г. Саратов |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А57-7056/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Клочковой Н.А., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудряшовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" на решение арбитражного суда Саратовской области от 18 октября 2011 года по делу N А57-7056/2011, судья Лузина О.И.
по иску открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" в лице Саратовского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания",
к открытому акционерному обществу "Нижневолжскнефтегаз",
третье лицо: открытое акционерное общества "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжская железная дорога
о взыскании суммы штраф за сверхнормативное пользование вагонами в размере 753 000 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" в лице Саратовского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" - Куличенко И.Н. по доверенности N Дюр-20/11 от 26.09.2011,
от открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" - Борисовой М.А. по доверенности от 01.12.2011,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжская железная дорога - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" в лице Саратовского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" (далее - истец, ОАО "Первая грузовая компания", ОАО "ПГК") обратилось в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Нижневолжскнефтегаз" (далее - ответчик, ОАО "Нижневолжскнефтегаз") о взыскании суммы штрафа за сверхнормативное пользование вагонами в размере 753 000 рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины в сумме 18 050 рублей 00 копеек.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Главного вычислительного центра Саратовский информационно-вычислительный центр.
В суде первой инстанции истцом в порядке ст. 49 АПК РФ было заявлено об уменьшении размера исковых требований, согласно которым последний просит взыскать с ответчика штраф за сверхнормативное пользование вагонами в размере 591 000 руб., сумму уплаченной государственной пошлины в размере 14 820 руб. данное заявление принято судом первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2011 заявленные требования удовлетворены, с открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" в пользу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" в лице Саратовского филиала открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" взыскан штраф за сверхнормативное пользование вагонами в сумме 591 000 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 14 820 руб.
ОАО "Нижневолжскнефтегаз" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.10.2011 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик считает, что представленные в материалы дела документы не подтверждают заявленное количество дней сверхнормативного простоя по вине грузополучателя, т.к. на данных документах отсутствуют соответствующие отметки станции назначения.
Представитель открытое акционерное общества "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжская железная дорога поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, считает решение незаконным и необоснованным, просит решение оставить без изменения.
Представитель ОАО "Первая грузовая компания" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжская железная дорога в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28 мая 2009 года между ОАО "ПГК" (далее Исполнитель) и ОАО "Нижневолжскнефтегаз" (далее Заказчик) заключен договор N ДД/ФСрт/НК-116/9 (далее - "Договор"), который регулирует взаимоотношения сторон и оказание услуг по предоставлению Исполнителем собственных вагонов для участия в процессе перевозки грузов Заказчика.
Заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке и в объемах, предусмотренных договором.
Согласно п. 2.2. договора под услугами по организации и сопровождению железнодорожных перевозок Грузов Заказчика понимается: предоставление Вагонов для участия в процессе перевозки Грузов Заказчика; обеспечение наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении Вагонов, полностью отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок Груза, признаки которого будут указаны в Заявке, диспетчерский контроль за продвижением Вагонов.
На основании пункта 4.2.7. Договора и Дополнительного соглашения N 9 от 29.04.2010 к данному Договору, Заказчик принимает на себя обязательства "обеспечить простой вагонов, поданных согласно заявки, на станциях погрузки/выгрузке не более: 1 (одних) суток на станциях погрузки; 2 (двух) суток на станциях выгрузки. Срок нахождения Вагонов на станции (погрузки и выгрузки) исчисляется с 00-01 часов суток, следующих за датой прибытия на станцию назначения до 24 часов 00 минут даты отправления Вагонов со станции назначения...". Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется Сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках грузов дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") вагона на станцию назначения (выгрузки или погрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") на станцию назначения или иную станцию, указанную Исполнителем, определяется:
-на территории Российской Федерации по данным, указанным в электронном комплекте документов системы "Этран" ОАО "РЖД";
-за пределами территории Российской Федерации на основании информационных отчетов (сообщений) экспедиторов и/или информационных источников, имеющихся у Исполнителя (сведения ГВЦ ОАО "РЖД", ИВЦ ЖА и т.д.).
В случае несогласия заказчика со временем простоя, заявленным Исполнителем, Заказчик предоставляет Исполнителю заверенные Заказчиком копии железнодорожной накладной относительно прибытия Вагона и квитанции о приеме Вагона к перевозке при его отправлении. Стороны подтверждают, что данные сведения (по прибытию - штемпель в перевозочном документе относительно прибытия на станцию, при отправлении -штемпель в перевозочном документе относительно отправления Вагона) имеют преимущественное значение перед данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД". Информационных отчетов (сообщений) экспедиторов, иных информационных источников Исполнителя.
При не представлении Заказчиком вышеуказанных документов в течение 5 (пяти) календарных дней со дня выставлении Исполнителем счета на оплату простоя, количество суток простоя считается признанным Заказчиком, и счет подлежит оплате в полном объеме.
На основании пункта 6.1. Договору "за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором, включая все согласованные дополнительные соглашения и приложения к настоящему Договору. Заказчик несет ответственность за действия грузоотправителей/грузополучателей, как за свои собственные".
В соответствии с пунктом 6.4. Договору N ДД/ФСрт/НК-116/9 "в случае допущения Заказчиком (грузоотправителями, грузополучателями) простоя вагонов сверх сроков, установленного пункта 4.2.7. настоящего Договору на станции погрузки/выгрузки, Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф за сверхнормативное пользование вагонами в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей в сутки за один вагон".
Судами обеих инстанций установлено, что простои вагонов на станции погрузки по данным АС "ЭТРАН" в октябре 2010 года с учетом проведенной корректировки на основании письма Заказчика от 18 ноября 2010 года N 08 /1331 составили:
вагон N 51928174 по накладной N ЭО252065 прибыл на станцию Новоперелюбская 05 октября 2010 года. Расчетная дата прибытия - 06 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 08 октября 2010 года и отправлен по накладной N ЭО574452 на станцию Кириши. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 74152513 по накладной N ЭО252065 прибыл на станцию Новоперелюбская 05 октября 2010 года. Расчетная дата прибытия - 07 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 09 октября 2010 года и отправлен по накладной N ЭО597503 на станцию Кириши. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагоны N N 50070275, 50634997, 57096976 по накладной N ЭО261099 прибыли на станцию Новоперелюбская 05 октября 2010 года. Расчетная дата прибытия - 06 октября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 08 октября 2010 года и отправлены по накладной N ЭО574452 на станцию Кириши. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагоны N N 50254200, 50263151, 50289511, 50715796, 51965473, 57091639, 57209330, 57667925 по накладной N ЭО274766 прибыли на станцию Новоперелюбская 06 октября 2010 года. Расчетная дата прибытия - 07 октября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 09 октября 2010 года и отправлены по накладной N ЭО597503 на станцию Кириши. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагоны N N 53867578, 57340416 по накладной N ЭО278324 прибыли на станцию Новоперелюбская 06 октября 2010 года. Расчетная дата прибытия - 06 октября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 08 октября 2010 года и отправлены по накладной N ЭО574452 на станцию Кириши. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 51160745 по накладной N ЭО679290 прибыл на станцию Новоперелюбская 22 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 25 октября 2010 года и отправлен по накладной N ЭП217334 на станцию Саханская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 3 суток, сверхнормативный 2 суток;
вагон N 50310945 по накладной N ЭО860375 прибыл на станцию Новоперелюбская 23 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 25 октября 2010 года и отправлен по накладной N ЭП217334 на станцию Саханская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 50343490 по накладной N ЭО860378 прибыл на станцию Новоперелюбская 23 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 25 октября 2010 года и отправлен по накладной N ЭП217334 на станцию Саханская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагоны N N 50963362, 51931392, 58288937 по накладной N ЭО866657 прибыли на станцию Новоперелюбская 23 октября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 25 октября 2010 года и отправлены по накладной N ЭП217334 на станцию Саханская. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки;
вагон N 51897320 по накладной N ЭО882943 прибыл на станцию Новоперелюбская 23 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 25 октября 2010 года и отправлен по накладной N ЭП217334 на станцию Саханская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки.
Простои вагонов на станции погрузки по данным АС "ЭТРАН" в ноябре 2010 года составили с учетом заявления об уменьшении размера исковых требований :
вагон N 50080258 по накладной N ЭП170645 прибыл на станцию Новоперелюбская 30 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 03 ноября 2010 года и отправлен по накладной N Х246299 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 50543008 по накладной N ЭП170645 прибыл на станцию Новоперелюбская 30 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 03 ноября 2010 года и отправлен по накладной N Х246299 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 50685791 по накладной N ЭП170645 прибыл на станцию Новоперелюбская 30 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 08 ноября 2010 года и отправлен по накладной N АЛ190301 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 9 суток, сверхнормативный 8 суток. После корректировки - 4 суток.
вагон N 50745793 по накладной N ЭП170645 прибыл на станцию Новоперелюбская 30 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 03 ноября 2010 года и отправлен по накладной N Х246299 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 74039454 по накладной N ЭП170645 прибыл на станцию Новоперелюбская 30 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 03 ноября 2010 года и отправлен по накладной N Х246299 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 50549096 по накладной N ЭП183604 прибыл на станцию Новоперелюбская 29 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 03 ноября 2010 года и отправлен по накладной N Х246299 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 5 суток, сверхнормативный 4 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 51102770 по накладной N ЭП223651 прибыл на станцию Новоперелюбская 02 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 08 ноября 2010 года и отправлен по накладной N АЛ190301 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 6 суток, сверхнормативный 5 суток. После корректировки - 4 суток.
вагон N 74849639 по накладной N ЭП223651 прибыл на станцию Новоперелюбская 02 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 08 ноября 2010 года и отправлен по накладной N АЛ190301 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 6 суток, сверхнормативный 5 суток. После корректировки - 4 суток.
вагон N 57662579 по накладной N ЭП425913 прибыл на станцию Новоперелюбская 05 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 10 ноября 2010 года и отправлен по накладной N АЛ190303 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 5 суток, сверхнормативный 4 суток. После корректировки - 1 сутки.
вагон N 50090083 по накладной N ЭП427148 прибыл на станцию Новоперелюбская 05 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 10 ноября 2010 года и отправлен по накладной N АЛ190303 на станцию Гурьевск-Новый. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 5 суток, сверхнормативный 4 суток. После корректировки - 1 сутки.
вагоны N N 50241439, 50263730 по накладной N ЭП448550 прибыли на станцию Новоперелюбская 06 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 10 ноября 2010 года и отправлены по накладной N АЛ190303 на станцию Гурьевск-Новый. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки простой вагона N 50241439 составил - 1 сутки, а вагона N 50263730 - 0 суток.
вагоны N N 50400597, 51077816, 53884482, 57268732, 57283798 по накладной N ЭП448550 прибыли на станцию Новоперелюбская 06 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 10 ноября 2010 года и отправлены по накладной N АЛ190303 на станцию Гурьевск-Новый. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 74859356 по накладной N ЭР281378 прибыл на станцию Новоперелюбская 26 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 30 ноября 2010 года и отправлен по накладной N ЭР613622 на станцию Саханская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 50701192 по накладной N ЭР281385 прибыл на станцию Новоперелюбская 26 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 30 ноября 2010 года и отправлен по накладной N ЭР613622 на станцию Саханская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 72478845 по накладной N ЭП170645 прибыл на станцию Новоперелюбская 30 октября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 11 ноября 2010 года и отправлен по накладной N ЭП868855 на станцию Шаховская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 12 суток, сверхнормативный 11 суток. После корректировки - 7 суток.
вагоны N N 73409922, 73526154 по накладной N ЭП398328 прибыли на станцию Новоперелюбская 05 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 11 ноября 2010 года и отправлены по накладной N ЭП868855 на станцию Шаховская. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 6 суток, сверхнормативный 5 суток. После корректировки - 2 суток.
вагон N 50608751 по накладной N ЭП401186 прибыл на станцию Новоперелюбская 05 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 11 ноября 2010 года и отправлен по накладной N ЭП868855 на станцию Шаховская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 6 суток, сверхнормативный 5 суток. После корректировки - 2 суток.
вагоны N N 50091693, 50481191, 51997047, 73470981 по накладной N ЭП425910 прибыли на станцию Новоперелюбская 05 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 11 ноября 2010 года и отправлены по накладной N ЭП868855 на станцию Шаховская. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 6 суток, сверхнормативный 5 суток. После корректировки простой
вагона N 50091693 составил - 0 суток, а простой вагонов N 50481191, 51997047, 73470981 - 0 суток.
вагон N 51257566 по накладной N ЭП448550 прибыл на станцию Новоперелюбская 06 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 17 ноября 2010 года и отправлен по накладной N ЭР110084 на станцию Шаховская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 11 суток, сверхнормативный 10 суток. После корректировки - 6 суток.
вагон N 50584994 по накладной N ЭП451518 прибыл на станцию Новоперелюбская 06 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 11 ноября 2010 года и отправлен по накладной N ЭП868855 на станцию Шаховская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 5 суток, сверхнормативный 4 суток. После корректировки - 0 суток.
вагоны N N 50078476, 50168483, 50286301, 50577865, 50952829, 51881423, 51998003, 57789190 по накладной N ЭП838537 прибыли на станцию Новоперелюбская 14 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 17 ноября 2010 года и отправлены по накладной N ЭР110084 на станцию Шаховская. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 3 суток, сверхнормативный 2 суток. После корректировки - 0 суток.
вагон N 53865515 по накладной N ЭР270580 прибыл на станцию Новоперелюбская 26 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагон принят к перевозке 30 ноября 2010 года и отправлен по накладной N ЭР612200 на станцию Шаховская. Простой вагона на станции погрузки составил фактически 4 суток, сверхнормативный 3 суток. После корректировки - 0 суток.
вагоны N N 50201284, 51051662 по накладной N ЭР398585 прибыли на станцию Новоперелюбская 28 ноября 2010 года. По окончании погрузки вагоны приняты к перевозке 30 ноября 2010 года и отправлены по накладной N ЭР612200 на станцию Шаховская. Простой каждого вагона на станции погрузки составил фактически 2 суток, сверхнормативный 1 сутки. После корректировки - 0 суток.
Простои вагонов на станциях выгрузки по данным АС "ЭТРАН" в ноябре 2010 года составили:
вагоны N N 50543008, 50549096 по накладной N Х246299 прибыли на станцию Гурьевск-Новый 16 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагоны приняты к перевозке 24 ноября 2010 года и отправлены по накладной N АИ455248 на станцию Сызрань 1. Простой каждого вагона на станции выгрузки составил фактически 8 суток, сверхнормативный 6 суток;
вагоны N N 50091693, 50481191, 50584994, 50608751, 51997047, 72478845, 73409922, 73470981, 73526154 по накладной N ЭП868855 прибыли на станцию Шаховская 16 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагоны N N 50091693, 50481191, 50584994, 51997047, 72478845, 73409922, 73470961 приняты к перевозке 19 ноября 2010 года, вагоны N N 50608751, 73526154 приняты к перевозке 20 ноября 2010 года и отправлены по накладным N N ЭР148523, ЭР148497, ЭР221238 на станцию Сызрань 1. Общий простой вагонов на станции выгрузки составил фактически 29 суток, сверхнормативный 11 суток;
вагоны N N 50952829, 51881423, 51998003 по накладной N ЭР110084 прибыли на станцию Шаховская 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагоны приняты к перевозке 25 ноября 2010 года и отправлены по накладной N ЭР384272 на станцию Сызрань 1. Простой каждого вагона на станции выгрузки составил фактически 3 суток, сверхнормативный 1 сутки.
