у общества отсутствовало.
На основании акта и полученной документации, в присутствии представителя юридического лица в отношении ООиР ЕАО 09.08.2011 составлен протокол N 112 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Определением Управления от 24.01.2011 N 21 на 07.02.2011 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении.
Постановлением от 07.02.2011 N 21 ООиР ЕАО признано виновным в совершении административного право нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООиР ЕАО обжаловало его в суде, который отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
В силу части 3 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Согласно статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ "О животном мире" (далее -Федеральный закон N 52-ФЗ) пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира
В соответствии со статьей 33 Федерального закона N 52 - ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Одним из видов пользования юридическими лицами и гражданами объектами животного мира является охота (статья 34 Федерального закона N 52-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ООиР ЕАО 19.04.1999 получена долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX N 3260, сроком действия до 19.04.2024. Лицензия выдана Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных ЕАО.
Разрешенным видом пользования животным миром, согласно лицензии, является охота.
В 2009 году долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира переоформлена.
07.10.2009 общественной организации Управлением природных ресурсов выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия О N 0003839, разрешенным видом пользования животным миром является охота; перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование общественной организации, определен приложением N 1 к лицензии; границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром определены в приложении N 2, являющимся неотъемлемой частью лицензии. Приложением N 3 к лицензии является договор от 07.10.2009 о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира ЕАО.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона N 52 -ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона N 52-ФЗ пользователи животным миром имеют право, в том числе, выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов, и обязаны соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром. Аналогичные положения содержит договор от 07.10.2009 (пункты 2.4 и 3.2 договора).
В силу пунктов 3.5 и 3.6 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 04.01.2001 N 3 "Об утверждении положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" выдача лицензий осуществляется с учетом пропускной способности территории, акватории, в пределах установленных норм, квот и лимитов изъятия охотничьих животных. Количество охотничьих животных к добыче определяется исходя из установленных специально уполномоченным органом субъекта РФ, согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, объемов (лимитов) добычи охотничьих животных, за исключением охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Управление природных ресурсов приказом N 408 от 09.09.2009 установило квоты изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и выдаче бланков именных разовых лицензий на территории ЕАО в сезоне охоты 2009 - 2010 годов, согласно которым ООиР ЕАО, в силу статьи 40 Федерального закона N 52-ФЗ и пунктов 2.4 и 3.2 договора от 07.10.2009, получило право выдавать именные разовые лицензии (разрешения) на добычу утки, гуся и тетерева в пределах установленных квот.
Учитывая изложенное судом первой инстанции обоснованно не установлено нарушений обществом правил пользования объектами животного мира в период охоты 2009-2010 судом.
Между тем, с 01.04.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N . 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии со статьей 29 которого разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим законом.
По вступлении названного закона в силу прекратил действие Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 04.01.2001 N 3 "Об утверждении положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" (06.07.2010).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 209-ФЗ выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов охотникам осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В силу пункта 1 статьи 71 право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
Приложением N 1 к долгосрочной лицензии определен перечень объектов животного мира, переданных в пользование общественной организации, в котором отсутствуют такие объекты как тетерев, утка, гусь.
Судом установлено, что ООиР ЕАО охотхозяйственное соглашение не заключало, продолжает действовать в рамках полученной в 2009 году переоформленной долгосрочной лицензии. В связи с этим, права распоряжаться и выдавать разрешения на добычу объектов животного мира, не поименованных в приложении к лицензии, после вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ ООиР ЕАО не имело, то есть в сезон охоты 2010-2011.
Таким образом, общественной организацией нарушены правила пользования объектами животного мира, что в силу части 3 статьи 8.37 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа.
Существенных недостатков при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отказ в привлечении учреждения к административной ответственности, управлением не допущено, штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, в минимальном размере, с учетом установленных по делу обстоятельств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении спора Арбитражный суд Еврейской автономной области установил все имеющие существенное значение обстоятельства, дал им надлежащую оценку.
Положения норм материального права, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом апелляционной инстанции отклонено ходатайство о приостановлении рассмотрения апелляционного производства по данному делу, поскольку оспаривание приказа Управления N 4 от 12.04.2010 не влияют на рассмотрение настоящего дела.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 21.10.2011 по делу N А16-781/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-781/2011
Истец: Общественная организация "Общество охотников и рыболовов ЕАО", Общественная организация "Общество охотников и рыболовов Еврейской автономной области"
Ответчик: Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО