город Воронеж |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А48-3488/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Скрынникова В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заводскому району г. Орла: Андреева Н.В., специалист 1 разряда юридического отдела по доверенности N 32 от 10.11.2011;
от ООО "Санторин": Краева Ю.Л., представитель по доверенности б/н от 03.11.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Санторин" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.10.2011 по делу N А48-3488/2011 (судья Клименко Е.В.) по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заводскому району г.Орла о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Заводскому району г.Орла обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Санторин" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательна.
Решением суда от 21.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Санторин" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Общество не подлежит привлечению к административной ответственности, поскольку должностными лицами допущены существенные нарушения процедуры проведения государственного контроля и процедуры привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция указывает, что факт осуществления Обществом деятельности, направленной на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр подтверждается представленными налоговым органом доказательствами. В действиях Общества, не имеющего лицензии, выданной ФНС России на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, но фактически осуществляющего такой вид деятельности содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Санторин" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034700579407. Ответчику выдана лицензия N 16 от 01.10.2010 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах со сроком действия до 01.10.2015.
На основании поручения заместителя начальника инспекции от 27.07.2011 N 91 проведена проверка ООО "Санторин", осуществляющего деятельность по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, д.227, на предмет соблюдения им Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 08.08.2001 г.. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451.
В ходе проверки был проведен осмотр помещения с вывеской "Балт Бет", находящегося на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, д.227, в ходе которого установлено, что данное помещение эксплуатируется ООО "Санторин" по договору аренды от 01.07.2011 N 1 (арендодатель Теплицкий О.Г.) и используется для проведения азартных игр в качестве объекта по приему (выплате) платежей (ставок).
В процессе проверки получено объяснение посетительницы ООО "Санторин" Пчелкиной У.В., из которого следует, что 27.07.2011 в помещении ООО "Санторин" по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, д.227, ею из публичной информации было выбрано спортивное событие N 8884 "Баскетбольный матч 27.07.2011: Украина (18)- Чехия (18). В 14 час 51 мин. была сделана одиночная ставка оператору Выходовой С.А. В качестве оплаты ставки кассиру переданы денежные средства в сумме 50 руб. на выбранное спортивное событие N 8884. В подтверждение чего Пчелкиной У.В. была выдана квитанция N 33735556-АWQЕ с реквизитами телефона горячей линии 88003330041. Ставка была сделана с целью получения выигрыша согласно котировки-коэффициента 1,75.
Осмотр помещения показал, что в нем находится 4 ЖК монитора, стенды с информацией о проведенных играх, оборудовано одно рабочее место для оператора, оснащенное монитором, системным блоком с выходом в Интернет, на стойке рядом с рабочим местом оператора находятся линия предлагаемых событий и результаты сыгранных матчей на бумажных носителях, о чем составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.07.2011 N 1.
По результатам контрольных мероприятий Инспекцией был установлен принцип работы пункта приема платежей, который заключается в следующем.
Клиент знакомится с информацией, отраженной в информационном листке "ЛИНИИ" (списке предстоящих матчей с предложенными котировками-коэффициентами выигрыша от имени букмекерской конторы ООО "Санторин") в виде бумажных распечаток, выложенных на столах в помещении ООО "Санторин", либо с информацией, отраженной на мониторе телевизора "ПРИЕМ СТАВОК ПО ХОДУ МАТЧА" (список матчей, непосредственно проходящих в режиме реального времени, с предложенными котировками-коэффициентами выигрыша от имени букмекерской конторы ООО "Санторин"), транслируемом в режиме реального времени для оформления "LIVE-СТАВКИ".
Далее клиент выражает готовность заключить пари на выбранный коэффициент и сумму ставки, при этом размер последней определяется игроком из собственных финансовых возможностей.
Сотрудник пункта приема платежей (оператор, работник ООО "Санторин") получает от участника азартной игры денежные средства, заносит ставку в программный комплекс ЭВМ, установленный в помещении пункта приема платежей. В итоге оператор распечатывает квитанцию, которую выдает игроку.
В случае выигрыша участник азартной игры получает его (в форме выплаты наличными денежными средствами) в пункте приема платежей -ООО "Санторин" (г. Орел, ул. Комсомольская, д. 227), из средств ООО "Санторин", сразу после окончания спортивного события по предъявлению квитанции.
Выигрыши выплачивается из совокупности денежных средств, полученных ООО "Санторин" от участников азартных игр в этом пункте приема платежей.
