г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А21-3082/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Гусаровой Л.В., дов. от 01.08.2011
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15697/2011) Администрация МО "Чистопрудненское сельское поселение" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.08.2011 по делу N А21-3082/2011 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению Администрации МО "Чистопрудненское сельское поселение"
к ОНД Гусевского, Озерского, Нестеровского муниципальных районов
об оспаривании постановления
установил:
Администрация муниципального образования "Чистопрудненское сельское поселение": Калининградская область, Нестеровский район, п. Чистые пруды, ул. Центральная, д. 33 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Гусевского, Озерского муниципальных районов, Нестеровского района (далее - отдел надзорной деятельности) от 19.04.2011 N 13, N 14, N 15, N 17, N 16, N 18, N 19 и N 20 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Протокольным определением от 21.06.2011 арбитражные дела по заявлениям Администрации N N А21-3082/2011, А21-3137/2011, А21-3138/2011, А21-3139/2011, А21-3140/2011, А21-3141/2011, А21-3142/2011 и А21-3143/2011 объединены судом в одно производство, делу присвоен номер А21-3082/2011.
Решением от 01.08.2011 суд отказал Администрации в удовлетворении заявления.
Администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 августа 2011 года по делу N А21-3082/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии состава и вины Администрации в совершении вменяемого административного правонарушения. Кроме того, Администрация считает, что ее незаконно привлекли восемь раз за одно и тоже правонарушение.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
С учетом отсутствия возражений со стороны Администрации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей отдела надзорной деятельности надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что отдел надзорной деятельности на основании распоряжения от 11.04.2011 N 11 провел внеплановую проверку противопожарного состояния населенных пунктов: поселков Дмитриевка, Токаревка, Лесистое, Боровиково, Уварово, Пугачево, Сосновка, Краснолесье, входящих в состав МО "Чистопрудненское сельское поселение".
В ходе проверки установлено нарушение Администрацией пунктов 21, 27, 94, 112 и 114 Приказа МЧС России от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (далее - ППБ 01-03), выразившиеся в следующем:
- органом местного самоуправления не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) - пункты 21, 112;
- отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (пункт 114);
- не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоисточникам (пункт 94);
- территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.
Места размещения (нахождения средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать").
Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.04.2011 N 11 (т. 2, л.д. 80-86).
На основании акта проверки от 14.04.2011 N 11, административным органом составлены 8 протоколов об административном правонарушении от 14.04.2011 (по каждому населенному пункту в отдельности), которыми действия Администрации квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлениями от 19.04.2011 N 13, N 14, N 15, N 17, N 16, N 18, N 19 и N 20 Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2.04 КоАП РФ, и ей назначенны наказания в виде административных штрафов в размере 10 000 руб. (по каждому постановлению).
Не согласившись с вынесенными административным органом постановлениями, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Установив наличие состава и вины в совершении вменяемого административного правонарушения, а также отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции отказал Администрации в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в редакции действующей на дату совершения административного правонарушения, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В соответствии со статьями 37, 38 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 21 ППБ 01-03 предусмотрено, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 27 ППБ 01-03).
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (пункт 94 ППБ 01-03).
Пунктом 112 ППБ 01-03 установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114 ППБ 01-03).
Факт нарушения Администрацией указанных пунктов 21, 27, 94, 112 и 114 ППБ 01-03 подтвержден материалами дела: актом проверки от 14.04.2011 N 11, протоколами об административном правонарушении от 14.04.2011 и по существу Администрацией не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях Администрации события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Администрацией были приняты все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение правил и норм пожарной безопасности и недопущение совершения административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом состава и вины Администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является правильным, основанным на правильном применении норм материального права и имеющихся в деле доказательствах.
Довод подателя жалобы о применении к Администрации многократной ответственности за нарушение одних и тех же правил пожарной безопасности отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с его необоснованностью. Неоднократное привлечение Администрации за одно и тоже правонарушение к административной ответственности, в данном случае, отсутствует, т.к. Администрацией допущено несколько самостоятельных, хотя и одинаковых правонарушений в разных населенных пунктах, имеющих различное географическое положение. Администрация обязана соблюдать требования, нормы и правила пожарной безопасности, установленные законом в каждом из этих населенных пунктов. Таким образом, норма, содержащаяся в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, на которую ссылается податель жалобы в обоснование своих доводов, в рассматриваемом случае не может быть применена.
Аналогичная позиция, изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 30.06.2011 N ВАС-7983/11.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемых постановлений, судом первой инстанции не установлено. Не установлены они и судом апелляционной инстанции, поскольку процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности вынесены уполномоченным органом в рамках установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено административным органом в минимальном размере, установленном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 августа 2011 года по делу N А21-3082/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Чистопрудненское сельское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3082/2011
Истец: Администрация МО "Чистопрудненское сельское поселение"
Ответчик: ОНД Гусевского, Озерского муниципального районов, Нестеровского р-на, ОНД Гусевского,Озерского,Нестеровского муниципальных районов
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15697/11