г. Чита |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А10-12243/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Братская буровая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2011 года по делу N А19-12243/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Братская буровая компания" (ИНН 3823013064, ОГРН 1023802314250) к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области (ИНН 7534004371, ОГРН 1023801019208) о признании незаконными решений
(суд первой инстанции: Красько Б.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Братская буровая компания" (далее - ООО "Братская буровая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области о признании незаконными решений от 5 мая 2011 года N 3800/608/11-18568, N 3800/608/11-18587 и N 3800/608/11-18593 об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязании устранить допущенные нарушения прав путем постановки на кадастровый учет земельных участков и их частей, указанных в заявлениях о кадастровом учете от 13 апреля 2011 года N 38-0-1-87/3101/2011-12, N 38-0-1-87/3101/2011-14, N 38-0-1-87/3101/2011-15 и представленных межевых планах.
Определением Арбитражного суда по Иркутской области от 23 августа 2011 года на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Иркутской области (далее - кадастровая палата, ФБУ "Кадастровая палата" по Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные Обществом межевые планы не соответствовали требованиям приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Братская буровая компания" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение пунктов 11, 20, 30, 47 и 80 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования к подготовке межевого плана), которыми предусмотрено проведение кадастровых работ с целью образования части (частей) существующего (исходного) земельного участка и при этом не осуществляется уточнение местоположения границы земельного участка или образование земельных участков. Кроме того, Общество указывает на то, что суду были представлены доказательства образования всех земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В дополнении к апелляционной жалобе ООО "Братская буровая компания" указывает на то, что межевые планы были подготовлены не кадастровым инженером, а ООО "Земельный комплекс" - юридическим лицом, обладающим правом выполнения работ по территориальному землеустройству. Повторную подготовку межевых планов для осуществления кадастрового учета ООО "Братская буровая компания" будет проводить за свой счет, что является нарушением его прав и законных интересов.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 67200044834356 и 67200044834370, а также отчетом о публикации 29 ноября 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявив ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Братская буровая компания" владеет на праве собственности объектами недвижимости, расположенными по адресу: Иркутская область, г. Братск, Р 13 08 01 00 (т. 1 л.д. 38).
13 апреля 2011 года ООО "Братская буровая компания" обратилось в ФБУ "Кадастровая палата" по Иркутской области с заявлениями о постановке на кадастровый учет земельных участков N N 38-0-1-87/3101/2011-12, 38-0-1-87/3101/2011-14, 38-0-1-87/3101/2011-15, приложив к заявлениям межевые планы на каждый земельный участок.
Решениями ФБУ "Кадастровая палата" по Иркутской области от 5 мая 2011 года N 3800/608/11-18568, N 3800/608/11-18587 и N 3800/608/11-18593 в осуществлении кадастрового учета было отказано. В качестве правого основания в решении указан пункт 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Основанием для отказа в постановке на кадастровый учет послужило ненадлежащее оформление межевого плана, а именно: в нарушение пункта 41 Требований к подготовке межевого плана в представленных межевых планах реквизит "4" раздела "Исходные данные" не заполнен.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10 и от 5 июля 2011 года N 651/11.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования ООО "Братская буровая компания" могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие решений кадастровой палаты от 5 мая 2011 года закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов Общества оспариваемыми решениями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ООО "Братская буровая компания" удовлетворению не подлежат.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, по общему правилу, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости утверждена приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре при постановке на кадастровый учет земельного участка одним из документов, представление которого вместе с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости является обязательным, является межевой план.
В соответствии со статьей 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2).
Межевой план состоит из графической и текстовой частей (часть 4).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 5).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 Закона о кадастре случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (часть 6).
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план (часть 11).
Форма межевого плана утверждена приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
Согласно пункту 3 Требований к межевому плану в межевой план, в частности, включаются сведения о земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков, а также о земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 Требований к межевому плану предусмотрено, что к текстовой части межевого плана относятся следующие разделы: исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; сведения об образуемых земельных участках и их частях; сведения об измененных земельных участках и их частях; сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам; сведения об уточняемых земельных участках и их частях; сведения об образуемых частях земельного участка; заключение кадастрового инженера и акт согласования местоположения границы земельного участка.
При этом раздел "Исходные данные" предусматривает включение сведений о наличии зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на исходных или измененных земельных участках (реквизит "4").
Согласно пункту 41 Требований к межевому плану в случае, если договором подряда на выполнение кадастровых работ предусмотрено составление межевого плана, включающего сведения о частях земельного участка, занятых зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства, реквизит "4" раздела "Исходные данные" заполняется независимо от наличия в ГКН сведений о таких объектах недвижимости.
В данном случае в реквизите "4" раздела "Исходные данные" указываются: наименование (вид) расположенных на земельном участке объектов недвижимости и данные, позволяющие идентифицировать такие объекты (например, государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект, и т.д.).
Из материалов дела следует, что в представленных в кадастровую палату вместе с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет межевых планах реквизит "4" раздела "Исходные данные" был не заполнен, при том, что предметом договора подряда на выполнение кадастровых работ от 26 ноября 2010 года N 174-11/2010, заключенного между ООО "Братская буровая компания" и ООО "Земельный комплекс", является изготовление межевого плана земельного участка, на котором расположены нежилые здания.
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Закона.
Поскольку представленные ООО "Братская буровая компания" межевые планы не соответствовали Требованиям к межевым планам (в них не был заполнен реквизит "4" раздела "Исходные данные"), то у кадастровой палаты имелись законные основания для принятия решений об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении судом первой инстанции норм земельного законодательства, Закона о кадастре и Требований к межевым планам проверены, однако они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции, поскольку пункт 41 Требований к межевым планам не предусматривает каких-либо исключений при заполнении реквизита "4" раздела "Исходные данные" межевого плана, в том числе при постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2011 года по делу N А19-12243/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2011 года по делу N А19-12243/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Братская буровая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 7 ноября 2011 года N 975 государственную пошлину в сумме 5000 рублей, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12243/2011
Истец: ООО "Братская буровая компания"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Иркутской области