г. Самара |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А65-20877/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от некоммерческого партнерства "Управляющая компания "Заря" - не явился, извещен,
от Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ в лице ОНД по Кукморскому муниципальному району - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе некоммерческого партнерства "Управляющая компания "Заря"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2011 года по делу N А65-20877/2011 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению некоммерческого партнерства "Управляющая компания "Заря" (ОГРН 1071600005685, ИНН 1623010023), Кукморский район, п.г.т.Кукмор,
к Управлению Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ в лице ОНД по Кукморскому муниципальному району, п.г.т Кукмор, об отмене постановления от 25.08.2011 г.. N 0329-2011-0211,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Управляющая компания "Заря", Кукморский район, п.г.т.Кукмор обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ в лице ОНД по Кукморскому муниципальному району, п.г.т Кукмор об отмене постановления от 25.08.2011 г.. N 0329-2011-0211.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.
Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным в силу степени его общественной опасности и способности причинить вред жизни и здоровью людей.
При назначении наказания административным органом в соответствии ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ штраф был назначен в минимальном размере 150 000 рублей, установленным ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с выводами суда, некоммерческое партнерство "Управляющая компания "Заря" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, заявленные требования об отмене постановления проверяющего органа удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что некоммерческое партнерство "Управляющая компания "Заря" не является собственником помещений, мест общего пользования здания, расположенного по адресу: РТ, п.Кукмор, ул.Ленина, д.24.
НП "УК "Заря" также не является лицом, в установленном порядке назначенным ответственным за обеспечение пожарной безопасности. Согласно п.2.1. Устава партнерств целью деятельности Партнерства является содействие ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение следующих целей: обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества. То есть оно оказывает только содействие собственникам помещений в обеспечении надлежащего противопожарного состояния общего имущества, а не является ответственным за обеспечение пожарной безопасности.
НП "УК "Заря" также не является лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом собственников помещений, в том числе местами общего пользования. Согласно буквального толкования вышеуказанного пункта устава партнерства, НП "УК "Заря" только содействует реализации собственниками помещений прав по владению, пользованию, и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, НП "УК "Заря" не является субъектом данного правонарушения. Некоммерческое партнерство также не является собственником земельного участка под зданием. У партнерства нет возможностей исполнять выданные предписания, в силу отсутствия средств для этого.
У партнерства не имеется возможностей для соблюдения правил норм, за соблюдение которых установлена административная ответственность следовательно, партнерство не виновно в совершении данного правонарушения.
Какой-либо осмотр территории, принадлежащих партнерству, в присутствии законного представителя партнерства и двух понятых, с составлением и подписанием ими протокола осмотра, с вручением копии протокола законному представителю партнерства, не проводился.
В судебное заседание не явились представители некоммерческого партнерства "Управляющая компания "Заря", Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ в лице ОНД по Кукморскому муниципальному району, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением N 0329-2011-0211 от 25.08.2011 г.. заявитель был привлечен к административной ответственности в соответствии с ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, за нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01 -03), СНиП, Федерального закона 123-ФЗ выявленные в ходе проверки 21 июня 2011 г.. и выразившееся в следующем:
- допускается курение на лестничной клетке (п. 25 ППБ 01 -03);
- стоянка автомобилей расположена на расстоянии менее 9 м. от здания (п. 3 ППБ 01-03; СНиП 21-02-99 п.4.6);
- распределительным документом не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, порядок прохождения обучения по программе пожарно-технического минимума (п. 15 ППБ 01 -03);
- у водоема, а также по направлению движения к водоему не установлен соответствующий указатель (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (п. 90 ППБ 01 -03);
- наружный пожарный водоем не заполнен водой (п. 89 ППБ 01 -03);
первичные средства пожаротушения не содержатся с учетом положений, изложенных в приложении 3 ППБ 01 -03, а именно: не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения; учет проверки, наличия и состояния первичных средств пожаротушения в помещениях не осуществляется в специальном журнале произвольной формы; каждый огнетушитель, установленный в помещениях, не имеет порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (п.108, прил.3, п.п.15,16 ППБ 01-03);
- пожарный рукав не присоединен к крану и стволу, не реже одного раза в год не производится перекатка рукавов на новую скатку (п. 91 ППБ 01 -03);
- инструкцией не определен порядок включения насос-повысителей (п. 92 ППБ 01 -
- не реже двух раз в год /весной и осенью/ не производится проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (п. 89 ППБ 01 -03);
- насос- повысители находятся в неисправном состоянии (п. 89 ППБ 01 -03);
- ступени и лестничные площадки на путях эвакуации окрашены горючей краской (п. 53 ППБ 01-03);
- стены коридора на 4 и 5 этажах окрашены горючий краской (п. 53 ППБ 01 -03);
- автоматическая установка пожарной сигнализации находится в неисправном
состоянии (ППБ 01 -03 п. 98);
- регламентные работы по техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализацией, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией не выполнено специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (п. 96 ППБ 01 -03);
- двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнителями в притворах (п. 3 ППБ 01 -03; СНиП 21-01-97* п. 6.18*);
- 4 и 5 этаж не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03; НПБ 110-03);
- 4 и 5 этаж не оборудован системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (п. 3 ППБ 01-03; НПБ 104-03);
- с 2-ого, 4-ого и 5-ого этажей отсутствуют вторые эвакуационные выходы (п. 3 ППБ 01-03; СНиП 21-01-97* п. 6.11).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N313 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно пункту 25 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03), не разрешается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, объектов торговли, добычи, переработки и хранения ЛВЖ, ГЖ и горючих газов, производств всех видов взрывчатых веществ, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, а также в не отведенных для курения местах иных организаций, в детских дошкольных и школьных учреждениях, в злаковых массивах.
В соответствии с пунктом 15 ППБ 01 -03 в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:
- определены и оборудованы места для курения;
- определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
- установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы:
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
- определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
В пункте 16 ППБ 01 -03 предусмотрено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
Согласно пунктам 89-92 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должно быть указано их назначение. Порядок включения насосов-повысителей должен определяться инструкцией.
Помещения насосных станций противопожарного водопровода населенных пунктов должны иметь прямую телефонную связь с пожарной охраной.
Пунктом 53 Правил предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.
В соответствии с пунктом 96 ППБ 01 -03 регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
Выполнение указанных работ сопровождается составлением акта проверки соответствия монтажа ТС и установки в целом рабочему проекту, акта проверки работоспособности ТС и установки в целом, наличием годового плана-графика проведения работ по ТО и ППР.
Согласно пункту 98 ППБ 01 -03 установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
В соответствии с пунктом 108 ППБ 01 -03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
В таблице 1 приложения к НПБ 110-03 установлен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно пункту 1.1. НПБ 104-03 настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).
В соответствии с пунктом 6.11 СНиПа 21-01-97* 'Пожарная безопасность зданий и сооружений" количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, установлена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения установлена ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений установлена ч.4 ст.20.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом верно отмечено в решении, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем требований правил пожарной безопасности к зданиям, эвакуационным путям, системам пожарной сигнализации, общих требований Правил пожарной безопасности, что образует составы административных правонарушений предусмотренных ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что административным органом не составлен протокол осмотра с участием представителя юридического лица и двух понятых правомерно отклонен судом, поскольку исходя из смысла и содержания статьи 26.2 КоАП РФ протокол осмотра, предусмотренный статьей 27.8 КоАП РФ, не является единственным доказательством по делу. Кроме того, данный протокол не является обязательным к составлению.
В рассматриваемом случае установленные нарушения зафиксированы и подробно описаны в протоколах от 22.08.2011 г.. N 0329-2011-0208, N 0329-2011-0211, N 0329-20110210, N 0329-2011-0209 об административных правонарушениях, которые составлены в присутствии законного представителя некоммерческого партнерства Мухарлямовой Т.Г., которой были разъяснены права и обязанности, копии протоколов выданы, что подтверждается соответствующими отметками и подписями. Кроме того, в указанных протоколах об административных правонарушениях законный представитель некоммерческого партнерства Мухарлямова Т.Г. указала, что нарушения будут устранены, то есть признала факт выявленных в ходе проверки нарушений.
Пояснения о частичном устранении выявленных нарушений судом рассмотрены. Однако, факт устранения выявленных нарушений является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, а не освобождающим от неё.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений, процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.
Судом также правильно отмечено, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным в силу степени его общественной опастности и способности при чинять вред жизни и здоровью людей, и учтено, что при назначении наказания административным органом в соответствии ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ штраф был назначен в минимальном размере 150 000 рублей, установленным ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд правомерно не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления ответчика.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно Уставу Некоммерческого партнерства "Управляющая компания "Заря" является юридическим лицом, основанным на членстве, учрежденным для содействия ее членам в осуществлении деятельности, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков.
В соответствии с пунктом 2 протокола N 1 собрания учредителей НП "Управляющая компания "Заря" от 21 мая 2007 года для эффективного управления, а также содержания в надлежащем состоянии здания, находящегося по ул. Ленина, д.24, корп.2 п.г.т. Кукмор. в котором расположены помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, было решено учредить Некоммерческое Партнерство "Управляющая компания "Заря". Согласно п.2.1 Устава Некоммерческого Партнерства "Управляющая компания "Заря" целью деятельности партнерства является содействие ее членами в осуществлении деятельности, направленной на обеспечение надлежащего противопожарного состояния общего имущества, обеспечение соблюдения членами партнерства, а также арендаторами правил пользования помещениями, местами общего пользования и прилежащей к зданию территорией.
Вина НП "Управляющая компания "Заря" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, доказана, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
С учетом изложенногог оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2011 года по делу N А65-20877/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20877/2011
Истец: Некоммерческое партнерство "Управляющая компания "Заря", п. Кукмор
Ответчик: главный госинспектор Кукморского МР РТ по пожарному надзору п/п в/с Сагитов Ф. Х., Главный инспектор Кукморского МР РТ по пожарному надзору, п. Кукмор, Отдел Кукморского МР РТ по пожарному надзору, п. Кукмор
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Республике Татарстан,с.Богатые Сабы, Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13421/11