г. Самара |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А65-22843/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.12.2011 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 11 "Антошка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2011 по делу N А65-22843/2011 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 11 "Антошка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ИНН 1648008442, ОГРН 1021606758491), г.Зеленодольск Республики Татарстан, к Управлению государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по Республике Татарстан (г.Казань) в лице отдела надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району Республики Татарстан, г.Зеленодольск Республики Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, г.Зеленодольск Республики Татарстан,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 11 "Антошка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - МБДОУ "ДС N 11 "Антошка", детский сад) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Республике Татарстан в лице ОНД по Зеленодольскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 20.09.2011 N 0326-2011-0727.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района.
Решением от 31.10.2011 по делу N А65-22843/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявления детского сада отказал.
Детский сад в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Исполнительный комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство детского сада о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 14.09.2011 административный орган в ходе проверки детского сада выявил нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), СНиП, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ): все двери лестничной клетки и дверь поэтажного коридора 1 этажа не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах (п.4.2.7 СП 1.13130.2009); план эвакуации на случай возникновения пожара не соответствует требованиям ГОСТ Р12.2.143-2009 г.. (п.16 ППБ 01-03); линии электроснабжения помещений не оборудованы устройствами защитного отключения предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников (п.4 ст.82 Закона 123-ФЗ); на путях эвакуации, в лестничных клетках не выполнено эвакуационное освещение (п.7.62 СНиП); не оборудован канал передачи информации пожарной сигнализации на пульт охраны (п.3.16 СНиП 31-06-2009); здание детского сада не оборудовано СОУЭ 3-го типа (табл.2 СП 3.13130-2009).
По данному факту административный орган составил протоколы от 14.09.2011 N N 0326-2011-0767, 0326-2011-0768 и 0326-2011-0769 об административном правонарушении и вынес постановление от 20.09.2011 N 0326-2011-0727, которым привлек детский сад к административной ответственности по ч.1, 3 и 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с ППБ 01-03 следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п.16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
П.3.16 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" здания дошкольных образовательных учреждений, должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть.
В соответствии с п.4.2.7 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв.Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171) двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Характеристики устройств самозакрывания дверей, расположенных на путях эвакуации, должны соответствовать усилию для беспрепятственного открывания дверей человеком, относящимся к основному контингенту, находящемуся в здании (ребенок, инвалид и т.п.).
П.4 ст.82 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что линии электроснабжения помещений зданий, сооружений и строений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
"СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" (утв.Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783) предусмотрено наличие аварийного освещения, в том числе виде эвакуационного освещения путей эвакуации.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности установлена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт административного правонарушения в области пожарной безопасности подтверждается материалами дела.
Поскольку МБДОУ "ДС N 11 "Антошка" является юридическим лицом, которое может иметь самостоятельный баланс, лицевые счета, имущество на праве оперативного управления, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на детский сад.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях МБДОУ "ДС N 11 "Антошка" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Доводы детского сада о необходимости больших материальных затрат суд первой инстанции обоснованно счел не влияющими на квалификацию вменяемого административного правонарушения.
Частичное устранение нарушений после проведения проверки не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности, и может свидетельствовать лишь о том, что у привлекаемого к ответственности лица имелась реальная возможность для соблюдения требований правил.
Утверждение МБДОУ "ДС N 11 "Антошка" о том, что административный орган в процессе производства по делу об административном правонарушении не разъяснил представителю детского сада его права и обязанности, противоречит материалам дела.
В протоколах от 14.09.2011 об административном правонарушении имеется подпись заведующей детского сада Гайнуллиной Р.Г. о том, что права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, ей разъяснены.
Ссылка детского сада на то, что в силу ч.4 ст.4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения этого Закона не распространяются, подлежит отклонению.
Положениями этой статьи предусмотрены исключения для случаев, когда дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ.
Поскольку в помещениях МБДОУ "ДС N 11 "Антошка" находятся люди, и несоблюдение вышеприведенных требований в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае правила пожарной безопасности, предусмотренные перечисленными нормативными актами, обязательны для соблюдения детским садом.
Оспариваемым постановлением детскому саду назначен штраф в минимальном размере санкции ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2011 года по делу N А65-22843/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22843/2011
Истец: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N11 "Антошка" ЗМР РТ", г. Зеленодольск
Ответчик: Исполнительный комитет ЗМР РТ, г. Зеленодольск, ОНД по Зеленодольскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ, г. Зеленодольск
Третье лицо: Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань