Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
9 декабря 2011 г. |
Дело N А14-4838/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Князевой Г.В., Бутыриной Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аксеновой Любови Борисовны: Текутьевой Л.Б., адвоката по доверенности от 01.11.2011,
от Администрации Панинского муниципального района Воронежской области: Белолипецкого А.Р., юрисконсульта по доверенности от 29.08.2011, Насонова И.В., представителя по доверенности в деле,
от индивидуального предпринимателя главы (крестьянского) фермерского хозяйства Голубова Сергея Константиновича: Голубевой М.Н., представителя по доверенности от 29.11.2010,
от индивидуального предпринимателя главы (крестьянского) фермерского хозяйства: Шаталова Юрия Павловича: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от индивидуального предпринимателя главы (крестьянского) фермерского хозяйства Строкова Юрия Владимировича: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от индивидуального предпринимателя главы (крестьянского) фермерского хозяйства, Вязовского Александра Юрьевича: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
от индивидуального предпринимателя главы (крестьянского) фермерского хозяйства Ермакова Алексея Петровича: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аксеновой Любови Борисовны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2011 по делу N А14-4838/2011 (судья Шишкина В.М.) по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аксеновой Любови Борисовны к Администрации Панинского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения Администрации N 832 от 31.03.2011 и обязании Администрацию передать в аренду заявителю ряд земельных участков, о признании недействительными подпунктов 1.2.-1.6. постановления от 01.03.2011 N 68 "О признании утратившим силу и отмене постановлений администрации Панинского муниципального района", с участием третьих лиц: индивидуальных предпринимателей глав (крестьянского) фермерского хозяйства: Шаталова Юрия Павловича, Строкова Юрия Владимировича, Вязовского Александра Юрьевича, Голубова Сергея Константиновича, Ермакова Алексея Петровича,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Аксенова Любовь Борисовна (ИНН: 362101649680, ОГРНИП: 308360113500010) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области к Администрации Панинского муниципального района Воронежской области (ОГРН: 1023600510515) с заявлением о признании незаконным решения Администрации N 832 от 31.03.2011 и обязании Администрацию передать в аренду заявителю ряд земельных участков.
Указанное заявление было принято к производству, делу присвоен номер N А14-3099/2011.
Также ИП глава КФХ Аксенова Л.Б. обратилась в Арбитражный суд Воронежской области к Администрации с требованиями о признании недействительными подпунктов 1.2.-1.6. постановления от 01.03.2011 N 68 "О признании утратившим силу и отмене постановлений администрации Панинского муниципального района".
Заявление было принято к производству, делу присвоен номер N А14-4838/2011.
Определением от 01.06.2011 по делу N А14-3099/2011, по ходатайству заявителя, с учетом мнения Администрации, дела N А14-3099/2011 и N А14-4838/2011 судом объединены в одно производство под номером N А14-4838/2011 (т.5 л.д.72-76).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Шаталова Юрия Павловича, Строкова Игоря Владимировича, Вязовского Александра Юрьевича, Голубова Сергея Константиновича, Ермакова Алексея Петровича.
Решением суда от 08.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Аксенова Любовь Борисовна обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что содержание решения Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-10348/10 не влияет на право заявителя на получение земельных участков в соответствии с процедурой, установленной Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". У суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода об отсутствии у заявителя права на получение в аренду испрашиваемых земельных участков. Обращения третьих лиц не может рассматриваться как поданные с соблюдением требований ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", поскольку данные лица не проводили в отношении спорных земельных участков землеустроительные работы в не представляли необходимые документы в орган кадастрового учета, в связи с чем, обращения третьих лиц следует рассматривать как обычную переписку.
В отзывах на апелляционную жалобу Администрация Панинского муниципального района Воронежской области и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, указывают, что заявление индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аксеновой Любови Борисовны от 16.03.2011 следует рассматривать как впервые поданное. Все действия последовательно с четким соблюдением сроков, изложенные в ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" должны выполняться отдельно по каждому вновь поданному заявлению. Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-10348/10 от 24.12.2010 было отказано в удовлетворении требований заявителя, обосновывая отказ в заявленных требованиях. В течении пяти дней: с 11.03.2-11 по 16.03.2011, в администрацию Панинского муниципального района Воронежской области поступили заявления о предоставлении в аренду спорных земельных участков от глав шести крестьянских (фермерских) хозяйств. С учетом подачи заявлений о передачи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду несколькими крестьянскими фермерскими хозяйствами, спорные земельные участки могут быть предоставлены в аренду лишь на торгах. Законодательством не предусмотрено преимущественного права на заключение договора аренды тому крестьянскому (фермерскому) хозяйству, которое за свой счет осуществило землеустроительные работы и постановку на кадастровый учет испрашиваемых в аренду земельных участков. При подаче своего заявления заявитель не указала и не могла обосновать размеры предоставляемых в аренду земельных участков, не могла подтвердить, что в ее распоряжении имеется сельскохозяйственная техника и инвентарь, производственные помещения, необходимые для обработки земельного участка. Нарушение ИП Аксеновой Л.Б. п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является самостоятельны основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых в аренду земельных участков. Оспариваемое постановление N 68 от 01.03.2011 не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебное заседание Индивидуальный предприниматель глава (крестьянского) фермерского хозяйства Шаталов Юрий Павлович, индивидуальный предприниматель глава (крестьянского) фермерского хозяйства Строков Юрий Владимирович, индивидуальный предприниматель глава (крестьянского) фермерского хозяйства Вязовской Александра Юрьевич, индивидуальный предприниматель глава (крестьянского) фермерского хозяйства Ермаков Алексей Петрович не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 25.11.2011 объявлялся перерыв до 02.12.2011 (26.11.2011 и 27.11.2011 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, 20.05.2008 и 30.05.2008 ИП главой КФХ Аксеновой Л.Б. обратилась с заявлениями в Администрацию в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003 (далее - Закон N 74-ФЗ) о предоставлении в аренду сроком не менее 5 лет для осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности по производству и реализации сельскохозяйственной продукции земельных участков:
- 231 га, расположенного в границах земель бывшего ЗАО "Рассвет" Панинского района; 263 га, расположенного в границах земель бывшего АОЗТ "Тойда" Панинского района;
- 363 га, расположенного в границах земель бывшего ЗАО "Красный маяк" Панинского района; 564 га, расположенного в границах земель бывшего СХА "Михайловский" Панинского района;
- 53 га, расположенного в границах земель бывшего АО "Ивановское" Панинского района (т.2 л.д.15-22).
29.09.2008 Администрацией вынесено постановление N 267 о предоставлении в аренду земельных участков КФХ Аксеновой Л.Б., в том числе: земельный участок площадью 231 га в границах землепользования бывшего ЗАО "Рассвет"; 53 га в границах землепользования бывшего АО "Ивановское", 263 га границах землепользования бывшего АОЗТ "Тойда"; 518 га в границах землепользования бывшего ЗАО "Красный маяк", 580 га в границах землепользования бывшего СХА "Михайловский" (т.3 л.д.41).
09.10.2008 главе Администрации Прокуратурой Панинского района Воронежской области вынесен протест на постановление N 267 от 29.09.2008 с требованием об отмене указанного постановления как незаконного (т.3 л.д.42).
Из указанного протеста следует, что в нарушение статей 9, 10 ФЗ от 24.07.2002 N 131-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" главе КФХ Аксеновой Л.Б. предоставлены в аренду земельные участки не прошедшие государственный кадастровый учет. Кроме того, при передаче в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, проигнорированы положения статьи 34 Земельного Кодекса РФ, так как несмотря на наличие единственного заявления Аксеновой Л.Б. о передаче земельных участков в аренду, предварительного, заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, которыми в соответствие со статьей 19 Закона Воронежской области от 13.05.08 N 25-03 "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" является газета "Молодой коммунар", не производилось.
Постановление N 290 от 16.10.2008 в судебном порядке не обжаловалось.
16.10.2008 постановлением Администрации N 290 постановление N 267 от 29.09.2008 отменено (т.3 л.д.43).
18.12.2008 постановлениями N 358, N 359, N 360, N 361, N 362 на основании п.1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 г.. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) Администрацией утверждены схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане (т.2 л.д.23- 27).
В январе 2009 была произведена постановка земельных участков на кадастровый учет (т.3 л.д.52-78).
25.08.2010 заявитель обратился в адрес Администрации с заявлением о предоставлении ряда земельных участков в аренду со ссылками на положения Закона N 74-ФЗ, 101-ФЗ (т.3 л.д.79, 80), в удовлетворении которого ИП главе КФХ Аксеновой Л.Б. было отказано (т.3 л.д.81).
Вышеуказанный отказ был обжалован заявителем в Арбитражный суд Воронежской области.
Решением от 24.12.2010 по делу N А14-10348/2010/313/22, вступившим в законную силу (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011), в удовлетворении требований ИП главе КФХ Аксеновой Л.Б. отказано (т.3 л.д.104-118).
03.02.2011 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области в адрес Администрации сообщено о снятии земельных участков с кадастрового учета на основании п.2 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (т.3 л.д. 119).
16.02.2011 между главой КФХ Аксеновой Л.Б. (Заказчик) и кадастровым инженером (Исполнителем) подписан договор N 11/11 на выполнение работ по изготовлению межевыхпланов на участки районного фонда, расположенные по адресу: Воронежская область, Панинский район, в границах хозяйств: ЗАО "Панино", АО "Красный маяк", СХА "Михайловский", ЗАО "Тойда", АО "Ивновский", АОЗТ "Рассвет" (т.2 л.д.28).
В марте 2011 на кадастровый учет были поставлены следующие земельные участки:
1) земельный участок площадью 692889_7283 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский. с/пос. Михайловское, земельный участок расположен в западной час ти кадастрового квартала 36:21:8500005 в границах СХА "Михайловский", кадастровый номер 36:21:8500005:177;
2) земельный участок площадью 396197_5507 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Михайловское, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 36:21:8500005 в границах СХА "Михайловский", кадастровый номер 36:21:8500005:178 ;
3) земельный участок площадью 472929_6017 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Михайловское, земельный участок расположен в зап адной части кадастрового квартала 36:21:8500005 в границах СХА "Михайловский", кадастровый номер 36:21:8500005:179 ;
4) земельный участок площадью 489720_6123 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Михайловское, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 36:21:8500007 в границах СХА "Михайловский", кадастровый номер 36:21:8500007:193;
5) земельный участок площадью 610169_6834 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Михайловское, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 36:21:85 00 007 в границах СХА "Михайловский", кадастровый номер 36:21:8500007:194;
6) земельный участок площадью 51427_1984 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский. с/пос. Михайловское, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 36:21:8500007 в границах СХА "Михайловский", кадастровый номер 36:21:8500007:195;
7) земельный участок площадью 385145_5430 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 36:21:8200001 в границах АОЗТ "Рассвет", кадастровый номер 36:21:8200001:97;
8) земельный участок площадью 231708_4211 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 36:21:8200001 в границах АОЗТ "Рассвет", кадастровый номер 36:21:8200001:98;
9) земельный участок площадью 318457_4938 кв.м.. местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 36:21:8200001 в границах АОЗТ "Рассвет", кадастровый номер 36:21:8200001:99;
10) земельный участок площадью 1000109_8750 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р- н Панинский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 36:21:8200006 в границах АОЗТ "Рассвет", кадастровый номер 36:21:8200006:192;
11) земельный участок площадью 885751_8235 кв.м.. местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Сергеевское, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах ЗАО "Тойда", кадастровый номер 36:21:8400004:266;
12) земельный участок площадью 96212_2714 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Сергеевское, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах ЗАО "Тойда", кадастровый номер 36:21:8400004:268;
13) земельный участок площадью 353171_5200 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Сергеевское, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах ЗАО "Тойда", кадастровый номер 36:21:8400004:272;
14) земельный участок площадью 95303_2701 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, е/пос. Сергеевское, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах ЗАО "Тойда", кадастровый номер 36:21:8400004:274;
15) земельный участок площадью 776362_7709 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Сергеевское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 36:21:8400011 в границах ЗАО "Тойда", кадастровый номер 36:21:8400011:243;
