Обособленное подразделение в городе Москве
Как известно, организации, которые ведут свою деятельность через обособленные подразделения, должны осуществлять их постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения. В настоящее время однозначной позиции о постановке на учет в налоговый орган обособленных подразделений по городу Москве, если головная организация также расположена в Москве, нет. Как же быть налогоплательщикам?
Напомним, что последним разъяснением Минфина о вопросе постановки на учет обособленных подразделений в городе Москве является письмо Минфина России от 18 октября 2005 г. N 03-02-07/1-269 "О порядке уплаты налогов по местонахождению обособленных подразделений". Заметим, что финансисты в указанном письме сослались на пока еще не вступившую в силу норму пункта 4 статьи 65 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, в соответствии с указанной нормой территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию, в том числе городе Москве. Однако эта норма вступает в силу только с 1 января 2009 года. Поэтому сейчас законодательно фактически не определена обязанность обособленных подразделений вставать на учет по месту нахождения в городе Москве.
Аналогичная позиция выражена в письме УФНС по городу Москве от 3 апреля 2007 г. N 09-14/029597. Для организации-налогоплательщика действующим налоговым законодательством предусмотрена только обязанность письменно сообщить по месту нахождения организации о создании обособленного подразделения в случае, если данная организация уже состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, на которой создается данное обособленное подразделение.
Последствия непостановки на учет
Напомним, что Москва является городом федерального назначения и разделена на внутренние муниципальные образования. Статус же муниципальных образований действующим законодательством Российской Федерации не определен. Фактически все налоги уплачиваются в единый бюджет по Москве. Внутренние муниципальные образования не наделены правом самостоятельно устанавливать налоги. Элементы налогообложения устанавливаются единые законодательными органами Москвы. Финансируются территориальные административные округа также из бюджета Москвы. Кроме того, территориального признака налогового контроля не применяется. Поэтому по совокупности делаем выводы, что у организации, зарегистрированной в Москве, не возникает обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в Москве.
Ответственность за несоблюдение обязанности по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения установлены статьей 116 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" и статьей 117 "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" Налогового кодекса. Напомним, что, согласно пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 рублей.
По отношению к головной организации применение этих норм ограничено следующим: к налоговой ответственности за нарушение срока постановки может привлечь только налоговый орган по месту ведения деятельности организации через обособленное подразделение. Этот срок начинает течь с момента подачи заявления о постановке на учет. Таким образом, до момента подачи заявления факт правонарушения можно установить только во время выездной проверки, при проведении таких мероприятий налогового контроля как осмотр, доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика и т.п., в результате которых инспекторы фактически обнаружат ведение деятельности через структурные (обособленные) подразделения.
Если организация через головную организацию уплачивает все налоги в полной мере, то есть не происходит сокрытия доходов или иного искажения (недоначисления) налоговой базы, то возникает следующая ситуация. Вся сумма налога на прибыль, региональных и местных налогов полностью уплачивается головной организацией в бюджет города Москвы. Именно с этим связаны ограничения по применению ответственности, установленной статьей 117 Налогового кодекса, поскольку санкции рассчитываются исходя из суммы дохода, полученной за ведение деятельности без постановки на учет.
Заметим, что физически исчислить сумму дохода для начисления недоимки и санкций, полученного обособленным подразделением при проведении выездной налоговой проверки, затруднительно. В случае, если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, риски организации существенно снижаются.
Так нужно ли регистрировать
обособленное подразделение в Москве?
Как налогоплательщикам, так и самому налоговому органу невыгодно привлечение к ответственности по статье 117 Налогового кодекса в связи с возникающей переплатой у головной организации и недоимкой у обособленного подразделения, а также трудностей доказывания в суде. На это указывает и судебная практика. В частности, в пользу налогоплательщиков вынесено постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 июля 2001 г. N А56-8711/01. В данном постановлении указано, что налоговый орган может осуществлять налоговый контроль по основному месту нахождения компании, поэтому ответственность по статье 117 Налогового кодекса не применяется.
В данной ситуации есть два варианта. Если организация не хочет лишний раз связываться с налоговиками и спорить о вопросе постановки на учет обособленного подразделения, то она встает на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Либо фирма не регистрирует обособленные подразделения.
В заключение делаем вывод о том, что пока не вступил в силу пункт 4 статьи 65 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающий порядок ведения учета налогоплательщиков по территориальному признаку по каждому муниципальному образованию, вставать на учет по месту нахождения обособленных подразделений необязательно.
Внимание
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 117 НК РФ).
Это важно
До момента подачи заявления о постановке на учет факт правонарушения можно установить только во время выездной проверки, при проведении таких мероприятий налогового контроля как осмотр, доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика и т.п., в результате которых инспекторы фактически обнаружат ведение деятельности через обособленные подразделения.
А. Горбачева,
ведущий налоговый консультант ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.