"Новый" НК РФ, или Покой нам только снится...
Судя по всему, в Государственной Думе всерьез взялись за усовершенствование налогового законодательства. С начала года благодаря усилиям законодателей вышло несколько документов, изменяющих Налоговый кодекс РФ. Но, похоже, никто и не собирается останавливаться! Буквально на днях увидел свет очередной "поправочный" нормативный акт - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ*(1). Несмотря на то что он вступает в силу 1 января 2008 г., часть поправок распространяется на правоотношения, которые возникли с 1 января 2007, 2006 и даже 2005 г.! Предлагаем вашему вниманию комментарий к этому документу*(2).
Изменения, внесенные в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" НК
РФ
Комментируемым Законом внесено довольно много различных изменений и дополнений в главу 23 НК РФ. Среди них есть как чисто технические поправки, так и те, которые кардинально меняют порядок налогообложения тех или иных доходов.
В статьях 208 и 226 НК РФ вместо термина "постоянные представительства" будет использоваться термин "обособленные подразделения". В результате обособленные подразделения иностранных организаций, которые не ведут деятельности на территории РФ через постоянное представительство, теперь должны выполнять функции налогового агента по НДФЛ при выплате доходов физическим лицам.
Внесено уточнение в установленный п. 1 ст. 211 НК РФ порядок определения налоговой базы по доходам, полученным в натуральной форме. К таким доходам теперь относятся полученные физическим лицом товары, работы, услуги, оплаченные частично. В этом случае при расчете налоговой базы по НДФЛ рыночная стоимость товаров, работ, услуг, полученных физическим лицом, уменьшается на оплаченную им сумму.
Начиная с 1 января 2008 г. доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), которые налогоплательщик получил и фактически израсходовал на строительство или приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или долей в них, а также комнат, вообще не будут включаться в налоговую базу по НДФЛ. Правда, при условии, что физическое лицо имеет право на получение имущественного вычета на строительство или приобретение жилья. Соответствующие изменения внесены в подп. 1 п. 1 ст. 212 и п. 2 ст. 224 НК РФ.
С этой же даты не будут облагаться НДФЛ суммы, полученные налогоплательщиками на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) (п. 35 ст. 217 НК РФ), а также суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения (п. 36 ст. 217 НК РФ) при условии, что они выплачены из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Со следующего года при расчете НДФЛ с материальной выгоды в виде экономии на процентах будет использоваться ставка рефинансирования, которая действует на дату получения физическим лицом дохода. В подпункте 2 п. 2 ст. 212 НК РФ теперь прямо указано, что налоговый агент обязан определить налоговую базу по материальной выгоде, рассчитать, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет в том порядке, который установлен Налоговым кодексом РФ. Аналогичная обязанность возлагается на кредитное учреждение, с которым физическое лицо заключило договор банковского вклада.
Рассматриваемым Законом в НК РФ введена новая ст. 214.2, в которой изложены особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а из п. 2 ст. 224 НК РФ аналогичные положения исключены. С 1 января 2008 г. в налогооблагаемый доход физического лица не будут включаться проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения или продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России. Однако для этого необходимо соблюдение двух условий:
в течение всего периода начисления процентов по вкладу их размер не повышался;
с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, прошло не более трех лет.
Комментируемым Законом был изменен порядок налогообложения некоторых выплат физическим лицам. С 1 января 2008 г. вступят в силу изменения в п. 3 ст. 217 НК РФ, согласно которым не будут облагаться НДФЛ суточные в размере:
700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ;
2 500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке.
С будущего года не будут облагаться НДФЛ суммы материальной помощи, которые выплачиваются не только лицу, пострадавшему от стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, но и членам семьи лица, погибшего в результате подобных событий. Для выплаты материальной помощи в указанных случаях не потребуется решения органов законодательной или исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления. Кроме того, будет освобождаться от обложения НДФЛ гуманитарная и благотворительная помощь, которую оказывают членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, благотворительные организации. Такие поправки внесены в п. 2 ст. 217 НК РФ.
Законодатели решили спорный вопрос в отношении путевок, которые за свой счет приобретают организации, применяющие специальный налоговый режим. В пункт 9 ст. 217 НК РФ внесена поправка, согласно которой не облагаются НДФЛ суммы компенсации, предоставленные за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой применяются специальные налоговые режимы. Эти изменения вступят в силу 1 января 2008 г. С этой же даты суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок, которые приобретены работодателем бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, освобождаются от налогообложения.
Определили перечень объектов, которые относятся к санаторно-курортным или оздоровительным учреждениям. В их число попали: санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря (п. 9 ст. 217 НК РФ).
Начиная с 1 января 2008 г. изменится порядок предоставления льготы в отношении страховых выплат по договорам добровольного страхования. Подобная льгота будет предоставляться и по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты в случае причинения вреда здоровью (подп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ).
По договорам добровольного страхования жизни порядок налогообложения выплат больше не будет зависеть от срока, на который они заключены, - свыше пяти лет или менее (подп. 1 п. 1 ст. 213 НК РФ). НДФЛ будет удерживаться только с той суммы, которая превышает сумму внесенных страховых взносов за весь период действия договора с учетом доходов, рассчитанных исходя из среднегодовой ставки рефинансирования Банка России.
При досрочном расторжении договора добровольного страхования жизни страховая компания должна рассчитать и удержать НДФЛ. Налоговая база по этому налогу будет рассчитываться как разница между выплатой, которая причитается застрахованному лицу, и суммой страховых взносов, внесенных по договору.
В подпункт 4 п. 1 ст. 213 НК РФ внесена поправка, согласно которой страховые выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования при наступлении пенсионных оснований не будут облагаться НДФЛ, только если подобный договор заключен физическим лицом в свою пользу. Кроме того, установлен порядок налогообложения выплат при расторжении договоров пенсионного страхования*(3). При возврате физическому лицу денежной суммы по договору страховая компания обязана удержать с этой выплаты НДФЛ. Сумма налога будет складываться из двух величин. Для расчета первой части налога из общей суммы, подлежащей возврату, вычитают суммы страховых взносов, внесенные налогоплательщиком. Полученная разница умножается на 13%. Вторая часть определяется исходя из суммы социального налогового вычета, который был предоставлен застрахованному лицу в отношении страховых взносов по договору добровольного пенсионного страхования на основании подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Если застрахованное лицо не получало подобного вычета, то ему придется обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства для подтверждения этого факта. Налоговый инспектор обязан выдать соответствующую справку, на основании которой страховая организация не будет удерживать вторую часть НДФЛ. Форму справки должна разработать и утвердить ФНС России (введенный п. 1.1 ст. 213 НК РФ). Аналогичный порядок налогообложения выплат установлен и в отношении случаев досрочного расторжения договоров негосударственного пенсионного обеспечения (п. 2 ст. 2131 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ если суммы страховых взносов по договорам страхования перечисляются за физических лиц из средств работодателей, то эти суммы учитываются при определении налоговой базы. Исключение составляют случаи, когда страхование физических лиц производится работодателями по договорам:
обязательного страхования физических лиц;
добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных физических лиц, и (или) понесенных ими медицинских расходов.
С 1 января 2008 г. в этот перечень войдут все прочие виды договоров добровольного личного страхования, а также договоры добровольного пенсионного страхования.
Начиная со следующего года НДФЛ будет удерживаться и с сумм, внесенных по договорам страхования за физических лиц из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, которые не являются работодателями в отношении этих лиц (п. 3 ст. 213 НК РФ в новой редакции).
Внесена поправка и в подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, причем норма в этой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Теперь социальный вычет на лечение предоставляется в сумме страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком по договорам добровольного страхования членов семьи: супруга (супруги), родителей и детей в возрасте до 18 лет. Помимо этого с начала текущего года налогоплательщики вправе получить социальный налоговый вычет в сумме уплаченных в налоговом периоде:
пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения;
страховых взносов по договору добровольного пенсионного страхования.
Договоры могут быть заключены налогоплательщиком как в свою пользу, так и в пользу членов семьи - супруга или супруги, родителей или усыновителей, детей-инвалидов, в том числе усыновленных, находящихся под опекой или попечительством.
Основание для предоставления такого вычета - подп. 4, который внесен в п. 1 ст. 219 НК РФ комментируемым Законом.
При декларировании доходов за 2007 г. социальный налоговый вычет будет предоставляться налогоплательщику по новым правилам. Действующая редакция ст. 219 НК РФ предусматривает ограничение максимального размера социальных вычетов. В частности, максимальная сумма вычета на обучение составляет 50 000 руб. (рассчитывается отдельно в отношении расходов на обучение самого налогоплательщика и в отношении расходов на обучение каждого ребенка в общей сумме у обоих родителей), общая сумма вычета на лечение также не может превышать 50 000 руб. Согласно поправкам, внесенным в ст. 219 НК РФ, установлено единое максимальное ограничение суммы социальных вычетов в связи с расходами на обучение самого налогоплательщика, на медицинское лечение и на расходы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования - 100 000 руб.
Это значит, что налогоплательщик должен самостоятельно выбрать, какие виды расходов и в каких суммах будут учтены в пределах максимальной величины социального налогового вычета. Такая поправка внесена в п. 2 ст. 219 НК РФ (ее действие распространяется на правоотношения, возникшие с начала текущего года). Между тем социальный вычет, связанный с расходами на обучение детей налогоплательщика, будет по-прежнему предоставляться в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей, а вычет в отношении расходов на дорогостоящее лечение - в размере фактически понесенных расходов.
Налогоплательщики смогут уменьшить доходы при уступке прав требования по договорам участия в долевом строительстве, инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством, на сумму расходов, обусловленных получением упомянутых доходов, при условии, что подобные расходы фактически понесены и документально подтверждены. Такие изменения внесены в подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, новая редакция которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Начиная с 1 января 2008 г. не будет предоставляться имущественный налоговый вычет и в том случае, когда расходы на строительство или приобретение жилья оплачены за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ или местных бюджетов.
При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ). В этот пункт комментируемым Законом внесено дополнение: при увольнении сотрудника до окончания календарного месяца датой фактического получения дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который работнику был начислен доход. Следовательно, работодатель обязан рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с суммы заработной платы увольняющегося сотрудника не позднее даты его увольнения.
Расширен перечень физических лиц, которые должны самостоятельно рассчитывать и уплачивать в бюджет НДФЛ с суммы полученных доходов, а также по окончании налогового периода представлять в инспекцию по месту жительства декларацию по НДФЛ. Сейчас к этой категории относятся физические лица, получающие вознаграждения от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании договоров гражданско-правового характера, в том числе по договору найма или аренды имущества (подп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ). С 1 января 2008 г. в указанную категорию будут включены и физические лица, получающие вознаграждение по таким договорам от организаций, не являющихся налоговыми агентами, например от кредитных учреждений, которые выплачивают физическому лицу доход по собственному векселю или по дилерским операциям с финансовыми инструментами.
Физические лица могут заключать между собой не только договоры гражданско-правового характера, но и трудовые договоры. Поэтому в подп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ внесена поправка, согласно которой физическое лицо, получившее вознаграждение от другого физического лица по трудовому договору, обязано самостоятельно рассчитывать и уплачивать НДФЛ, а также представлять декларацию по этому налогу в налоговые органы.
С 1 января 2008 г. необходимо декларировать доходы, полученные в порядке наследования и дарения, и уплачивать с них НДФЛ следующим категориям налогоплательщиков:
наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (подп. 6 п. 1 ст. 228 НК РФ);
физическим лицам, получающим в порядке дарения доходы в денежной и натуральной форме за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ (подп. 7 п. 1 ст. 228 Кодекса).
Российские военнослужащие, которые проходят военную службу за границей, признаются резидентами РФ независимо от фактического времени нахождения на территории России (п. 3 ст. 207 НК РФ). Они освобождаются от обязанностей самостоятельно декларировать доходы, полученные от источников за пределами РФ, и уплачивать с них НДФЛ. Такая поправка внесена в подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.).
Изменения, внесенные в главу 24 "Единый социальный налог" НК РФ
Благодаря комментируемому Закону от начисления ЕСН освобождены выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Правда, при условии, что деятельность такие лица ведут за пределами территории РФ. Иными словами, если иностранец работает в обособленном подразделении российской организации, которая расположена за границей, или выполняет там работу по гражданско-правовому договору, начислять ЕСН на выплаты этим работникам не следует. Такое дополнение внесено в п. 1 ст. 236 НК РФ (поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.).
Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании"). Следовательно, на выплаты иностранным сотрудникам, которые осуществляют свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, не нужно начислять и взносы на обязательное пенсионное страхование.
Действующей редакцией подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, освобождаются от обложения ЕСН в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. После вступления в силу комментируемого Закона эта льгота будет относиться только к главе КФХ. Согласно поправкам, внесенным в п. 2 ст. 236 НК РФ, при определении объекта обложения ЕСН у глав крестьянских (фермерских) хозяйств из доходов следует исключать расходы на ведение хозяйства, фактически произведенные и документально подтвержденные. Эти поправки также распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года.
С 1 января 2008 г. объектом обложения ЕСН по договорам гражданско-правового характера являются не все выплаты, а только вознаграждение подрядчика. Выплаты, направленные на компенсацию издержек, налогообложению не подлежат. Такая поправка внесена в подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.
Согласно действующей редакции подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, которое является инвалидом. С 1 января будущего года подобной льготой смогут воспользоваться не только организации, но и индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми.
Сельскохозяйственные товаропроизводители платят ЕСН по пониженным ставкам, которые указаны в п. 1 ст. 241 НК РФ. При этом в главе 24 Кодекса не приведены критерии, по которым можно было бы определить, является организация (индивидуальный предприниматель) сельскохозяйственным товаропроизводителем или нет. Начиная с 1 января 2008 г. для отнесения налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях исчисления ЕСН будут использоваться критерии, установленные п. 2 ст. 346.4 НК РФ.
Благодаря дополнениям, внесенным в ст. 242 Налогового кодекса РФ, датой фактического получения доходов для адвокатов, которые ведут свою профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, является день выплаты дохода соответствующим адвокатским образованием, в том числе день перечисления дохода на счета адвоката в банке. Применять это положение следует к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 4 комментируемого Закона).
Сумму ежемесячных авансовых платежей, которые должны перечислять индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, налоговые органы определяют самостоятельно. Расчет производится на основании данных за предыдущий налоговый период (п. 1 ст. 244 НК РФ). Если в текущем налоговом периоде доход указанных лиц увеличится более чем на 50%, то они должны представить уточненную декларацию*(4) с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период (п. 3 ст. 244 НК РФ в новой редакции). Комментируемым Законом определено, что сделать это следует в месячный срок после установления факта увеличения дохода.
Пунктом 6 ст. 244 НК РФ установлен порядок исчисления и уплаты ЕСН с доходов адвокатов, которые получают доходы через коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. В то же время порядок расчета и уплаты ЕСН адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, не определен. Согласно поправкам, внесенным в этот пункт, указанные лица должны самостоятельно рассчитывать и уплачивать ЕСН с доходов, полученных от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением в том порядке, который предусмотрен для индивидуальных предпринимателей. Одновременно с налоговой декларацией по ЕСН адвокаты представляют в налоговые органы справку от коллегии адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультаций о суммах налога, уплаченных за них в истекшем налоговом периоде (п. 7 ст. 244 НК РФ). Форму такой справки разработает и утвердит ФНС России.
Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в новой редакции начислять ежемесячные авансовые платежи следует в течение не только отчетных периодов (с января по сентябрь), но и в течение всего налогового периода, в том числе в октябре, ноябре и декабре. Кроме того, в п. 4 указанной статьи внесено уточнение, согласно которому сумма ежемесячных авансовых платежей, которые подлежат уплате в бюджет и внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. При этом действуют стандартные правила округления, т.е. суммы менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляется до полного рубля.
Благодаря дополнениям, внесенным в п. 8 ст. 243 НК РФ, установлен порядок уплаты ЕСН, а также предоставления форм налоговой отчетности обособленными подразделениями российских организаций, расположенными за пределами РФ. Такие подразделения, имеющие баланс и расчетный счет, не могут быть поставлены на учет в российских налоговых органах. Поэтому ЕСН с выплат в пользу физических лиц, занятых в таких обособленных подразделениях, будет уплачиваться по местонахождению головной организации.
Судя по всему, в Государственной Думе всерьез взялись за усовершенствование налогового законодательства. С начала года благодаря усилиям законодателей вышло несколько документов, изменяющих Налоговый кодекс РФ. Но, похоже, никто и не собирается останавливаться! Буквально на днях увидел свет очередной "поправочный" нормативный акт - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ*(5). Несмотря на то что он вступает в силу 1 января 2008 г., часть поправок распространяется направоотношения, которые возникли с 1 января 2007, 2006 и даже 2005 г.! Предлагаем вашему вниманию комментарий к этому документу.
Изменения, внесенные в главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
Доходы, не учитываемые в целях налогообложения
Напомним, что при передаче имущества, нематериальных активов, а также имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов передающая сторона обязана восстановить налог на добавленную стоимость (п. 3 ст. 170 НК РФ). Сумму входного НДС передающая сторона включает в стоимость передаваемого объекта и отражает в документах, которыми оформляется такая передача.
Принимающая сторона не должна включать в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, стоимость полученного имущества, нематериальных активов или имущественных прав (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Сумму НДС, которая былавосстановлена передающей стороной, принимающая сторона может предъявить к налоговому вычету (п. 11 ст. 17 НК РФ). Правда, при условии, что полученные имущество, нематериальные активы, а также имущественные права используются в хозяйственных операциях, облагаемых этим налогом.
В пункт 1 ст. 251 НК РФ введен подп. 31, устанавливающий, что в таком случае указанная сумма налога не должна включаться в состав налогооблагаемых доходов принимающей стороны.
В настоящее время организации вправе не учитывать в составе доходов списанную задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ). В то же время, по мнению специалистов Минфина России, налогоплательщик должен включать в состав доходов списанную задолженность перед государственными внебюджетными фондами (см. письма от 20 апреля 2007 г. N 03-03-04/2, от 12 июля 2006 г. N 03-03-02/156). Аналогичного мнения придерживается и налоговая служба (письмо ФНС России от 7 августа 2006 г. N 02-1-08/159).
Арбитражные суды не согласны с таким подходом и неоднократно высказывались, что внебюджетные фонды входят в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе и в целях налогообложения, а потому списанная задолженность перед внебюджетными фондами в состав доходов включаться не должна (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22 мая 2007 г. по делу N А29-6685/2006А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2007 г. по делу N А19-17733/06-Ф02-1809/07, ФАС Уральского округа от 15 мая 2007 г. по делу N Ф09-3648/07-С3).
Благодаря изменениям, внесенным комментируемым Законом, налогоплательщики вправе не включать в состав доходов указанную задолженность (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ в новой редакции). Действие этой поправки распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. (п. 3 ст. 4 Закона).
Следующая поправка касается товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищных, садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных (ГСК), жилищно-строительных (ЖСК) и иных специализированных потребительских кооперативов. Указанные некоммерческие организации могут формировать резерв на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества в порядке, установленном ст. 324 НК РФ. Формироваться резерв может за счет специальных отчислений, которые делают члены ТСЖ или кооператива, а не за счет взносов и пожертвований.
Такие отчисления признаются в целях налогообложения целевыми поступлениями и не должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ в новой редакции). Действие этой поправки распространяется направоотношения, возникшие с 1 января2007 г. (п. 5 ст. 4 комментируемого Закона).
Расходы на добровольное страхование сотрудников
На основании п. 16 ст. 255 НК РФ организации могут учесть в состав расходов на оплату труда суммы платежей по договорам долгосрочного страхования жизни, заключенным в пользу сотрудников. В настоящее время сделать это можно только при выполнении двух условий:
договор заключен на срок не менее пяти лет;
в течение срока действия договора не предусматриваются страховые выплаты, в том числе в виде ренты и аннуитетов, за исключением страховых выплат, которые предусмотрены договором в случае смерти сотрудника.
Законом N 216-ФЗ установлено еще одно условие: договор добровольного страхования жизни в пользу работника должен быть заключен с российской организацией, которая имеет лицензию на ведение соответствующего вида деятельности. Помимо этого договором добровольного страхования жизни могут быть предусмотрены страховые выплаты на случай причинения вреда здоровью застрахованного лица. Указанные поправки начнут действовать с 1 января 2008 г.
В состав расходов на оплату труда включаются страховые выплаты по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и по договорам добровольного пенсионного страхования при соблюдении следующих условий:
договор добровольного пенсионного страхования предусматривает выплату пенсий пожизненно;
договор негосударственного пенсионного обеспечения - выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет.
Согласно поправке, внесенной в абз. 4 п. 16 ст. 255 НК РФ, договором негосударственного пенсионного страхования может быть предусмотрена пожизненная выплата пенсии. Страховые взносы по таким договорам организации могут включать в расходы на оплату труда. Действие поправки распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. (п. 3 ст. 4 комментируемого Закона).
В числе расходов по страхованию работников организация вправе признавать также взносы по договорам добровольного личного страхования, которые заключаются исключительно на случай смерти застрахованного работника или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей. Это установлено абз. 6 п. 16 ст. 255 НК РФ. Действие этой поправки распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года.
С 1 января 2008 г. с 10 000 руб. до 15000руб. в год увеличится максимальная сумма страховых взносов по указанным договорам, которую организация может учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль за налоговый период (абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ). Имейте в виду, что этот предельный размер не будет определяться по каждому лицу, он рассчитывается как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по таким договорам, к количеству застрахованных работников.
Амортизируемое имущество
С 1 января следующего года амортизируемым имуществом будут признаваться имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 руб. В результате внесения этих изменений организации смогут сблизить бухгалтерский и налоговый учет путем включения в состав МПЗ всех объектов, стоимость которых не превышает указанную сумму. Что касаетсяобъектов стоимостью от 10000 руб. до 20000 руб., которые по состоянию на 1 января 2008 г. входят в состав амортизируемого имущества, то по ним следует начислять амортизацию в налоговом учете в прежнем порядке.
Первоначальная стоимость транспортных средств, по которым предусмотрено применение понижающего коэффициента, увеличится в два раза. Сейчас организации должны применять специальный понижающий коэффициент 0,5 при начислении амортизации по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью более 300000 руб. и400 000 руб. соответственно (п. 9 ст. 259 НК РФ). Начиная с 1 января 2008 г. этот коэффициент следует применять только к легковым автомобилям (пассажирским микроавтобусам), первоначальная стоимость которых превышает 600000 (800000) руб.
Определение доходов и расходов при покупке предприятия
как имущественного комплекса
Глава 25 НК РФ дополнена новой ст. 268.1, в которой определены особенности признания в целях налогообложения доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса. Положения этой статьи вступят в силу 1 января 2008 г.
Налогообложение доходов и расходов у покупателя. При покупке предприятия как имущественного комплекса на основании передаточного акта определяется стоимость его чистых активов (п. 2 ст. 368.1 НК РФ). Разница между ценой приобретения предприятия и стоимостью его чистых активов может быть положительной или отрицательной.
Положительная разница возникает, еслицена покупки предприятия превышает стоимость его чистых активов и рассматривается как надбавка к цене, которую уплатил покупатель в счет будущих экономических выгод. Сумма надбавки включается в состав расходов в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие (подп. 1 п. 3 ст. 268.1 НК РФ).
В обратном случае возникает отрицательная разница, которая признается скидкой, предоставленной по причине отсутствия круга стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, с учетом уровня квалификации персонала и других факторов. Сумма скидки включается в состав доходов в том месяце, в котором была осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на предприятие (подп. 2 п. 3 ст. 268.1 НК РФ).
Если предприятие приобретается в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу, сумма надбавки или скидки определяется как разница между ценой покупки и оценочной (начальной) стоимостью предприятия (п. 2 ст. 268.1 НК РФ).
Налогообложение убытков у продавца. Полученный продавцом от реализации предприятия как имущественного комплекса убыток признается расходом и учитывается при расчете налога на прибыль. Убыток может быть перенесен на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
Порядок признания расходов
при методе начисления
Напомним, что сейчас в силу п. 11 ст. 259 НК РФ организации могут единовременно включать в состав расходов в целях налогообложения до 10% первоначальной стоимости основных средств (приобретенных, построенных, изготовленных самостоятельно и т.д.). До 10% первоначальной стоимости нового основного средства можно включить в состав расходов в месяце, следующем за месяцем ввода объекта ОС в эксплуатацию (п. 3 ст. 272, п. 2 ст. 259 НК РФ). До 10% расходов на улучшение старого основного средства учитываются при расчете налога на прибыль в том месяце, в котором была изменена первоначальная стоимость этого объекта.
В настоящее время главой 25 НК РФ не урегулирован вопрос, к какому виду расходов относятся 10% капитальных вложений, которые организация может списать единовременно. По мнению специалистов Минфина России, амортизационную премию нужно включать в состав косвенных расходов и в полном объеме учитывать при расчете налога на прибыль отчетного (налогового) периода (письмо от 28 сентября 2006 г. N 03-03-02/230). В состав каких расходов (прямых или косвенных) включается сумма амортизации, начисленная по тому же объекту основных средств, не имеет значения. Теперь рекомендации финансового ведомства закреплены непосредственно в Налоговом кодексе РФ (абз. 2 п. 3 ст. 272 НК РФ в новой редакции).
Пунктом 6 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора были перечислены или выданы из кассы денежные средства на оплату взносов. Равномерно признавать расходы следует только по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, если уплата взноса производится разовым платежом. Поэтому страховые взносы, которые перечислялись несколькими частями, включаются в состав расходов в момент перечисления денежных средств. Такую позицию занимают и специалисты Минфина России (письмо от 19 января 2006 г. N 03-03-04/1/47).
С 1 января следующего года при уплате страховых взносов в рассрочку по договорам, которые заключены на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу будут признаваться равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Такое дополнение внесено в п. 6 ст. 272 НК РФ.
Определение налоговой базы по операциям с ценными бумагами
Напомним, что закладная - это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без предъявления других доказательств существования этого обязательства, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости))". В настоящее время налоговая базапо операциям с закладными определяется в соответствии со ст. 280 "Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами" НК РФ.
Из пункта 5 ст. 4 комментируемого Закона следует, что начиная с 1 января 2007 г. налоговая база при совершении операций с закладными должна определяться в соответствии с п. 1 и 3 ст. 279 "Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования" Налогового кодекса РФ. В частности, у залогодержателя при реализации закладной по цене ниже суммы обязательства, указанной взакладной, образуется убыток. Размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований ст. 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты реализации закладной до срока уплаты задолженности, обеспеченной ипотекой (п. 1 ст. 279 НК РФ).
При последующих передачах закладной доходом организации будет признана сумма от реализации закладной или сумма по самой закладной от залогодателя. Полученный доход можно будет уменьшить на расходы, связанные с приобретением закладной (п. 3 ст. 279 НК РФ).
Особенности исчисления и уплаты налога плательщиком, имеющим
обособленные подразделения
Организации, имеющие на территории одного субъекта Российской Федерации несколько обособленных подразделений, вправе не распределять прибыль по каждому из них, а уплачивать налог в бюджет субъекта РФ через одно выбранное обособленное подразделение. Для этого им необходимо уведомить о принятом решении налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений и указать обособленное подразделение, ответственное за уплату налога на прибыль (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).
В настоящее время Налоговым кодексом РФ не определен срок такого уведомления. По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 21 апреля 2006 г. N 03-03-02/88, сообщать в налоговую инспекцию о принятом решении следует не позднее 31 декабря предшествующего года. Благодаря комментируемому Закону этот срок теперь прямо указан в п. 2 ст. 288 НК РФ.
Если у российской организации есть обособленные подразделения, расположенные за пределами России, то перечислять налог на прибыль и представлять налоговые декларации по налогу организация должна по своему местонахождению. Об этом говорится в п. 4, которым дополнена ст. 311 Налогового кодекса РФ.
Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков
Налогоплательщики имеют право создавать в налоговом учете резерв на оплату отпусков. В учетной политике определяются способ резервирования, предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков включаются в состав расходов на оплату труда (п. 2 ст. 324.1 НК РФ). На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию этого резерва и уточнить его величину исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и суммы ЕСН.
Комментируемым Законом установлен порядок корректировки этого резерва. Если сумма резерва оказалась меньше суммы отпускных и ЕСН по неиспользованным отпускам, следует увеличить резерв за счет расходов на оплату труда. Если же величина резерва на оплату отпусков оказалась больше отпускных и ЕСН по неиспользованным отпускам, резерв уменьшают, а сумму разницы включают в состав внереализационных доходов (п. 4 ст. 324.1 НК РФ).
Льготные ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Как известно, ст. 21 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога, а остались на общем режиме налогообложения, установлены пониженные ставки налога на прибыль:
в 2008-2009 гг. - 6%;
2010-2011 гг. - 12%;
2012-2014 гг. - 18%;
с 2015 г. - 24%.
Эти ставки применяются в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (а также произведенной и самостоятельно переработанной) сельскохозяйственной продукции, и воспользоваться ими могут только сельскохозяйственные товаропроизводители, соответствующие критериям, установленным ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации." А именно те, у которых доля сельскохозяйственной продукции встоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции (см. также письмо Минфина России от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/77).
С 1 января следующего года к сельскохозяйственным товаропроизводителям будут относиться лица, соответствующие критериям, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции должна составлять в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
Изменения, внесенные в главу 25.1 "Государственная пошлина" НК РФ
С 1 января 2008 г. размер госпошлины за государственную регистрацию транспортных средств с выдачей государственных регистрационных знаков, а также за выдачу металлических государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит" на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины уменьшится с 400 до 200 руб. Такие поправки внесены в подп. 29 и 32 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Кроме того, установлен размер государственной пошлины за выдачу удостоверений тракториста-машиниста или тракториста. За бумажное удостоверение придетсязаплатить 100 руб., а за пластиковое - 200руб. (подп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ); за справку, которая подтверждает получение такого удостоверения, - 30 руб. (подп. 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Также определен размер государственной пошлины за выдачу учебным учреждениям свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин. С 1 января следующего года он составит 500 руб.
Через месяц после официального опубликования*(6) комментируемого Закона утратит силу п. 1 ст. 333.34 НК РФ, в котором определены порядок и сроки представления налогоплательщиком расчета суммы государственной пошлины, уплаченной при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Изменения, внесенные в главу 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
Объектом обложения налогом на имущество для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов ОС в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
При передаче имущества в доверительное управление основные средства списываются с бухгалтерского баланса организации-учредителя доверительного управления и приходуются на баланс организации- доверительного управляющего. Несмотря на то что имущество, переданное в рамках договора доверительного управления, фактически числится на балансе доверительного управляющего, уплачивать налог на имущество по нему должен учредитель (ст. 378 НК РФ). Следовательно, доверительный управляющий платит налог на имущество по основным средствам, которых на балансенет.
Чтобы устранить это противоречие, законодатели изменили формулировку п. 1 ст. 374 НК РФ, и теперь указанное положение не распространяется на имущество, переданное в доверительное управление либо приобретенное в рамках договора доверительного управления. В то же время обязанность по уплате налога в отношении имущества паевого инвестиционного фонда, которое передано в доверительное управление управляющей компании, с 1 января 2008 г. будет возложена не на учредителя доверительного управления, а на управляющую компанию. Такая поправка внесена в ст. 378 НК РФ.
В целях расчета налога на имущество учет объектов налогообложения организации ведут в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций также признается календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ). При этом действующая редакция п. 4 ст. 379 НК РФ предусматривает, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в налоговую базу включаются данные о балансовой стоимости имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца (т.е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом). Таким образом, в расчет включаются данные следующего налогового периода (в том числе и результаты производимой переоценки основных средств).
Чтобы устранить это противоречие, было решено включать в расчет данные по состоянию не на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом, а на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом (т.е. на 31 декабря). При расчете среднегодовой стоимости имущества за 2008 г. следует использовать остаточную стоимость основных средств на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1апреля, 1 мая, 1 июня, 1 июля, 1 августа, 1сентября, 1 октября, 1 ноября, 1 декабря и 31 декабря. За налоговый период (календарный год) сумма налога на имущество определяется как произведение налоговой ставки и среднегодовой стоимости имущества (п. 1 ст. 382 НК РФ).
За отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев) сумма авансового платежа по налогу на имущество рассчитывается как произведение налоговой ставки на 1/4 средней стоимости имущества (п. 4 ст. 382 НК РФ). Однако в действующей редакции ст. 384 и 385 НК РФ этот порядок не был прописан. В них речь идет о расчете налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения, а также в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения. В целях приведения порядка уплаты авансовых платежей в соответствие со ст. 382 НК РФ в упомянутые статьи внесены соответствующие поправки.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, которые не ведут деятельность в РФ через постоянное представительство, является недвижимое имущество, которое принадлежит организации на праве собственности и находится на территории РФ (п. 3 ст. 374 НК РФ). Налоговой базой по этому имуществу признается инвентарная стоимость объектов недвижимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Она определяется по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 НК РФ).
Сумма авансового платежа по налогу наимущество по объекту недвижимости иностранной организации определяется поокончании отчетного периода как произведение налоговой ставки и 1/4 инвентаризационной стоимости по состоянию на начало налогового периода. Это установлено п. 5 ст. 382 НК РФ. Указанный пункт дополнен новым абзацем, в котором определен порядок расчета суммы налога иавансовых платежей по налогу на имущество в ситуациях, когда иностранная организация приобрела или продала объект недвижимости в течение налогового периода.
В этом случае при расчете налога на имущество и авансового платежа необходимо использовать специальный коэффициент (k), который рассчитывается по формуле
k = Кпм : Км,
где Кпм - количество полных месяцев, в течение которых объект недвижимости находился в собственности иностранной организации;
Км - количество месяцев в налоговом или отчетном периоде.
При расчете налога на имущество резиденты как промышленно-производственных, так и технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ) не учитывают стоимость основных средств, которые числятся у них на балансе. В силу п. 17 ст. 381 НК РФ такая льгота действует в течение пяти лет с момента постановки основного средства на учет при выполнении двух условий:
основные средства были созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ;
указанное имущество находится на территории ОЭЗ.
Законодатели установили дополнительное, третье условие, при выполнении которого резиденты ОЭЗ могут воспользоваться льготой по налогу на имущество: основные средства должны использоваться на территории ОЭЗ в рамках соглашений о создании особой экономической зоны.
Глава 30 НК РФ дополнена ст. 386.1, которая посвящена устранению двойного налогообложения при уплате налога на имущество. Российская организация может зачесть в счет уплаты налога на имущество вРФ ту сумму налога на имущество, которую она уплатила за пределами территории России в соответствии с законодательством другого государства в отношении своего имущества, находящегося на территории этого государства. Правда, впределах тех сумм, которые подлежат уплате на территории РФ. Следовательно, если за границей организация заплатила налог на имущество больше, чем причитается к уплате на территории РФ, то сумма превышения не засчитывается в счет будущих платежей.
Чтобы получить зачет, необходимо представить в налоговые органы по местонахождению организации соответствующее заявление и документ об уплате налога за пределами России с отметкой налогового органа соответствующего иностранного государства. Оба документа прилагаются к налоговой декларации по налогу на имущество за тот год, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.
Изменения, внесенные в главу 31 "Земельный налог" НК РФ
Напомним, что до 1 марта информация окадастровой стоимости земельных участков должна быть доведена до сведения налогоплательщиков. В настоящее время порядок их оповещения определяют органы местного самоуправления.
Начиная с 1 января 2008 г. эта обязанность возлагается на Правительство РФ. Такие поправки были внесены в п. 14 ст. 396 НК РФ. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков, ими обладают органы Роснедвижимости, проводящие государственную кадастровую оценку земель, а также ФНС России.
Комментируемым Законом установлен порядок определения налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований (ст. 391 НК РФ). Земельный налог в этом случае рассчитывается по каждому муниципальному образованию в отдельности.
Налоговая база по каждой части земельного участка определяется как доля его кадастровой стоимости, рассчитанная пропорционально доли площади на территории муниципального образования, которую занимает земельный участок. Сумма земельного налога по каждой части земельного участка исчисляется путем умножения налоговой базы на ставку земельного налога, установленную на территории того муниципального образования, на которой находится эта часть участка.
Чтобы привести в соответствие отдельные положения главы 30 НК РФ, которые касаются отчетного периода по земельному налогу, в п. 2 ст. 393 Кодекса внесены изменения. Теперь отчетными периодами будут признаваться I, II и III кварталы календарного года.
Благодаря поправкам, внесенным в п. 1 ст. 397 НК РФ, срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу не может быть установлен ранее срока представления расчета по авансовым платежам, т.е. окончательная дата перечисления авансового платежа по земельному налогу в бюджет не может быть ранее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Если земельный участок используется для ведения жилищного строительства, при расчете земельного налога следует применять повышающие коэффициенты. Организации и предприниматели, закончившие жилищное строительство (кроме индивидуального) в течение трех лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства, с использованием коэффициента 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого расчета, остается вбюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику.
Согласно поправкам, внесенным в указанные пункты, течение трехлетнего идесятилетнего периода начинается с даты государственной регистрации прав на земельные участки, на которых ведется жилищное строительство (п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ).
О.А. Курбангалеева,
главный бухгалтер
ООО "КМ/Ч на Дубининской"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 16, 17, август, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст документа см. на стр. 3 вкладки "Документы номера". - Прим. ред.
*(2) См. также: Голубева Е.И. Анализ изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ // ВНА. - 2007. - N 8.- Прим. ред.
*(3) За исключением расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон.
*(4) Форма утверждена приказом Минфина России от 17 марта 2005 г. N 41н.
*(5) Полный текст документа см. во вкладке "Документы номера" НБУ N 16 и 17 за 2007 г. - Прим. ред.
*(6) "Российская газета" N 165 (4428) от 1 августа 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru