Постановления Конституционного Суда РФ за март-апрель 2007 г.
"Положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств" (Постановление КС РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П).
"Осуществление с помощью различных механизмов, таких как повышающие коэффициенты, применяемые при расчете размера субсидий для приобретения жилья на территории некоторых субъектов Российской Федерации, корректировки объема финансовых затрат, предназначенных, прежде всего, для обеспечения гражданам, завершившим военную службу по контракту, возможности возвращения к месту постоянного жительства, не предполагает возникновение у государства обязательств по созданию равных, одинаковых для всех регионов, возможностей по приобретению жилья гражданами, увольняемыми с военной службы, независимо от избранного ими места жительства" (Постановление КС РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П).
"Введенное в 2002 году регулирование, которым отменялось 100-процентное возмещение заработка для женщин, чей средний заработок превышает предельный размер пособия по беременности и родам, не отвечает указанным требованиям и, приводя к снижению уровня жизни, чрезмерно ограничивает гарантии их прав, закрепленных в статьях 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуется с положениями Конвенции МОТ "Относительно охраны материнства" и Рекомендации МОТ "Об обеспечении дохода" о целях социального обеспечения в связи с беременностью и родами" (Постановление КС РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П).
"Арбитражное правосудие в России", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В первом постановлении признаны не имеющими конституционного обоснования и обусловленными только датой увольнения с военной службы положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые вводят ограничения в формах обеспечения жильем для граждан, вставших на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года.
Далее приведена цитата из мотивировочной части этого же постановления, где Конституционный суд РФ сделал вывод, что осуществление корректировки объема финансовых затрат с помощью различных механизмов не предполагает возникновение у государства обязательств по созданию равных, одинаковых для всех регионов, возможностей по приобретению жилья гражданами, увольняемыми с военной службы, независимо от избранного ими места жительства. Повышающие коэффициенты, применяемые при расчете размера субсидий для приобретения жилья на территории некоторых субъектов Российской Федерации, предназначены, прежде всего, для обеспечения гражданам, завершившим военную службу по контракту, возможности возвращения к месту постоянного жительства.
В другом постановлении указано, что введенное в 2002 году регулирование, которым отменялось 100-процентное возмещение заработка для женщин, чей средний заработок превышает предельный размер пособия по беременности и родам, не отвечает требованиям Конституции РФ о соразмерности вводимых ограничений защищаемым конституционным ценностям. Приводя к снижению уровня жизни, оно чрезмерно ограничивает гарантии их прав, закрепленных в Конституции РФ, а также не согласуется с международными нормами права о целях социального обеспечения в связи с беременностью и родами.
Постановления Конституционного Суда РФ за март-апрель 2007 г.
"Арбитражное правосудие в России", 2007, N 7