Обзор приказов Рособразования "О результатах ревизии
финансово-хозяйственной деятельности" подведомственных
государственных образовательных учреждений в 2005-2006 годах
(по приказам Рособразования от 26.02.2007 N 382, от 01.03.2007
N 438, от 12.03.2007 N 476, от 12.03.2007 N 477, от 12.03.2007 N 478,
от 21.03.2007 N 532, от 23.03.2007 N 546 "О результатах ревизии
финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных
образовательных учреждений в 2005-2006 годах")
Правовые основы финансового контроля
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ с изменениями ст. 157; раздел IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль" главы 26-27; часть 4 "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства" глава 28;
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ*(1);
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ, главы 22, 30, статьи 198, 199, 199.1, 199.2. Решение Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64*(2);
Федеральный закон "О счетной палате Российской Федерации" от 11.01.1995 N 4-ФЗ;
Бюджетная классификация Российской Федерации от 15.08.1996 N 115-ФЗ с изменениями;
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, в том числе с 1 января 2007 года в соответствии с приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н;
Налоговый кодекс РФ, часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ;
Законы о бюджетах Российской Федерации на год:
- Закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год";
- постановление Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год";
- приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации" для целевого подтверждения производимых расходов и зачисляемых доходов;
- приказ Рособразования (ФАО) от 28.12.2006 N 1680 "Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений на 2007 год" на основании статей 115, 121, 123 Закона N 238-ФЗ;
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
постановление Правительства РФ от 27.12.2006 N 807 "Об утверждении положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры".
Аналитический обзор неправомерных выплат, нарушений
бюджетного законодательства по приказам Рособразования
Отсутствие устранения замечаний, нарушений и недостатков предыдущих ревизий;
Отсутствие оформления государственной регистрации права на недвижимое федеральное имущество, находящееся в оперативном управлении, закрепленное за учреждением, и земельные участки, предоставленные в постоянное бессрочное пользование;
Неправомерные назначения и выплаты социальной стипендии без представления справок органа социальной защиты;
В результате занижения социальной стипендии по приказам имеют место недоплаты малоимущим студентам;
Неправомерные выплаты за счет бюджетных средств студентам, обучающимся на контрактной основе, за питание в студенческом санатории-профилактории и выплаты стипендии платным студентам;
Ревизорами отмечена высокая плата за обучение студентов на договорной основе при образовании финансовых ресурсов, направляемых на расходы, не связанные с образовательным процессом, при наличии значительной кредиторской задолженности по внебюджетной деятельности на начало и на конец года;
Отсутствие актов выверки взаимных расчетов с поставщиками услуг по организации и проведению оздоровительных, физкультурных и культурно-массовых мероприятий при проведении годовой инвентаризации;
Нарушения при отнесении на статьи расходов экономической классификации при санкционировании внебюджетных расходов;
Неправомерные выплаты надбавок за ученую степень без подтверждающих документов;
Неправомерные выплаты доплат за вредные условия труда, за факторы вредности, не предусмотренные действующим документом, и без учета фактической работы во вредных условиях;
Завышение разрядов ЕТС по оплате труда;
Плата за работу по совместительству и основной занимаемой должности без документального подтверждения фактически отработанного времени табелями учета рабочего времени;
Списание средств федерального бюджета на научные мероприятия без документального подтверждения;
Несвоевременная сдача отчетов подотчетными лицами в бухгалтерию (более трех рабочих дней); при отсутствии отчета по ранее выданному авансу повторная выдача денежных средств под отчет;
Выдача денежных средств под отчет лицам, не указанным в расходных ордерах при отсутствии доверенности;
Выплаты компенсации при нахождении в служебных командировках без оправдательных документов;
Переплаты и недоплаты суточных работникам вузов при направлении в служебные командировки;
Неправомерные расходы бюджетных и внебюджетных средств в связи с неправильным применением сметных цен и коэффициентов накладных расходов, сметной прибыли, отсутствии актов на скрытые работы при проведении и оплате подрядным организациям ремонтно-строительных работ;
Завышение объемов работ по капитальному ремонту пожарной сигнализации;
Несвоевременное оприходование библиотечного фонда и основных средств;
Необоснованное списание на расходы учреждения без постановки на учет средств за литературу для библиотечного фонда и внебюджетных средств за карманные календари и плакаты, а также за оборудование охранно-пожарной сигнализации;
Без согласования с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом проведение демонтажа и разборки транспортных средств/автомобиля;
Непроведение инвентаризации при передаче горюче-смазочных материалов при смене материально ответственных лиц; несоответствие остатков на начало и конец каждого месяца данным путевых листов на те же даты; путаница в датах инвентаризации, в количестве остатков горючего, что привело к скрытой документальной недостаче бензина;
Задолженность арендаторов по арендной плате и возмещении коммунальных платежей;
Неправомерные выдачи беспроцентных ссуд физическим лицам - работникам.
Нарушения при заключении гражданско-правовых договоров,
государственных контрактов
Не установлен персональный контроль за порядком оформления договоров на выполнение работ, оказание услуг;
Без документального подтверждения проведения конкурсов (квалификационной, конкурсной документации) заключение и оплата договоров на капитальные ремонты, на закупку оргтехники на сумму свыше лимитов расчетов наличными, установленных ЦБ*(3) (ранее*(4) - 200 тыс. руб., с 25.04.2007 г. - 60 тыс. руб., с 22.07.2007 г. - 100 тыс. руб.);
Заключение и оплата договоров на выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд без проведения конкурса по выбору подрядчика, исполнителя на сумму свыше лимитов расчетов наличными, установленных ЦБ (ранее - 200 тыс. руб., с 25.04.2007 г. - 60 тыс. руб., с 22.07.2007 г. - 100 тыс. руб.);
Заключение договоров на выполнение работ и оказание услуг без запроса котировок на сумму менее установленного Законом N 94-ФЗ лимита (ранее - до 250 тыс. руб. в квартал; с 25.04.2007 г. - 500 тыс. руб.);
Заключение договоров на выполнение работ и оказание услуг без подтверждения полномочий лиц, подписавших договоры за руководителя, исполнителя (доверенностью);
Отсутствие приложений расчетов стоимости оказания услуг (калькуляции) по договорам (контрактам), утвержденных в установленном порядке;
Отсутствие в заключенных договорах существенных условий, на которые имеются ссылки в приложениях при отсутствии оформления последних, отсутствие оформленных дополнительных соглашений, поименованных в договорах (контрактах);
Оплата услуг по проведению культурно-массовых, физкультурных и оздоровительных мероприятий без проведения торгов (конкурсов) и без запросов котировок цен.
Ответственность по бюджетному и уголовному законодательству РФ за нецелевое использование и расходование бюджетных средств приведена в таблице.
Таблица
Ответственность должностных лиц, допустивших нарушения
по бюджетному и уголовному законодательству РФ
Нецелевое использова- ние бюджетных средств |
Статья 289 Бюджетного кодекса РФ |
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направле- нии и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов (в том числе за счет внебюджетных средств) либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов*(1) на руководителей - должностных лиц, вино- вны в нарушении в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, изъятие этих средств, использованных не по целевому назначению в бесспорном порядке, а также уголовные наказания при наличии состава преступления для сумм нецелевого использования |
Нецелевое расходова- ние бюджетных средств |
Статья 285.1 Уголовного кодекса РФ |
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их полу- чения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расхо- дов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере*(2), наказывае- тся штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в раз- мере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определен- ной деятельностью на срок до трех лет или без такового. |
Превышение должност- ных полномочий |
Статья 286 Уголовного кодекса РФ |
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определен- ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет |
Уклонение от уплаты налогов, неуплата на- логов, сокрытие иму- щества, непредставле- ние сведений налого- вым агентом |
Статьи 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ |
Решение Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О применении судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов" по статьям 198 и 199; 199.1; 199.2 УК РФ в редакции Закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ |
*(1) В частности, статья 15.14 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. *(2) Крупным размером в статье 285.1 Уголовного кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей. |
Е.Н. Михайлова,
начальник Управления бухгалтерского учета
и финансового контроля главным бухгалтером РГПУ им. А.И. Герцена
"Советник в сфере образования", N 4, июль-август 2007 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) С 8 июля 2007 года все штрафы в Кодексе об административных правонарушениях установлены не в МРОТ, а в конкретных суммах (Федеральный закон от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
*(2) Подробный комментарий читайте в статье "Новые разъяснения об уголовной ответственности за налоговые преступления", журнал "Советник бухгалтера" N 2 за 2007 год.
*(3) С 22 июля 2007 года предельный размер расчетов наличными повышен до 100 000 руб. (Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).
*(4) Фиксированная сумма была установлена до внесения изменений Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ в закон о госзакупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник в сфере образования"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24681 от 16 июня 2006 г.
Ранее издавался под названием: "Советник бухгалтера в сфере образования и науки"
Учредитель: ООО "Издательский Дом "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95