Особенные разрешения для предпринимателей
Лицензирование отдельных видов деятельности
Статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).
Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.
В настоящее время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). В соответствии со статьей 2 этого закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.
Перечень видов деятельности, требующих лицензии, строго определен статьей 17 Закона N 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию, и никто больше. Передача данного разрешительного документа одним лицом другому не допускается.
Для получения лицензии предприниматель должен представить необходимый набор документов в соответствующий отрасли его деятельности государственный орган. Это может быть МВД России - для частных охранных предприятий, ФМС - для предпринимателей, занимающихся трудоустройством граждан РФ за рубежом, Росздравнадзор - для предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью, Ространснадзор - для предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками, и т.д. (перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45). Чтобы документы не потерялись, их нужно сдавать по описи, на которой лицензирующий орган ставит свою отметку о приеме документов.
В представляемый набор должны входить следующие документы:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя с указанием лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;
- копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
- копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
Закон N 128-ФЗ дает право помимо указанных бумаг требовать от предпринимателя копии таких документов, перечень которых определяется в соответствии с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Их наличие будет свидетельствовать, что предприниматель сможет выполнить лицензионные требования и условия. Лицензирующий орган также может попросить предпринимателя представить документы, которые предусмотрены для осуществления определенного лицензируемого вида деятельности, наличие которых предусмотрено федеральными законами, регламентирующими данный вид деятельности.
В то же время не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом N 128-ФЗ и иными федеральными законами.
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор. Причем он варьируется в зависимости от вида деятельности предпринимателя (ст. 333.33 НК РФ). Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании можно продлить по заявлению лицензиата.
Кстати, работой без лицензии считается:
- осуществление деятельности после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании;
- ведение бизнеса после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии;
- осуществление деятельности в период приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий;
- работа после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом;
- ведение бизнеса по истечении срока действия лицензии, если этот срок заблаговременно не продлен;
- необращение в лицензирующий орган за лицензией, хотя деятельность требует лицензирования.
Если предприниматель ведет деятельность, для которой необходимо специальное разрешение, но не получает его, то он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.
Административная ответственность предусмотрена различными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, в соответствии со статьей 6.2 КоАп РФ предприниматель, занимающийся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии, будет оштрафован на сумму до 2 000 руб.
А статья 14.1 КоАП РФ предусматривает общее наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в размере до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Нарушение условий, установленных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо. Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, грозит предпринимателю штрафом в размере до 4 000 руб. (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).
К подобным нарушениям относятся:
- несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и реализуемой продукции;
- несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности;
- осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии;
- иные нарушения.
За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотрена также уголовная ответственность. Однако только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ).
Если такое произошло и предприниматель работал без лицензии, нанося ущерб гражданам или организациям, то он может быть наказан штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода (своего) за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Сертификация товаров, работ, услуг
Итак, лицензию вы получили. Но оказалось, что произведенные вами продукция или услуги должны быть сертифицированы. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Фрагмент документа
Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
Заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
- обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно для проверки на соответствие требованиям технического регламента (ст. 23 Закона N 184-ФЗ). Его объектом может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Закон придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату соответствия независимо от схем обязательного подтверждения. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.
Заявитель должен следить за тем, чтобы продукция соответствовала требованиям технических регламентов, и выпускать ее в обращение только после подтверждения соответствия (п. 2 ст. 28 Закона N 184-ФЗ).
Как определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации? Для этого необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013, которым утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Например, к числу сертифицируемых товаров относятся товары для детей, продовольственные товары, косметические товары и т.п.
Закон разрешает обращаться в любой из аккредитованных органов по сертификации. Это важно, поскольку услуги по сертификации являются платной и достаточно хлопотной процедурой. Значит, предприниматель может выбрать тот орган, где сертификацию проведут дешевле и быстрее.
Например, некоторые органы сертификации запрашивают для рассмотрения не менее 28 различных документов. В их число входят следующие:
- заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТа Р;
- приложение к заявке на сертификацию услуг;
- анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли);
- свидетельство о госрегистрации предпринимателя;
- заключение ЦГСЭН;
- журнал регистрации государственных проверок;
- инструкция по охране труда;
- график проведения инструктажа.
Если добавить, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать внушительных сумм (нескольких десятков тысяч рублей), то становится ясно, что очередное благое начинание государственных органов превращается в тяжелое бремя для предпринимателей. Поскольку на этапе становления бизнеса (да и в ходе его функционирования) сумма расходов за сертификацию, как и сама процедура прохождения сертификации, не каждому предпринимателю по карману.
Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее все-таки необходимо. Ведь речь идет о жизни и здоровье наших сограждан, а, кроме того, статья 19.19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.
Так, реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, а также недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа в размере до 1 000 руб. с конфискацией товаров.
В то же время за отсутствие обязательной сертификации лицо может быть привлечено к ответственности и по другим статьям КоАП РФ. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 20.4 КоАП РФ продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, влечет наложение административного штрафа в размере до 2 000 руб.
Кроме получения лицензий и сертификатов существует еще одна необходимая процедура - проведение обязательных медосмотров среди работников. Об этом читайте в следующем номере журнала.
Обязательные медицинские осмотры
Лицензии и сертификаты соответствия являются документами, необходимыми предпринимателям, занимающимся конкретными видами деятельности, перечисленными в Федеральных законах N 128-ФЗ и 184-ФЗ соответственно. Есть еще одна процедура, которую бизнесменам необходимо проводить среди своих работников. Она также актуальна только для определенных видов деятельности. Речь идет об обязательных медицинских осмотрах персонала.
Согласно статье 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Одной из форм исполнения требований вышеуказанного закона являются обязательные медицинские осмотры. Обязанность прохождения медицинских осмотров установлена статьей 34 Закона N 52-ФЗ.
В соответствии со статьей 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
В частности, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Данные о прохождении медицинских осмотров вносятся в личные медицинские книжки и подлежат учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Фрагмент документа
Приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. N 83
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования):
1. Работы на высоте, верхолазные работы (верхолазными считаются все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является предохранительный пояс); работа крановщика (машиниста крана); работа лифтера скоростных лифтов.
2. Работа по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках.
3. Работы в лесной охране, по валке, сплаву, транспортировке и первичной обработке леса.
4. Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении.
5. Работа на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи, расположенных в полярных, высокогорных, пустынных, таежных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, в сложных климатических условиях.
6. Геологоразведочные, топографические, строительные и другие работы в отдаленных, малонаселенных, труднодоступных, тундровых, заболоченных и горных районах (в том числе вахтово-экспедиционным методом).
7. Работы, связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах.
8. Работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение.
9. Работы, связанные с обслуживанием установок и емкостей с внутренним давлением газов и жидкостей выше 1,1 атм.
10. Работы, выполняемые в условиях измененного геомагнитного поля (экранированные помещения, заглубленные сооружения).
11. Подводные работы.
12. Подземные работы.
13. Работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; газоспасательная служба; газоспасательные дружины; военизированные части и отряды по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов; военизированные горные, горноспасательные службы; пожарная охрана.
14. Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полномерной лицевой частью.
15. Работы на судах.
16. Работы, связанные с пребыванием в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления.
17. Работы по непосредственному управлению транспортными средствами.
18. Работы в организациях пищевой промышленности, на молочных и раздаточных пунктах, базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта.
19. Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.
20. Работы, выполняемые учащимися образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам (обследованиям).
21. Работы медицинского персонала родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), отделений патологии новорожденных, недоношенных.
22. Работы в образовательных организациях всех типов и видов.
23. Работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях.
24. Работы в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в том числе санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха.
25. Работы в лечебно-профилактических учреждениях, организациях, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах, а также работы социальных работников, непосредственно связанные с питанием пациентов.
26. Работы в организациях бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских).
27. Работы в бассейнах, а также водолечебницах.
28. Работы в гостиницах, общежитиях, пассажирских вагонах (проводники).
29. Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств.
30. Работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей.
31. Работы в агропромышленном комплексе, связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов.
Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Любой субъект РФ вправе утвердить перечень профессий и производств, на которых работники должны проходить медосмотры. Так, правительство Москвы в целях соблюдения норм Закона N 52-ФЗ издало постановление от 28 декабря 1999 г. N 1228 "Об обязательных периодических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации", в котором утвердило перечень профессий, производств, работники которых проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ, если предприниматель нарушил действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнил санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, ему грозит штраф в размере до 1 000 руб.
Таким образом, зарегистрировавшись в ЕГРИП, став на налоговый учет, открыв банковский счет, предпринимателю следует еще раз внимательно проверить, всели необходимые документы он собрал, все ли необходимые разрешения он получил. Для этого, в первую очередь, нужно изучить Федеральные законы N 128-ФЗ, 184-ФЗ, 52-ФЗ, в которых и могут содержаться дополнительные требования к предпринимателям, занимающимся определенными видами деятельности.
Ф.Н. Филина,
экономист-аналитик
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 8, 9, август, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru