г. Киров |
|
29 декабря 2011 г. |
Дело N А28-6251/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей: Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Окулова Е.А., действующего на основании доверенности от 28.02.2011,
представителя первого ответчика Исхаковой И.М., действующей на основании доверенности от 04.02.2009,
представителя третьего ответчика Носова А.Н., действующего на основании доверенности от 28.12.2011,
представителя третьего лица Видягина С.П., действующего на основании доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.10.2011 по делу N А28-6251/2011, принятое судом в составе судьи Шилоносовой В.А.,
по иску заместителя прокурора Кировской области
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (ИНН 4345091888 ОГРН 1044316712241), закрытому акционерному обществу "Машиностроительный завод" (ИНН 5042007800, ОГРН 1035008359605), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Кировской области" (ИНН 4345026279, ОГРН 1034316537309),
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,
о признании государственного контракта и договора недействительными и применении последствий недействительности сделки,
установил:
заместитель прокурора Кировской области (далее - прокурор, истец, заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее - ГУ МЧС России по Кировской области, первый ответчик), закрытому акционерному обществу "Машиностроительный завод" (далее - ЗАО "Машиностроительный завод", второй ответчик) о признании недействительными государственного контракта от 07.04.2011 N 09 на поставку пожарной мотопомпы для государственных нужд Российской Федерации и договора от 07.04.2011 N 105 на поставку пожарной мотопомпы и применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 02.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Кировской области" (далее - ФГБУ "ПТЦ ФПС по Кировской области") и Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - УФАС по Кировской области, третье лицо).
Определением арбитражного суда от 21.09.2011 удовлетворено ходатайство истца о привлечении ФГБУ "ПТЦ ФПС по Кировской области" в качестве соответчика по делу.
Согласно приказу от 04.08.2011 N 419, свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 26.09.2011 серии 43 N 002373737, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.09.2011 N 8642 ГУ "ПТЦ ФПС по Кировской области" переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Кировской области" (далее - ФГБУ "ПТЦ ФПС по Кировской области", третий ответчик).
Требования заместителя прокурора основаны на положениях статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 10, 17, 47, 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и мотивированы тем, что при заключении контракта и договора ответчиками допущены существенные нарушения положений Закона N 94-ФЗ, регулирующих процедуру проведения запроса котировок, а именно: первым ответчиком к участию в запросе котировок была допущена заявка ЗАО "Машиностроительный завод", которая, по мнению истца, не соответствовала размещенному ГУ МЧС России по Кировской области заказу на поставку пожарной мотопомпы в части технических характеристик.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, при принятии решения суд первой инстанции не дал должной оценки нарушениям, допущенным котировочной комиссией при проведении процедуры запроса котировок.
Котировочная комиссия при проведении запроса котировок в нарушение требований статьи 47 Закона N 94-ФЗ необоснованно допустила к участию и признала победителем ЗАО "Машиностроительный завод", предложившее пожарную мотопомпу с техническими характеристиками и размером, значительно отличающимися от требований, установленных в извещении о проведении запроса котировок, что, как утверждает заявитель, подтверждается технической документацией представленной в материалы дела. В практической деятельности при тушении пожаров технические характеристики (высота подъема воды), габариты и масса пожарной мотопомпы имеют важное значение. Пожарная мотопомпа, указанная в извещении, по указанным свойствам превосходит мотопомпу, предложенную ЗАО "Машиностроительный завод". Предлагаемая заводом пожарная мотопомпа не является эквивалентом мотопомпы, которая отражена в извещении. Более того, в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона N 94-ФЗ, императивно определяющей случаи, когда заказчик в извещении о запросе котировок может указать на эквивалент товара, в данном случае заказчик не мог отражать в извещении по данному виду товара вопрос о его эквиваленте.
Наиболее точно указанным в извещении требованиям соответствовала заявка ООО "ТД Каланча", как по техническим характеристикам товара, так и по цене контракта, не превышающей заявленную стоимость в извещении. В связи с чем истец полагает, что фактически своими действиями ГУ МЧС России по Кировской области при проведении запроса котировок искусственно ограничило круг других хозяйствующих субъектов - потенциальных претендентов на заключение договора на поставку пожарной мотопомпы МП 16/80 на своих условиях и по наиболее низкой цене, чем у ЗАО "Машиностроительный завод".
Выводы суда первой инстанции о применении к запросу котировок положений, предусмотренных статьей 499 ГК РФ, не соответствуют действующему законодательству, поскольку из буквального толкования положений указанной статьи следует, что данное правило применяется исключительно к сделкам, заключенным по результатам проведения торгов, а не запроса котировок.
Первый ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие у ПТЦ претензий к потребительским характеристикам мотопомпы; мотопомпа поставлена заводом ПТЦ, которым производилась и оплата; полагает, что удовлетворение настоящего иска не может привести к защите либо реальному восстановлению чьих-либо прав; мотопомпа эксплуатируется, имеет износ, соответственно, привести стороны в первоначальное положение невозможно.
Второй ответчик отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Третий ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, поддерживает в полном объеме доводы и пояснения, данные в арбитражном суде первой инстанции, указывая, что мотопомпа 16/80 запущена в эксплуатацию, полностью удовлетворяет предъявленным к ней требованиям, работает исправно и претензий к ее работе, а также функциональным и техническим характеристикам в процессе эксплуатации не имеется. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда незаконным и подлежащим отмене, при этом ссылается на неправильное применение судом норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. По мнению УФАС по Кировской области, выводы суда о равнозначности понятий "торги" и "запрос котировок", о применении к запросу котировок положений статьи 499 ГК РФ неправомерны и сделаны в нарушение положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. В связи с чем просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Второй ответчик явку своих представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.03.2011 ГУ МЧС России по Кировской области (государственный заказчик) разместило на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети Интернет извещение о проведении запроса котировок на приобретение пожарной мотопомпы Гейзер-1600 с автоматическим забором воды (или эквивалента) с указанными в запросе котировок техническими характеристиками в количестве 1 штуки (Т.1, л.д.-16-20).
Из журнала регистрации следует, что на рассмотрение комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок поступили котировочные заявки от ООО "Торговый Дом Каланча" и ЗАО "Машиностроительный завод" (Т.1, л.д.-26-28).
Сопоставление технических характеристик товара, указанных в извещении о запросе котировок и котировочной заявке ЗАО "Машиностроительный завод" (Т.1, л.д.-21-22) свидетельствует об их расхождении по следующим параметрам: тип вакуумного насоса (запрошен - диафрагменный, предложен - поршневой), высота подъема (запрошена - 190 м, предложена - 165 м), высота всасывания (запрошена 7,5 м, предложена - 8 м), модель двигателя (запрошена - ВАЗ 2108, предложена - ВАЗ 2103); длина (запрошена - 1210 мм, предложена - 1750 мм), ширина (запрошена - 720 мм, предложена - 820 мм), высота (запрошена - 920 мм, предложена - 1020 мм), масса (запрошена - 215 кг, предложена - 250 кг); длина рукавов всасывающих с соединительными головками ГРВ-100 (запрошена - 2,5 м, предложена - 4 м).
Между тем, обе котировочные заявки комиссией были признаны соответствующими требованиям и условиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и допущены к участию в запросе котировок.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 30.03.2011 N 014100009811000008-1 победителем в проведении запроса котировок признано ЗАО "Машиностроительный завод" с предложением цене контракта 205 000 руб. за мотопомпу МП 16/80. ООО "Торговый Дом Каланча" с предложением контракта 205 830 руб. за мотопомпу Гейзер-1600 признано комиссией участником размещения заказа, сделавшим лучшее предложение о цене контракта после победителя (Т.1, л.д.-23-29).
07.04.2011 по результатам запроса котировок на поставку пожарной мотопомпы для государственных нужд Российской Федерации между ГУ МЧС России по Кировской области (заказчик) и ЗАО "Машиностроительный завод" (поставщик) подписан государственный контракт (Т.1, л.д.-30-34), предметом которого является поставка пожарной мотопомпы МП 16/80 с автоматическим забором воды согласно спецификации к контракту, являющейся неотъемлемой частью контракта, для ФГБУ "ПТЦ ФПС по Кировской области" (покупатель) (пункты 1.1., 1.4. контракта).
Во исполнение условий контракта 07.04.2011 ЗАО "Машиностротельный завод" (поставщик) и ФГБУ "ПТЦ ФПС по Кировской области" (покупатель) заключили договор на поставку указанной мотопомпы (Т.1, л.д.-35-38).
18.04.2011 по акту приема-передачи основных средств мотопомпа передана покупателю (Т.2, л.д.-7-8).
Платежным поручением от 04.05.2011 N 484869 денежные средства в размере 205 000 руб. перечислены ЗАО "Машиностроительный завод" (Т.2, л.д.-9).
10.05.2011 Прокуратура Кировской области по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства при размещении заказов для государственных нужд, о защите конкуренции, бюджетного законодательства при осуществлении закупок противопожарной техники и оборудования возбудила в отношении членов котировочной комиссии ГУ МЧС России по Кировской области Миськова Н.В., Макарова С.В. и Самарцева В.И. дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (Т.1, л.д.-39-44).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, привлекая указанные должностные лица к административной ответственности, исходило из того, котировочная заявка ЗАО "Машиностроительный завод" не соответствовала извещению о проведении запроса котировок по некоторым техническим характеристикам предлагаемого оборудования: типу вакуумного насоса, высоте подъема, высоте всасывания, модели двигателя, а также габаритам и массе, поэтому незаконно была допущена к участию в размещении заказа (Т.1, л.д.-48-53).
Ленинский районный суд г.Кирова пришел к выводу о малозначительности совершенных административных правонарушений и освободил указанные должностные лица от административной ответственности, поскольку не усмотрел в их действиях по принятию и рассмотрению котировочной заявки ЗАО "Машиностроительный завод" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также причинение какого-либо значительного вреда интересам государства и общества.
Ссылаясь на несоответствие контракта и договора положениям Закона N 94-ФЗ, касающихся процедуры запроса котировок, прокурор в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Кировской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, и, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться, в том числе без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно части 1 статьи 42 Закона N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Запрос котировок также должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (пункт 4 статьи 43 Закона N 94-ФЗ).
Требования, предъявляемые к котировочной заявке, установлены в статье 44 названного Закона.
В силу частей 2-4 статьи 46 Закона N 94-ФЗ котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка регистрируется заказчиком, уполномоченным органом.
Проведение переговоров между заказчиком, уполномоченным органом или котировочной комиссией и участником размещения заказа в отношении поданной им котировочной заявки не допускается.
Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки (часть 1 статьи 47 Закона N 94-ФЗ).
На основании части 2 статьи 47 Закона победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (часть 3 статьи 47 Закона N 94-ФЗ).
В рассматриваемом случае арбитражный суд установил, и это соответствует имеющимся в деле доказательствам, что предметом запроса котировок являлась пожарная мотопомпа Гейзер-1600 с автоматическим забором воды или ее эквивалент. Рассмотрев поступившие котировочные заявки, комиссия допустила к участию в запросе котировок на приобретение пожарной мотопомпы для государственных нужд и признала победителем ЗАО "Машиностроительный завод" с заявкой на поставку пожарной мотопомпы МП 16/80 с автоматическим забором воды, которая впоследствии была поставлена ФГБУ "ПТЦ ФПС по Кировской области".
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что основные технические характеристики мотопомпы МП 16/80В, предложенной к поставке в котировочной заявке ЗАО "Машиностроительный завод", тождественны характеристикам мотопомпы Гейзер-1600, указанным в извещении о запросе котировок.
Из пояснений ФГБУ "ПТЦ ФПС по Кировской области", непосредственно для нужд которого осуществлялось размещение заказа (Т.1, л.д.-134-138), а также рапорта от 29.03.2011 начальника учебно-тренировочного полигона ПТФ ФПС по Кировской области Коробейникова В.А. (Т.1, л.д.-74) следует, что отличие технических параметров мотопомпы МП 16/80 от характеристик мотопомпы Гейзер-1600 является несущественным и не влияет на ее производительность и работоспособность. Более того, мотопомпы применяются на открытом воздухе, поэтому небольшие различия в обозначенных размерах и массе значения не имеют. По ряду показателей, таких как подача в номинальном режиме, высота всасывания и расход ГСМ, мотопомпа МП-16/80 превосходит показатели МП-13/80.01 "Гейзер". Доказательства обратного истцом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований считать, что допуск к запросу котировок заявки ЗАО "Машиностроительный завод" привел к негативным последствиям, приобретению товара, не соответствующего целям его эксплуатации или имеющего значительные отличия в худшую сторону по техническим параметрам, неэффективному использованию бюджетных средств, являются правомерными. Суд правомерно указал на непредоставление процессуальным истцом в материалы дела доказательств того, что допуск к размещению заказа заявки ЗАО "Машиностроительный завод" повлек нарушение чьих-либо прав или государственных и общественных интересов.
При этом судом первой инстанции установлено, что на момент обращения прокурора в суд с исковым заявлением государственный контракт от 07.04.2011 фактически исполнен. Пожарная мотопомпа МП 16/80 поставлена ФГБУ "ПТЦ ФПС по Кировской области", в период с 04.07.2011 по 08.07.2011 использовалась для проведения спортивных соревнований; в настоящее время используется для тренировок сотрудников МЧС России. В этой связи судом сделан обоснованный вывод, что признание исполненных в полном объеме государственного контракта и заключенного на его основе договора поставки недействительными и приведение сторон в первоначальное положение не отвечает потребностям в тренировочных мероприятиях состава сотрудников МЧС и общественным интересам.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении комиссией принципа добросовестной конкуренции судом апелляционной инстанции рассмотрены и также отклоняются, поскольку им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Сведений о наличии претензий к действиям котировочной комиссии при оценке заявок со стороны второго участника размещения заказа - ООО "Торговый Дом Каланча", его обращения с соответствующими заявлениями в суд, прокуратуру или Федеральную антимонопольную службу в материалы дела не представлены.
Доказательства существования иных потенциальных поставщиков, которые хотели принять участие в запросе котировок, но воздержались по причине отсутствия ясности в вопросе возможности предложения к поставке схожей по технических параметрам мотопомпы, в материалы дела не представлены. Суд справедливо отметил, что сомнения относительно соответствия товара требованиям, изложенным в извещении о запросе котировке, не исключают возможностей потенциальных поставщиков подачи котировочных заявок и обжалования действий котировочной комиссии в случае недопуска к размещению заказа.
Рассматривая доводы истца о неправомерности включения в извещение о запросе котировок указания на эквивалент, суд первой инстанции правомерно основывался на разъяснениях, данных в пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, в соответствии с которыми положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ по существу воспроизведено применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Закона N 94-ФЗ и направлено в системной связи с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Таким образом, по смыслу пункта 2 статьи 449 ГК РФ до признания в судебном порядке размещения заказа недействительным не может быть признан недействительным (по основаниям, связанным с нарушением правил организации и проведения) и договор, заключенный по его результатам.
Как следует из материалов дела, размещение заказа на поставку пожарной мотопомпы в порядке части 3 статьи 57 Закона N 94-ФЗ заинтересованными лицами или уполномоченным органом не оспорено, заместитель прокурора требования о признании размещения заказа недействительным также не заявлял.
Выводы суда первой инстанции основаны на законе, полном, всестороннем и объективном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Таким образом, Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя свидетельствуют не о неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии прокурора с оценкой имеющихся в деле доказательств, а также с установленными судом фактическими обстоятельствами дела.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.10.2011 по делу N А28-6251/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя прокурора Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-6251/2011
Истец: Прокурор Кировской области
Ответчик: ГУ МЧС России по Кировской области, ГУ ПТЦ ФПС по Кировской области, ЗАО "Машиностроительный завод", ФГБУ "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Кировской области"
Третье лицо: Управлнеие Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, Управление Федеральной почтовой связи по Кировской области филиалал ФГУП "Почта России"