город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2012 г. |
дело N А53-14054/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии:
от заявителя - Крупенкиной Т.Д. по доверенности N 07-07/01 от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2011 по делу N А53-14054/2011,
принятое в составе судьи Захарченко О.П.,
по заявлению открытого акционерного общества "Южтрубопроводстрой"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Южтрубопроводстрой" (далее ОАО "Южтрубопроводстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области (далее Управление Росреестра по Ростовской области, регистрационная служба) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от 23.05.2011 N 31/031/2011-160; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на административно-бытовое здание, литер А3, общей площадью 65,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Новочеркасск, ул.Спортивная, 4 и выдать на него свидетельство о регистрации права собственности (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых протокольным определением суда от 19.10.2011 в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 142)).
Заявленные требования мотивированы тем, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации права собственности общества, поскольку заявитель представил полный пакет документов. В состав имущества ПСМО "Южтрубопроводстрой" вошли 2 здания общежития, которые были переданы в муниципальную собственность. Спорное здание общежитием не является.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2011 заявленные требования удовлетворены: отказ Управления Росреестра по Ростовской области в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от 23.05.2011 N 31/031/2011-160 признан незаконным; регистрационная служба обязана зарегистрировать за ОАО "Южтрубопроводстрой" право собственности на административно-бытовое здание, литер А3, общей площадью 65,7 квадратных метров, расположенное по адресу: город Новочеркасск, улица Спортивная, 4.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом были представлены все необходимые документы для государственной регистрации, подтверждающие право собственности и содержащие все необходимые сведения, в соответствии с требованиями статей 16, 18 Федерального закона от 22.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Спорный объект расположен в г.Новочеркасске по ул.Спортивная, 4 и является административно-бытовым зданием, что подтверждается техническим паспортом 2010 года и кадастровым паспортом 2011. В плане приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой" отсутствовали общежития, расположенные по адресу: г.Новочеркасск, ул.Спортивная, 4, по которому была расположена производственная база заявителя. В процессе технической инвентаризации назначение спорного объекта ("общежитие") было указано со слов заявителя, однако, в дело не представлены доказательства перевода спорного объекта из нежилого фонда в жилой. Данные технических паспортов 1999 года, в силу пункта 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ N 921 от 04.12.2000, не могут являться основанием для изменения назначения спорного объекта недвижимости.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы указал, что по смыслу статей 16, 19, 92, 94 ЖК РФ, к специализированному жилищному фонду относятся жилые помещения в общежитиях, а не здания общежитий в целом. Не подлежат отчуждению как жилые помещения в здании общежития, так и общежитие в целом. Здание общежития не является объектом жилищных прав и учитывается в ЕГРП, как нежилое. По мнению регистрационной службы, суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что ОАО "Южтрубопроводстрой" обратилось с заявлением о регистрации права собственности на нежилое здание общей площадью 65,7 кв.м., которое является общежитием, указав наличие в нем жилой площади 45,1 кв.м. Ранее в 2001 году ОАО "Южтрубопроводстрой" уже обращалось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности на тот же объект, как на здание общежития. К заявлению был приложен технический паспорт 2001 года, составленный по результатам технической инвентаризации 1999 года, в котором общежитие литер А3 было указано наряду с иными зданиями производственного комплекса, в том числе административным корпусом. В 2001 году заявителю было отказано в государственной регистрации права на спорное общежитие, на основании плана приватизации и технического паспорта здания по состоянию на 1999 год. Указанные документы были включены в состав регистрационного дела и при повторном обращении ОАО "Южтрубопроводстрой" с заявлением о государственной регистрации права оценивались регистратором в совокупности с вновь представленными на регистрацию документами (п.1 ст.17, п.12 ст.33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Справки МУП "ЦТИ" и пояснения заявителя не могут являться достаточными доказательствами, опровергающими данные технического паспорта 2001 года, поскольку МУП "ЦТИ" не является участником приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой", не уполномочен решать вопросы приватизации спорного имущества, а также его использования (неиспользования) промбазой МГП "Ремонтник". Представленный заявителем план приватизации не содержит адреса, площади и иные идентифицирующие признаки, позволяющие установить, что включенные в план приватизации общежития имеют иной адрес, чем спорное здание, уже переданы в муниципальную собственность и переведены из общежитий в многоквартирные дома. В соответствии с законодательством, действовавшим на момент приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой", общежития относились к жилищному фонду и подлежали передаче в ведение органов местного самоуправления или на баланс его правопреемников с сохранением всех жилых прав граждан в нем проживающих, в том числе права на приватизацию (ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1, п.1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, ст.ст.6, 7 ЖК РСФСР). Отчуждение общежитий в собственность общества действующим законодательством не допускается. Поскольку решение об изменении статуса спорного здания путем перевода жилых помещений здания общежития в нежилые помещения административно-бытового здания заявителем не представлено, в государственной регистрации право собственности общества было правомерно отказано.
В отзыве ОАО "Южтрубопроводстрой" апелляционную жалобу не признало, просило оставить решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2011 без изменения, жалобу без удовлетворения. Заявитель указал, что обратился в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности на административно-бытовое здание литер А3 общей площадью 65,7 кв.м., а не нежилое здание площадью 65,7 кв.м. (в том числе жилой 45,1 кв.м.). Спорное административно-бытовое здание по ул.Спортивной, 4 в г.Новочеркасске не являлось общежитием, в связи с чем, не было включено в состав специализированного жилищного фонда в установленном порядке. В 2001 году ОАО "Южтрубопроводстрой" проводило государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г.Новочеркасск, ул.Спортивная, 4, однако, заявление о государственной регистрации прав на административно-бытовой корпус по указанному адресу не подавалось. Доводы регистрационной службы о том, что заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект литер АЗ несостоятельны. Согласно плану приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой" от 01.11.1993 в уставный капитал ОАО "Южтрубопроводстрой" подлежали включению только два общежития в г.Новочеркасске, расположенные по ул. Театральная N N 4 и 6, которые были переданы в муниципальную собственность на основании постановлений мэра г.Новочеркасска. Общежития по ул. Спортивной, 4 в г.Новочеркасске в плане приватизации не значатся. Технический паспорт не является правовым документом, подтверждающим право собственности и техническое назначение объектов, поскольку внесенные в него сведения носят заявительный характер. В техническом паспорте 2001 года спорное здание заявлено в качестве общежития, поскольку 2 комнаты в административно-бытовом здании использовались для временного пребывания командированных водителей. При этом целевое назначение административно-бытового корпуса с нежилого на жилое не было изменено. В связи с отсутствием надобности использования помещений для пребывания командированных водителей здание административно-бытового корпуса было закреплено за структурным подразделением общества - АТП-2.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу не признала, просила решение Арбитражного суда Ростовской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Росреестра по Ростовской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствии не явившегося заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Южтрубопроводстрой" было создано в порядке преобразования государственного предприятия производственное строительно-монтажное объединение "Южтрубопроводстрой" в процессе приватизации, что подтверждается решением Областного комитета по управлению имуществом N 5545/9 от 01.11.1993 (т.1 л.д.49). Согласно свидетельству серии 61 N 000594706 ОАО "Южтрубопроводстрой" было зарегистрировано администрацией г.Ростова-на-Дону 10.11.1993 за N 2355 РП (т.1 л.д.51).
Из плана приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой" следует, что в состав имущества преобразуемого предприятия передаваемого открытому акционерному обществу были включены объекты, отраженные в акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (т.1 л.д.30), в том числе, имущество структурных подразделений предприятия: АТП-2, расположенное в г.Новочеркасске по ул. Спортивной, 3 и ремонтно-механического управления - г.Новочеркасск, ул. Спортивная, 2 (т.1 л.д.82). В составе имущества подлежащего приватизации имущественного комплекса АТП-2 указано административно-бытовое здание (т.1 л.д. 31).
24 марта 2010 года открытое акционерное общество "Южтрубопроводстрой" обратилось в Новочеркасский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на административно-бытовое здание, литер "A3", общей площадью 65,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Новочеркасск, Ростовской области, ул. Спортивная, 4 (т.1 л.д.80).
Уведомлением от 22.04.2011 N 31/031/2011-160 Управление Росреестра по Ростовской области известило ОАО "Южтрубопроводстрой" о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорный объект на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на срок до 21.05.2011. Регистрационная служба указала о наличии сомнений в наличии оснований для государственной регистрации права, поскольку в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 14.07.1999 здание литер АЗ является общежитием общей площадью 65,7 кв.м., жилой - 45 кв.м., которое не подлежит приватизации в силу абзаца 1 статьи 4 Закона РФ N 1541-1 от 04.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В техническом паспорте 2010 года спорное здание литер АЗ указано как административно-бытовое здание. Документ, подтверждающий изменение статуса общежития на административно-бытовое здание на государственную регистрацию не представлен. В акте оценки стоимости зданий и сооружений ПСМО "Южтрубопроводстрой" отсутствует административно-бытовое здание, расположенное по адресу, указанному заявителем. Для возобновления государственной регистрации права собственности заявителю предложено устранить выявленные регистратором несоответствия (т.1 л.д.13-14).
23 мая 2011 года Управление Росреестра по Ростовской области известило ОАО "Южтрубопроводстрой" об отказе N 31/031/2011-160 в государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Регистрационная служба указала, что документы, представленные на государственную регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как при проведении правовой экспертизы было установлено, что в регистрационном деле имеется технический паспорт от 14.07.1999, согласно которому здание литер A3, является общежитием (общая площадь 65.7 кв.м., жилая 45 кв.м.). Указом Президента РФ от 10.01.1993 N 8 установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности и должны находиться в ведении местной администрации по месту нахождения объекта. Документ, подтверждающий изменение статуса общежития на административно-бытовое здание не представлен заявителем.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности на спорный объект является незаконным ОАО "Южтрубопроводстрой" в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии со статьей 13, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающего документа ОАО "Южтрубопроводстрой" представило на государственную регистрацию план приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой", утвержденный Комитетом по управлению имуществом Ростовской области 11.11.1993 (т.1 л.д.21,81).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действующего на момент приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой", было определено, что приватизацией государственных и муниципальных предприятий является приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществлялась путем их купли - продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России.
Общий порядок преобразования государственных предприятий в акционерные общества был определен Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721, на основании которого было принято решение Областного комитета по управлению имуществом N 5545/9 от 01.11.1993 о преобразовании ПСМО "Южтрубопроводстрой" в акционерное общество открытого типа (т.1 л.д.49).
В силу пункта 6 указанного Положения утвержденный комитетом план приватизации предприятия является решением о его преобразовании в акционерное общество (п. 6 Положения).
С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки (пункт 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721).
ОАО "Южтрубопроводстрой" было зарегистрировано администрацией г. Ростова-на-Дону 10 ноября 1993 года за N 2355 РП (т. 1 л.д.51), в связи с чем, с указанной даты общество стало правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия, в том числе собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
При анализе положений плана приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой" судом установлено, что предприятие подлежало преобразованию вместе с входящими в его состав структурными подразделениями, в том числе автотранспортным предприятием N 2 (далее АТП N 2), расположенным по адресу: г.Новочеркасск, ул.Спортивная, 2 и ремонтно-механическим управлением - г.Новочеркасск, ул. Спортивная, 3 (т.1 л.д.82).
В соответствии с актом оценки стоимости зданий и сооружений ПСМО "Южтрубопроводстрой", являющимся приложением к плану приватизации, в составе АТП N 2, расположенного по адресу: г.Новочеркасск, ул.Спортивная, 2, было отражено "административное здание бытовое". Сведения о включении в состав имущества, переданного заявителю в процессе преобразования ПСМО "Южтрубопроводстрой", иного административного здания, расположенного в г.Новочеркасске, отсутствуют.
В качестве документов, содержащих техническое описание спорного объекта, заявителем представлены технический паспорт по состоянию на 18.10.2010 (т.1 л.д.34) и кадастровый паспорт. Согласно указанным документам спорный объект представляет собой административно-бытовое здание, литер А3, общей площадью 65,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Новочеркасск, ул.Спортивная, 4 (т.1 л.д.34, 97). Аналогичные данные отражены в справке МУП "ЦТИ" N 2307 от 04.03.2011, представленной заявителем на государственную регистрацию права собственности (т.1 л.д.99).
Управление Росреестра по Ростовской области, в порядке статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не подтвердило, что на момент приватизации спорное здание являлось общежитием и не могло быть передано в собственность заявителя.
Согласно приложению N 1 к плану приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой" (правопредшественник ОАО "Южтрубопроводстрой"), в уставный капитал заявителя были включены только два общежития, расположенные в городе Новочеркасске.
В дело представлено решение Новочеркасского городского Совета народных депутатов Ростовской области от 30.05.1979, согласно которому исполком городского совета народных депутатов утвердил акт N 4 Государственной комиссии от 30.05.1979 по приему в эксплуатацию общежития на 216 мест, полезной площадью 2361,9 кв.м. СУ-3 "Главюжтрубопроводстрой" по ул. Театральная, 4. Решением от 02.06.1975 N 252 исполком городского совета народных депутатов был утвержден акт государственной комиссии в отношении общежития СУ-3 на 216 мест, полезной площадью 2177,6 кв.м., расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Театральная, 6 (т.1 л.д.134-135).
Сведения о создании правопредшественником ОАО "Южтрубопроводстрой" иных общежитий на территории г.Новочеркасска и вводе их в эксплуатацию в материалах дела отсутствуют.
На основании постановлений главы администрации города Новочеркасска от 21.09.1994 N 2929 и от 29.09.1994 N 3131 вышеуказанные общежития были переведены в жилые 26-квартирный и 72-х квартирный дома, расположенные по адресу: г.Новочеркасск, ул.Театральная N 4 и N 6 (т.1 л.д.132-133).
Данное обстоятельство подтверждается справкой МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска от 18.10.2011 N 1095, согласно которой здания литер "А" по ул. Театральная, 4, ул. Театральная, 6 числятся в учетной документации предприятия, как многоквартирные жилые дома.
Согласно постановлению главы администрации города Новочеркасска от 27.12.1996 N 3926 в муниципальную собственность передан, принадлежащий ОАО "Южтрубопроводстрой", жилой дом, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Театральная, 4, о чем также составлен акт приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства (т.1 л.д.128-129).
В соответствии с постановлением мэра города Новочеркасска от 23.11.1999 N 2975 дом-общежитие N 6 по улице Театральной, общеполезной площадью 1524,7 кв.м., в том числе жилой 851,3 кв.м., принадлежащий ОАО "Южтрубопроводстрой", передан в муниципальную собственность по акту приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства (т.1 л.д. 130).
Сведения о включении в план приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой" иных общежитий, расположенных на территории г.Новочеркасска, в том числе по ул. Спортивной, 4, в материалах дела отсутствуют.
Из плана приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой" следует, что по ул.Спортивной в городе Новочеркасске были расположены структурные подразделения ПСМО "Южтрубопроводстрой" - АТП N 2 и ремонтно-механическое управление.
В информационном письме N 360 от 11.04.2011 МУП "ЦТИ", представленном в регистрационную службу, было указано, что адрес: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Спортивная, 4, был присвоен производственная базе МГП "Ремонтник" постановлением мэра г.Новочеркасска от 02.10.2000 N 3040 "О присвоении юридического адреса производственной базе ОАО "Южтрубопроводстрой" по ул. Спортивной" (т.1 л.д.127).
Первичная техническая инвентаризация объектов капитального строительства, расположенных на территории производственной базы по ул. Спортивной в г.Новочеркасска, была проведена предприятием 05.04.1995.
Объект капитального строительства литер "Э" замерен в размерах 8,0*10,70. Фундамент - каменный ленточный, материал стен - опланкованные, обложены в 0,5 кирпича, перекрытия ж/бетонные, крыша шиферная, полы деревянные, стены оштукатурены. Общая площадь 65,7 кв.м. Техническое описание указанного объекта совпадает с данными технических паспортов на здание литер "АЗ" по состоянию на 14.07.1999 и 18.10.2010.
Доказательства того, что по состоянию на 05.04.1995 спорный объект являлся общежитием, в материалах дела также отсутствуют.
При проведении работ по инвентаризации от 14.07.1999 было выявлено, что в здании литер "Э" были установлены сантехнические приборы и приборы отопления. В связи с проведенными работами по ремонту здания была изменена его литерация на литер "А3".
Назначение строения указано со слов собственника - "общежитие", в соответствии с рекомендациями по технической инвентаризации зданий гражданского назначения, принятыми Росжилкоммунсоюзом, введенными в действие с 01.01.1991. В пункте 2.4 указанных Рекомендаций установлено, что классификация помещений по назначению в инвентарной документации со слов владельца рассматривается как учетно-техническая.
Доказательства того, что указание в техническом паспорте о назначении спорного объекта (общежитие) было внесено на основании какого-либо правоустанавливающего документа или акта компетентного органа (решения о вводе общежития в эксплуатацию, о переводе административного здания в общежитие и т.д.), отсутствуют.
В дело также не представлены сведения, подтверждающие, что спорный объект, расположенный на территории производственной базы, был построен и введен в эксплуатацию как общежитие, а не административно-бытовое здание, отраженное в акте оценки зданий и сооружений плана приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой".
Пунктом 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, определены основные задачи государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства:
а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;
д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
Абзацем 3 пункта 7 указанного нормативного акта определено, что технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Таким образом, названный документ содержит характеристики объекта недвижимости (является технической документацией), предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета, то есть не является правоустанавливающим документом.
Следовательно, отраженное в техническом паспорте по состоянию на 14.07.1999 назначение спорного объекта литер "АЗ" носит информационный характер и не имеет правоустанавливающего значения, на что верно указано судом первой инстанции.
Доводы Управления Росреестра по Ростовской области о том, что ОАО "Южтрубопроводстрой" в 2001 году обращалось с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект литер АЗ, расположенное по адресу: г.Новочеркасск, ул.Спортивная, 4, как на здание общежития, и заявителю было отказано в такой регистрации, подлежат отклонению, за отсутствием документального подтверждения.
В дело не представлены заявление и отказ в регистрации права собственности общества на здание литер АЗ в 2001 году, на которые ссылается регистрационная служба. ОАО "Южтрубопроводстрой" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание литер АЗ, расположенное по адресу: г.Новочеркасск, ул.Спортивная, 4, в 2001 году в регистрационную службу не обращалось.
Кроме того, в заявлении 2011 года ОАО "Южтрубопроводстрой" просит осуществить государственную регистрацию права собственности на административно-бытовое здание литер АЗ, расположенное по адресу: г.Новочеркасск, ул.Спортивная,4.
Из представленных в материалы дела документов, с учетом справок МУП "ЦТИ" г.Новочеркасска N 2307 от 04.03.2011, N 1095 от 18.10.2011, N 360 от 11.04.2011, возможно определить индивидуальные признаки тождественности объекта недвижимости, указанного в акте оценки зданий и сооружений плана приватизации ПСМО "Южтрубопроводстрой", кадастровом паспорте от 25.02.2011 и техническом паспорте по состоянию на 18.10.2010.
Отсутствие в акте оценки зданий и сооружений адреса спорного административно бытового здания не препятствует индивидуализации объекта на основании иных документов, представленных на государственную регистрацию.
Учитывая, что ОАО "Южтрубопроводстрой" были представлены в регистрационную службу документы, подтверждающие право собственности и содержащие все необходимые сведения, в соответствии с требованиями статей 16, 18 Федерального закона от 22.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в государственной регистрации является верным.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2011 по делу N А53-14054/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществлялась путем их купли - продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России.
Общий порядок преобразования государственных предприятий в акционерные общества был определен Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721, на основании которого было принято решение Областного комитета по управлению имуществом N 5545/9 от 01.11.1993 о преобразовании ПСМО "Южтрубопроводстрой" в акционерное общество открытого типа (т.1 л.д.49).
...
С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки (пункт 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721).
...
Пунктом 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, определены основные задачи государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства:"
Номер дела в первой инстанции: А53-14054/2011
Истец: ОАО "Южтрубопроводстрой"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области