16) земельный участок площадью 141155_3287 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 36:21:8400003 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400003:50;
17) земельный участок площадью 98204_2742 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400004:264;
18) земельный участок площадью 309922_4871 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400004:265;
19) земельный участок площадью 187534_3789 кв.м., местоположение: обл. Воронежская,р-н Панинский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400004:267;
20) земельный участок площадью 369388_5318 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский. земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400004:269;
21) земельный участок площадью 86333_2570 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 36:21:8400004, кадастровый номер 36:21:8400004:270;
22) земельный участок площадью 147981 _3365 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р- н Панинский, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400004:271;
23) земельный участок площадью 333760_5055 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский. земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400004:273;
24) земельный участок площадью 50207_1960 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 36:21:840004 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400004:275;
25) земельный участок площадью 14631_ 1058 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 36:21:8400004 в границах АО "Красный Маяк", кадастровый номер 36:21:8400004:276;
26) земельный участок площадью 538442_6420 кв.м., местоположение: обл. Воронежская, р-н Панинский, с/пос. Ивановское, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 36:21:8200001 в границах АО "Ивановское", кадастровый номер 36:21:8400001:93.
Пунктами 1.2.-.1.6. постановления от 01.03.2011 N 68 признаны утратившими силу подпункты 1.1.-1.4., 1.6., 1.8. пункта 1 постановления от 18.12.2008 N 358 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане"; постановление от 18.12.2008 N 359 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане"; постановление от 18.12.2008 N 360 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане"; постановление от 18.12.2008 N 361 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане"; подпункты 1.1. - 1.9., 1.11. - 1.12. пункта 1 постановления от 18.12.2008 N 362 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане" (т.3 л.д.120).
16.03.2011 заявитель обратился в адрес Администрации с заявлением о предоставлении указанных участков в аренду со ссылкой на заявления от 20.05.2008 и 30.05.2008 и в связи с постановкой на кадастровый учет 02.03.2011, 05.03.2011 и 09.03.2011 (т.2 л.д.13-17).
31.03.2011 исходящим письмом N 832 ИП главе КФХ Аксеновой Л.Б. в удовлетворении заявления отказано со ссылками на рассмотрение и выполнение Администрацией административных процедур по рассмотрению заявлений ИП главы КФХ Аксеновой Л.Б. от 20.05.2008 и 30.05.2008, что подтверждено судебными инстанциями, намерения Администрации в самостоятельном порядке осуществить межевание и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, а также на наличие в Администрации иных заявлений от глав КФХ, поданных ранее заявления ИП главы КФХ Аксеновой Л.Б.
Ссылаясь на то, что решение Администрации от 31.03.2011 N 832, постановление N 68 от 01.03.2011 в обжалуемой части являются незаконными, Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Аксенова Любовь Борисовна обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что подпункты 1.2.-1.6. постановления от 01.03.2011 N 68 "О признании утратившим силу и отмене постановлений администрации Панинского муниципального района" являются законными, поскольку, признавая утратившими силу ряд подпунктов постановлений N 358, N 362, а также постановления N 359-361, Администрация действовала в пределах своих полномочий. Решение Администрации N 832 от 31.03.2011 является законным и обоснованным, поскольку ИП главой КФХ Аксеновой Л.Б. не было представлено достаточных доказательств нарушения ее прав, кроме того, отсутствовали законные основания по заключению именно с Аксеновой Л.Ю. договоров аренды спорных земельных участков ввиду факта подачи заявлений несколькими крестьянскими фермерскими хозяйствами.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона N 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка возможно после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2010 по делу N А14-10348/2010/313/22 в удовлетворении требований ИП Главы КФХ Аксеновой Л.Б. о признании незаконными действий администрации Панинского муниципального района Воронежской области, выразившихся в принятии решения N 2926 от 07.09.2010 об отказе в предоставлении в аренду сроком не менее пяти лет земельных участков из фонда перераспределения земель, расположенных в Панинском муниципальном районе Воронежской области, в границах бывшего СХА "Михайловский" - 564 га, бывшего ЗАО "Красный маяк" - 363 га, бывшего АОЗТ "Тойда" - 263 га, бывшего ЗАО "Панино" - 44 га, бывшего ЗАО "Рассвет" - 231 га, бывшего АО "Ивановское" - 53 га и обязании администрации Панинского муниципального района Воронежской области принять решения о предоставлении земельных участков, было отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2011 данное решение оставлено без изменения.
При принятии данного судебного акта было установлено, что у Администрации отсутствовали основания для предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков, поскольку из содержания заявлений Аксеновой Л.Б. от 20 и 30 мая 2008 года, а также заявления от 25.08.2010 о предоставлении в аренду спорных земельных участков не усматривается обоснования размеров предоставляемых земельных участков, число членов фермерского хозяйства, видов деятельности фермерского хозяйства.
Судом при рассмотрении вышеназванного дела был дан анализ тому, что согласно ответу на запрос Администрации Панинского муниципального района N 3151 от 05.10.2010 адресованному Отделу по Панинскому муниципальному району ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области было установлено (письмо Отдела по Панинскому муниципальному району ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области N 14-20/86 от 06.10.2010), что Аксенова Л.Б. (Глава КФХ Аксенова Л.Б.) с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастровых паспортов в отдел по Панинскому району ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Вор онежской области не обращалась.
Таким образом, при рассмотрении дела N А14-10348/2010 был сделан вывод, что отказ в предоставлении спорных земельных участков главе КФХ Аксеновой Л.Б., выраженный в письме N 2926 от 07.09.2010 правомерен и не нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции был сделан верный вывод, что заявление ИП главы КФХ Аксеновой Л.Б. от 16.03.2011 следует рассматривать как самостоятельное, а не как в совокупности с заявлениями от 20.05.2008 и 30.05.2008, поскольку это противоречило бы обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела N А14-10348/2010.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-10348/2010 не следует принимать во внимание, нашел свое отражение в решении суда.
Так, судом первой инстанции верно было указано, что земельные участки были сняты непосредственно ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области исх. N 17-10/9 от 03.02.2011 на основании п.4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 г.. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а в последующем поставлены на учет заявителем самостоятельно - в марте 2011 г.. соответственно, с иными кадастровыми номерами. Смена кадастровых номеров не имеет существенного значения, учитывая индивидуализированные характеристики данных земельных участков, как местонахождение, площадь, границы, конфигурация ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый квартал и прочие признаки.
Действующее законодательство, включая Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не содержит нормы, предоставляющей преимущественное право на заключение договора аренды тому крестьянскому (фермерскому) хозяйству, которое за свой счет осуществило землеустроительные работы и постановку на кадастровый учет испрашиваемых в аренду земельных участков.
13.04.2011 Администрация обратилась в адрес ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области с заявлением об отмене решения о постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков (т.4 л.д.19).
Постановка на кадастровый учет спорных земельных участков ИП главы КФХ Аксеновой Л.Б. произведена 02.03.2011, 05.03.2011 и 09.03.2011 на свой риск, поскольку к этому времени Администрация ей отказала в удовлетворении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков от 20.05.2008, 30.08.2008 и 25.08.2010, этот отказ был признан правомерным судом, и 01.03.2011 признаны утратившими силу постановления N 358-362 от 18.12.2008 об утверждении схем размещения земельных участков из земель фонда перераспределения на кадастровом плане.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
В Администрацию Панинского муниципального района Воронежской области обратились с заявлениями главы КФХ Вязовский А.Ю. (11.03.2011), Голубов С.К. (14.03.2011), Шаталов Ю.П. (14.03.2011), Строков М.В. (14.03.2011), Ермаков А.П. (15.03.2011) о предоставлении земельных участков.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривают предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в средствах массовой информации, а также обязанность предоставлять земельные участки в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
Данное обстоятельство также подтверждает отсутствие законных оснований у Администрации по заключению именно с Аксеновой Л.Б. договоров аренды спорных земельных участков.
Относительно заявленного требования о признании недействительными подпунктов 1.2.-1.6 постановления N 68 от 01.03.2011 "О признании утратившими силу и отмене постановлений администрации Панинского муниципального района" суд апелляционной инстанции полагает руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Действующее законодательство не устанавливает перечень оснований для отмены органом местного самоуправления принятых им правовых актов.
Однако, как следует из части 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Администрация, как орган местного самоуправления, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее изданное ею постановление.
В соответствии с п.п. 1.2.-.1.6. постановления от 01.03.2011 N 68 признаны утратившими силу:
- подпункты 1.1.-1.4., 1.6., 1.8. пункта 1 постановления от 18.12.2008 N 358 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане";
- постановление от 18.12.2008 N 359 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане";
- постановление от 18.12.2008 N 360 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане";
- постановление от 18.12.2008 N 361 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане";
- подпункты 1.1. - 1.9., 1.11. - 1.12. пункта 1 постановления от 18.12.2008 N 362 "Об утверждении схемы размещения земельного участка из земель фонда перераспределения на кадастровом плане".
Как подтверждается материалами дела и было установлено судом первой инстанции, постановлениями N 358, N 359, N 360, N 361, N 362 на основании п.1 ст. 9 Закона Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" утверждены схемы размещения земельных участков из земель фонда перераспределения на кадастровом плане (т.2 л.д.23-27).
Согласно части 4 статьи 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости.
В январе 2009 года была произведена постановка земельных участков на кадастровый учет (т.3 л.д.52-78).
03.02.2011 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области в адрес Администрации сообщено о снятии земельных участков с кадастрового учета на основании п.4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Таким образом, признавая утратившими силу ряд подпунктов постановлений N 358, N 362, а также постановления N 359-361, Администрация действовала в пределах своих полномочий
Кроме того, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции заявителем не были представлены доказательства того, что постановлением N 68 от 01.03.2011 в обжалуемой части были нарушены его права и законные интересы, с учетом того, что постановления N N 358 - N 362 касаются только утверждения схем размещения земельных участков на кадастровом плане из земель фонда перераспределения, предназначенных для постановки на государственный кадастровый учет.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что подпункты 1.2.-1.6. постановления от 01.03.2011 N 68 "О признании утратившим силу и отмене постановлений администрации Панинского муниципального района" являются законными, поскольку, признавая утратившими силу ряд подпунктов постановлений N 358, N 362, а также постановления N 359-361, Администрация действовала в пределах своих полномочий. Решение Администрации N 832 от 31.03.2011 является законным и обоснованным, поскольку ИП главой КФХ Аксеновой Л.Б. не было представлено достаточных доказательств нарушения ее прав, кроме того, отсутствовали законные основания по заключению именно с Аксеновой Л.Ю. договоров аренды спорных земельных участков ввиду факта подачи заявлений несколькими крестьянскими фермерскими хозяйствами.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Аксеновой Л.Б. на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
При обращении в суд апелляционной инстанции индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Аксеновой Л.Б. квитанцией от 10.10.2011 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Таким образом, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1900 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2011 по делу N А14-4838/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4838/2011
Истец: ИП Глава Кфх Аксенова Л. Б., Шаталов Ю. П.
Ответчик: Администрация Панинского муниципального р-на Воронежской обл.
Третье лицо: ИП Глава Кфх Вязовский А. Ю., ИП Глава Кфх Голубов С. К., ИП Глава Кфх Ермаков А. П., ИП глава КФХ Строков Ю. В., ИП Глава Кфх Шаталов Ю. П.