г. Вологда |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А44-3687/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Белоруковой О.С.,
при участии от Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Смирновой Д.Б. по доверенности от 30.12.2010 N 3242/ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 октября 2011 года по делу N А44-3687/2011 (судья Максимова Л.А.),
установил
Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (ОГРН 1075321000105; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - Отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.2011 N 205 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17 октября 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Комитет в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на нарушение норм материального права, просят решение суда отменить и прекратить производство по делу. В обоснование своей позиции указывают на отсутствие вины в совершении вменяемого ему правонарушения.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N ИШ-П4-1111 на основании распоряжения Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 05.03.2011 N 46 в рамках осуществления государственного пожарного надзора за разработкой и реализацией органами местного самоуправления мер пожарной безопасности проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрацией Сушанского сельского поселения Боровичского района Новгородской области (далее - Администрация).
В ходе проверки выявлен факт отсутствия противопожарных разрывов между границами застройки населенного пункта Низино и лесным массивом, (лес вплотную примыкает к застройкам).
Отделом установлено, что земли, на которых отсутствовали противопожарные разрывы, относятся к категории лесных земель и находятся в ведении Комитета.
По результатам факта выявленных нарушений в отношении заявителя составлен протокол от 28.06.2011 N 402 об административном правонарушении, в котором зафиксировано нарушение Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области требований пожарной безопасности, установленных частью 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктом 5* обязательного приложения 1 СниП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", частью 1 статьи 53, частью 1, пунктом 3 части 2, частью 4 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктами а, г пункта 1, подпунктом б пункта 3, пунктом 4, пунктами 15.1, 15.2 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Заместитель главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору, рассмотрев материалы проверки, 12.07.2011 вынес постановление N 205, в соответствии с которым Комитет привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах.
На основании статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
В силу частей 1, 2 статьей 53.1 названного Кодекса предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а меры противопожарного обустройства лесов в числе прочих мероприятий - прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) и ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 15 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Указанные меры пожарной безопасности в лесах согласно пункту 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности. В рассматриваемом случае Комитет как орган государственной власти Новгородской области обязан осуществлять меры пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, к которым относится спорный участок лесного массива у населенного пункта Низино.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт нарушения требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии противопожарных разрывов, противопожарных расстояний от границ застройки населенного пункта Низино до лесного массива менее 15 метров (фактически лес примыкает к застройке вплотную).
Вина Комитета заключается в том, что он не приняло необходимых мер для обеспечения соблюдения названных требований пожарной безопасности на территории лесных земель, примыкающих к населенному пункту Низино.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области реальной возможности соблюдать требования указанного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Ссылка подателя жалобы на невозможность проведения сплошных рубок на территории защитных лесов, к которым относится лесной массив у населенного пункта Низино, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Проведение сплошных рубок в лесах, выполняющих функции защиты природы и иных объектов, запрещено, кроме случаев, оговоренных в части 5.1 статьи 21 ЛК РФ.
Вместе с тем, нормы части 4 вновь введенной статьи 53.1 ЛК РФ "Предупреждение лесных пожаров", согласно которым в целях устройства противопожарных разрывов предусмотрена в пределах противопожарных расстояний, установленных в соответствии с Законом N 123-ФЗ, возможность осуществления не сплошной рубки, а вырубки деревьев, кустарников, лиан, очистки от захламления, в совокупности с положениями ЛК РФ в части охраны лесов от пожаров и с учетом положений части 2 статьи 1 Закона 123-ФЗ, предусматривающей, что нормы Закона N 123-ФЗ об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения в том числе, и при эксплуатации объектов защиты, предоставляют Комитету право в целях предупреждения пожаров осуществлять вырубку деревьев, кустарников, лиан, производить отчистку от захламления при устройстве противопожарных разрывов, в пределах противопожарных расстояний, установленных Законом N 123-ФЗ, в том числе в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Иное толкование норм законодательства исключает возможность обеспечения требований пожарной безопасности на участках защитных лесов, примыкающих к населенным пунктам, что недопустимо.
Обязательность противопожарных расстояний от границ застройки городских поселений до лесных массивов установлена действующим законодательством.
Тот факт, что в Лесохозяйственном регламенте Боровичского лесничества Новгородской области не предусмотрены противопожарные разрывы на спорном участке леса, не свидетельствует об отсутствии обязанности Комитета по соблюдению мер, установленных действующим законодательством в сфере противопожарной безопасности лесов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Комитета состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Довод Комитета о вынесении оспариваемого постановления неуполномоченным лицом отклоняется судом апелляционной инстанции Заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору Боровичкого и Любытинского районов уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу частей 1 и 2 статьи 23.34 названного Кодекса.
Не принимается судом апелляционной инстанции и ссылка подателя жалобы на нарушение административным органом Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку в данном случае проверка земель лесного фонда, находящихся в ведении Комитета, не проводилась, административное правонарушение выявлено в ходе проверки администрации Сушанского сельского поселения Боровичского района, что и явилось в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для составления протокола об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Отделом не доказано отсутствие противопожарного разрыва на участках границы населенного пункта с лесным массивом, (противопожарное расстояние, на котором находились застройки населенного пункта Низино до лесного массива, на местности не устанавливалось, чем нарушена часть 2 стаьи 28.2 КоАП РФ в части установления места и события административного правонарушения) отклоняются судом апелляционной инстанции.
В протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении изложены фактические обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной в отношении Администрации проверкой, указаны выявленные нарушения правил пожарной безопасности со ссылкой на нормативные документы. Из акта проверки от 28.06.2011 N 402 следует, что в ходе проверки при установлении проверяющим должностным лицом нарушений требований пожарной безопасности присутствовал глава Администрации. Акт подписан им без замечаний.
Таким образом, факт отсутствия необходимого расстояния от застройки населенного пункта до лесного массива доказан административным органом, заявителем не опровергнут.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 октября 2011 года по делу N А44-3687/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3687/2011
Истец: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области
Ответчик: Заместитель главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору