г. Ессентуки |
|
21 декабря 2011 г. |
Дело N А63-4476/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.10.2011 по делу N А63-4476/2011
по заявлению автономной некоммерческой медицинской организации "Ставропольский краевой клинический консультативно - диагностический центр" (ИНН 2634049360, ОГРН 1022601932100)
к Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (ИНН 2634033112, ОГРН 1022601932935)
о признании недействительным предписания N 09/07-166 от 26.04.2011 (судья Лукьянченко Т.С.),
при участии в судебном заседании:
- от Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Кименинико Д.М. по доверенности N 01/120 от 01.09.2011, Ищенко А.П. по доверенности N 02/118 от 01.09.2011;
- от автономной некоммерческой медицинской организации "Ставропольский краевой клинический консультативно - диагностический центр": Ермолова М.В. по доверенности от 08.06.2011, Фаргиев А.М. по доверенности N 01-01/1851 от 14.09.2011,
УС Т А Н О В И Л:
автономная некоммерческая медицинская организация "Ставропольский краевой клинический консультативно - диагностический центр" (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным предписания N 09/07 - 166 от 26.04.2011 года об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Заявление мотивировано тем, что нарушен порядок проведения проверки фондом, неправомерно включены в предписание пункты 1 - 14, носящие организационный характер, отсутствуют факты нерационального, нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, неправомерны требования о восстановлении денежных средств в размере 800 539,37 руб. (пункт 15 предписания).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.10.2011 заявленные требования организации удовлетворены частично. Признано недействительным предписание N 09/07-166 от 26.04.2011 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования в части обязания автономной некоммерческой медицинской организации "Ставропольский краевой клинический консультативно - диагностический центр" восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 800 539,37 руб. (п. 15). В части заявленных требований о признании недействительными пунктов 1 - 14 предписания N 09/07-166 от 26.04.2011 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования отказано. Также взысканы со Ставропольского фонда обязательного медицинского страхования в пользу автономной некоммерческой медицинской организации "Ставропольский краевой клинический консультативно - диагностический центр" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд подал в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным предписания N 09/07-166 от 26.04.2011 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования в части обязания организации восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 800 539,37 руб. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований организации в полном объеме.
В судебном заседании 19.12.2011 представители фонда просили решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным предписания N 09/07-166 от 26.04.2011 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования в части обязания организации восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 800 539,37 руб. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований организации в полном объеме, сослались на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представители организации просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, сослались на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, фондом проведена комплексная ревизия рационального использования средств обязательного медицинского страхования, их использования по целевому назначению автономной некоммерческой медицинской организацией "Ставропольский краевой клинический консультативно - диагностический центр" в 2010 году.
По результатам ревизии составлен акт от 15.03.2010 года, в котором зафиксировано нецелевое использование организацией средств обязательного медицинского страхования в сумме 800 539,37 руб., именно: расходов на приобретение контрольных материалов; пакетов для автоклавирования медицинских отходов, сбора медицинских отходов классов А, Б, В, раствора сенсибилизатора, контейнеров полимерных для химической дезинфекции и транспортировки отработанных материалов; на оплату транспортных расходов по договорам поставки. Вынесено предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования N 09/07 - 166 от 26.04.2011 года, которым предложено организации устранить нарушения по нецелевому использованию средств обязательного медицинского страхования, в срок до 26.05.2011 года направить информацию о мерах, принятых по устранению нарушений; использованные не по назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 800 539,37 руб. восстановить путем перечисления на счет по учету средств обязательного медицинского страхования медицинской организации за счет иных средств (т. 1).
Организация сочла, что вынесенное фондом предписание противоречит действующему законодательству по обязательному медицинскому страхованию, нарушает ее права и законные интересы, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, представляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 4 вышеуказанного Закона).
Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта обязательного медицинского страхования, Закон о медицинском страховании устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями на предоставление лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг), согласно которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.
