Отчетность в ФСС и ответственность за ее непредставление
Это особенно часто происходит с владельцами и (или) должностными лицами недавно зарегистрированных организаций, с теми, чья фирма активной деятельности не ведет, а также с теми, у кого не трудятся наемные работники.
Все эти люди часто даже не подозревают о том, что они обязаны направлять отчетность в Фонд социального страхования РФ и уплачивать страховые взносы. Иными словами, что на них распространяется действие Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ).
Они думают, что пока у фирмы отсутствует деятельность и в штате не числятся работники, то и представлять в ФСС России отчетность не требуется. Как правило, это плохо заканчивается: акт камеральной проверки и штраф.
Когда человек становится страхователем
Итак, согласно пункту 1 статьи 24 закона N 125-ФЗ, страхователи ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в установленном порядке представляют страховщику по месту регистрации отчетность по утвержденной им форме.
Нарушение данного срока карается штрафом в размере 1000 руб., а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 19 закона N 125-ФЗ).
Обратившись к статье 3 закона N 125-ФЗ, выясним, что страхователем является:
юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, ведущая деятельность на территории РФ и нанимающая граждан России) либо
физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 5 закона N 125-ФЗ).
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам страхования с момента заключения с работником трудового договора.
У некоторых страхователей такие отношения возникают с момента их регистрации страховщиком.
Статус страхователя лицо приобретает с момента регистрации в ФСС России (ст. 6 закона N 125-ФЗ). Все лица, которые прошли регистрацию в соответствующем отделении ФСС России, должны представлять отчетность (п. 1 ст. 24 закона N 125-ФЗ).
Иными словами, обязанность представлять отчетность закон связывает с наличием у юридического или физического лица статуса страхователя, а не с фактом начисления страховых взносов и страховыми выплатами либо ведением деятельности и наймом работников.
НК РФ - не специальный закон
В зависимости от обстоятельств может быть выгоднее "расплатиться" за непредставление отчетности не по пункту 1 статьи 19 закона N 125-ФЗ, а по статье 119 НК РФ. Тем более что по логике НК РФ имеет приоритетное значение над федеральными законами.
Арбитры единодушны: если налогоплательщик зарегистрирован в местном отделении ФСС России, то представлять отчетность он обязан.
Законодательство РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции РФ и состоит из:
закона N 125-ФЗ;
принимаемых в соответствии с ним федеральных законов;
иных нормативно-правовых актов РФ.
Суды смотрят на этот вопрос по-другому.
Закон N 125-ФЗ является специальным, регламентирует правоотношения страхователя, страховщика и застрахованного лица, в то время как нормы НК РФ не отнесены к специальному законодательству об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
В статье 19 закона N 125-ФЗ говорится о том, что привлечение страхователя к ответственности страховщиком происходит в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ. Однако это не означает возможность применять к отношениям по обязательному социальному страхованию иных норм НК РФ без специального на то указания в соответствующих законодательных актах (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.12.06 N Ф03-А24/06-2/3797, ФАС Волго-Вятского округа от 10.04.06 N А82-6404/2005-35).
Процедура привлечения к ответственности
Как уже было сказано, страховщик привлекает страхователя к ответственности в порядке, аналогичном порядку, который установлен в Налоговом кодексе РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения .
Иными словами, страховщик имеет права и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ. В свою очередь, страхователи имеют все права налогоплательщиков (плательщиков сборов), определенных в статье 21 НК РФ.
Также и сотрудники ФСС России обязаны соблюдать общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, установленный статьей 101 НК РФ.
Акт проверки ФСС России и другие материалы проверки страхователя, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа фонда. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.
После этого страхователь должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения лично и (или) через своего представителя. Их неявка не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие лица будет признано обязательным.
По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) исполнительного органа фонда выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушения. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Решение, на которое в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, подается апелляционная жалоба, вступает в силу полностью или частично со дня его утверждения вышестоящим органом.
Копия решения вручается лицу (его представителю), в отношении которого оно вынесено, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа страхователем.
Взыскание штрафов
Далее следует взыскание штрафной санкции.
Известно, что до 1 января 2006 года ФСС России так же, как и налоговые органы, должен был взыскивать штрафные санкции через судебные органы. С 1 января 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ налоговые органы получили право на бесспорное (внесудебное) взыскание не только обязательных платежей (недоимки и пеней), но и штрафных санкций за совершение налогового правонарушения.
Так, штрафные санкции взыскивались бесспорно, если сумма долга по уплате штрафа не превышала 5000 руб. для индивидуального предпринимателя и 50 000 руб. для организаций по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства по налогам и сборам. Штрафы, которые превышали указанные суммы, подлежали взысканию в судебном порядке.
Федеральным же законом от 27.07.06 N 137-ФЗ с 1 января 2007 года введено бесспорное (внесудебное) взыскание налогов и пеней, а также штрафов без каких-либо суммовых ограничений.
Применяется ли пункт 14 статьи 101 НК РФ?
Согласно этой норме, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно:
обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и
обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения, - является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Раньше, в старой редакции пункта 6 статьи 101 НК РФ, говорилось о том, что "Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может (выделено автором. - Примеч. ред.) являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом".
Вот на это "может" часто уповали оштрафованные ФСС плательщики взносов, поскольку за актом камеральной проверки страхователя тотчас следовало решение ФСС России о наложении штрафа. Из процесса "выпадало" извещение организации о результатах камеральной проверки, о месте и времени принятия решения, возможности представления возражений и т.д.
Суды же, как правило, ссылались на пункт 30 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5: "...по смыслу п. 6 ст. 101 НК РФ нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет за собой безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным". Суд в таком случае оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом (государственным внебюджетным фондом) решения.
Надежда на смягчающие обстоятельства
Согласно новой редакции статьи 112 НК РФ, смягчающие вину налогоплательщика обстоятельства могут устанавливаться не только судом, но и налоговым органом, рассматривающим дело.
Это положение должно действовать и в ситуации привлечения к ответственности страхователя страховщиком.
Можно назвать следующие смягчающие обстоятельства:
незначительная просрочка представления отчетности;
привлечение страхователя к ответственности впервые;
отсутствие ущерба для бюджета ФСС России;
отсутствие у страхователя на момент проведения проверки наемных работников или деятельности.
Заметим, что если контролирующие органы не очень-то любят давать поблажки, то арбитражи склонны скорее проявлять снисхождение к проштрафившимся, если они обращали внимание судей хотя бы на одно из приведенных смягчающих обстоятельств.
Ранее суды часто ссылались на существовавший тогда судебный порядок взыскания штрафа, а также на то, что страхователь имел возможность представить свои возражения по заявлению отделения ФСС России и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебном заседании, чем не воспользовался. Так, по крайней мере, было раньше. Как будет строиться позиция чиновников ФСС России теперь, пока неизвестно.
Т. Дарош,
юрист
"Практический бухгалтерский учет", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455