Режим рабочего времени и отдыха на автотранспорте
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников в сфере автотранспорта, регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автотранспорта*(1), данные особенности должны учитываться при составлении графиков работы (сменности) водителей.
Согласно п. 2.3.1.9. Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте*(2), утвержденных Постановлением N 28 от 12.05.2003 г. Министерства труда и социального развития РФ, при направлении водителя в рейс работодатель, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС, исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. Такие графики составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. При направлении водителя в длительный рейс работодатель, кроме командировки и путевого листа, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС, исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. В графике должно быть указано время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, т.е. для водителей с пятидневной рабочей неделей нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по шестидневной рабочей неделе - 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, но при этом есть следующие исключения:
- в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов (если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя);
- водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников;
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы и продолжительностью не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Здесь хотелось бы отметить, что для водителей трамвая и троллейбуса продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) установлена с дополнительным условием - при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время перерыв должен быть не более 2 часов, а вот в ночное время - не более 6 часов*(3).
Водителям на междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
Также Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте предусматривается специальный порядок работы в загазованной атмосфере - не более одного часа при предельно допустимой концентрации оксида углерода до 50 мг/м3, не более 30 минут до 100 мг/м3 и не более 15 минут до 200 мг/м3. При это предоставляется специальный перерыв - продолжение работы в данных условиях может производиться только после 2-часового перерыва.
Водителям также предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
При этом п. 2.3.1.10. Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте предусматривается специальная гарантия: "Работодатель не имеет права направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами".
При этом Миронов В.И. уточняет, что отсутствие в правилах внутреннего трудового распорядка организации, трудовом договоре, приложении к нему условия о предоставлении перерыва в течение рабочего дня (смены) позволяет работнику самостоятельно воспользоваться данным перерывом, так как его предоставление не зависит от усмотрения работодателя*(4).
Также в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса указано условие, при котором если по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Хотелось бы отметить, что хотя особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников в сфере автотранспорта установлены в Конвенциях и Рекомендациях МОТ*(5), ТК РФ, специальных актах, принятых Министерством транспорта и Минздравсоцразвития РФ и Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005-2007 годы, всеже о полном рассмотрении и закреплении на государственном уровне всех особенностей режима рабочего времени и времени отдыха говорить рано. В большинстве случаев существующие в данный момент нормы являются или повторением норм, установленных ранее Конвенциями и Рекомендациями МОТ, или единичными случаями, которые не охватывают большую массу работников. На данный момент в связи с происшедшими изменениями в автомобильной промышленности, в дорого- и градостроении, режим рабочего времени и времени отдыха для данных работников должен быть детально пересмотрен с привлечением всех заинтересованных сторон и в том числе Минздравсоцразвития РФ.
П. Ухтинский,
кафедра трудового права и социального обеспечения
Пермского государственного университета
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автотранспорта, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ N 15 от 20.08.2004 г.
*(2) Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ N 28 от 12.05.2003 г.
*(3) Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Министерством транспорта РФ N 127 от 18.10.2005 г.
*(4) Миронов Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, руководитель секции трудового законодательства Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Независимого экспертно-правового совета, эксперт Комиссии по правам человека при Президенте РФ, судья в отставке, автор более 300 работ по трудовому праву, праву социального обеспечения, гражданскому процессу.
*(5) Международная организация труда регулирует вопросы, касающиеся работников в сфере автотранспорта в Конвенциях N 67 от 28.06.1939 г. и N 153 от 27.06.1979 г., а также в Рекомендациях N 64, 65, 66 от 28.06.1939 г. и N 161 от 27.06.1979 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107