г. Красноярск |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А33-10437/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: Юрченко Ю.В., представителя по доверенности от 20.04.2009, Плохого Д.П., представителя по доверенности N 14 то 14.01.2010,
от ответчика: Бондаренко И.М., представителя по доверенности N 108 от 21.12.2010,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Лесосибирский ЛДК N 1"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" сентября 2011 года по делу N А33-10437/2011, принятое судьей Бескровной Н.С.
установил:
открытое акционерное общество "Лесосибирский ЛДК N 1" (ОГРН 1022401504949, ИНН 2454003302) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 17.06.2011 N 19 филиала N 9 (Богучанский) Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части неприятия расходов на оплату листков временной нетрудоспособности на сумму 1 832 024 рубля 98 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года требование общества удовлетворено частично. Признано недействительным решение фонда от 17.06.2011 N 19 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части неприятия расходов на оплату листков временной нетрудоспособности на сумму 102 650 рублей 19 копеек. В остальной части заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что обществом обоснованно понесены расходы в сумме 1 729 374 рубля 79 копеек по выплате пособий по временной нетрудоспособности.
Из апелляционной жалобы следует, что листки нетрудоспособности выданы врачами медицинского учреждения, имеющего лицензию на право осуществления медицинской деятельности, в том числе осуществление экспертизы временной нетрудоспособности. Осуществление медицинской деятельности по адресам, не указанным в лицензии, не может рассматриваться в качестве нелицензионной деятельности.
Общество указывает, что законодательством не предусмотрена обязанность работодателя (страхователя) по проверке факта наличия или отсутствия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также правомерности выдачи листков нетрудоспособности.
По мнению общества, фондом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку материалы проверки рассмотрены директором филиала N 19 фонда, а решение от 17.06.2011 N 19 вынесено другим должностным лицом.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Из отзыва следует, что оспариваемое решение от 17.06.2011 N 19 вынесено должностным лицом фонда в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного порядка.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда в отсутствие возражений сторон в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании решения от 22.04.2011 фондом проведена выездная документальная проверка по вопросам правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении Шиверского филиала общества.
По результатам проверки фондом составлен акт от 16.05.2011 N 21осс/р, в котором зафиксированы следующие нарушения:
в четырех случаях листки нетрудоспособности, превышающие 30 календарных дней, выданы без решения врачебной комиссии, что повлекло необоснованную выплату пособий в сумме 108 312 рублей 72 копейки,
в нарушение пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) страхователем оплачены листки нетрудоспособности, выданные медицинскими учреждениями при отсутствии лицензии на услуги по экспертизе временной нетрудоспособности, в сумме 1 882 115 рублей 56 копеек, в том числе выданные Невонской участковой больницей по адресу п. Невонка, ул. Советская, 3, на сумму 406 774 рубля 38 копеек, Красногорьевской участковой больницей по адресу: п. Красногорьевский, ул. Лесная, 5, на сумму 357 513 рубля 02 копейки, Шиверским фельдшерским акушерским пунктом по адресу п. Шиверский, ул. Лесная, 25, на сумму 1 117 628 рублей 16 копеек.
Заявителем представлены возражения от 01.06.2011 на акт выездной проверки.
Решением от 17.06.2011 N 19 фонд не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 882 115 рублей 56 копеек.
Указанным решением фонд предложил заявителю произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в размере 1 882 115 рублей 56 копеек в бухгалтерском учете и отчетности, а также уплатить указанную сумму на лицевой счет территориального органа фонда.
Страхователь оспорил решение фонда от 17.06.2011 N 19 в арбитражном суде, полагая, что им обоснованно произведены выплаты по соответствующим установленным нормам листкам нетрудоспособности на сумму 1 832 024 рубля 98 копеек, поэтому фонд неправомерно отказал в принятии указанных расходов.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами подписано соглашение от 07.09.2011 о том, что сумма расходов на оплату листков нетрудоспособности, перечисленных в акте проверки от 16.05.2011 N 21 осс/р, составила 1 832 024 рубля 98 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Заявитель является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения относится пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление страхового случая, которое документально подтверждено.
При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона N 165-ФЗ).
В силу пункта 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом от 01.08.2007 N 514 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) установлено, что по общему правилу финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. В связи с этим ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет страхователь.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности утвержден приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, согласно пункту 2 которого листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Из содержания пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также пункта 10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать лишь тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии. При этом лицензируемый вид деятельности, в частности, медицинская деятельность, подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.
Исходя из толкования вышеприведенных положений приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правом на выдачу листков нетрудоспособности наделены медицинские организации, оказывающие перечень конкретных медицинских услуг, указанных в приложении к полученной лицензии на осуществление медицинской деятельности, по отраженным в данной лицензии адресам.
