г. Тула |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А54-3599/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "КОМЭКС" и Управления Федеральной службы исполнения наказания по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14 октября 2011 года по делу N А54-3599/2011 (судья Сельдемирова В.А.), принятое
по иску Управления Федеральной службы исполнения наказания по Рязанской области (ОГРН 1026200952722, индекс 390026, г. Рязань, ул.Шевченко, д. 93)
к ООО "КОМЭКС" (ОГРН 1041800261898, индекс 426033, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, д. 12),
третье лицо: ФКУ "Жилищно-коммунальное управление" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Рязанской области (г. Рязань, ул. Островского, д. 124),
о расторжении государственного контракта и взыскании неустойки в сумме 261 589 руб. 61 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Косухиной Л.Н. - представителя по доверенности от 07.07.2011 N 283,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: Кирилина М.Н. - начальника учреждения, выписка из приказа от 24.03.2008 N 149-лс,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КОМЭКС" (далее - ООО "КОМЭКС", общество, ответчик) о расторжении государственного контракта от 05.07.2010 N 145 и взыскании неустойки в сумме 261 589 руб. 61коп.
Определением арбитражного суда от 04.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное управление" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 14.10.2011 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана неустойка в размере 261 589,61 руб. В удовлетворения иска в части расторжения государственного контракта отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленного требования о расторжении государственного контракта. Ответчик также подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт.
Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей истца и третьего лица, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого аукциона между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области (государственный заказчик) и ООО "КОМЭКС" (поставщик) заключен государственный контракт от 05.07.2010 N 145 (далее - контракт), по условиям которого государственный заказчик поручает, а поставщик принимает на себя обязательства по поставке мяса говядины глубокой заморозки 1 категории полутуши и четвертины ГОСТ 779-55 согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 4.1.1 контракта отгрузка продукции производится автотранспортом поставщика в адрес грузополучателя (на склад ФБУ ЖКУ УФСИН России по Рязанской области), расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 124, с 9.00 до 16.00, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней.
В спецификации к государственному контракту стороны предусмотрели количество и сроки поставки партий продукции:
20000 кг на сумму 2 200 200 руб. - в срок до 15.08.2010;
20000 кг на сумму 2 200 200 руб. - в срок до 15.09.2010;
20000 кг на сумму 2 200 200 руб. - в срок до 15.10.2010;
20000 кг на сумму 2 200 200 руб. - в срок до 15.11.2010;
40000 кг на сумму 4 400 400 руб. - в срок до 15.12.2010 (т.1, л.д.20).
Пунктом 6.2. контракта стороны предусмотрели ответственность поставщика за недопоставку или просрочку поставки в установленный контрактом срок в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, от стоимости недопоставленной продукции за каждый день просрочки.
Согласно пункту 10.1 контракта он вступает в силу с 30.06.2010 и действует до 31.12.2010.
В пункте 7.1 контракта стороны предусмотрели разрешение возникших в процессе заключения и исполнения контракта споров в Арбитражном суде Рязанской области.
В рамках контракта ответчиком была поставлена продукция в количестве 79 940 кг на сумму 8 794 199,40 руб. по следующим товарным накладным (т.1, л.д. 21-24):
от 13.08.2010 N 6696 в количестве 19 881,8 кг на сумму 2 187 196,82 руб.;
от 11.09.2010 N 7320 в количестве 20 118,2 кг на сумму 2 213 203,18 руб.;
от 01.10.2010 N 7808 в количестве 19 940 кг на сумму 2 193 599,40 руб.;
от 13.11.2010 N 8866 в количестве 20 000 кг на сумму 2 200 200 руб.
Поставленная продукция оплачена истцом в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 31.08.2010 N 135920 на сумму 2 187 196,82 руб., от 23.09.2010 N 149944 на сумму 2 213 203,18 руб., от 12.10.2010 N 162333 на сумму 2 193 599,40 руб., от 15.12.2010 N 208553 на сумму 2 200 200 руб. (т.1, л.д. 77-80).
Продукция в количестве 40 060 кг ответчиком не поставлена.
Письмом от 02.12.2010 ответчик обратился к истцу с просьбой о расторжении государственного контракта по соглашению сторон из-за невозможности дальнейшего его исполнения в связи с резким повышением цен на поставляемую продукцию, на что истец ответил отказом ввиду имеющейся потребности в мясе.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 18.03.2011 с предложением расторгнуть государственный контракт и выплатить неустойку, с приложением соглашения о расторжении контракта с расчетом неустойки.
Письмом от 30.03.2011 N 49 ответчик указал на допущенные неточности в соглашении о расторжении контракта, неверный расчет неустойки, направив в адрес истца исправленное соглашение о расторжении государственного контракта.