Согласно статье 24 Закона о медицинском страховании тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного страхования, согласно абзацу 2 раздела 5 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утв. Приказом ФФОМС от 09.12.1999 N 105, являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной помощи на 2010 год, тарифы медицинской помощи включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Тарифным соглашением на медицинские услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края, на 2010 год тарифами на медицинскую помощь (медицинские услуги) названы возмещаемая медицинскому учреждению из средств ОМС часть расчетной стоимости материальных расходов и расходов на оплату труда подразделений, оказывающих медицинскую помощь (медицинские услуги) в системе ОМС.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании абзаца 7 раздела 6 Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной и введенной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100, при проверке деятельности медицинского учреждения, функционирующего в системе ОМС, территориальному фонду ОМС следует проверить целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятыми на территории субъекта Российской Федерации.
Разделом IV Тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края на 2010 год определен состав тарифа, в него включены следующие статьи затрат в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации: 210 (подстатьи 211 "Заработная плата", 213 "Начисления на оплату труда"), 220 (подстатья 226 "Прочие услуги"), 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Таким образом, полученную за оказание медицинских услуг оплату по утвержденным тарифам организация обязана была израсходовать строго по целевому назначению, только на цели обязательного медицинского страхования, исключительно на те статьи расходов, которые входят в структуру тарифа.
В соответствии с пунктом 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного ФФОМС 05.04.2001 N 1581/21-1, медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе обязательного медицинского страхования по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что организация имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности М N 002968 (N ЛО-26-01-000372 от 04.06.2009) со сроком действия до 04.06.2014, М N 002828 (N ЛО-26-01-000346 от 07.05.2009), М N 004353 (N ЛО-26-01-000662 от 15.04.2010), в приложениях к которым указаны номенклатуры работ и услуг.
В проверяемом периоде организация для оказания медицинских услуг, гарантированных государством, приобретало медицинские препараты, контрольные материалы, пакеты для автоклавирования медицинских отходов, для сбора медицинских отходов, раствор сенсибилизатора, контейнеры полимерные для химической дезинфекции и транспортировки отработанных материалов, оплачивала транспортные расходы по договорам поставки указанных материалов.
Организацией оспаривается непринятие фондом расходов по приобретению контрольных материалов в сумме 452 118,92 руб. При этом указывается на допущение фондом арифметической ошибки при расчете суммы расходов по данному эпизоду. Согласно реестру бухгалтерских документов, подтверждающих расходы ОМС за 2010 год на приобретение контрольных материалов у ЗАО "БиоХимМак Диагностика" (липочек) сумма расходов составляет 446 175,27 руб. Фонд признает допущение арифметической ошибки, указывает на правильность суммы расходов в размере 446 175,27 руб.
Как видно из материалов дела, по договору N Р - 01106 от 11.01.2010 года ЗАО "БиоХимМак Диагностика" поставило организации контрольные материалы, что подтверждается товарными накладными: N Р - 00653/5 от 27.09.2010 на сумму 233 403,97 руб., N Р - 00653/3 от 21.06.2010 на сумму 40 936 руб., N Р-04237/1 от 20.10.2010 на сумму 59 573,15 руб., N Р - 04237/2 от 19.11.2010 на сумму 92 287,65 руб., N Р- 04237/3 от 14.12.2010 на сумму 19 974,50 руб.; счетами - фактурами: N 4176 от 27.09.2010, N 2378 от 21.06.2010, N 4544 от 20.10.2010, N 5059 от 19.11.2010, N 5443 от 14.12.2010, платежными поручениями: N 1160 от 10.03.2010, N 5829 от 14.10.2010 (т. 14 л.д. 69 - 89).
Судом первой инстанции обоснованно принят довод организации о том, что приобретение контрольных материалов за счет средств ОМС правомерно по следующим основаниям.
Пункт 3 части 4.1 раздела IV Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Ставропольского края содержит открытый перечень лечебных расходов относимых на статью 340 "медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы". Согласно п. 2.4.1 Методики расчета тарифов (приложение N 1 к Тарифному соглашению) на статью 340 "медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы" относятся, в том числе прочие лечебные расходы, полностью потребляемые в процессе оказания услуги. При этом не включают в себя затраты на медикаменты: средства на бесплатное и льготное предоставление медикаментов отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении, оптические стекла и оправы, расходы на оказание высокотехнологических видов медицинской помощи, дезинфекционные средства на хозяйственные нужды, проведение санитарно - эпидемиологических и дезинфекционно-стерилизационных мероприятий (т. 9). Следовательно, на данную статью относятся любые расходы, непосредственно связанные с лечебным процессом и полностью потребляемые в данном процессе, за указанным исключением.
Согласно тарифам на медицинские услуги в системе ОМС, оказываемые организацией в рамках территориальной программы государственных гарантий на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи (утвержденных согласительной комиссией на 2010 год) определены тарифы на следующие виды исследований: определение в крови ТГ (ИХЛ); тироксинсвязывающего глобулина (ИХЛ); ТА к тиреоглобулину (ИХЛ); прогестерона (ИХЛ); кортизола (ИХЛ); тестостерона (ИХЛ); свободного тестостерона (ИХЛ); эстриола (ИХЛ); плацентарного лактогена (ИФА); ТТГ (ИХЛ) (т. 11 л.д. 12 - 16).
Главным врачом организации утверждены нормы расходов медикаментов (в т.ч. контрольных материалов: Липочек "Иммунохимия плюс", Липочек контроль "Опухолевые маркеры", Липочек контроль "Миокард маркеры плюс", Ликвичек маркеры плюс", Ликвичек специальный иммунохимический контроль) на единицу медицинской услуги (т. 11 л.д. 17 - 21).
В соответствии с пунктом 19 письма Минздравсоцразвития РФ от 21.12.2009 N 200/10/2-10360 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, к изделиям медицинского назначения относятся, в т.ч. контрольные материалы. Расходы по проведению внутрилабораторного контроля качества клинических исследований в рамках территориальной программы ОМС могут подлежать оплате за счет средств ОМС при условии включения данных расходов в состав затрат на оказание медицинской помощи по ОМС, принятых Тарифным соглашением.
Кроме того, согласно вышеуказанного пп. 2.4.1 Методики расчета тарифов к расходам медицинских организаций, возмещаемых за счет средств ОМС, относят прочие лечебные расходы, в т.ч. реактивы.
Определение терминов реагент и реактив являются идентичными понятиями.
"Реагент - это технический термин, которым обозначают исходные вещества, принимающие участие в химической реакции. Реагенты, применяемые в лабораторной практике, называют реактивы химические".
"Реактивы химические, реагенты химические, химические препараты (вещества), применяемые в лабораториях для анализа, научных исследований, а также для других целей" (Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е, М., "Советская Энциклопедия", 1975, т. 21).
В соответствии с подпунктом "f" п. 4.7.2. "ГОСТ Р ИСО 15193-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские для диагностики in vitro. Измерение величин в пробах биологического происхождения. Описание референтных методик выполнения измерений" (утв. и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 533 - ст) контрольные материалы включены в перечень реагентов.
Согласно п. 2.1 "ГОСТ Р ИСО 10993-1-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 1. Оценка и исследования" (утв. и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 06.08.2009 N 281-ст) медицинским изделием признается любой прибор, аппарат, приспособление, материал или другое изделие, включая программное обеспечение, применяемое изолированно или в комплекте, предназначенное изготовителем, в том числе для диагностики болезни, и которое не является фармакологическим, иммунологическим или метаболическим средством, но может быть дополнено такими средствами. Изделие не является лекарством (п. 1 примечания к 2.1).
Принадлежность продукции к изделиям медицинского назначения подтверждается Общероссийским классификатором продукции: ОКП 93 9000 - материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения прочая (ОКП 93 9816 - наборы реагентов для клинической лабораторной диагностики, ОКП 93 9819 - медицинские материалы, реактивы, изделия и вспомогательные вещества для комплектации медицинских наборов).
Таким образом, контрольные материалы приобретенные организацией являются реагентами (реактивами), изделиями медицинского назначения, полностью потребляются в процессе оказания медицинской услуги, правомерно включены в состав затрат на оказание медицинской помощи по ОМС, предусмотренных Тарифным соглашением.
Организация оспаривает непринятие фондом расходов по приобретению изделий медицинского назначения, использованных для сбора, обеззараживания и утилизации медицинских отходов в сумме 59 142,15 руб., отнесенных им к прочим лечебным расходам.
Как видно из материалов дела, по договору N ЗП-06-10 от 11.01.2010 ООО "Гем" поставило организации изделия медицинского назначения (в т.ч. пакеты для автоклавирования), что подтверждается товарной накладной N Н-03789-10 от 09.07.2010 на сумму 12 650 руб., счетом - фактурой N Н-03789-10 от 09.07.2010, платежным поручением N 3592 от 06.07.2010 (т. 14 л.д.91 - 98).
Согласно договору КП N 080 от 11.01.2010 ООО "Научно-производственная фирма "АБРИС" поставило организации пакеты для автоклавирования, что подтверждается товарной накладной N Рбн - 12824 от 23.11.2010, счетом - фактурой N Сф - 12484 от 23.11.2010, платежным поручением N 6689 от 25.11.2010 (т. 14 л.д. 100 - 104).
По договору поставки N 144/2010 - РМ от 11.01.2010 ООО "СПЕЦИНТЕХ" поставило организации расходные материалы для установки по обеззараживанию медицинских отходов УОМО - 01/150 - "О - ЦНТ" (пакеты полипропиленовые для сбора медицинских отходов классов А. Б, В, раствор сенсибилизатора), что подтверждается товарными накладными: NN 355 от 13.09.2010, N 73 от 02.03.2010, N 489 от 13.12.2010, счетами: N 387 от 13.09.2010, N 77 от 19.02.2010, N 509 от 02.12.2010, платежными поручениями: N 5518 от 04.10.2010, N 957 от 01.03.2010, N 7134 от 14.12.2010 (т. 14 л.д. 108 - 124).
Согласно договору N 357.58 от 09.08.2010 ОАО "Елатомский приборный завод" поставил организации контейнеры для химической дезинфекции и транспортировки отработанных медицинских материалов и инструментов, что подтверждается товарной накладной N 8702 от 09.08.2010, счетом - фактурой N 9026 от 09.08.2010, платежным поручением N 4358 от 06.08.2010 (т. 14 л.д. 125 - 129).
Судом первой инстанции верно принят довод организации о том, что приобретение изделий медицинского назначения, использованных для сбора, обеззараживания и утилизации медицинских отходов, следует относить в состав затрат на оказание медицинской помощи по ОМС.
В соответствии с пп. 2.4.1 Методики расчетов тарифов (приложение N 1 к Тарифному соглашению по ОМС на территории Ставропольского края) к расходам медицинских организаций, возмещаемых за счет средств ОМС, относятся прочие лечебные расходы, в т.ч. на приобретение изделий медицинского назначения, полностью потребляемых в процессе оказания услуги.
Пакеты (контейнеры) полимерные для химической дезинфекции и транспортировки отработанных материалов, пакеты для автоклавирования медицинских отходов и пакеты для сбора медицинских отходов являются идентичными изделиями по функции и назначению (далее пакеты для сбора медицинских отходов). Различие заключается в технических характеристиках (плотность, термостойкость, морфологический состав и т. п.).
Пакеты для сбора медицинских отходов классов "А, Б, В, Г" внесены в Государственный реестр медицинских изделий (гл. 1, "Государственный реестр медицинских изделий").
