Комментарий к письму Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 4 июня 2007 г. N 04-09/673
"О порядке заполнения расчета платы за негативное воздействие
на окружающую среду"
При заполнении Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает множество вопросов. Опубликованное письмо дает ответы на некоторые из них. В частности, специалисты Ростехнадзора разъяснили, как заполнять квартальные отчеты, если нормативы определены на год. Или когда название отхода не соответствует классификационному каталогу. Кроме того, в письме затронут вопрос о подтверждении правомерности применения нулевого коэффициента при расчете платы в отношении отходов. Из комментария вы узнаете, какие именно документы для этого потребуются.
Нормативы и лимиты: квартальные или годовые?
Ростехнадзор приказом от 05.04.2007 N 204*(1) утвердил новую форму Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. В конце июня 2007 года этот приказ прошел регистрацию в Минюсте. А 30 июля документ был официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (N 31). Приказ вступил в силу 10 августа 2007 года. Таким образом, несмотря на то что он был выпущен еще в апреле, новая форма Расчета будет применяться только с отчетной кампании III квартала 2007 года.
Для передвижных объектов Ростехнадзор в настоящее время не устанавливает нормативов выбросов загрязняющих веществ. Но вот при заполнении нового Расчета в отношении стационарных объектов значения установленных нормативов необходимо приводить в столбцах 4 и 5 раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух". В разделе 3 "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" для нормативов предназначены столбцы 3 и 4. А в столбцах 6 и 7 раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" требуется приводить установленные лимиты. Во всех этих случаях нужно указывать данные из выданных разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления.
При этом надо помнить, что если нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются, как правило, на год, то лимиты временно согласованных выбросов теперь разделены по кварталам. Таким образом, в Расчете нормативы ПДВ указываются годовые (если Управлением ТЭН в разрешении не была ранее предусмотрена разбивка по кварталам), а нормативы ВСВ - квартальные.
Что же касается разрешений на сброс, то в них предусмотрена поквартальная разбивка нормативов в пределах ПДС и ВСС.
Помимо нормативов в Расчете требуется отражать и фактические показатели. При этом необходимо указывать количество фактически произведенных выбросов (сбросов, размещенных отходов) за квартал.
Для выявления сверхлимитного негативного воздействия фактические данные сопоставляют с нормативами (лимитами). Когда установлены квартальные нормативы, нужно сравнивать данные за конкретный квартал. В противном случае фактические квартальные данные путем суммирования сопоставляются с нормативами, установленными на год по каждому виду выбросов, сбросов (лимитом отходов). Если в ходе сравнения с годовым объемом окажется, что сложенные фактические показатели в каком-либо квартале превышают допустимые (согласованные) нормативы, такое негативное воздействие будет считаться сверхлимитным.
Пример
ООО "Актив" получило разрешение на размещение (захоронение) в 2007 году 10 тонн отходов 5-го класса опасности (ТБО). Предприятие вывезло для захоронения на полигон: в I квартале - 4 тонны; во II квартале - 3 тонны и в III квартале - 4 тонны.
По итогам трех кварталов 2007 года захоронено 11 тонн (4 + 3 + 4). Таким образом, при заполнении расчета за III квартал 1 тонна (11 - 10) будет считаться сверхлимитной.
Нюансы документального подтверждения
В титульном листе новой формы Расчета необходимо указывать, на скольких листах составлен отчет, а также проставлять количество листов приложенных к нему подтверждающих документов. Их закрытый перечень в настоящее время не определен. Кроме того, не установлена пока и обязанность представления определенных документов при сдаче отчета.
Однако в связи с упразднением обязательной процедуры "согласования" расчетов изменился порядок их проверки. После получения Расчетов территориальные органы Ростехнадзора совместно с подведомственными учреждениями, на которые возложены функции администраторов, проводят камеральные (документальные) проверки отчетности. И при возникновении вопросов к плательщику о правильности и обоснованности Расчета территориальные органы Ростехнадзора вправе запросить подтверждающие документы или пояснения по порядку расчета и заполнения форм.
То есть, несмотря на то что представление поясняющих документов при сдаче отчетности не носит обязательного характера, в ходе проверки Расчета на предмет, например, обоснованности применения коэффициента "0" они обязательно потребуются.
Напомним: коэффициент применяют в отношении находящихся на временном хранении отходов, которые в течение трех лет были:
- либо фактически использованы (утилизированы) в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом;
- либо переданы для использования другой организации.
Пока использование отходов не подтверждено первичными документами, плату нужно начислять по общим правилам. После этого можно подать корректирующий отчет с коэффициентом "0" и зачесть (вернуть) переплату.
При использовании отхода самим предприятием для подтверждения применения коэффициента "0" представляются следующие первичные документы:
- акт о списании в производство, подписанный главным бухгалтером (руководителем предприятия);
- справка технолога (эколога) или иного лица, ответственного за соблюдение технологического процесса.
А в случае передачи отходов для использования сторонней организации (без перехода права собственности) потребуются копии:
- счета-фактуры и товарной накладной;
- акта (отчета) об использовании данного отхода сторонней организацией, подписанного ее директором (главным бухгалтером);
- лицензии сторонней фирмы с расшифровкой разрешенных видов деятельности по обращению с отходами.
Иные документы не могут служить обоснованием применения коэффициента "0". Если документально подтвердить правомерность применения коэффициента невозможно, отходы считаются размещенными и плата взимается в общем порядке.
Нужно отметить, что раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления" новой формы Расчета делает еще более прозрачной схему учета образования и движения отходов. Данному разделу уделяется большое внимание, поскольку плательщиками в части такого рода негативного воздействия в настоящее время являются практически все предприятия, у которых образуются отходы.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предприятия и индивидуальные предприниматели должны вести учет движения отходов. Для этого составляют журнал образования и движения отходов. А в бухучете производят записи по счету 10. При этом на субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитывают, в частности, отходы производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.), неисправимый брак, полученные от выбытия основных средств материальные ценности (металлолом, утильсырье), которые не могут быть использованы данной организацией как материалы, топливо или запасные части; изношенные шины и утильную резину. А отходы производства и вторсырье, используемые как твердое топливо, учитывают на субсчете 10-3 "Топливо". Такой порядок предусмотрен Инструкцией по применению плана счетов*(2).
Отметим, что в Расчете нужно указывать все отходы, в том числе те, наименование которых не соответствует коду по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). Просто в таком случае в столбце 3 напротив наименования отхода ставится прочерк, а остальные столбцы заполняются в общеустановленном для всех отходов порядке.
Ж.И. Новикова,
начальник отдела регулирования
и администрирования платежей
в области охраны окружающей среды
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 15, 2007.
*(2) Утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.