Комментарий к общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков,
используемые налоговыми органами в процессе отбора
объектов для проведения выездных налоговых
проверок от 25.06.2007
Для контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах проводятся камеральные и выездные налоговые проверки. Более результативной является выездная проверка, но ее сложнее организовать, и она вызывает больше вопросов, которые законодатели и фискальные ведомства стараются решить. Так, Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ внес изменения в ст. 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ, вступившие в силу 01.01.2007. Например, согласно п. 1 данной статьи выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, а если у того отсутствует возможность предоставить соответствующее помещение, то она может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Для создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, организации работы налоговых инспекций, просвещения налогоплательщиков, повышения их налоговой дисциплины ФНС Приказом от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок*(1). В п. 4 концепции изложены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
В целях разъяснения этих критериев утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок, предназначенные для налогоплательщиков. Цель документа - обратить внимание последних на эти критерии, стимулировать их на проведение мероприятий, направленных на контроль и изменение величин показателей.
Данные критерии объединены в 11 пунктов, к ним приложены две таблицы с расшифровками средних показателей некоторых из критериев. Вот эти критерии:
- налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам соответствующей отрасли. Налоговики рассчитали ее средние показатели по видам экономической деятельности и изложили в приложении 1, например, для химического производства налоговая нагрузка составила 4,4%, для строительства - 11,9%;
- в бухгалтерской или налоговой отчетности в течение нескольких налоговых периодов отражены убытки;
- сильное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от данных статистики. В приложении 2 даны показатели рентабельности продаж и активов организации по видам экономической деятельности в 2006 году;
- за 12 месяцев доля вычетов по НДС составила не менее 89% от начисленной с налоговой базы суммы налога;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов организации;
- среднемесячная заработная плата одного работника ниже ее среднего уровня по данному виду экономической деятельности субъекта РФ. Указаны источники, из которых можно получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности. Этот критерий носит социальный характер и направлен на то, чтобы работодатель не снижал зарплату работникам ниже среднего уровня и не выплачивал ее "в конвертах";
- у лиц, находящихся на специальных режимах налогообложения (УСНО, в виде ЕСХН, ЕНВД), показатели, позволяющие применять эти режимы, неоднократно приближались к предельному значению. Даны основные показатели. В такой ситуации велика вероятность того, что налогоплательщик ошибся в расчете показателя и неправомерно применяет специальный режим налогообложения. Проверка показателей поможет ему своевременно выявить возможные ошибки, отказаться от применения специального налогового режима и пересчитать налоги;
- у индивидуального предпринимателя за календарный год сумма расхода максимально приблизилась к сумме дохода. В частности, доля его профессиональных вычетов за налоговый период превысила 83% доходов;
- заключаются договоры с контрагентами-перекупщиками или посредниками при отсутствии разумных экономических причин;
- при выявлении налоговым органом несоответствия показателей деятельности налогоплательщик не представляет пояснения на уведомление налогового органа;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.
Опубликование общедоступных критериев направлено на то, чтобы налогоплательщик учитывал их при принятии решений в финансово-хозяйственной деятельности, чтобы он самостоятельно проделал работу по соблюдению критериев. Это дает положительные результаты в предпринимательской деятельности, в сфере налогообложения. Систематическое проведение налогоплательщиками самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит своевременно оценить риски и уточнить налоговые обязательства. Этот документ полезен для фискальных ведомств тем, что некоторые налогоплательщики сами устранят противоречия и примут меры по соблюдению ограничений, не дожидаясь прихода налоговой инспекции, облегчая тем самым ее работу.
А.А. Беркутова,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 16, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) От редакции: приказ приведен в N 14, 2007, стр. 74-80.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"