Пакеты (контейнеры) полимерные для химической дезинфекции и транспортировки отработанных материалов являются медицинскими изделиями и включены в Государственный реестр медицинских изделий (приказ Минздрава РФ от 21.01.1997 N 17 "О разрешении к применению в медицинской практике новых медицинских изделий и об исключении из номенклатуры морально устаревших изделий", Государственный реестр медицинских изделий).
Принадлежность продукции к изделиям медицинского назначения подтверждается Общероссийским классификатором продукции (ОКП 93 9000 - материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения прочая).
Согласно регистрационного удостоверения, выданного ООО "ГЕМ" N ФСР 2008/03420 от 07.10.2008, пакеты для автоклавирования имеют позиционный код ОКП 93 9860 (изделия вспомогательного назначения). Аналогичный позиционный код имеют изделия медицинского назначения, поставленные ООО "НПФ "АБРИС", ОАО "Елатомский приборный завод" (т. 12 л.д. 30, 32, 34).
Согласно пояснениям организации, в отделении лабораторной диагностики 80 % исследований выполняются на автоматических анализаторах, 54% - в иммуноферментном отделе. После проведения в анализаторе реакции пробирка автоматически сбрасывается в емкость для твердых отходов. В отработанных пробирках находится сыворотка крови пациента, поэтому пробирка должна подвергаться дезинфекции и только после этого утилизации. В соответствии с руководством по эксплуатации иммунохемилюминесцентного анализатора IMMULITE 2000 системы Beckman Coulter UniCel DxI 800 в емкость для твердых отходов устанавливается мешок. После заполнения отработанными пробирками он отправляется на дезинфекцию в автоклав, без дополнительного пересыпания, что уменьшает риск соприкосновения медицинского персонала с отходами.
Вышеизложенное подтверждает принадлежность пакетов для сбора медицинских отходов к изделиям медицинского назначения, обязательность применения их в лабораторно - диагностическом процессе, полное использование изделий при оказании медицинских услуг.
Раствор сенсибилизатора является обеззараживающим средством, применяемым при дезинфекции медицинских отходов. В соответствии с Методическими рекомендациями МР 02.007-06 (утв. Роспотребнадзором 06.05.2006) запрещается загрузка в рабочую камеру баков с отходами без раствора сенсибилизатора.
Таким образом, раствор сенсибилизатора является обязательным компонентом при осуществлении обеззараживания медицинских отходов, обязателен к применению при оказании медицинской услуги, расходы на приобретение раствора предусмотрены Тарифным соглашением.
Организацией оспаривается непринятие фондом расходов по оплате договоров на приобретение изделий медицинского назначения (их доставка) в сумме 289 278,3 руб.
Как видно из материалов дела, по условиям договоров поставки изделий медицинского назначения (расходные материалы, реагенты, химические реактивы) с ЗАО "БиоХимМак Диагностика", г. Москва (N Р-01106 от 11.01.2010 - т. 19 л.д. 114-115) продукция доставляется на условиях "станция назначения, авиатранспорт", г. Ставрополь, стоимость доставки не входит в стоимость продукции, указывается в счетах отдельно и оплачивается покупателем; с ЗАО "БиоХимМак", г. Москва (NХ-10933 от 11.01.2010 - т. 19 л.д. 1-2) продукция доставляется на условиях "станция назначения, авиатранспорт", г. Ставрополь, стоимость доставки не входит в стоимость продукции, указывается в счетах отдельно и оплачивается покупателем; с ООО "ДНК - Технология", г. Москва (N 56/10 от 25.01.2010 - т. 18 л.д. 1-2) поставка осуществляется частями в соответствии с согласованными заказами путем доставки товаров продавцом по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 304 за счет покупателя; с ООО "ОМБ", г. Москва (N 09-КД-04-0309 от 04.04.2009 - т.15 л.д. 5 - 9) общая стоимость продукции указывается в счетах, являющихся неотъемлемой частью договора, покупатель обязан осуществить полную оплату счета, выставленного на основании заявки, в рублях. Продукция доставляется на условиях "станция назначения, авиатранспорт", г. Ставрополь. Стоимость доставки не входит в стоимость продукции, указывается в счетах отдельно и оплачивается покупателем.
Исполнение договоров, получение организацией изделий медицинского назначения по указанным договорам, подтверждается товарными накладными, платежными поручениями (т. 15 - 20) и не оспаривается фондом.
Согласно реестру бухгалтерских документов, подтверждающих оплату доставки изделий медицинского назначения по указанным договорам, в 2010 году организацией было оплачено 289 697,83 руб. По результатам проверки фондом не были приняты расходы по оплате доставки изделий медицинского назначения в сумме 289 278,3 руб., которые оспариваются заявителем.
Судом первой инстанции верно принят довод организации о том, что оплата приобретенных изделий медицинского назначения по договорам поставки (их доставки) за счет средств ОМС правомерно по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
На основании статей 421, 485 и 510 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора поставки вправе определить цену товара, порядок ее определения, порядок оплаты и доставки товара по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 3 части 4.1 раздела IV Тарифного соглашения, п. 2.4.1 Методики расчета тарифов (приложение N 1 к Тарифному соглашению) в составе тарифов предусмотрены расходы, возмещаемые за счет средств ОМС в части расходов на приобретение, в т.ч. медицинского инструментария, реактивов, химикатов и т. д., а также расходы медицинских организаций по оплате договоров на приобретение, в т.ч. прочих расходов на медицинские изделия, потребляемых в процессе оказания услуги.
В указанном пункте 2.4.1 Методики содержится закрытый перечень затрат, не включаемых на медикаменты, при этом в него не входят затраты по приобретению медикаментов (их доставка).
В соответствии с п. 6 приказа Министерства финансов РФ от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01 к фактическим затратам на приобретение материально -производственных запасов относятся, в т.ч. суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); затраты по заготовке и доставке материально -производственных запасов до места их использования; затраты за услуги транспорта по доставке материально - производственных запасов до места их использования; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально - производственных запасов.
Согласно Инструкции по бюджетному учету (утв. приказом Министерства финансов РФ N 148н от 30.12.2008, действовавшей в спорный период) фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату признаются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов (п. 52).
По смыслу указанных норм затраты (расходы) не ограничены исключительно ценой товара, а содержат все расходы, в т.ч. и расходы на доставку соответствующих изделий медицинского назначения, полностью потребляемых в лечебном процессе.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод фонда о том, что организацией допущено нецелевое и нерациональное использование средств обязательного медицинского страхования, так как оплата оказанных организацией медицинских услуг осталась прежней, по неизмененным тарифам, расходование средств обязательного медицинского страхования не изменилось и осуществлялось на предусмотренные статьи расходов, и доказательств использования спорных средств обязательного медицинского страхования на цели, не соответствующие целям их получения, фондом не представлено. Организация не осуществляла направление и использование денежных средств бюджета фонда на цели, не соответствующие условиям их получения, то есть нецелевое использование средств.
Таким образом, у суда первой инстанции правомерно имелись основания для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным пункта 15 оспариваемого предписания об обязании организации восстановить денежные средства обязательного медицинского страхования в сумме 800 539,37 руб.
Организацией оспариваются пункты 1-14 предписания, при этом указывается на организационный характер указанных пунктов предписания, на нарушение ими прав и законных интересов организации, выразившееся в угрозе административного наказания, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельствами, подлежащими установлению по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются: соответствие их закону или иному нормативному правовому акту; наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно принят довод фонда о том, что оспариваемыми пунктами предписания не нарушаются права и законные интересы организации.
Как следует из материалов дела, в пунктах 1-14 предписания, на основании акта проверки, фонд обязывает заявителя организовать систему учета и анализа деятельности организации по предоставлению бесплатной медицинской помощи, ведение амбулаторно-поликлинической карты больного в медицинской организации, обеспечить рациональное использование ресурсов медицинской организации, формирование реестров счетов оказанной медицинской помощи, соответствие количества штатных единиц врачебных специальностей в штатном расписании медицинской организации видам и объемам медицинской помощи, рациональное использование средств обязательного страхования путем формулярной системы обеспечения процесса проведения диагностических исследований необходимым и достаточным набором расходных материалов и реагентов и т.п. Тем самым, в указанных пунктах не содержится обязательных для исполнения предписаний, влекущих юридические последствия, а имеются поручения выполнить ряд организационных мероприятий.
Пункты 1-14 предписания носят организационный характер, поскольку предлагают организации проинформировать о мерах, принятых по результатам проверки. При этом документ в указанной части не нарушает права и законные интересы организации, неисполнение заявителем указанных пунктов предписания не влечет штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством.
Организацией не представлены доказательства, подтверждающие наступление каких-либо неблагоприятных последствий в связи с принятием оспариваемых пунктов предписания.
Указанные обстоятельства верно явились для суда первой инстанции основанием для отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1-14 оспариваемого предписания.
Организация указывает на нарушение фондом условий проведения проверки, о дате проведения комплексной проверки организация извещена менее чем за 10 рабочих дней до их начала.
Согласно пояснениям представителя фонда и это подтверждается материалами дела, проверки медицинских организаций проводятся в соответствии с Программой проведения проверок деятельности медицинских организаций, являющейся приложением к Положению о проведении проверок рационального использования средств обязательного медицинского страхования, их использования по целевому назначению в медицинских организациях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования, утвержденному приказом Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 31.12.2009 N 412 (далее - Положение). Программа проведения проверок унифицирована для всех медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае. Исполнительным директором фонда 27.12.2010 утвержден план контрольно-ревизионной деятельности на 2011 год, который 28.12.2010 размещен на официальном сайте Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования в сети "Интернет".
20.01.2011 заказной бандеролью с уведомлением фондом направлено письмо от 19.01.2011 N 09/07-27 на имя главного врача организации о проведении комплексной ревизии медицинской организации в соответствии с планом контрольно-ревизионной деятельности на 2011 год в период с 31.01.2011 по 25.02.2011. Приказом от 25.01.2011 N 13 перенесен срок проведения проверки со 02.02.2011 по 28.02.2011, приказом N 50 от 25.02.2011 срок проведения проверки продлен до 15.03.2011, получение указанных приказов организацией не оспаривается.
02.02.2011 главный врач организации ознакомлен с приказом о проведении проверки, задачами и программой проверки. В связи с неполучением письма фонда от 19.01.2011 N 09/07-27, организация заявила о неготовности к проведению ревизии, поэтому фондом принято решение о постепенной подготовке организацией запрашиваемой фондом документации и продлении срока проверки (т. 9).
Довод организации о неполучении письма от 19.01.2011 N 09/07-27 о проведении комплексной ревизии правомерно не принят судом первой инстанции как необоснованный.
Фондом представлено уведомление о вручении корреспонденции организации 24.01.2011, подлинник которого обозревался судом первой инстанции, надлежаще заверенная копия приобщена к материалам дела (т. 9).
Исходя из получения сведений о проведении проверки 24.01.2011 и датой начала проведения проверки 02.02.2011, фонд уведомил организацию за 6 рабочих дней до ее начала. Однако несоблюдение фондом уведомления организации о проведении проверки в срок не менее за 10 рабочих дней до начала ее проведения, не привело к нарушению прав организации.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, вопрос о судебных расходах, понесенных организацией, верно разрешен судом первой инстанции по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения части 1 статьи 110 АПК РФ, регулирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
В данном случае, в связи с частичным удовлетворением требований организации о признании недействительным предписания судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению фондом.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 05.10.2011 по делу N А63-4476/2011.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.10.2011 по делу N А63-4476/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4476/2011
Истец: Автономная некоммерческая медицинская организация "Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр"
Ответчик: Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3510/11