Простои вагонов на станции выгрузки по данным АС "ЭТРАН" в декабре 2010 года составили:
вагоны N N 50685791, 51102770, 74849639 по накладной N АЛ190301 прибыли на станцию Гурьевск-Новый 19 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагоны N N 50685791, 74849639 приняты к перевозке 04 декабря 2010 года, вагон N 51102770 принят к перевозке 06 декабря 2010 года и отправлены по накладным N N АИ455265, АИ455266 на станцию Сызрань 1. Общий простой вагонов на станции выгрузки составил фактически 47 суток, сверхнормативный 41 сутки;
вагон N 50090083 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 06 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455272 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 14 суток, сверхнормативный 12 суток;
вагон N 50241439 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455303 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 31 сутки, сверхнормативный 29 суток;
вагон N 50263730 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 28 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455309 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 36 суток, сверхнормативный 34 суток;
вагон N 50400597 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 30 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455315 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 38 суток, сверхнормативный 36 суток;
вагон N 51077816 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 28 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455309 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 36 суток, сверхнормативный 34 суток;
вагон N 53884482 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 30 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455315 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 38 суток, сверхнормативный 36 суток;
вагон N 57268732 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 23 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455303 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 31 сутки, сверхнормативный 29 суток;
вагон N 57283798 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 06 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455276 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 14 суток, сверхнормативный 12 суток;
вагон N 57662579 по накладной N АЛ190303 прибыл на станцию Гурьевск-Новый 22 ноября 2010 года. По окончании выгрузки вагон принят к перевозке 22 декабря 2010 года и отправлен по накладной N АИ455298 на станцию Сызрань 1. Простой вагона на станции выгрузки составил фактически 30 суток, сверхнормативный 28 суток;
вагоны N N 50727999, 58303710 по накладной N ЭР612200 прибыли на станцию Шаховская 07 декабря 2010 года. По окончании выгрузки вагоны приняты к перевозке 16 декабря 2010 года и отправлены по накладной N ЭС044404 на станцию Сызрань 1. Простой каждого вагона на станции выгрузки составил фактически 9 суток, сверхнормативный 7 суток.
Во исполнение п. 4.2.7. договора Истец направил в адрес Ответчика счета N N 0229/Ш от 31.10.2010 года, 0269/Ш от 30.11.2010 года, 0268/Ш от 30.11.2010 года, 0319/Ш от 31.12.2010 года с расчетами штрафов, пеней, связанных с оказанными услугами по заключенному договору.
С целью досудебного урегулирования спора и исполнения п. 8.9. указанного выше договора в адрес Ответчика были отправлены претензии N N ИД/ФСрт/ФД-711/11, ИД/ФСрт/ФД-781/11, ИД/ФСРТ/ФКД-817/11 и ИД/ФСрт/ФД-758/11, которые Ответчиком не были удовлетворены.
Истец, ссылаясь на то, что ответчиком не исполнены условия договора в отношении сроков простоя вагонов на станции выгрузки, обратился в арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании штрафа за сверхнормативное пользование вагонами.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что договор оказания услуг N ДД/ФСрт/НК-116/9 не является договором перевозки и к заключенному договору не могут применяться статьи Устава железнодорожного транспорта и Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Статья 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации закрепляет принцип свободы гражданско-правового договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению.
28 мая 2010 года между открытым акционерным обществом "Первая грузовая компания" (далее Исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью "Волгоградская мельница" (далее Заказчик) заключен договор между ОАО "ПГК" (далее Исполнитель) и ОАО "Нижневолжскнефтегаз" (далее Заказчик) заключен договор N ДД/ФСрт/НК-116/9 (далее - "Договор"), который регулирует взаимоотношения сторон и оказание услуг по предоставлению Исполнителем собственных вагонов для участия в процессе перевозки грузов Заказчика.
В соответствии со ст. 785 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор перевозки-груза - это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю). Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом. При оказании услуг по заключенному договору между Истцом и Ответчиком не осуществляет саму перевозку груза, так как не располагает техническими средствами для ее осуществления и не выдает транспортные накладные или иные документы на груз.
Транспортная железнодорожная накладная является согласно Правилам заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом - перевозочным документом, состоящим из четырех листов: оригинала накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); дорожной ведомости (хранится на железнодорожной станции назначения); корешка дорожной ведомости (хранится на станции отправления); квитанции о приеме груза (остается у грузоотправителя).
На основании изложенного, договор оказания услуг N ДД/ФСрт/НК-116/9 не является договором перевозки, а ОАО "ПГК" не выступает в роли перевозчика.
Следовательно, между сторонами при заключении договора сложились отношения в сфере возмездного оказания услуг, регулируемые общими положениями главы 39 ГК РФ, а не специальными нормами главы 41 ГК РФ, и к заключенному договору не могут применяться статьи Устава железнодорожного транспорта и Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Судами обеих инстанций установлено, что истцом обязательства по договору исполнены в полном объеме, вагоны были поданы согласно согласованных заявок для участия в перевозочном процессе.
Свои обязательства по договору, а именно пункт 6.1. Договора, в котором сказано, что Заказчик несет ответственность за действия грузоотправителей/грузополучателей, как за свои собственные, и п. 6.6 Договора, который предусматривает уплату штрафов за непроизводительный простой вагонов на станциях погрузки и выгрузки, ответчик не выполнил.
Согласно п. 4.2.7. Договора и Дополнительного соглашения N 9 от 29.04.2010 года к данному Договору, Заказчик принимает на себя обязательства "обеспечить простой вагонов, поданных согласно заявке, на станциях погрузки/выгрузки не более: 1 (одних) суток на станциях погрузки; 2 (двух) суток на станциях выгрузки. Срок нахождения Вагонов на станции (погрузки и выгрузки) исчисляется с 00-01 часов суток, следующих за датой прибытия на станцию назначения до 24 часов 00 минут даты отправления Вагонов со станции назначения...".
Время использования вагонов свыше установленного срока исчисляется Сторонами в сутках. Дата прибытия и отправления определяется по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "Этран" ОАО "РЖД".
В случае несогласия Заказчика с данными системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД", последний предоставляет Исполнителю заверенные Заказчиком копии железнодорожных документов со штемпелем станции. Стороны подтверждают, что данные сведения имеют преимущественное значение перед данными системы "Этран" ОАО "РЖД".
Вина грузополучателя за сверхнормативный простой вагонов может возникнуть после истечения срока доставки и с момента уведомления перевозчиком грузополучателя о прибывших в его адрес вагонах, о подаче вагонов в место выгрузки или на выставочные железнодорожные пути общего/необщего пользования только по отдельным договорам, заключенным между перевозчиком и грузополучателем.
Таким образом, вина лежит именно на грузополучателе, так как сверхнормативный простой вагонов начинает течь не после истечения срока доставки и не с момента уведомления перевозчиком грузополучателя о прибывших вагонов, как предусмотрено нормами Устава железнодорожного транспорта, а со следующих суток после прибытия на станцию назначения до 24 часов 00 минут даты отправления со станции назначения, как предусмотрено заключенным между истцом и ответчиком договором.
Кроме того, при заключении договора стороны дополнительно предусмотрели время на погрузку и выгрузку вагонов, а именно п. 4.2.7. - 1 (одних) суток на станциях погрузки; 2 (двух) суток на станциях выгрузки. Следовательно, заказчику предоставляется неоплачиваемое время под операции погрузки и выгрузки.
Согласно п. 6.1. Договора, в котором сказано, что заказчик несет ответственность за действия грузоотправителей/грузополучателей, как за свои собственные.
Подписывая договор, ответчик принял на себя все обязательства по нему, следовательно, он несет ответственность за действия грузоотправителей и грузополучателей и должен оплатить Истцу простой вагонов.
Факт простоя вагонов на станции погрузки и выгрузки подтверждены имеющимися в материалах дела транспортными железнодорожными накладными, данными автоматизированной системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД" и информациями о датах прибытия/отправления вагонов на станциях погрузки/выгрузки, полученной по архиву вагонов из Саратовского Информационно-вычислительного центра - филиала главного вычислительного центра ОАО "РЖД" от 29.04.2011 за N 1148 (Приложение N 4) и от 01.06.2011 за N 1435 (Приложение N 1).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответчик не выполнил условия договора в части сроков простоя вагонов под грузовыми операциями.
Довод подателя жалобы, что представленные в материалы дела документы не подтверждают заявленное количество дней сверхнормативного простоя по вине грузополучателя, т.к. на данных документах отсутствуют соответствующие отметки станции назначения, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что, заявляя возражения по поводу неправомерного начисления штрафа за сверхнормативное пользование вагонами, ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие его возражения.
Судами обеих инстанции расчет штрафных санкций в размере 591 000 рублей, проверен и признан верным.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 18.10.2011 по делу N А57-7056/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7056/2011
Истец: ОАО "Первая грузовая компания", ОАО "Первая грузовая компания" в лице Саратовского филиала ОАО "ПГК"
Ответчик: ОАО "Нижневолжскнефтегаз"
Третье лицо: ОАО "Первая грузовая компания", ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" Приволжская железная дорога