Сотрудниками налогового органа установлено, что на информационных стендах в помещении, используемом ООО "Санторин" для проведения азартных игр, в качестве объекта по приему (выплате) платежей (ставок) по адресу: г. Орел, ул.Комсомольская, д. 227, вывешена копия Лицензии N 16 от 01.10.2010 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в которой не указан адрес расположения пункта приема ставок букмекерской конторы: г.Орел, ул.Комсомольская, д.227.
Данное обстоятельство расценено Инспекцией как нарушение Обществом положений п.9 ст.4 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451, и по мнению Инспекции образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
27.07.2011 составлен акт N 1 проверки соблюдения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
5 августа 2011 года в адрес ООО "Санторин" направлено извещение о том, что составление протокола по факту выявленных актом проверки N 001 от 27.07.2011 нарушений состоится 17.08.2011 в 9 час. в ИФНС России по Заводскому району г.Орла по адресу: г.Орел, ул.Мопра, д.24, каб.404.
При этом, в извещении указано, что в случае непоступления ходатайства об отложении рассмотрения дела протокол будет составлен в отсутствие представителя Общества, а также разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Данное извещение направлено в адрес ООО "Санторин" по почте с уведомлением о вручении и вручено адресату 16.08.2011, как это видно из выписки с официального сайта "Почта России".
17.08.2011 в отношении ООО "Санторин" в отсутствие представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 287, по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ Инспекция обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении ООО "Санторин" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ООО "Санторин" имеется состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает для юридических лиц ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
То есть, если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии), то осуществление данной деятельности в отсутствие этого разрешения (лицензии) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определяются и ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан устанавливаются Законом N 244-ФЗ.
Часть 1 статьи 5 указанного Закона закрепляет, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 и части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона N 244-ФЗ азартной игрой признается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1); под букмекерской конторой понимается игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр (пункт 14).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном этим Законом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ для осуществления незапрещенной законом деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне необходимо разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Данный документ, как следует из пункта 8 статьи 4 названного Закона, представляет собой выдаваемый в соответствии с этим Законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), в силу подпункта 104 пункта 1 статьи 17 которого деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) также закрепляет, что букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты вне игорных зон исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 9 статьи 4 данного Закона, лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах представляет собой документ, выдаваемый в соответствии с этим Законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Следовательно, юридическое лицо может осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах только на основании соответствующей лицензии и по указанным в ней адресам в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности исключительно в игорном заведении и с привлечением работников данного юридического лица.
Поскольку материалами дела (протоколом осмотра от 27.07.2011, объяснениями посетительницы ООО "Санторин" Пчелкиной У.В., протоколом об административном правонарушении от 17.08.2011 N 287) подтвержден факт получения оператором Выходовой С.А. от клиента в помещении по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, д.227, денежных средств в качестве ставки на спортивное событие в сумме 50 рублей, с условием выплаты выигрыша при угадывании результата матчей, что по смыслу вышеназванных норм закона привело к заключению соглашения о выигрыше, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал деятельность Общества деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе.
При таких обстоятельствах ООО "Санторин" осуществляло предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), при том, что наличие такого разрешения обязательно, что свидетельствует о доказанности объективной стороны в составе вменяемого Обществу административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем жалобы установленных законодательством норм и правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества вины является обоснованным.
Обжалуемое решение вынесено в пределах трехмесячного срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений привлечения Общества к административной ответственности судом по материалам дела не установлено.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, является несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из представленных материалов дела, 5 августа 2011 года Инспекцией в адрес Общества было направлено извещение о составлении протокола по делу об административном правонарушении 17.08.2011 в 9 час. в ИФНС России по Заводскому району г.Орла по адресу: г.Орел, ул.Мопра, д.24, каб.404.
В извещении указано, что в случае непоступления ходатайства об отложении рассмотрения дела протокол будет составлен в отсутствие представителя Общества, а также разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Данное извещение вручено адресату 16.08.2011, как это видно из выписки с официального сайта "Почта России".
Ходатайства об отложении рассмотрения дела со стороны общества в адрес Инспекции не поступало, в связи с этим Общество не представило убедительных доводов, как в такой ситуации были нарушены его права на защиту.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что в действиях ООО "Санторин" имеется состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.10.2011 по делу N А48-3488/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, в порядке ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3488/2011
Истец: ИФНС России по Заводскому р-ну г Орла
Ответчик: ООО "Санторин"