г. Владивосток |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А24-2850/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е. Ю. Федосенко
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извекщены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития и труда Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-8553/2011
на решение от 14.10.2011 по делу N А24-2850/2011 арбитражного суда Камчатского края судьи Ж.П. Алексеевой
по иску первого заместителя прокурора Камчатского края А.В.Семаля
к Министерству социального развития и труда Камчатского края (ОГРН 1084101000048, ИНН 4101121190), обществу с ограниченной ответственностью Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" (ОГРН 1024101229184, ИНН 4105024060), Агентству государственного заказа Камчатского края (ОГРН 1074101008024, ИНН 4101120809)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" (ОГРН 1024101224014, ИНН 410503535), Министерство финансов Камчатского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации военный санаторий "Паратунка" (ОГРН 1024101226225, ИНН 4105016492)
о признании недействительным решения конкурсной комиссии и государственного контракта
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Камчатского края Семаль А.В. обратился в арбитражный суд с иском к Министерству социального развития и труда Камчатского края, ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос", Агентству государственного заказа Камчатского края, третьи лица: ООО "Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки", Министерство финансов Камчатского края о признании недействительными пунктов 1 и 4 (лот N 3) решения конкурсной комиссии Агентства государственного заказа Камчатского края, оформленного протоколом N5 к-2 (0138200000211000001-2) от 04.05.2011; о признании недействительным государственного контракта N48 от 30.05.2011 на оказание услуг по организации санаторного оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья, хронически больных и часто болеющих детей, в загородных стационарных оздоровительных лагерях, заключенный между Министерством социального развития и труда Камчатского края и ООО "Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос"; о применении последствия недействительности сделки, обязав ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" возвратить Министерству социального развития и труда Камчатского края денежные средства в сумме 7 087 500 руб.
Определением от 18.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, ФГУ Министерства обороны Российской Федерации военный санаторий "Паратунка".
В ходе рассмотрения спора судом первой инстанции принят отказ истца от иска в части требования о применении последствий недействительности сделки, производство по делу в указанной части прекращено. Кроме того, истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования в части пункта 1 исковых требований, просит признать недействительным размещение заказа, оформленного пунктами 1 и 4 (лот N 3) решения конкурсной комиссии Агентства Госзаказа Камчатского края (протокол) N 5к-2 от 04.05.2011.
Решением от 14.10.2011 уточненные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Министерство социального развития и труда Камчатского края обратилось с апелляционной жалобой о его отмене и принятии по делу нового судебного акта. В обоснование жалобы заявитель указывает, что у прокурора отсутствует право на предъявление настоящего иска, так как конкурсная комиссия органом государственной власти не является. Прокуратура не относится к заинтересованным лицам, обладающим правом оспорить торги в соответствии со статьёй 449 ГК РФ. Решением комиссии по контролю в сфере размещения заказов Управления ФАС России по Камчатскому краю от 24.05.2011 по делу N 21-06/72-11Ж не установлено нарушений законодательства о размещении заказов в действиях конкурсной комиссии, в связи с чем решение суда о неправомерности допуска ООО Детский оздоровительный лагерь Альбатрос" к участию в конкурсе по лоту N 3 не обоснованно. Признание судом спорного контракта недействительным и последующее применение последствий недействительности сделки не восстановит права и законные интересы конкретного лица, но может привести к взысканию с ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" денежных средств в полном объёме и к банкротству предприятия.
От заместителя прокурора Камчатского края в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Решение арбитражного суда первой инстанции считает законным, обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" направило в адрес суда мнение на апелляционную жалобу, в котором поддержало жалобу Министерства социального развития и труда Камчатского края, решение суда первой инстанции считает необоснованным и незаконным.
Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, в соответствии со статьёй 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, мнения на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, Министерство социального развития и труда Камчатского края (государственный заказчик) утвердило конкурсную документацию N 5к-11 для проведения открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Камчатском крае в 2011 году по шести лотам, включая лот N 3 "Оказание услуг по организации санаторного оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья, хронически больных и часто болеющих детей, в загородных стационарных оздоровительных лагерях".
Агентство государственного заказа Камчатского края определено уполномоченным органом, осуществляющим функции по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказанию услуг для государственных нужд.
Как следует из протокола N 5к-2 (0138200000211000001-2) рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 04.05.2011, по лоту N 3 были представлены две заявки: ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" и ООО "Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки".
По итогам рассмотрения заявок по лоту N 3 конкурсная комиссия приняла следующие решения:
1. Заявка ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" признана соответствующей всем требованиям и условиям конкурсной документации по лоту N 3;
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" в допуске к участию в конкурсе по лоту N 3 отказано, так как заявка не соответствует требованиям и условиям конкурсной документации по лоту N 3 (заявка представлена без приложения полного комплекта документов);
3. Конкурс по лоту N 3 признан несостоявшимся на основании части 4 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2008 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
4. На основании части 12 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ принято решение заключить государственному заказчику государственный контракт с ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" на условиях, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией по лоту N 3 по цене контракта 7 875 000 руб.
В результате размещения государственного заказа по лоту N 3 между Министерством социального развития и труда Камчатского края (заказчик) и ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" (исполнитель) был заключен государственный контракт N 48 от 30.05.2011, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика в соответствии с условиями контракта оказать услуги по организации санаторного оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья, хронически больных и часто болеющих детей, в загородных стационарных оздоровительных лагерях. Перечень, объем и качественные характеристики услуг определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1 к контракту). В приложении N 1 к контракту в пункте 6, в том числе, указаны медицинские услуги, которые включают в себя: организация санаторного режима работы (пункт 6.1), организация лечения органов дыхания не туберкулезного характера, заболевания опорно-двигательного аппарата и перефирической нервной системы (пункт 6.2), наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (санаторно-курортной помощи), что соответствует условиям части III конкурсной документации N 5к-11 по лоту N 3.
Полагая, что конкурс был проведен с существенными нарушениями действующего законодательства, первый заместитель прокурора Камчатского края обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями о признании недействительным размещения заказа, оформленного пунктами 1 и 4 (лот N 3) решения конкурсной комиссии Агентства Госзаказа Камчатского края (протокол) N 5к-2 от 04.05.2011, и признании недействительным государственного контракта N 48 от 30.05.2011.
Предметом конкурса по лоту N 3 согласно конкурсной документации является оказание услуг по организации санаторного оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья, хронически больных и часто болеющих детей, в загородных стационарных оздоровительных лагерях. При этом, предметом оказания услуг является, в том числе, организация санаторного режима работы, организация лечения органов дыхания не туберкулезного характера, заболевания опорно-двигательного аппарата и перефирической нервн й системы. О ним из требований к участнику конкурса указано наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (санаторно-курортной помощи).
Обязательность наличия лицензии на осуществление названных видов деятельности закреплена в подпункте 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункте 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
В соответствии с положениями статьей 9, 10, 11, 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в лицензии указывается место осуществления лицензируемого вида деятельности, которую осуществляет лицензиат. При этом, лицензируемый вид деятельности осуществляется в месте (по адресу), указанном в лицензии.
ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос", подавая заявку на участие в конкурсе по лоту N 3, приложил копию лицензии N ФС-41-01-000214 от 15.04.2010 на бланке серия ФС-1 0098346, выданную Военному санаторию Паратунка. В документе указано местонахождение и место осуществления лицензируемого вида деятельности - Камчатский край, Елизовский район, пос.Паратунка, Военный санаторий "Паратунка".
Между тем, согласно, сведениям, отраженным в заявке ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос", местом его нахождения является - Камчатский край, Елизовский район, п.Коряки.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" не представило на конкурс по лоту N 3 действующую медицинскую лицензию, позволяющую оказывать медицинские услуги в соответствии с предметом лота, что в силу подпункта 14 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе такому участнику.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ допуск заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с частью 1 настоящей статьи не может быть допущен к участию в торгах, если заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией были установлены случаи, указанные в части 1 настоящей статьи, или отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Таким образом, не соответствует закону пункт 1 решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом N 5к-2 от 04.05.2011 о признании заявки ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" соответствующей всем требованиям и условиям конкурсной документации по лоту.
Учитывая изложенное, так как ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" так же, как и ООО "Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" не могло быть допущено к участию в конкурсе по лоту N 3, то государственный контракт подлежал заключению в соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона N 94-ФЗ с единственным поставщиком услуг либо путем проведения повторных торгов.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований о признании недействительными размещение заказа, оформленного пунктами 1 и 4 (лот N 3) решения конкурсной комиссии Агентства Госзаказа Камчатского края (протокол) N 5к-2 от 04.05.2011, и государственного контракта N 48 от 30.05.2011 на основании пункта 5 статьи 10, пункта 6 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ, пункта 1 статьи 449 ГК РФ. При этом по требованию о признании недействительным размещение заказа надлежащими ответчиками выступают Министерство социального развития и труда Камчатского края и Агентство государственного заказа Камчатского края, по требованию о признании недействительным государственного контракта - Министерство социального развития и труда Камчатского края и ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос".
Правомерность обращения прокурора с настоящими исковыми требованиям следует из положений статьи 52 АПК РФ и статей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", которые наделяют прокурора полномочиями на обращение с иском в защиту охраняемых законом интересов общества. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Так, стороной спорного контракта выступает Министерство социального развития и труда Камчатского края, а конкурсная комиссия, статусом юридического лица не обладающая, создана Агентством государственного заказа Камчатского края. Кроме того, целью подачи искового заявления является защита прав хозяйствующих субъектов, а также Камчатского края как субъекта Российской Федерации в сфере экономических отношений, так как направлено на обеспечение эффективного использования средств бюджета, исключение злоупотреблений в сфере размещения государственного заказа.
Ссылки заявителя жалобы на решение комиссии по контролю в сфере размещения заказов Управления ФАС России по Камчатскому краю от 24.05.2011 по делу N 21-06/72-11Ж, не принимаются, так как вопрос об отказе к участию в конкурсе общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" предметом рассмотрения по настоящему спору не является. В соответствии со статьёй 69 АПК РФ указанный документ преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
От требования о применений последствий недействительности государственного контракта истец отказался в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, отказ принят судом в порядке статьи 49 АПК РФ, производство по делу в указанной части прекращено на основании статьи 150 АПК РФ, в связи с чем доводы заявителя жалобы, касающиеся результатов применения последствий недействительности сделки, подлежат отклонению.
С учётом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.10.2011 по делу N А24-2850/2011 арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2850/2011
Истец: Первый заместитель прокурора Камчатского края Семаль А. В.
Ответчик: Агентство государственного заказа Камчатского края, Министерство социального развития и труда Камчатского края, ООО Детский оздоровительный лагерь "Альбатрос"
Третье лицо: Министерство финансов Камчатского края, ООО "Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки", Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, ФГУ Министерства обороны Российской Федерации военный санаторий "Паратунка"