г. Владивосток |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А51-17562/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г. М. Грачёва
судей Н.В. Алфёровой, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю: Гончар М.В.- удостоверение N 3561, доверенность N04 от 14.01.2011 сроком действия до 31.12.2011, Сафин Ф.М. - удостоверение N 3559, доверенность N 05 от 14.02.2011 сроком действия до 31.12.2011;
от ООО "КАС-Трэйд": Бойко О.Л. - удостоверение N 100 от 10.12.2002, доверенность N 8 от 17.09.2011 сроком действия на 3 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-8638/2011
на решение от 11.11.2011
судьи Г.Н.Палагеша
по делу N А51-17562/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "КАС-Трэйд" (ИНН 2536080516, ОГРН 1022501306871)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю
о признании незаконным постановления N 76/1-ггк от 05.10.2011 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КАС Трэйд" (далее - заявитель, ООО "КАС Трэйд", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Приморскому краю (далее - управление, ответчик) от 05.10.2011 N 76/1-ггк о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 11.11.2011 суд признал незаконным и отменил постановление управления от 05.10.2011 N 76/1-ггк. Установив в действиях общества состав вмененного ему административного правонарушения, суд счел возможным применить положения о малозначительности.
В апелляционной жалобе на решение суда от 11.11.2011 управление просит его отменить, считает, что у суда отсутствовали законные основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, поскольку непринятие заявителем мер по устранению выявленных нарушений может привести к чрезвычайной ситуации, так как может быть нарушена санитарно-эпидемиологическая обстановка в районе. Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный государством порядок пользования недрами, несоблюдение которого нарушает правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции управление поддержало доводы апелляционной жалобы.
ООО "КАС-Трэйд" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно. Общество считает, что его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Также заявитель полагает, что суд обоснованно признал спорное правонарушение малозначительным, установив отсутствие причинения существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
ООО "КАС Трэйд" в соответствии с приказом Территориального агентства по недропользованию по Приморскому краю от 23.08.2005 N 199 и совместным приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю и комитета по природным ресурсам администрации Приморского края от 26.11.2002 N979/209 предоставлено право пользования недрами для добычи пресных подземных вод одиночной скважиной N 1423 в с. Андреевка Хасанского района Приморского края и одиночной скважины N 18-449 (N 1236 резервная) в п. Оленевод Надеждинского района Приморского края.
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технического водоснабжения предприятия и выданы лицензии на право пользования недрами - ВЛВ N 01430 ВЭ и ВЛВ N 01157 ВЭ.
В период с 01.08.2011 по 26.08.2011 на основании приказа 19.07.2011 N 290 Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю в отношении ООО "КАС Трэйд" проведена плановая комплексная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о недрах, состояния пользования недрами при добыче пресных подземных вод по лицензиям на право пользования недрами ВЛВ 01430 ВЭ и ВЛВ 01157 ВЭ.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "КАС Трэйд" не выполняет часть существенных условий пользования недрами по лицензиям ВЛВ 01157 ВЭ и ВЛВ 01430 ВЭ, а именно:
1. Скважина N 1423 (лицензия на пользование недрами ВЛВ 01430 ВЭ), расположенная в с. Андреевка и скважина N 18-449, расположенная в с. Оленевод, не оборудованы устройствами для замера уровня подземных вод, чем нарушены п. 4а лицензионных условий, п. 10 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
2. Скважина N 1423 (лицензия на пользование недрами ВЛВ 01430 ВЭ), расположенная в с. Андреевка и скважина N 18-449, расположенная в с. Оленевод, не оборудованы устройством для отбора проб, чем нарушены п. 4в лицензионных условий, п. 10 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
3. В нарушение п. 7б лицензионных условий, п. 10 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" не производятся замеры уровня подземных вод;
4. Не производятся отбор проб на полный химический анализ (нарушены п. 7 в лицензионных условий, п. 10 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
5. Не ведется журнал наблюдений за уровнем пресных подземных вод в скважинах, чем нарушены лицензионные условия, п. 1.8 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
6. Предприятием не представлена предусмотренная лицензионными соглашениями отчетность по ведению мониторинга геологической среды за 2010 год в Приморское отделение Дальневосточного регионального центра государственного мониторинга состояния недр за 2009 и 2010 годы, чем нарушены п. 10б условий, ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
7. Предприятием не представлена предусмотренная лицензионными соглашениями информация в Приморнедра о количестве добытой воды и внесенных платежей за право пользования недрами недр 2009 и 2010 годы (нарушены п.7в лицензионных условий, п. 10 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
8. Не обеспечена организация I пояса зоны санитарной охраны скважины N 18-449, расположенной в с. Оленевод, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02, чем нарушены п. 3 лицензионных условий, ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395 1 "О недрах";
9. В нарушение п.46 лицензионных условий ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" скважина N 18-449, расположенная в с. Оленевод, не оборудована устройствами для замера количества подземных вод;
10. Не производятся замеры дебита отбираемых вод по скважине N 18-449, расположенной в с. Оленевод, чем нарушены п.6а лицензионных условий, ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Выявленные факты зафиксированы управлением в акте проверки N 76 от 26.08.2011 и 09.09.2011 обществу выдано предписание N 76/6 по устранению выявленных нарушений.
15.09.2011 по факту нарушения ООО "КАС Трэйд" п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О недрах", а также условий пользования недрами в соответствии с лицензиями управлением составлен протокол об административном правонарушении N 76/1-ггк по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
05.10.2011 государственным инспектором РФ по государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (по геологическому контролю) по Приморскому краю вынесено постановление N 76/1-ггк о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с вынесенным управлением постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно ст. 22 Закона пользователь недр также обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с условиями пользования недрами, установленными приложениеями N 3 и N 5 к выданным обществу лицензиям ВЛВ N 01430 ВЭ и ВЛВ N 01157 ВЭ пользование недрами разрешается при соблюдении условий неукоснительного выполнения требований, определенных ст. 22 Закона РФ "О недрах" и иных требований, предусмотренных законодательством РФ о недрах, соблюдения режимов эксплуатации водозаборного сооружения, оборудования водозабора устройством для замера уровня подземных вод (пьезометром 1/2 "- 3/4 "); устройствами для замера количества отбираемых вод; краном для отбора проб воды на химический и микробиологический анализы (пункт 4 условий пользования недрами).
В силу пункта 7 условий условиями пользования недрами необходимо проводить мониторинг подземных вод: величину водоотбора из скважины фиксировать ежедневно; динамический уровень подземных вод измерять перед остановкой насоса 1 раз в 10 дней (1, 10 и 20 числа каждого месяца); отбор проб на полный химический анализ производить 1 раз в год, на сокращенный химический анализ - 1 раз в квартал, на микробиологический анализ - 1 раз в месяц. Данные замеров и результаты анализов фиксировать в специальном журнале наблюдений.
Пунктом 10 условий пользования недрами установлены обязанности по отчетности, в соответствии с которыми в отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления надлежит представлять ежегодную отчетность по форме 2ТП-водхоз к 25 декабря отчетного года; в Приморское отделение Дальневосточного регионального Центра государственного мониторинга состояния недр представлять отчетность по ведению мониторинга геологической среды до 15 января следующего за отчетным года; в срок до 30 января следующего за отчетным года представлять информацию об объеме добытых подземных вод и количестве внесенных платежей за пользование водным объектом за год в Территориальное агентство по недропользованию по Приморскому краю.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Материалами административного дела, включая акт проверки от 26.08.2011 N 76, письмо Приморского отделения Дальневосточного Регионального Центра ГМСН от 18.08.2011 N 79-08/11, письмом от 26.08.11 N40-32/1015 Отдела водных ресурсов по Приморскому краю, протокол об административном правонарушении от 15.09.2011 N 76/1-ггк, подтверждается, что ООО "КАС Трэйд" не выполняло часть существенных условий пользования недрами по лицензии, что подробно зафиксировано в акте проверке от 26.08.2011 N 76.
При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) общества имелся состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административная ответственность юридического лица наступает если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт неисполнения обществом условий лицензионных соглашений установлен судом и подтвержден материалами дела.
Доказательства невозможности соблюдения правил и норм в материалах дела отсутствует. Порядок, срок привлечения общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Между тем, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности применения к спорной ситуации положений КоАП РФ о малозначительности в силу следующего:
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Следовательно, действующее законодательство не исключает возможность применения положений о малозначительности административного правонарушения и освобождения от административной ответственности к административным правонарушениям, если фактические обстоятельства дела объективно свидетельствуют о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленные фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности спорного правонарушения, отсутствие умысла на причинение государству или обществу материального ущерба, вреда жизни и здоровью населения, а также совершение обществом административного правонарушения впервые и принятие мер по устранению допущенного нарушения позволяют признать совершенное обществом правонарушение малозначительным.
В силу п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11 ноября 2011 года по делу N А51-17562/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г. М. Грачёв |
Судьи |
Н.В.Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17562/2011
Истец: ООО "КАС-Трэйд"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8638/11