Налоговая инспекция проверила аптечную организацию по налогу на имущество организаций. В период проверки попал 2005 год. Проверяющие указали на неправильное применение льготы, предусмотренной п. 7 ст. 381 НК РФ. В результате организации были доначислены налог, пени и штрафные санкции. Правы ли налоговые инспекторы? Имели ли право на льготу, определенную указанным пунктом, аптечные организации? Если - да, то только бюджетные или коммерческие тоже?
В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ (в редакции, действующей до 1 января 2006 года) организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими, в том числе, для нужд здравоохранения.
Как следует из данной нормы Налогового кодекса, организации, имеющие на балансе имущество, используемое ими для нужд здравоохранения, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов такого имущества независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Учитывая, что гл. 30 НК РФ не определено, какое имущество в целях применения данной льготы относится к используемому для нужд здравоохранения, в отношении имущества аптечных учреждений, с учетом ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться нормами Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы), а также положениями иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст. 3 Основ законодательство РФ об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции РФ и Конституций (уставов) субъектов РФ, Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Согласно ст. 3 Основ они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Статьями 12, 13 и 14 Основ определено, что аптечные учреждения, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, относятся соответственно к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения. При этом аптечные учреждения, входящие в государственную и муниципальную системы здравоохранения, по существу несут возложенную на органы государственной власти и органы местного самоуправления ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, отнесенную ст. 2 Основ к основным принципам охраны здоровья граждан.
Кроме того, в рамках полномочий федеральных органов исполнительной власти, установленных п. 14 ст. 5 Основ и предусматривающих определение номенклатуры организаций в здравоохранении, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627*(1) утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно п. 4 данной номенклатуры к учреждениям здравоохранения отнесены аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин.
Следует также принять во внимание то, что в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения"*(2) в функции, осуществляемые аптечными организациями, может входить и оказание первой медицинской помощи, а также консультативная помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.
Учитывая изложенное, аптечные учреждения вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 7 ст. 381 НК РФ, при исчислении налога на имущество организаций за 2005 год независимо от формы собственности.
Ю.Г. Кувшинов,
главный редактор журнала "Аптека:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 августа 2007 г.
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Зарегистрирован в Минюсте РФ 12.10.2005 N 7070.
*(2) Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.03.2003 N 4272.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"