При отсутствии у медицинского учреждения в целом лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо при оказании медицинских услуг, не указанных в приложении к выданной лицензии, либо при оказании соответствующих услуг не по тем адресам, которые отражены в имеющейся лицензии, у фонда отсутствуют основания для принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности, осуществленную на основании больничных листков, выданных с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
Фонд отказал страхователю в принятии к зачету произведенных им расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 1 729 374 рубля 79 копеек в связи с тем, что листки нетрудоспособности, на основании которых произведены указанные выплаты, выданы структурными подразделениями муниципального учреждения здравоохранения "Богучанская центральная районная больница" по адресам, не указанным в приложении к имеющейся у данного медицинского учреждения лицензии.
Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является наступление страхового случая в виде временной нетрудоспособности. Наступление такого страхового случая подтверждается больничным листком, выданным врачом, имеющим право на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Поскольку больничные листки в рассматриваемом случае выданы врачами не по месту осуществления медицинским учреждением экспертизы временной нетрудоспособности, указанные больничные листки не подтверждают наступление страхового случая. Следовательно, произведенные заявителем на основании данных больничных листков выплаты пособий по временной нетрудоспособности в сумме 1 729 374 рубля 79 копеек обоснованно не приняты фондом к зачету.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы общества о том, что листки нетрудоспособности выданы без нарушения положений Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 лечащими врачами медицинского учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности; осуществление медицинской деятельности по адресам, не указанным в лицензии, не может рассматриваться в качестве нелицензионной деятельности, подлежат отклонению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил, что решение фонда от 17.06.2011 N 19 вынесено с существенным нарушением процедуры рассмотрения фондом материалов проверки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N212-ФЗ) при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
В статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрен порядок вынесения органами контроля за уплатой страховых взносов решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пунктами 5 и 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов. В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом. Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Рассмотрение материалов проверки, возражений страхователя (в случае их представления) и принятие по ним решения органа контроля за уплатой страховых взносов представляет собой единую процедуру, которая завершается принятием руководителем (заместителем руководителя) органа по результатам рассмотрения материалов проверки решения в соответствии с пунктом 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что решение должно быть принято должностным лицом фонда - руководителем или заместителем руководителя, который непосредственно участвовал в рассмотрении материалов проверки.
Из материалов дела следует, что акт выездной проверки страхователя от 16.05.2011 N 21 осс/р, возражения страхователя рассмотрены директором филиала N 9 Дудкиной И.Н. Вместе с тем, директор филиала N 9 Дудкина И.Н. по итогам рассмотрения материалов проверки решение не вынесла.
Оспариваемое решение фонда от 17.06.2011 N 19 вынесено иным должностным лицом - главным бухгалтером филиала N 9 фонда Бодровой О.А., фактически не принимавшей участия в рассмотрении материалов проверки, что усматривается из протокола рассмотрения материалов документальной выездной проверки страхователя от 09.06.2011 N21. При этом в решении от 17.06.2011 N19 указано, что Бодрова О.А. рассмотрела акт выездной проверки страхователя от 16.05.2011 N21 осс/р, что противоречит сведениям, отраженным в протоколе рассмотрения материалов документальной выездной проверки страхователя от 09.06.2011 N21.
Суд первой инстанции на основании пояснений представителя ответчика о переводе Дудкиной И.Н. на должность главного специалиста-ревизора с 16.06.2011, о возложении исполнения обязанностей директора филиала N 19 фонда на главного бухгалтера Бодрову О.А., пришел к выводу о том, что решение от 17.06.2011 N 19 принято должностным лицом фонда с соблюдением полномочий.
Вместе с тем, судом не учтено, что решение должно быть принято должностным лицом фонда - руководителем или заместителем руководителя, непосредственно участвующим в рассмотрении материалов проверки. Законом не предусмотрено вынесение решения должностным лицом государственного органа, не рассматривавшего материалы проверки.
Нарушение фондом процедуры рассмотрения материалов и вынесения решения повлекло нарушение прав страхователя, выразившееся в необеспечении последнему возможности дать пояснения относительно выводов проверяющих и материалов проверки непосредственно лицу, которое вынесло решение. Данный факт является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, и, как следствие, безусловным основанием для признания такого решения недействительным. Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 4903/10.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции следует отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования в связи с неправильным применением норм материального права, в отмененной части принять новый судебный акт о признании недействительным решения от 17.06.2011 N 19 филиала N 9 (Богучанский) фонда в части непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части неприятия расходов на оплату листков временной нетрудоспособности на сумму 1 729 374 рубля 79 копеек.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с фонда следует взыскать в пользу общества 5000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (2000 рублей за подачу заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, 2000 рублей за подачу заявления о принятии обеспечительных мер, 1000 рублей за подачу апелляционной жалобы).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" сентября 2011 года по делу N А33-10437/2011 отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования. В отмененной части принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение N 19 от 17.06.2011 филиала N 9 (Богучанский) Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части неприятия расходов на оплату листков временной нетрудоспособности на сумму 1 729 374 рубля 79 копеек.
Взыскать с Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Лесосибирский ЛДК N 1" 5000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10437/2011
Истец: ОАО "Лесосибирский ЛДК N1"
Ответчик: ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