В связи с тем, что соглашение о расторжении государственного контракта сторонами подписано не было, истец обратился в суд с иском о расторжении контракта и взыскании предусмотренной контрактом неустойки в сумме 261 589,61 руб. по состоянию на 01.08.2011 за нарушение сроков поставки и недопоставку продукции.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика неустойки в связи с ненадлежащим исполнением им обязательств.
Согласно ст. 526 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Пунктом 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
В силу ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по государственному контракту подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по договору, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для применения к ответчику гражданско-правовой ответственности в виде договорной неустойки.
Из материалов дела следует, что п.6.2 контракта стороны предусмотрели ответственность поставщика за недопоставку или просрочку поставки в установленный контрактом срок в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, от стоимости недопоставленной продукции за каждый день просрочки.
Суд апелляционной инстанции, произведя расчет неустойки, подлежащей взысканию с ответчика, приходит к следующему выводу.
По первой партии товара период просрочки - с 16.08.2010 по 17.09.2010, количество дней просрочки составляет 31 день, ставка рефинансирования - 7,75%, стоимость непоставленного товара 13 003,182 руб. (118,2 кг*110,01 руб.), следовательно, неустойка составляет 104,13 руб. (13 003,182/100*7,75/300*31).
По второй партии товара период просрочки - с 15.09.2010 по 17.09.2010, количество дней просрочки составляет 2 дня, ставка рефинансирования - 7,75%, стоимость непоставленного товара 2 200 200, следовательно, неустойка составляет 1 136,77 руб. (2 200 200/100*7,75*300*2).
По третьей партии товара период просрочки - с 15.10.2010 по 15.11.2010, количество дней просрочки составляет 30 дней, ставка рефинансирования - 7,75%, стоимость непоставленного товара 6 600,60 (60 кг*110,01 руб.), следовательно, неустойка составляет 51,15 руб. (6 600,60/100*7,75*300*30).
По четвертой партии товара период просрочки - с 15.11.2010 по 22.07.2011 (дата подачи иска), количество дней просрочки составляет 247 дней, ставка рефинансирования - 7,75%, стоимость непоставленного товара 6 600,60 руб. (60кг*110,01 руб.), следовательно, неустойка составляет 421,17 руб. (6 600,60/100*7,75*300*247).
По пятой партии товара расчет неустойки выглядит следующим образом:
период просрочки - с 15.11.2010 по 28.02.2011, количество дней просрочки составляет 103 дня, ставка рефинансирования - 7,75%, стоимость непоставленного товара 4 400 400 руб., следовательно, неустойка составляет 117 087,31 руб. (4 400 400 /100*7,75*300*103);
период просрочки - с 01.03.2011 по 03.05.2011, количество дней просрочки составляет 62 дня, ставка рефинансирования - 8%, стоимость непоставленного товара 4 400 400 руб., следовательно, неустойка составляет 72 753,3 руб. (4 400 400 /100*8*300*62);
период просрочки - с 04.05.2011 по 22.07.2011, количество дней просрочки составляет 78 дней, ставка рефинансирования - 8,25%, стоимость непоставленного товара 4 400 400 руб., следовательно, неустойка составляет 94 388,58 руб. (4 400 400/100*8,25*300*78).
Таким образом, неустойка за ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по договору составляет 285 942,42 руб. (104,13+1 136,77+51,15+421,17+117 087,31+72 753,3+94 388,58).
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что судом первой инстанции взыскано с ответчика 261 589,61 руб. неустойки в пределах заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в указанной части.
При этом расчет ответчика, приведенный в апелляционной жалобе, не принимается во внимание судебной коллегией, как методологически неверный. Указанный расчет произведен по правилам ст.395 ГК РФ и без учета изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Довод апелляционной жалобы о наличии причинно-следственной связи между неисполнением ответчиком обязательства по муниципальному контракту и засухой 2010 года получил надлежащую оценку судом первой инстанции.
Доказательств невозможности приобретения продукции у других поставщиков ответчиком в нарушение положений ст.65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчику были известны условия государственного контракта, заключенного им на аукционе после предварительного изучения проектной документации и письменного подтверждения о согласии с последним. Все необходимые условия, в том числе по объему, срокам поставки, были обществу известны до заключения государственного контракта.
Заключая договор, общество должно было предусмотреть риск и возможность изменения возникших обстоятельств (ст. 2 ГК РФ).
Следовательно, апелляционная жалоба ООО "КОМЭКС" удовлетворению не подлежит.
Отказывая в удовлетворении требования о расторжении государственного контракта, суд первой инстанции пришел к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено расторжение договора в случае истечения срока его действия.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом ввиду следующего.
Согласно п. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу п.3 ст.420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются положения об обязательствах (ст.307-419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами, содержащимися в ГК РФ.
По общему правилу, закрепленному п.3 ст.425 ГК РФ, договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с п.1 ст.407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно п.1 ст.408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Следовательно, после надлежащего исполнения сторонами своих обязательств считается прекращенным и договор.
Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом N 94-ФЗ истечение срока действия договора не отнесено к основаниям прекращения обязательства.
По смыслу п.3 ст.425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательства сторон по договору, признается действующим до окончания его исполнения.
Данная норма устанавливает соотношение срока действия договора и срока существования возникшего из договора обязательства, действие которого презюмируется до предусмотренного договором момента исполнения обязательства. При этом таким моментом, по смыслу ст.425 ГК РФ, по общему правилу, является лишь полное надлежащее исполнение обязательства, в результате которого сторона получает то, на что рассчитывала при заключении договора.
Само по себе окончание срока действия договора не прекращает обязательства, если какая-либо из сторон не успела к этому сроку исполнить свои обязанности.
Таким образом, если государственным контрактом на выполнение поставки продукции для государственных нужд не предусмотрено определенного условия о том, что истечение срока его действия прекращает обязательства сторон, несмотря на установление в нем срока действия контракта, контракт продолжает действовать до момента окончания исполнения сторонами обязательств надлежащим образом либо до расторжения в установленном законом порядке.
В этом случае предъявление требования о расторжении государственного контракта правомерно.
Данная позиция изложена в определениях ВАС РФ ОТ 10.06.2010 N ВАС-8771/10, от 18.08.2010 N ВАС-10834/10, от 25.11.2010 N ВАС-15880/10, от 12.07.2010 N ВАС-9434/10, от 14.10.2011 N ВАС-10406/11.
Кроме того данные рекомендации даны по результатам совместного заседания Научно-консультативного совета арбитражных судов Центрального и Московского округов от 25-28 октября 2011 года.
Пунктом 2 ст. 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу п.2 ст.523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: 1) поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок 2) неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно п.2 ст.452 ГК РФ требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п.7.3 контракта его можно расторгнуть только по согласованию сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п.10.1 срок действия контракта с 30.06.2010 по 31.12.2010.
При этом контрактом не предусмотрено определенного условия о том, что истечение срока его действия прекращает обязательства сторон.
Довод истца о неисполнении ответчиком обязательства по передаче товара в предусмотренные контрактом сроки подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергается.
Суд апелляционной инстанции признает неоднократное нарушение сроков поставки товара, а также его поставку не в полном объеме существенными нарушениями условий государственного контракта.
Таким образом, согласно ст.450 ГК РФ условия расторжения государственного контракта наступили, поэтому заявленное требование является правомерным и подлежит удовлетворению.
Ответчик не представил суду подписанного сторонами соглашения о расторжении государственного контракта, а равно иных надлежащих доказательств полного и безоговорочного акцепта предложения (оферты) о его расторжении. Таким образом, государственный контракт от 05.07.2010 N 145 на момент рассмотрения спора судом первой инстанции являлся действующим, предусмотренные им обязательства сторонами не исполнены, поэтому единственным способом прекращения обязательств является его расторжение в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что истцом неоднократно в адрес ответчика направлялись претензии, в которых ООО "КОМЭКС" предлагалось заключить соглашение о расторжении государственного контракта (претензия от 01.02.2011 N 63/50-402, от 18.03.2011 N 63/50-1169 - т.1, л.д.30,32). Ответчик в письме от 30.03.2011 N 49 (т.1, л.д.37) отказался подписать соглашение о расторжении контракта в редакции, предложенной истцом.
Следовательно, истцом выполнено требование п.2 ст.452 ГК РФ.
На основании изложенного, принимая во внимание существенное нарушение ответчиком условий контракта, суд первой инстанции не имел оснований для отказа истцу в удовлетворении заявленного требования о расторжении государственного контракта от 05.07.2010 N 145.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции в данной части отмене, а государственный контракт от 05.07.2010 N 145 расторжению.
В соответствии с положениями ч.3 ст.110 АПК РФ и ч.1.1 ст.333.37 НК РФ, так как истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то она подлежит взысканию в федеральный бюджет с ответчика.
Таким образом, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по делу в размере 6 000 руб.: 4 000 руб. в силу п.п.2 ч.1 ст.333.21 НК РФ и 2 000 руб. в силу п.п.4, 12 ч.1 ст.333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.10.2011 по делу N А54-3599/2011 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области о расторжении государственного контракта на закупку продукции от 05.07.2010 N145.
В указанной части исковые требования удовлетворить.
Расторгнуть государственный контракт на закупку продукции от 05.07.2010 N 145, заключенный между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области и обществом с ограниченной ответственностью "КОМЭКС".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КОМЭКС" (Удмурсткая республика, 426033, г.Ижевск, ул.30 лет Победы, д.12, ОГРН 1041800261898) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины по делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3599/2011
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "КОМЭКС"
Третье лицо: ФБУ ЖКУ УФСИН России по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3599/11
18.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1081/12
23.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6029/11
23.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6030/11
14.10.2011 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3599/11