г. Вологда |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А44-3937/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" Абдулаева В.С. по доверенности от 02.10.2009 N 00064, от ответчика Петровой И.Г. по доверенности от 19.09.2011 N 14,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 октября 2011 года по делу N А44-3937/2011 (судья Духнов В.П.),
установил
открытое акционерное общество "Боровичский комбинат огнеупоров" (ОГРН 1025300987139) (далее - ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в указании в справке N 855 (860) на наличие задолженности общества перед бюджетом по уплате налогов, сборов, страховых взносов и налоговых санкций; в справке N 14961 формы 39-1, выданной по состоянию на 17.08.2011, - на наличие задолженности общества по пеням, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в сумме 398 313 руб. 80 коп. и пеням по арендной плате за пользование лесным фондом в сумме 27 322 руб. 78 коп.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 04 октября 2011 года требования общества удовлетворены: признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся во включении в справку N 855 (860) и формы N 39-1 за N 14961 данных о наличии у ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" непогашенной задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, подлежащей взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 17.08.2011; в качестве мер по устранению допущенных нарушений прав общества на налоговый орган возложена обязанность немедленно выдать ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" справки об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате на 17.08.2011 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Также с инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 4000 руб.
Налоговый орган с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 октября 2011 года изменить,
исключив из мотивировочной части решения вывод о том, что "включение в оспариваемые справки инспекцией сумм недоимок по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, начисленных по результатам выездной налоговой проверки в общей сумме 10 844 716 руб., неправомерно, поскольку взыскание данных сумм приостановлено судом до вступления решения суда в законную силу, на дату, указанную в справках, срок уплаты данных сумм не наступил", так как обеспечительные меры наложены судом в рамках Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а отсрочка предоставляется в рамках налогового законодательства;
заменив в резолютивной части решения суда вывод "в качестве мер по устранению допущенных нарушений прав ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области немедленно выдать ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" справки об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате на 17.08.2011 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" на вывод "в качестве мер по устранению допущенных нарушений прав ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области немедленно выдать ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и пеней, подлежащих уплате на 17.08.2011 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
В обоснование жалобы инспекция ссылается на то, что обеспечительные меры, которыми приостановлено взыскание задолженности по налогам, пеням и штрафам, наложены в порядке арбитражного процессуального производства, что не является отсрочкой, которая предоставляется в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации. Также указывает, что Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обязательств, при наступлении которых у нее возникнет обязанность списать задолженность; невозможность взыскания такой задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание для признания такого долга безнадежным и его списания.
Общество в письменных возражениях отклонило доводы, приведенные в жалобе, просило в удовлетворении ее требований отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения (справка о задолженности по результатам выездной налоговой проверки) и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" обратился в инспекцию с заявлением о выдаче справки об отсутствии у него задолженности перед бюджетом с целью ее представления в экономический комитет администрации Новгородской области для выдачи лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Налоговым органом обществу выданы следующие справки:
- от 17.08.2011 N 860 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, согласно которой по состоянию на 17.08.2011 общество имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации;
- от 17.08.2011 N 14961 (форма 39-1) о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в соответствии с которой за обществом числится задолженность в сумме 388 313 руб. 80 коп. по уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, 27 322 руб. 78 коп. по уплате пеней по арендной плате за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы.
На основании данных справок экономический комитет администрации Новгородской области письмом от 15.08.2011 N 8/1/2278 отказал обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Новгородской области.
ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", ссылаясь на отсутствие указанной задолженности, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная инстанция находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ (далее - Методические указания).
Согласно пункту 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических указаний, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций делается запись следующего содержания: "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
В силу пункта 3 Методических указаний при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись "Не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации.
В данном случае из письма инспекции от 06.09.2011 N 613/011235 следует, что в справке от 17.08.2011 N 860 отражено наличие у общества задолженности, а именно по выездной налоговой проверке в общей сумме 10 844 716 руб., в том числе по налогам в сумме 8 939 195 руб., по пеням в размере 1 458 678 руб., по штрафам в сумме 446 843 руб. Определением Арбитражного суда Новгородской области об обеспечении заявления от 04 мая 2011 года по делу N А44-1866/2011 взыскание данной задолженности приостановлено до рассмотрения дела по существу и вступления судебного акта в законную силу.
Таким образом, в справке от 17.08.2011 N 860 отражены сведения о задолженности по налогам, пеням и штрафам, уплата которых приостановлена судебным актом на момент составления справки в силу оспаривания решения об их доначислении.
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно быть достоверным, соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.
В выданной инспекцией справке от 17.08.2011 N 860 содержалась информация о наличии у ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" по состоянию на 17.08.2011 неисполненной обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов без указания на то, что исполнение решения налогового органа, на основании которого произведено их доначисление, приостановлено определением суда. Следовательно, данная информация о задолженности общества по налогам, сборам, пеням и штрафам носит неполный, недостоверный характер, не отражает его действительной налоговой обязанности перед бюджетом.
Поскольку действия налогового органа по выдаче такой справки нарушили право ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" на получение достоверной информации, необходимую осуществления прав и законных интересов в предпринимательской деятельности (получение лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции), суд первой инстанции обоснованно признал действия инспекции по выдаче такой справки незаконными и возложил на нее обязанность выдать по заявлению налогоплательщика справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, налоговых санкций без учета суммы задолженности, выявленной по выездной налоговой проверке в общей сумме 10 844 716 руб.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 ноября 2011 года по делу N А52-771/2011.
Ссылка подателя жалобы на то, что обеспечительные меры, которыми приостановлено взыскание задолженности по налогам, пеням и штрафам, наложены в порядке арбитражного процессуального производства, что не является отсрочкой, которая предоставляется в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, несостоятельна. В силу статей 16, 96 АПК РФ определения являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат немедленному исполнению на всей территории Российской Федерации в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. Следовательно, принятые судом обеспечительные меры обязательны для налогового органа, в том числе в части включения сведений в справку о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Кроме того, по состоянию на 22.11.2011 доначисление и предложение обществу уплатить задолженность по налогу на прибыль в сумме 8 939 195 руб., соответствующие суммы пеней и штрафов, выраженное в решении от 03.03.2011 N 10, признаны недействительными решением Арбитражного суда Новгородской области от 02.09.2011 в рамках дела N А44-1866/2011.
Помимо этого, из письма инспекции от 06.09.2011 N 613/011235 следует, что в справке от 17.08.2011 N 14961 (форма 39-1) отражена задолженность по уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 388 313 руб. 80 коп. и задолженность по уплате пеней по арендной плате за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы в размере 27 322 руб. 78 коп.; задолженность начислена за неналоговые платежи по обязательствам, возникшим до 01.01.2005.
В данном случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что инспекция в справке от 17.08.2011 N 14961 (форма 39-1) отразила суммы задолженности ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", не соответствующие реальной обязанности заявителя по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет, поскольку обязанность по уплате указанной задолженности налоговым органом документально не подтверждена.
Данное обстоятельство не оспаривается инспекцией и в апеллционной жалобе.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил требования общества в указанной части, признав оспариваемые действия инспекции по выдаче такой справки незаконными, возложив на инспекцию в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязанность выдать справку об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 388 313 руб. 80 коп. и по уплате пеней по арендной плате за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы в размере 27 322 руб. 78 коп.
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2011 года N 05-6394/2010.
В апелляционной жалобе инспекция ссылается на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обязательств, при наступлении которых у нее возникнет обязанность списать задолженность; невозможность взыскания такой задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание для признания такого долга безнадежным и его списания. Данный довод не имеет правового значения для дела, выходит за рамки рассматриваемого спора, поскольку списание спорных сумм как нереальных к взысканию осуществляется по правилам статьи 59 НК РФ. Факт того, что инспекция продолжает учитывать эту сумму в карточке лицевого счета как пени, препятствует получению обществом справки об отсутствии у него реальной задолженности по налогам и сборам, то есть влечет нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, являющееся основанием для вывода о незаконности оспариваемых действий ответчика.
В апелляционной жалобе инспекция просит оспариваемое решение суда в мотивировочной и резолютивной частях изменить.
Согласно части 1 статьи 266 названного Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными настоящей главой. Частью 1 статьи 266 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Следовательно, апелляционная инстанция рассматривает спор по существу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Кодекса по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (в редакции постановлений Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 61, от 24.03.2011 N 30) разъяснено, что "при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ.
В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции".
В данном случае вывод суда первой инстанции в мотивировочной части о том, что "включение в оспариваемые справки инспекцией сумм недоимок по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, начисленных по результатам выездной налоговой проверки в общей сумме 10 844 716 руб. неправомерно, поскольку взыскание данных сумм приостановлено судом до вступления решения суда в законную силу, на дату, указанную в справках, срок уплаты данных сумм не наступил", а также вывод, изложенный в резолютивной части судебного акта, о том, что "в качестве мер по устранению допущенных нарушений прав ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области немедленно выдать ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров" справки об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате на 17.08.2011 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации", являются правильными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения решения суда первой инстанции путем исключения из него таких выводов.
Апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04 октября 2011 года по делу N А44-3937/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3937/2011
Истец: ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 1 по Новгородской области