Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ были внесены поправки в пункт 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Этот пункт был дополнен абзацем, согласно которому в течение 2006-2008 годов деятельность объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ранее на основе договоров с организациями, финансируется за счет средств организаций - собственников охраняемых объектов. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года. Вправе ли организация в 2005-2008 годах включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на содержание указанных подразделений Государственной противопожарной службы? Какова позиция Минфина России с учетом изменений, внесенных названным законом?
Согласно действующей до 1 января 2005 года редакции статьи 10 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержались за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости и за счет дополнительных средств других источников финансирования.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) была утверждена новая редакция статьи 10 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ, которая действует с 1 января 2005 года и не предусматривает обязанности организаций содержать за счет собственных средств объектовые подразделения Государственной противопожарной службы. Между тем в течение 2005 года выполнение полномочий федеральной противопожарной службы по организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России обеспечивается при участии объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ранее на основе договоров с организациями и финансируемых за счет их средств (п. 1 ст. 154 Закона N 122-ФЗ). Деятельность указанных подразделений, а также лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы до реформирования финансировалась за счет средств организаций, если иное не было установлено Правительством РФ.
Таким образом, в 2005 году согласно действовавшему законодательству за организациями, на которых были созданы объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, сохранялась обязанность финансировать их, если Правительством РФ не был предусмотрен другой источник средств.
К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы по содержанию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы (созданных ранее на основе договоров с этими организациями и финансируемых за их счет), которые возникали у организаций в 2005 году, для целей налогового учета относились к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 6 п. 1 статьи 264 НК РФ). Данная позиция изложена в письмах Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/162 и от 24.04.2006 N 03-03-02/91.
Согласно письму Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-02/91 в 2006 году, в связи с тем, что обязанность организаций по финансированию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы законодательством не установлена, расходы по содержанию этих подразделений при исчислении налога на прибыль не учитываются.
На основании поправок, внесенных Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ в статью 154 Закона N 122-ФЗ, в 2006-2008 годах деятельность созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава этой службы, снова финансируется организациями - собственниками охраняемых объектов. Средства финансирования поступают на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые подразделениями Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в установленном порядке в органах Федерального казначейства. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Итак, расходы на содержание объектовых подразделений Государственной противопожарной службы в 2006-2008 годах могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-03-04/1/822).
Г.В. Белоцерковская,
советник государственной гражданской службы РФ
3-го класса, Управление администрирования
налога на прибыль ФНС России
1 августа 2007 г.
"Российский налоговый курьер", N 15, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99