г. Москва |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А40-51582/11-28-439 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "15" декабря 2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Овчинниковой С.Н.
Судей: Стешана Б.В., Тетюка В.И.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Правительства города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "03" октября 2011 г..
по делу N А40-51582/11-28-439, принятое судьей Е.Н. Яниной
по иску (заявлению) ООО"Юниформстрой" адрес: 107078, г. Москва, ул. Варварка, д.14
к Правительство города Москвы (ОГРН 1027739813507 ) адрес: 125032, г. Москва, ул. Тверская, д.13,
3-и лица: ГУП г. Москвы "СПНУ", Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании реализации инвестиционного контракта от 11.11.1999 г.. в предложенной истцом редакции
При участии сторон:
Представитель ООО"Юниформстрой": Корчуганов Ю. А. по дов. от 01.08.2011 г.., Девятова Э.Р. по дов. от 12.12.2011 г..
Представитель Правительства города Москвы: Губин М.И. по дов. от 01.12.2011 г.. N 4-47-9185/1
Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы: Спесивцева С. В. по дов. от 29.06.2011 г.. N 317-д
Представитель ГУП г. Москвы "СПНУ": не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юниформстрой" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству об обязании Правительства города Москвы подписать в течение семи дней с момента вступления в силу решения арбитражного суда подписать "Протокол распределения квартир в жилом доме по адресу г. Москва, ул. Кутузова дом 11, корп.4 ( строительный адрес г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.9) согласно контракту N 1419 по реализации инвестиционного проекта на территории Западного административного округа города Москвы от 11.11.1999 г.. в редакции дополнительного соглашения N 1 от 23.08.2000 г.. в редакции предложенной истцом и об обязании Правительство города Москвы в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу подписать "Акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта от 11.11.1999 г.. N 1419 в редакции дополнительного соглашения N 1 в части жилой площади на инвестиционном объекте по адресу г. Москва, ул. Кутузова д.11 корп.4 ( строительный адрес г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.9) в редакции предложенной истцом.
Решением суда от 03 октября 2011 г. исковые требования в части обязании подписать акт реализации удовлетворены.
В удовлетворении требований истца об обязании Правительства Москвы совершить действия в течение семи дней с даты вступления решения в законную силу, требований истца об обязании ответчика подписать протокол распределения квартир отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, подал апелляционную жалобу, которой просит решение суда отменить, в иске отказать. Сослался на нарушение судом норм процессуального права, выразившегося в непривлечении в качестве 3-х лиц собственников квартир: 70, 19,27, 45, а также на то, что выводы суда не соответствуют имеющимся в деле обстоятельствам.
Не согласившись с принятым решением, Правительство Москвы подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в иске отказать. Указал, что судом не учтено, что в ходе согласования Акта о частичной реализации истцом не соблюден порядок компенсации затрат, предусмотренный постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 года N 460-ПП, что суд не проверил о наличии спора между истцом и ответчиком о размерах причитающихся им долей в объекте соинвестиционной деятельности.
В судебном заседании представители Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Правительства Москвы поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснили, что обжалуют решение в части удовлетворения требований. Просят пересмотреть решение в части.
Истец представил отзыв, доводы которого представитель поддержал в судебном заседании, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Не возражает против рассмотрения решения в части.
3-е лицо - Государственное унитарное предприятие г. Москвы "Специальное пусконаладочное управление" управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты г. Москвы в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено о месте и времени его проведения. Дело рассматривается в его отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
В соответствии с п.5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 при непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений по проверке только части судебного акта до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, законность и обоснованность решения проверяется апелляционным судом только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.11.1999 г. между истцом, ответчиком и ГУП "Специальное пуско-наладочное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы" был заключен контракт по реализации инвестиционного проекта на территории Западного административного округа г. Москвы, с дополнительным соглашением от 23.08.2000 г.. N 1 по условиям которых инвестор обязался за счет собственных либо привлеченных инвестиций произвести строительство двух экспериментальных жилых домов по индивидуальному проекту, надстраиваемых над отдельно стоящим сооружением гражданской обороны типа "А-100/2" с подземным гаражным комплексом в корпусе 1 по адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.7 ( объект ) и одного экспериментального жилого дома по индивидуальному проекту с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой по адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.9 ( объект N 1)
В соответствии с п.3.2. инвестиционного контракта и п.3.5 дополнительного соглашения N 1 от 23.08.2000 г.., соотношение раздела недвижимого имущества по итогам реализации контракта, установлено между сторонами в пропорции: по Объекту - 72% общей жилой площади и 60% нежилой площади- инвестору, 20% жилой площади Администрации в лице Префектуры ЗАО для переселения жителей из ветхого жилого фонда являющихся очередниками округа и 8% общей жилой площади-Департаменту жилищной политики и жилищного фонда для передачи ГУП СПНУ с направлением полученных при реализации средств на реновацию инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны и для удовлетворения нужд очередников ГУП СПНУ, по Объекте N1 - инвестору 70% общей жилой площади, и 60% нежилой площади, Администрации в лице Префектуры ЗАО - 27% общей жилой площади для переселения жителей из ветхого жилого фонда являющихся очередниками округа и 3% общей жилой площади - Департаменту жилищной политики и жилищного фонда для передачи ГУП СПНУ с направлением полученных при реализации средств на реновацию инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны и для удовлетворения нужд очередников ГУП СПНУ.
Во исполнение пункта 6.1.4 контракта 17.10.2003 г.. между истцом и ответчиком был подписан предварительный протокол поквартирного распределения жилой площади по адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.9 (объект N 1), в соответствии с которым жилая площадь объекта N1 (ул. Гришина д.23 стр.9) была распределена следующим образом: 96 квартир - инвестору, 46 квартир Администрации, 4 квартиры-Администрации для последующей передачи ГУП "СПНУ".
В соответствии с договором о передаче прав на результаты инвестиционной деятельности от 30.03.2005 г.. N ГКП-345-10 доля города в виде 46 квартир была обменена на площадь инвестора в виде 33 квартиры по адресам : ул. Волынская д.10 ( 17 квартир) и ул.Авиаторов д.30 16 квартир) с доплатой инвестором разницы в стоимости обмененных площадей в сумме 176.877.830 руб. Оставшаяся сумма в размере 4.513.175 руб. зачтена инвестору стоимостью работ по реновации сооружения гражданской обороны в объекте по адресу г. Москва, ул. Гришина д. 23 стр.7, что отражено в Акте частичной реализации контракта от 11.11.1999 г.. N 1419 в части инвестирования строительства жилой части дома по адресу г. Москва, ул. Кутузова дом 11 корп.2,3 (строительный адрес г. Москва, ул. Гришина дом.23,стр.7 ( объект)).
Таким образом, с учетом протокола распределения и произведенного обмена доля города в объекте N 1 (ул. Гришина дом.23 стр.9) составляет 4 квартиры, подлежащие передачи ГУП "СПНУ" ( номера 19,27,45,70).
В отношении двух жилых домов по адресу г. Москва, ул. Кутузова дом 11 корп.2,3 (строительный адрес г. Москва, ул. Гришина дом.23,стр.7 ) в рамках инвестиционного проекта данные дома поименованы сторонами как объект, участниками инвестиционного проекты был подписан 06.12.2004 г.. был подписан акт частичной реализации контракта от 11.11.1999 г.. N 1419 в части инвестирования строительства жилой части дома по адресу г. Москва, ул. Кутузова дом 11 корп.2,3 (строительный адрес г. Москва, ул. Гришина дом.23,стр.7).
В п.9 данного Акта указано, что согласно подп. "б" п.3.3 контракта от 11.11.1999 г.. N 1419 Администрация передала инвестору имущественные права (долю города для передачи ГУП СПНУ) на квартиры в качестве компенсации затрат по реновации инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны
Таким образом, Администрация долю города, причитающуюся ГУП СПНУ в объекте, расположенном по адресу г. Москва, ул. Гришина д.23 стр.7 или объект передала истцу-инвестору в счет компенсации затрат по реновации инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны.
Жилой дом по адресу ул. Гришина д.23 стр.9 или объект N 1 принят в эксплуатацию 30.06.2005 г.., что подтверждается актом приемки законченного строительством строительно-монтажных работ жилого дома от 30.06.2005 г.. N 080084.
Распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от 19.09.2005 г.. N 830-РП объект ( жилая часть) введен в эксплуатацию.
Распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от11.09.2004 г.. N 1889-РП объекту присвоен милицейский адрес- г. Москва, ул. Кутузова д. 11 корп.4
Согласно постановлению Правительства Москвы от 18.01.1996 г.. N 57 "Об организации строительства в Москве многоэтажных гаражей стояноки
экспериментальных жилых домов над отдельно стоящими объектами гражданской обороны" финансирование инвесторам замены или реконструкции систем жизнеобеспечения сооружения гражданской обороны является обязательным условием инвестиционных контрактов. Финансирование работ по реновации ( капитальный ремонт защитных сооружений, инженерных систем и коммуникаций, а также систем жизнеобеспечения сооружений гражданской обороны) за счет стоимостного эквивалента процентной доли города производится в процессе строительства с временным опережением.
В ходе строительства объекта N 1 (жилой дом по адресу г. Москва ул. Гришина д. 23 стр.9) инвестором были выполнены работы по капитальному ремонту двухуровнего въездного пандуса сооружения гражданской обороны над которым был построен объект N 1 (жилой дом по адресу г. Москва ул. Гришина д. 23 стр.9).
Согласно представленному сводному сметному расчету общая стоимость въездного пандуса по заключению Мосгосэкспертизы от 25.05.2009 г.. N 48-9/09 составила 36.020.053 руб. в ценах - 2001 г..
Решением городской комиссии по приватизации и управлению жилищным фондом города Москвы от 18.12.2003 г.. стоимость доли города в объекте N 1 по адресу г. Москва, ул. Гришина д. 23 корп.9 была установлена в размере 216.225.571 руб., т.е. стоимость 1 кв.м.- 36.602 руб. 93 коп.
Согласно выпискам из технических паспортов на квартиры N 19, 27, 45, 70 (том 9), выданных ТБТИ Западное N1 общая площадь данных квартир составляет 677,2 кв.м. (по протоколу предварительного распределения 669,2 кв.м.).
Таким образом, стоимость данных квартир составляет 24.787.504 руб. 20 коп. (исходя из размере площадей, указанных в протоколе предварительного распределения- 24.496.144 руб. 87 коп.)
Истец с согласия третьего лица - ГУП "СПНИ" в период с сентября 2002 г.. по май 2003 г.. произвел реализацию четырех спорных квартир третьим лицам по договорам соинвестирования, представленным в материалы дела на общую сумму 28.794.117 руб. 35 коп.
Согласно сводному сметному расчету фактические затраты инвестора на
строительство въездного пандуса составили 42.838.048 руб.
Согласно протоколу совещания по вопросу целесообразности компенсации затрат инвестора по строительству подземного въездного пандуса ГО в рамках реализации инвестиционного проекта строительства объектов по адресу г. Москва, ул. Гришина д.12, стр.7,9 от 18.03.2010 г.. реконструированный подземный въездной пандус относится к объекту гражданской обороны и должен быть передан в полном объеме в собственность города Москвы для последующей передачи ГУИП "СПНУ", Префектура Западного административного округа считает возможным согласиться с компенсацией данных затрат инвестору.
Условиями инвестиционного контракта, в сочетании с условиями дополнительного соглашения (п.5.6,п.6.1.2) предусмотрено, что оформление имущественных прав сторон при реализации инвестиционного проекта производится на основании Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, после сдачи в эксплуатацию объектов.
Истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой урегулирования вопроса о компенсации понесенных затрат по реновации и реконструкции защитного сооружения гражданской обороны вместо денежного эквивалента права на получение в собственность четырех квартир (письма от 04.06.2008 г.. N 1-1/164, от 20.10.2009 г.. N 20/10, от 16.12.2009 г.. N 221-7/ТО-Ш ).
19.04.2011 г.. направил в адрес ответчика протокол распределения квартир и акт о частичной реализации, подписанные истцом и третьим лицом ГУП "СПНУ".
Однако, до настоящего времени акт о результатах реализации инвестиционного проекта Сторонами не подписан.
В силу требований Закона РСФСР от 26.06.1991 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" результатом инвестиционной деятельности являются переход объекта инвестиций в долевую собственность инвесторов и возникновение у инвестора права по совместному распоряжению таким объектом.
При этом, законодательство об инвестиционной деятельности предусматривает, что субъект инвестиционного процесса наделен правами по владению, пользованию и распоряжению объектом капитальных вложений лишь при обязательном соблюдении положений действующего законодательства о государственной регистрации права собственности на такой объект.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На момент рассмотрения спора обязательства Сторон по реализации инвестиционного проекта, которые установлены в Инвестиционном контракте, сторонами выполнены. Объект принят в эксплуатацию.
Ответчик, уклоняясь от подписания акта о частичной реализации
инвестиционного проекта на предложенных истцом условиях, препятствует ООО "Юниформстрой" в получении положительного результата от инвестиционной деятельности.
Обязательство по компенсации истцу расходов по реновации бъекта
гражданской обороны, неразрывно связано с обязательством сторон по окончательному распределению площадей в построенном объекте.
Принимая во внимание сметную стоимость въездного пандуса по заключению Мосгосэкспертизы от 25.05.2009 г.. N 48-9/09, стоимость 1 кв. метра доли города в спорном объекте, установленной решением городской комиссии по приватизации и управлению жилищным фондом города Москвы от 18.12.2003 г.., а также фактически затраты истца на реновацию въездного пандуса сооружения гражданской обороны, подлежащего передаче в собственность города Москвы, указанную в сводном сметном расчете предложенная редакция акта о результатах частичной реализации инвестиционного контракта по каждому не противоречит гражданско-правовым отношениям, возникшим в рамках данного инвестиционного контракта, соответствует процентному соотношению долей сторон с учетом фактически сложившихся отношений сторон, акту ввода объекта в эксплуатацию, данным БТИ.
Обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта в целом считаются исполненными в полном объеме с момента подписания сторонами Акта о результатах реализации инвестиционного проекта по Контракту.
Акт приемки объекта в эксплуатацию подтверждает завершение строительства объекта и его соответствие предъявляемым требованиям, а не является документом, порождающим право собственности на объект или определяющим доли в праве участников строительства.
Согласно инвестиционному контракту конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность, по итогам реализации контракта по каждому объекту определяется на основании акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта. Данный Акт является основанием для оформления имущественных прав Сторон и раздела вновь созданного недвижимого имущества. Стороны обязаны распределить и оформить все площади по каждому введ?нному в эксплуатацию объекту, и обеспечить оформление и подписание акта. Таким образом, к моменту завершения строительства по контракту все площади в уже введ?нных в эксплуатацию домах должны быть распределены между сторонами и переданы в их собственность.
Исходя из смысла инвестиционного контракта, акт о реализации инвестиционного контракта является документом, имеющим технический характер, который подписывается при исполнении всех обязательств сторонами. До подписания акта о результатах реализации инвестиционного контракта не происходит раздел долей в натуре.
Постановлением Правительства Москвы от 18.05.1999 N 426 "Об изменении нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности" предусмотрено, что по результатам выполнения инвестиционного контракта оформляется акт о результатах реализации инвестиционного проекта, в котором подтверждаются результаты выполнения сторонами своих обязательств по контракту и вытекающие из этих обязательств имущественные права сторон.
В соответствии с Приказом Управления Росрегистрации по Москве от 29.03.2007 N 54 "Об утверждении порядка приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и примерных перечней документов, представляемых на государственную регистрацию" акт о результатах реализации инвестиционного контракта, подписанный всеми участниками, является итоговым документом, который отражает раздел долей в натуре является правоустанавливающим документом, который представляется для проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, созданные в процессе инвестиционной деятельности.
Поскольку отсутствие соглашения о результатах реализации инвестиционного проекта является препятствием для государственной регистрации права собственности истца на причитающуюся ему часть вновь созданного недвижимого имущества, суд обоснованно удовлетворил требования истца об обязании подписать акт о результатах частичной реализации на предложенных истцом условиях.
Отклоняется довод 3-го лица Департамента жилищной политики и жилищного фонда о нарушении судом норм процессуального права - непривлечения в качестве третьих лиц собственников квартир 70, 19,27, 45, т.к. право собственности не оспаривается стонами, спора в отношении указанных квартир не имеется, в связи с тем решение суда не могло повлиять на права и обязанности собственников указанных квартир.
Остальным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для переоценки у апелляционного суда не имеется.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 октября 2011 г. по делу N А40-51582/11-28-439 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Правительства г. Москвы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
С.Н. Овчинникова |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51582/2011
Истец: ООО "Юниформстрой"
Ответчик: Правительство города Москвы, Правительство Москвы
Третье лицо: ГУП "СПНУ", ГУП г. Москвы "Специальное пусконаладочное управление" управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты г. Москвы, департамент жилищной политики и жилищного фонда г. москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управление Росреестра по г. Москве