В муниципальном медицинском учреждении женщинам в период беременности и родов была оказана услуга на платной основе "Лечение в платной палате повышенной комфортности родового отделения с дополнительным обслуживанием". В калькуляцию услуги включено: предоставление 1-местной палаты, телевизора, холодильника, дополнительный ежедневный осмотр заведующего отделением.
Контрольно-ревизионный отдел Фонда социального страхования РФ (далее - КРО), ссылаясь на п. 17 приказа Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33, не принимает к оплате талоны N 2 родовых сертификатов выданных женщинам, которые воспользовались данной платной услугой. Правомерны ли действия КРО? Что следует сделать бюджетному учреждению, для того чтобы отстоять свои права?
В пункте 17 Порядка и условий оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 10.01.2006 N 5 и действовавшего в 2006 г., во исполнение ст. 17 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" было сказано, что не подлежат оплате услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов учреждениями здравоохранения, заключившими договоры с женщинами об оказании медицинской помощи в период беременности и родов на платной основе. В письме от 07.06.2006 N 2989-ВС Минздравсоцразвитие России разъяснил, что в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 25.07.2002 N КАС 02-373 государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемый в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461, включает необходимые виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно.
Указанной Программой предусмотрено, что амбулаторно-поликлиническая помощь в период беременности и родов оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем она включает в себя тот минимальный объем медицинской помощи, который необходим для ее надлежащего оказания.
Таким образом, оказание любого вида медицинской помощи на платной основе является основанием для отказа в оплате региональными отделениями талонов услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, поскольку при решении вопросов об оплате талонов родовых сертификатов принимаются во внимание не источники финансирования медицинской помощи по договору об оказании платных медицинских услуг, а сам факт платности заключенного договора.
Оказание "бытовых" сервисных услуг, предоставляемых родильными домами женщинам в период родов, например предоставление палаты повышенной комфортности, услуг персональной сиделки и других, не является основанием для отказа в оплате талонов N 2 родового сертификата.
В 2007 г. действуют Порядок и условия оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33. Из пункта 17 данного порядка следует, что не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования. Таким образом, талоны родовых сертификатов N 2 не подлежат оплате, если женщине были оказаны медицинские услуги на платной основе. В случае если женщине были оказаны медицинские услуги в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885, на безвозмездной основе и дополнительно были оказаны платные услуги, как нахождение в палате повышенной комфортности, то талон родового сертификата N 2 к оплате должен приниматься. Однако писем, разъясняющих, что в 2007 г. оказание "бытовых" сервисных услуг, предоставляемых родильными домами женщинам в период родов, предоставление палаты повышенной комфортности, услуг персональной сиделки и т.д., не является основанием для отказа в оплате талонов N 2 родового сертификата нет.
Руководствуясь Определением Верховного Суда РФ от 25.07.2002 N КАС02-373, можно сделать вывод о том, что если роженице вашим учреждением был предоставлен бесплатно гарантированный объем медицинской помощи (что вы можете подтвердить документально), предоставляемый в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885, то Фонд социального страхования РФ не вправе отказать вам в оплате талонов родовых сертификатов N 2. Однако Фонд считает иначе.
Исходя из вопроса следует, что КРО не принимают к оплате талоны N 2 родовых сертификатов. В этом случае вы вправе подать в суд и решить спор в судебном порядке. Однозначно предугадать решение суда сложно, хотя можно предположить, что он встанет на вашу сторону по принятию к оплате талонов родовых сертификатов, по крайней мере за январь и февраль 2007 г. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (далее - Правила N 1009) нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации. После этого нормативные акты подлежат официальному опубликованию в течение дня после государственной регистрации в "Российской газете", в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" и др. В соответствии с п. 19 данных Правил федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Поскольку приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 33 был зарегистрирован 20.02.2007 г. N 8980, а в "Российской газете" за N 44 был опубликован 02.03.2007, то, несмотря на то, что в п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 значится, что он вступает в силу с 1 января 2007 года*(1), приказ Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 в соответствии с п. 19 Правил N 1009 подлежит исполнению с 02.03.2007.
Е.В. Левкина,
методист-консультант
15 августа 2007 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 16, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).