город Ростов-на-Дону |
|
08 декабря 2011 г. |
дело N А32-35471/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Николаева,
судей А.Н. Герасименко, А.В. Гиданкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.
при участии:
от открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи": представители по доверенности Попов Н.В., доверенность от 19.10.2011 г., Ламышева Л.А., доверенность от 13.01.2011 г.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю: представители по доверенности Тель С.К., доверенность от 25.11.2011 г., Борисов И.М., доверенность от 21.12.2010 г., Селихов М.Ю., доверенность от 16.12.2010 г.;
от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю: представитель по доверенности Селихов М.Ю., доверенность от 17.03.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2011 по делу N А32-35471/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" (ОГРН 1062317013087, ИНН 7710542402)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
о признании недействительными решений
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось с требованиями:
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю (далее также - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 15.12.09 N15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее НДС) за 2 кв.2009 г.. по услугам, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) в сумме 3669027,28 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб. и к Управлению ФНС России по Краснодарскому краю (далее также - управление) в части оставления без удовлетворения жалобы общества;
об обязании Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 2 кв.2009 г.. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб., о возмещении НДС за 2 кв. 2009 г., заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
В порядке ст. 49 АПК РФ ОАО "Международный аэропорт Сочи" уточнило требования, просило признать недействительным (т. 6 л.д. 2-7):
решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 кв. 2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3669027,28 руб., обязав инспекцию принять решение о возмещении НДС за 3 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб.,
решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб., обязав инспекцию принять решение о возмещении НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
В порядке ст. 49 АПК РФ ОАО "Международный аэропорт Сочи" повторно обратился с заявлением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил в дополнение к ранее заявленным требованиям (не отказываясь от ранее заявленных требований) (т. 6 л.д. 95-96):
признать частично недействительным решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/56 об отказе в возмещении НДС в сумме 3699027,28 руб. и в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г.. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
Согласно оспариваемому судебному акту суд первой инстанции посчитал, что поскольку отказ от требований об оспаривании решения инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 не заявлен, то обществом произведено не изменение предмета требований, а заявление дополнительных требований, что не предусмотрено статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим в принятии дополнительных требований суд первой инстанции отказал и разъяснил заявителю право на обращение в суд с самостоятельным иском.
Оспариваемым судебным актом в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд возвратил ОАО "Международный аэропорт Сочи" ОГРН 1062317013087 ИНН 2317044843 из федерального бюджета 43094,78 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 860 от 17.03.11.
Не согласившись с принятым судебным актом в части, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт изменить в части по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Податель жалобы полагает, что налогоплательщиком пропущен срок на обжалование. Суд первой инстанции неправильно установил наличие льготы согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит апелляционную жалобу инспекции оставить без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Общество полагает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит апелляционную жалобу общества оставить без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представителем открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" заявлено ходатайство об отказе от части требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю не возражали против удовлетворения ходатайства.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности принять отказ ОАО "Международный аэропорт Сочи" от требований в части признания недействительным решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 24.09.2010 г. N 16-12-1074.
В части отказа общества от части заявленных требований к Управлению ФНС России по Краснодарскому краю решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2011 по делу N А32-35471/2010 подлежит отмене.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что указанный отказ не противоречит Закону и не нарушает права иных лиц, участвующих в деле.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее:
Установлено, что в рамках дела N А32-33601/10 ОАО "Международный аэропорт Сочи" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России 8 по Краснодарскому краю, Управлению ФНС России по Краснодарскому краю о признании недействительным решений налоговых органов от 24.09.2010 года N 16-12-1074, частично недействительным решения от 11.09.2009 года N 15-15/2839, решения от 15.12.2009 года N 15-15/3153, решения от 18.03.2010 года N 15-15/3594, решения от 30.07.2010 года N 15-15/4370 и обязании возместить НДС.
Определением суда от 08.12.2010 г. выделены в отдельные производства:
- требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 11.09.2009 N 15-15/2839 в части отказа в возмещении НДС за 1 кв.2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 2 379 015,54 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 1 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 293570,52 руб. и обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 1 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 2 379 015,54 руб., о возмещении НДС за 1 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 293570,52 руб.;
- требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 15.12.2009 N 15-15/3153 в части отказа в возмещении НДС за 2 кв.2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3 669 027,28 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99руб. и обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 2 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст. 149 НК РФ в сумме 3 669 027,28 руб., о возмещении НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99руб.;
- требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 18.03.2010 N 15-15/3594 в части отказа в возмещении НДС за 3 кв.2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 9 183 972 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 469579,58руб и обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 3 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст. 149 НК РФ в сумме 9 183 972 руб., о возмещении НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 469579,58 руб.;
- требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 30.07.2010 N 15-15/4370 в части отказа в возмещении НДС за 4 кв.2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 5 082 030 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 4 кв. 2009 г. заявленного Обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 2 608 775,40 руб. и обязании Межрайонную ИФНС России N8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 4 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст. 149 НК РФ в сумме 5 082 030 руб., о возмещении НДС за 4 кв. 2009 г.
Таким образом, в рамках дела N А32-35471/2010 рассматривается требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N8 по Краснодарскому краю от 15.12.09 N15-15/3153 в части отказа в возмещении НДС за 2 кв.2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб. и обязании Межрайонную ИФНС России N8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 3 кв.2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп.22 п.2 ст. 149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб., о возмещении НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
Таким образом, в рамках дела N А32-35471/2010 заявлены требования лишь к Межрайонной ИФНС России N8 по Краснодарскому краю.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Управление ФНС России по Краснодарскому в данном деле указано судом первой инстанции в качестве ответчика вследствие технической ошибки.
Требования общества, адресованные к Управлению ФНС России по КК, о признании недействительным решения Управления ФНС России по Краснодарскому от 24.09.2010 г. N 16-12-1074 об оставлении без удовлетворения жалобы общества на решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 11.09.2009 N15-15/2839; от 15.12.2009 N15-15/3153; от 18.03.2010 N15-15/3594; от 30.07.2010N 15-15/4370., рассматриваются в рамках дела N А32-33601/10. В настоящий момент производство по данному делу приостановлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о возможности принять отказ ОАО "Международный аэропорт Сочи" от требований в части признания недействительным решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 24.09.2010 г. N 16-12-1074 в рамках настоящего дела, поскольку указанный отказ не противоречит Закону, не нарушает права иных лиц, участвующих в деле и с учетом рассмотрения требований общества к Управлению в отдельном производстве по делу N А32-33601/10 позволяет устранить ошибку суда первой инстанции в виде указания Управления в качестве заинтересованного лица по делу N А32-35471/2010.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом 20.07.09 года по ТКС была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации и вынесен акт камеральной налоговой проверки N 15-21/15852 от 03.11.09, который вручен представителю общества по доверенности N 61 от 14.07.09 Переносенко О.И.
Представителю общества Переносенко О.И. вручено извещение N 15-11/8407 от 07.12.09 о рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки 15.12.09 (т.5 л.д.6).
При участии представителя общества заместителем начальника инспекции 15.12.09 рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки года, о чем свидетельствует протокол рассмотрения материалов налоговой проверки (т.5 л.д.3).
По итогам рассмотрения были вынесены следующие решения налогового органа:
решение N 15-15/50 от 15.12.09 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 33 428 588 руб. 00 коп. (вручено представителю налогоплательщика 15.12.09 по доверенности N 61 от 14.07.09)
решение N 15-15/56 от 15.12.09 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в сумме 2061511 руб. (вручено представителю налогоплательщика 15.12.09);
решение N 15-15/3153 от 15.12.09 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (вручено представителю налогоплательщика 15.12.09).
Не согласившись с решением N 15-15/3153 от 15.12.09, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган, однако решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 24.09.10 N 16-12-1074 в удовлетворении жалобы отказано, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Заявление подано в арбитражный суд 25.11.10 (т.1 л.д.8).
Как было отмечено, в порядке ст. 49 АПК РФ ОАО "Международный аэропорт Сочи" уточнило требования, просило признать недействительным (т. 6 л.д. 2-7):
решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 кв. 2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3669027,28 руб., обязав инспекцию принять решение о возмещении НДС за 3 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб.,
решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб., обязав инспекцию принять решение о возмещении НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
В дальнейшем в порядке ст. 49 АПК РФ ОАО "Международный аэропорт Сочи" повторно обратилось с заявлением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило в дополнение к ранее заявленным требованиям (не отказываясь от ранее заявленных требований) (т. 6 л.д. 95-96):
признать частично недействительным решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/56 об отказе в возмещении НДС в сумме 3699027,28 руб. и в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г.. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
При этом суд первой инстанции правомерно посчитал, что поскольку отказ от требований об оспаривании решения инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 не заявлен, то обществом произведено не изменение предмета требований, а заявление дополнительных требований, что не предусмотрено статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим в принятии дополнительных требований суд первой инстанции обоснованно отказал и разъяснил заявителю право на обращение в суд с самостоятельным иском.
Суд первой инстанции в связи с изложенным правомерно возвратил ОАО "Международный аэропорт Сочи" ОГРН 1062317013087 ИНН 2317044843 из федерального бюджета 43094,78 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 860 от 17.03.11.
В указанной части доводы апелляционной жалобы общества о неправомерном, по его мнению, непринятии судом первой инстанции дополнительных требований, не принимаются апелляционной коллегией как основанные на неверном толковании норм ст. 49 АПК РФ.
В указанной части решение суда следует оставить без изменения.
Также, как следует из материалов дела, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
При этом судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2011 по делу N А32-35471/2010 следует отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю от 15.12.2009 г.. N15-15/3153 в части отказа в применении ОАО "Международный аэропорт Сочи" льготы согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3 699 027,28 рубля следует отменить.
Суд первой инстанции также отказал в удовлетворении требований общества:
в части обязания инспекции принять решение о возмещении НДС за 2 кв.2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 3699027,28 руб.,
в части обязания принять решение о возмещении НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
В указанной части судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
В мотивировочной части решения суд первой инстанции не обосновал причины отказа в удовлетворении требований ОАО "Международный аэропорт Сочи":
в части обязания инспекции принять решение о возмещении НДС за 2 кв.2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 3699027,28 руб.,
в части обязания принять решение о возмещении НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не опровергает правомерность выводов суда первой инстанции в указанной части о том, что указанные требования общества не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отклонил довод инспекции о нарушении обществом срока на обращение в арбитражный суд, поскольку в силу части 5 статьи 101.2 НК РФ общество не имело возможности обратиться в арбитражный суд ранее получения решения вышестоящего налогового органа. В связи с этим срок на обращение в суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом не пропущен.
При этом как видно из материалов дела решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 24.09.10 N 16-12-1074 в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137-138 НК РФ. Таким образом, суд первой инстанции, применив положения ст.198 АПК, правомерно рассмотрел заявление общества, поскольку только по результатам апелляционного обжалования общество приобрело право на обращение в суд.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы налогового органа о том, что налогоплательщиком пропущен срок на обжалование ненормативного акта налогового органа, не принимаются, как основанные на неверном толковании норм НК РФ.
Принимая решение по данному делу в части выводов в его мотивировочной части о правомерности заявленной обществом льготы согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, примененной обществом в сумме 3669027,28 руб., суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как видно из имеющегося в деле реестра услуг за 2 квартал 2009 г. обществом оказаны авиаперевозчикам следующие виды услуг: предоставление автотранспорта для экипажа, предоставление предполетной информации, доставка пассажиров к борту судна и от борта судна, коммерческое обслуживание и обслуживание в бизнес-зале, предоставление трапа, посадка и высадка пассажиров, расчет полета по маршруту, расчет потребности в авиа ГСМ, составление Флайт-Планов. Всего услуг оказано на 22223319,92 руб. (т.6 л.д.45-72).
Как видно из дела, инспекцией ОАО "Международный аэропорт Сочи" отказано в предоставлении освобождения от уплаты НДС по пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации по услугам на сумму 20 550 151,57 руб., на которую начислен НДС по ставке 18% в сумме 3699027,28 руб. Инспекция также пересчитала пропорцию услуг облагаемых НДС и необлагаемых налогом в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ.
Суд первой инстанции обосновано отклонил доводы инспекции, касающиеся неправомерного, по ее мнению, освобождения услуг заявителя от НДС в части услуг по наземному обслуживанию в аэропорту воздушных судов российских эксплуатантов.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
При этом данной нормой Кодекса перечень услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость, не установлен.
Фактически норма подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ не содержит исключений в отношении каких-либо определенных услуг из числа услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ.
Положения Налогового кодекса РФ не содержат определения понятия "услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве по обслуживанию воздушных судов".
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
При решении вопроса об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по обслуживанию воздушных судов, применяется Приказ Минтранса России от 02.10.2000 N 110, предусматривающий перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание указанных судов.
Согласно п. 1.1 раздела 1 Приложения N 1 к Приказу Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" все услуги, указанные в Приказе (в том числе, все услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание), указанные в разделе 4 Приложения 1 к Приказу) относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "Международный аэропорт Сочи" во 2 кв. 2002009 г. были оказаны следующие виды услуг: доставка пассажиров, коммерческое обслуживание пассажиров, коммерческое обслуживание прибывшего груза/почты, обслуживание в бизнес-зале, посадка и высадка пассажиров, предоставлен автотранспорт для экипажа.
По мнению налогового органа, указанные услуги не освобождаются от налогообложения НДС, в обоснование своей позиции инспекция ссылается на Письмо МНС РФ от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@.
Инспекция полагает, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется исключительно на услуги, за которые взимаются аэропортовые и аэронавигационные сборы, предусмотренные разд. II и III Перечня; данная позиция основывается на том, что услуги, указанные в разд. IV Перечня, не относятся к обслуживанию воздушных полетов.
Вместе с тем, инспекция не учитывает, что услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту - это единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки.
Налоговый орган приравнял понятие "услуги, за которые взимаются аэропортовые сборы" к понятию "услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропортах Российской Федерации", употребляемому в норме подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако перечень услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах РФ значительно шире услуг, за которые взимаются аэропортовые сборы.
Согласно п. 1.1 раздела 1 Приложения N 1 к Приказу Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" все услуги, указанные в Приказе (в том числе, все услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание), указанные в разделе 4 Приложения 1 к Приказу) относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ.
Письмо Минтранса РФ от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596, разъясняющее данный вопрос, подтверждает, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в раздел IV Приложения 1 к Приказу Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110.
Услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту - это единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки.
Вывод о том, что услуги, указанные в разд. IV Перечня, также относятся к услугам по обслуживанию воздушных судов, подтверждается Письмами Минтранса России от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596 и от 09.10.2007 N 01-01-02/2675, где, в частности, сказано, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в разд. IV Приложения 1 к Приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110.
Позиция о том, что услуги, предусмотренные разд. IV Перечня, подлежат освобождению от обложения НДС на основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, также отражена в судебной практике (в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.12.2005 N КА-А40/12548-05, от 16.08.2006 N КА-А40/7197-06).
Ссылка налогового органа на разъяснения Минтранса РФ от 09.10.2007 N 01-01-02/2675, доведенных до налоговых органов письмом ФНС России от 02.11.2007 N ШТ-6-03/861 правомерно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку в ответе по запрос общества Минтранс России высказался в пользу доводов общества (т.1 л.д.37).
Установлено, что ОАО "Международный аэропорт Сочи" были оказаны следующие виды услуг:
автотранспорт для экипажа (п. 4.10 Перечня, Тариф за доставку экипажа);
доставка пассажиров спецрейса, обслуживание пассажиров спецрейса, обслуживание в бизнес-зале (п.4.6 Перечня, Тарифы за специальное обслуживание пассажиров);
доставка пассажиров от/к ВС, доставка пассажиров по перонну (п.4.4.1 Перечня, Тариф устанавливается за предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к/от воздушного судна);
посадка и высадка пассажиров, пассажирский трап литерный (п.4.3, п.4.3.2 Перечня, Тариф за посадку или высадку пассажиров);
коммерческое обслуживание, (п.4.1, 4.2 Перечня, Тариф за обслуживание пассажиров, Тариф за обработку грузов);
расчет полета по маршруту, (п.4.8.1 Перечня, Тариф за предоставление навигационных расчетов).
Таким образом, перечисленные выше услуги, оказанные аэропортом, освобождаются от обложения НДС на основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. Инспекция не доказала, что спорные услуги не являлись услугами по обслуживанию воздушных судов.
Изложенные в мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы о правомерности заявленной обществом льготы согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3 699 027,28 руб. являются обоснованными.
Как было отмечено, ОАО "Международный аэропорт Сочи" обратилось с требованиями:
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю (далее также - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 15.12.09 N15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее НДС) за 2 кв.2009 г.. по услугам, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) в сумме 3669027,28 руб., в части отказа в возмещении сумм НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб. и к Управлению ФНС России по Краснодарскому краю (далее также - управление) в части оставления без удовлетворения жалобы общества;
об обязании Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю принять решение о возмещении НДС за 2 кв.2009 г.. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб., о возмещении НДС за 2 кв. 2009 г., заявленного обществом к вычету в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
В порядке ст. 49 АПК РФ ОАО "Международный аэропорт Сочи" уточнило требования, просило признать недействительным (т. 6 л.д. 2-7):
решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 кв. 2009 г. по услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, по примененной обществом льготе согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3669027,28 руб., обязав инспекцию принять решение о возмещении НДС за 3 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб.,
решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб., обязав инспекцию принять решение о возмещении НДС за 3 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что из материалов дела следует, что между сторонами имел место спор о праве на налоговую льготу, фактически в указанной части ОАО "Международный аэропорт Сочи" некорректно сформулировало требования, что не было устранено судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, инспекция не отказывала обществу в возмещении НДС за 2 кв. 2009 г. в сумме 3669027,28 руб., а отказала в применении ОАО "Международный аэропорт Сочи" льготы согласно п.п.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3669027,28 рубля.
Учитывая, что из заявления общества и пояснений представителя явно видно, что общество оспаривает решение инспекции в части льготы по п.п.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб., суд апелляционной инстанции полагает возможным удовлетворить требования общества в следующей редакции:
"Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю от 15.12.2009 г.. N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в применении ОАО "Международный аэропорт Сочи" льготы согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3 699 027,28 руб. как не соответствующее НК РФ".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что льгота согласно п.п.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб. не является по своей правовой природе налоговым вычетом.
Заявление общества в части обязания инспекции принять решение о возмещении НДС за 2 кв.2009 г. по услугам оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов по примененной обществом льготе согласно подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ в сумме 3669027,28 руб., удовлетворению не подлежит в связи со следующим:
Наряду с решением от 15.12.2009 г.. N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности, инспекцией были вынесены решения:
N 15-15/50 от 15.12.2009 г. о возмещении НДС в сумме 33 428 588 руб.;
N 15-15/56 от 15.12.2009 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в сумме 2061511 руб.
Как видно из материалов дела в порядке ст. 49 АПК РФ ОАО "Международный аэропорт Сочи" обратился в суд первой инстанции с заявлением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил в дополнение к ранее заявленным требованиям (не отказываясь от ранее заявленных требований) (т. 6 л.д. 95-96):
признать частично недействительным решение инспекции от 15.12.09 N 15-15/56 об отказе в возмещении НДС в сумме 3699027,28 руб. и в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г.., заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб.
При этом суд первой инстанции правомерно посчитал, что поскольку отказ от требований об оспаривании решения инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 не заявлен, то обществом произведено не изменение предмета требований, а заявление дополнительных требований, что не предусмотрено статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим в принятии дополнительных требований суд первой инстанции обоснованно отказал и разъяснил заявителю право на обращение в суд с самостоятельным иском.
Решение суда первой инстанции в части отказа в принятии дополнительных требований общества подлежит оставлению без изменения.
В указанной части доводы апелляционной жалобы общества о неправомерном, по его мнению, непринятии судом первой инстанции дополнительных требований, не принимаются апелляционной коллегией как основанные на неверном толковании норм ст. 49 АПК РФ.
Таким образом, решение N 15-15/56 от 15.12.2009 г. об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в сумме 2061511 руб. фактически не является предметом оценки в рамках настоящего дела.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" разъяснено, что согласно действующему законодательству налогоплательщик, обращаясь в суд за защитой своего права на возмещение НДС, вправе предъявить как требование неимущественного характера - об оспаривании решения (бездействия) налогового органа, так и требование имущественного характера - о возмещении суммы НДС (далее - требование о возмещении НДС).
В рамках данного дела ОАО "Международный аэропорт Сочи" было заявлено об оспаривании решения налогового органа "Об отказе в привлечении к ответственности". Поскольку инспекция уже приняла решение об отказе в возмещении НДС, обществу следовало избрать иной способ защиты права - в виде предъявления самостоятельного имущественного требования о возмещении налога, которое может быть рассмотрено в рамках отдельного дела (налогового спора).
Требование общества о признании недействительным решения инспекции от 15.12.2009 г.. N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении сумм НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб., обязании инспекции принять решение о возмещении НДС за 2 кв. 2009 г. заявленного обществом к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в сумме 349927,99 руб. также не подлежит удовлетворению.
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам по товарам работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период.
Оборот ОАО "Международный аэропорт Сочи" составил 170 470 358 руб.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки инспекция пришла к выводу, что облагаемый оборот составляет - 82 057 550 руб., необлагаемый оборот - 88 412 808 руб., процент облагаемых операций - 48,14%, необлагаемых - 51,86%.
Неправомерно отказав налогоплательщику в применении льготы согласно п.п.22 п.2 ст.149 НК РФ, инспекция пересчитала пропорцию по п. 4 ст. 170 НК РФ:
51318567 руб. (вычет по книге покупок) - 22193532 руб. (СМР) - 74384 руб. (СМР, выполненные хозяйственным способом) - 22939583 руб. (НДС при ввозе товаров на территорию РФ) - 95606 руб. (вычет по авансам) = 6015462 руб.
вычет по операциям, подлежащим налогообложению (облагаемых) с учетом отказа налоговым органом в подтверждении спорной льготы:
6015462 руб. х 48,14% = 2895843 руб. (л.д. 129 т. 2).
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что само по себе изменение пропорции не привело к нарушению прав налогоплательщика, так как была увеличена сумма облагаемого оборота, следовательно, и сумма вычетов, приходящихся на данную долю. Перерасчет пропорции с учетом признания права на льготу, в свою очередь приведет к уменьшению доли вычетов, приходящихся на облагаемые обороты.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что при определении суммы НДС, подлежащей возмещению, инспекцией были нарушены требования налогового законодательства.
По общему правилу налогоплательщики, осуществляющие операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, обязаны вести раздельный учет в порядке, установленном п.4 ст. 170 НК РФ.
В пункте 4 статьи 170 Кодекса определено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При исчислении пропорции инспекцией указанная пропорция была применена ко всей сумме НДС, учтенной в книге покупок. Т.е. при расчете инспекция использовала данные книги покупок налогоплательщика без учета того, что в ней содержатся счета-фактуры полностью относящиеся к облагаемому обороту.
Как было отмечено, требование общества в части обязания инспекции принять решение о возмещении НДС за 2 кв.2009 г. удовлетворению не подлежит, но суд апелляционной инстанции полагает возможным отметить следующее:
В мотивировочной части решения инспекции указано, что сумма заявленного к возмещению НДС за 2 квартал 2009 г. должна быть уменьшена на 2 061 511 руб. (л. 3, 63 решения инспекции, л.д. 68, 116, 127, 129 т. 2).
К указанному выводу инспекция пришла в связи с тем, что в ходе камеральной проверки установлено:
- применение освобождения от налогообложения в части услуг по обслуживания пассажиров и багажа - 20 550 151,57 руб., НДС - 3 699 027,28 руб.;
- осуществление медицинской деятельности (с 30.04.2009 по 30.06.2009) при отсутствии лицензии - 507060 руб., НДС - 91271 руб.;
- завышение вычета по НДС по суммам, уплаченным при ввозе товаров на территорию РФ - 1 097 635,74 руб.;
- несовпадение данных в декларации по НДС по исчисленной налоговой базе и данных книги продаж, НДС - 69420 руб.
В декларации по НДС за 2 квартал 2009 г. ОАО "Международный аэропорт Сочи" исчислило к возмещению НДС 35490099 руб. (10 910 642 руб. - 46 400 741 руб.) (л.д.3 т. 2).
Согласно Разделу 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации", общая сумма НДС начисленного к уплате составляет 10 910 642 руб.
Установлено, что общество не оспаривает решение инспекции в части НДС доначисления в сумме 91271 руб. (осуществление медицинской деятельности при отсутствии лицензии), в сумме 69420 руб. (несовпадение данных в декларации по НДС по исчисленной налоговой базе и данных книги продаж).
Таким образом, НДС к уплате составляет 11 071 333 руб. (10 910 642 + 91271 + 69420).
Общая сумма, подлежащая вычету по декларации, составила 46 400 741 руб. (стр. 340 декларации), в том числе:
- сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету - 22 193 532 руб. (в том числе предъявленная подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) по выполненным работам при проведении капитального строительства - 22 193 532 руб.);
- сумма налога, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащая вычету - 74 384 руб.;
- сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащая вычету, - 24 037 219 руб.;
- сумма налога, исчисленная продавцом с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) - 95 606 руб.
Таким образом, в декларации по НДС за 2 квартал 2009 г. ОАО "Международный аэропорт Сочи" исчислило к возмещению НДС 35490099 руб. (10 910 642 руб. - 46 400 741 руб.).
Установлено, что общество не оспаривает решение инспекции в части эпизода на сумму 1 097 635,74 руб. (завышение вычета по НДС по суммам, уплаченным при ввозе товаров на территорию РФ).
Таким образом, сумма НДС, подлежащая вычету, составляет 45 303 105,26 руб. (22 193 532 руб. + 74 384 руб. + 24 037 219 руб. + 95 606 руб. - 1 097 635,74 руб.).
В связи с чем, НДС к возмещению составит 34 231 772,26 руб. (45 303 105,26 руб. - 11 071 333 руб.).
Таким образом, сам по себе вывод о необходимости уменьшения суммы возмещаемого НДС на 2061511 руб., изложенный в мотивировочной части решения инспекции от 15.12.2009 г. N 15-15/3153, сделан налоговым органом при условии неверного расчета.
Однако, ОАО "Международный аэропорт Сочи" не лишено право заявить отдельное требование имущественного характера - о возмещении суммы НДС.
Судебная коллегия признает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый по настоящему делу акт налогового органа ненормативного характера - решение инспекции от 15.12.2009 N 15-15/3153 хотя и содержит выводы, противоречащие действующему законодательству, не порождает правовых последствий, и, следовательно, не нарушает прав общества.
Как следует из судебного акта суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, указал, что оспариваемым обществом решением инспекции отказано в привлечении общества к ответственности. Суд первой инстанции указал, что в резолютивной части решения инспекции от 15.12.09 N 15-15/3153 отсутствует решение об отказе в возмещении НДС. В отношении отказа в возмещении инспекцией принят самостоятельный ненормативный правовой акт в соответствии со статьей 176 НК РФ - решение от 15.12.09 N 15-15/56, право на обжалование которого при соблюдении досудебного порядка урегулирования спора не утрачено.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, оспариваемый акт налогового органа ненормативного характера - решение инспекции от 15.12.2009 N 15-15/3153 хотя и содержит выводы, противоречащие действующему законодательству, не порождает правовых последствий, и, следовательно, не нарушает прав общества.
Вместе с тем, делая указанный вывод, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что оспоренное обществом решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю от 15.12.2009 г.. N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения фактически в своей мотивировочной части содержит не соответствующий Налоговому кодексу РФ вывод об отказе в применении ОАО "Международный аэропорт Сочи" льготы согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3 699 027,28 руб.
Соответственно, указанный ненормативный акт налогового органа в любом случае нарушает права и законные интересы ОАО "Международный аэропорт Сочи" как налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. (ст.110 АПК РФ).
При подаче таких заявлений неимущественного характера как заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции размер государственной пошлины составляет 2000 рублей, при подаче апелляционных жалоб размер государственной пошлины составляет 1000 рублей (ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, следует взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Международный аэропорт Сочи" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Кроме того, следует возвратить ОАО "Международный аэропорт Сочи" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной госпошлины при подаче апелляционной жалобы, уплаченной по платежному поручению от 11.10.2011 г. N 4148.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ ОАО "Международный аэропорт Сочи" от требований в части признания недействительным решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 24.09.2010 г. N 16-12-1074.
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2011 по делу N А32-35471/2010 в части отказа общества от части заявленных требований к Управлению ФНС России по Краснодарскому краю и в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю от 15.12.2009 г.. N15-15/3153 в части отказа в применении ОАО "Международный аэропорт Сочи" льготы согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3 699 027,28 рубля отменить.
В части отказа ОАО "Международный аэропорт Сочи" от заявленных требований к Управлению ФНС России по Краснодарскому краю производство по делу прекратить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю от 15.12.2009 г.. N 15-15/3153 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в применении ОАО "Международный аэропорт Сочи" льготы согласно пп.22 п.2 ст.149 НК РФ в сумме 3 699 027,28 руб. как не соответствующее НК РФ.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Международный аэропорт Сочи" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей. Возвратить ОАО "Международный аэропорт Сочи" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной госпошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35471/2010
Истец: ОАО "Международный аэропорт Сочи"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю