г. Москва |
|
15 декабря 2011 г. |
N А40-26113/11-84-52 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2011.
Постановление в полном объёме изготовлено 15.12.2011.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Свиридова В.А., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
при участии:
от заявителя: |
Дуванова Т.С. по дов. от 22.12.2010 N Д-1287/12; |
от ответчика: |
1) Валевская И.С. по дов. от 14.12.2010 N 1546/102-10д; Бендерская Е.А. по дов. от 29.11.2010 N 15-46/79-10д; 2) не явился, извещен; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Монкаса" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" сентября 2011 г.. по делу N А40-26113/11-84-52 судьи Сизовой О.В.
по заявлению ООО "Монкаса" (ОГРН 1077763817548; 121596, г. Москва, ул. Кубинка, д.15, к.2)
к 1) Федеральной таможенной службе, 2) Московской областной таможне
о признании недействительным решения, признании правомерным применение ставки 10%
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2011 отказано в удовлетворении требований ООО "Монкаса" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее - ответчик, таможенный орган), изложенного в письме N 17-03/2099 от 16.02.2011 - применение ставки НДС 18% к продуктам из свинины варенным, варено-копченным, сырокопченым и сыровяленым "Бекон", "Бекон английский", "Бекон Сельский" в вакуумной упаковке торговых марок "Bernedo" и"Moncasa Gourmet"; применение ставки НДС 18% к продуктам из свинины варенным, варено-копченным, сырокопченым и сыровяленым "Бекон", "Бекон английский", "Бекон Сельский" в вакуумной упаковке торговых марок "Bernedo" и "Moncasa Gourmet"; об обязании Московской областной таможни осуществить возврат в форме зачета в счет исполнения обязанностей по внесению других таможенных платежей излишне уплаченные таможенные пошлины в сумме 1 487 561, 56 руб.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения таможенного органа.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и рассмотреть вопрос по существу, указывая, что в отношении рассматриваемых товаров подлежит применению ставка НДС 10%.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - Федеральной таможенной службы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика - Московской областной таможни, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учётом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Монкаса" в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту от 11.01.2008 N 11-01/978 ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и представило к таможенному оформлению товар, поименованный как готовые изделия из мяса домашней свинины: вареные, варено-копченые, сырокопченые и сыровяленые "Бекон", "Бекон английский", "Бекон сельский" торговых марок "Веrnedo", "Moncasa Gourmet", консервы из прочих частей домашних свиней.
При заполнении графы 47 таможенных деклараций ООО "Монкаса" для расчета суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет Российской Федерации при ввозе вышеуказанных товаров на таможенную территорию Таможенного союза, применило ставку 10%.
Во исполнение норм таможенного законодательства ООО "Монкаса" внесло обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, рассчитанную исходя из ставки НДС 18% по указанным товарам, в подтверждении чего таможенным органом были выданы таможенные расписки.
17.01.2011 общество обратилось в Московскую областную таможню с заявлением N 166/12 от 22.12.10 (вх. N 00683) о возврате денежных средств.
16.02.2011 Московской областной таможней заявителю отказано в возврате денежных средств (письмо N 17-03/2099).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, полно, всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и на их основании, сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу прямого указания ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган; согласно положениям ст.65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
В соответствии с п.1 ст.75 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно п.2 указанной статьи базой для целей исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п.3 ст.75 ТК ТС).
На основании ст.77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (п.1).
Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом (п.2).
На основании п.5 ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 названной статьи.
Согласно подп.1 п.2 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации, в том числе мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%.
Решения о налогообложении НДС по ставке 10% в отношении продовольственных товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, таможенные органы принимают в соответствии с перечнем кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно указанному перечню ставка НДС 10% применяется в отношении мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного).
В примечании к данному перечню указано, что для целей настоящего приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ТС, так и наименованием товара.
Термины и определения понятий в области производства мясных продуктов установлены в ГОСТ 18158-72 "производство мясных продуктов. Термины и определения" и в ГОСТ Р 52427-2005 "Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения".
Исходя из классификации, данной в национальном стандарте "Продукция мясной промышленности. Классификация. ГОСТ Р 52428-2005", вышеуказанный товар относится к продуктам из мяса свинины I категории (беконной).
В межгосударственном стандарте ГОСТ 18158-72 дано следующее определение понятию бекон - свиные беконные полутуши без лопаточной кости специального посола.
Таким образом, вышеуказанный товар относится к продуктам из мяса свинины I категории (беконной), произведенный из свиной беконной полутуши без лопаточной кости.
Учитывая, что заявителем при декларировании товаров в графе 31 "Грузовые места и описания товаров" грузовой таможенной декларации не указана информация и не представлены документы, подтверждающие из каких частей туши свинины произведены товары, применение ставки НДС в размере 10% к указанным мясным продуктам является неправомерным.
Согласно п.1 ст.324 ТК РФ таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.
Положениями ст.124 ТК РФ предусмотрено, что в таможенной декларации подлежат указанию (в том числе в кодированном виде) сведения о товаре (такие как, наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД; таможенная стоимость); сведения, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей (ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов).
На основании п.3 ст.131 ТК РФ декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, обязан представить в таможенных орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
В силу п.3 ст.132 ТК РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден, в том числе внесением изменений в декларацию на товары.
Согласно п.2 ст.191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Такие случаи и порядок установлены Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 (далее - Инструкция).
Факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов может быть установлен по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров или рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя о корректировке сведений, заявленных в ДТ.
Как правильно указал суд в своем решении, изложенное в графе 31 ГТД описание и характеристики товара не создают правовых оснований для применения ставки НДС в размере 10%.
Между тем, основанием для применения ставки НДС в размере 10% могут быть внесенные по инициативе декларанта изменения в графу 31 ГТД сведения, отражающие качественные характеристики товара и позволяющие предоставить декларанту ставку в размере 10% НДС. Однако до настоящего времени общество не предприняло мер по внесению изменений в ГТД, заявленное описание товара не предоставляет правовой возможности применить в отношении ввезенного товара пониженную ставку по уплате.
В качестве единственного основания для применения ставки НДС 10% обществом в таможенный орган было представлено заключение по результатам исследований продукции, выполненных Всероссийским научно-исследовательским институтом мясной промышленности от 19.10.2010 N 356/дир, из которого следует, что все представленные образцы продукции (бекон вареный, бекон варено-копченый, бекон сырокопченый и бекон сыровяленый торговых марок "Bernedo" и "Moncasa Gourmet") изготовлены из низкосортного мясного сырья (грудобрюшной части) и не могут быть отнесены к копченостям из высокосортного мясного сырья (балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея).
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно не принял указанное заключение в качестве надлежащего (относимого и допустимого) доказательства по спору в порядке ст.ст.67, 68 АПК РФ, поскольку экспертам на исследование был представлен товар, отличный от задекларированного.
Данный вывод был сделан судом на основании показаний эксперта ГНУ ВИИИМП им. В.М. Горбатова Семеновой А.А., допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, которая, в частности, пояснила, что наименование товара, указанное в исследовании, полностью переписывается с этикетки товара (протокол судебного заседания от 23.09.2011, т.3, оборот л.д.55).
В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения Московской областной таможни, изложенного в письме N 17-03/2099 от 16.02.2011.
Учитывая отсутствие в рассматриваемом деле несоответствия оспариваемого решения таможенного органа нормам закона, повлекших нарушение прав и законных интересов общества, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ООО "Монкаса" является правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" сентября 2011 г.. по делу N А40-26113/11-84-52 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26113/2011
Истец: ООО "Монкаса"
Ответчик: Московская областная таможня, Федеральная таможенная служба, Федеральная таможенная служба РФ
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7640/12
04.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7640/2012
30.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2329/12
24.02.2012 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-26113/11
15.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30894/11
30.09.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-26113/11