Особенности применения гражданско-правовых приемов, способов
и средств в области таможенного дела
Гражданско-правовой метод правового регулирования применяется в таможенном деле, правда, в ограниченном количестве и далеко не во всех правоотношениях. Для полной характеристики особенностей этого метода в области таможенного дела необходимо дать краткую характеристику методов регулирования таможенного права в целом.
В литературе по таможенному праву речь идет преимущественно о публично-правовых методах*(1). При этом исследуются самые разнообразные методы, способы и принципы правового воздействия: императивный, диспозитивный, способы правового регулирования (предписания, дозволения, запрещения), принципы демократизма таможенного права, законности, эффективности, учета международно-правового сотрудничества и т.д.*(2)
В числе этих методов прежде всего выделяют разрешительный и ограничительно-запретительный. Каждый из них имеет свои характерные черты и особенности применения.
Разрешительный метод регулирования предусматривает свободу (собственное усмотрение) для участников правоотношений в реализации своих прав, целей и задач. Например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. В ходе реализации разрешительного метода могут использоваться и иные методы воздействия на поведение участников таможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий.
При делегирующем методе правового регулирования законодатель, соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляют участникам таможенных правоотношений конкретные права и свободы в рамках конкретного раздела таможенного законодательства.
Рекомендательный метод правового регулирования таможенных отношений выражается в том, что законодатель предоставляет участникам правоотношений самостоятельно выбирать те или иные варианты поведения и действовать сообразно этому.
При санкционирующем методе законодатель предусматривает для того или иного участника таможенных отношений право самостоятельно принимать решения по интересующим его проблемам, но эти решения должны быть санкционированы в установленном законом порядке.
Декларирование в нашей стране осуществляется путем заявления в таможенные органы в установленной форме (письменной, устной, электронной или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и иных.
Ограничительно-запретительный метод правового регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и установлении объектов рассматриваемых правоотношений и определении закрепительных мер, которые подлежат исполнению на практике. Введение в таможенном законодательстве обязанностей субъектов таможенных правоотношений исключает (имеет целью исключение) всевозможные неправомерные действия, правонарушения и преступления. Рамки возможного поведения позволяют предупредить и пресечь нежелательные действия различных субъектов правоотношений в ущерб общегосударственным интересам. Рамки должного поведения регламентируются стой целью, чтобы общественно-полезная деятельность субъектов таможенных отношений достигала своих целей, не допуская серьезных правонарушений и преступлений. В противном случае жестко действует закон и следует соответствующее наказание.
Указанные подходы ориентированы, в первую очередь, на мнение специалистов в области публичного права. При этом методы публичного права взаимодействуют с методами частного права. Так, разрешительный метод как метод действий государственных органов предполагает предоставление прав субъектам (правонаделение).
В настоящей статье под публично-правовыми методами следует понимать методы, применяемые в отраслях, относимых к публичному праву. При их анализе будем исходить из следующего. Государственное регулирование осуществляется всем комплексом соответствующих правовых образований, входящих в систему отечественного права. Данные образования в соответствии с теорией дуализма права (его деления на частную и публичную составляющие) и в зависимости от ряда существенных особенностей могут подразделяться на частные и публичные. Совокупность публичных образований, к которым относят административное, финансовое, уголовное право и другие его отрасли, образует такую подсистему права, как публичное право.
Иногда дается целостное определение: "Публичное право есть своего рода функционально-структурная подсистема права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные отношения"*(3). При анализе публичного права указывается на наличие его системной организации "благодаря общему предмету и методам регулирования, а также общим институтам"*(4). На наш взгляд, здесь следует говорить об общих чертах предметов и методов правового регулирования отраслей, составляющих как частное, так и публичное право. Такие особенности в совокупности как раз и отличают публичное и частное право.
Гражданско-правовой метод регулирования в таможенном деле наиболее ярко проявляется при регламентации договоров. Так, на договорной основе строятся отношения между владельцем товарного склада и лицами, помещающими товары для хранения на таможенный склад (ст. 226 Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ). При этом определено, что отказ владельца таможенного склада открытого типа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается*(5). Подобные нормы действуют и при регламентации отношений с участием таможенного брокера и таможенного перевозчика.
В таможенном законодательстве предпринимательские договоры в значительном количестве регламентируются как публичные. Широко распространены договоры розничной купли-продажи (п. 2 ст. 492 ГК РФ); проката (п. 3 ст. 626 ГК РФ); бытового подряда (п. 2 ст. 730 ГК РФ); перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 789 ГК РФ); банковского вклада, где вкладчиками являются граждане (п. 2 ст. 834 ГК РФ); складского хранения, заключаемые товарным складом общего пользования (п. 2 ст. 908 ГК РФ); хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (п. 1 ст. 919 ГК РФ); хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК РФ); личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК РФ).
В публичном договоре субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обладает большим опытом в совершении соответствующих сделок и может либо умолчать об определенных негативных обстоятельствах, либо настоять на тех или иных условиях соглашения. Деятельность контрагента предпринимателя в публичных договорах защищена законодательством о защите прав потребителей. При этом законодательство исходит из необходимости преимущественной защиты интересов граждан, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающих, приобретающих, использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Преимущество защиты интересов потребителя проявляется в его более выгодном положении по сравнению с изготовителем, продавцом. В таможенном законодательстве подобных механизмов защиты нет. Очевидно, считается, что осуществляющий предпринимательскую деятельность контрагент способен самостоятельно позаботиться о защите своего права.
Особенности применения гражданско-правовых методов
в области таможенного дела
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений в чистом виде проявляется только в правоотношениях гражданского характера. В остальных случаях присутствуют отдельные черты гражданско-правового метода.
В области таможенного дела к правоотношениям гражданско-правового характера нужно отнести прежде всего правоотношения из договоров. Гражданско-правовой метод здесь проявляется в нескольких плоскостях.
Для гражданско-правового договора характерно следующее:
- субъекты гражданского права по своему усмотрению вступают в договорные отношения;
- субъекты гражданского права по своему усмотрению определяют условия договора;
- стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами;
- стороны могут заключить смешанный договор.
Данные особенности также проявляются в отношениях в области таможенного дела. Субъекты в целом по своему усмотрению вступают в договорные отношения. Понуждение к заключению договора не допускается. Однако установлены случаи заключения договора в обязательном порядке - в частности, публичный договор обязателен для одной стороны.
Субъекты по своему усмотрению определяют условия договора. Исключение составляют случаи, когда законом или иными правовыми актами предписано содержание соответствующего условия, но обязательственное право в значительной степени состоит из диспозитивных норм-правил, которые применяются постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон.
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Они также могут заключить смешанный договор, т.е. содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. К отношениям сторон, возникшим из такого договора, применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре. В то же время в отношениях, связанных с таможенным делом все же присутствуют строго оговоренные договоры, причем в ТК РФ указывается не вид гражданско-правового договора, а существо отношений между сторонами.
Случаи применения отдельных черт (элементов)
гражданско-правового метода
К отдельным чертам (элементам) гражданско-правового метода нужно отнести правонаделение, юридическое равенство субъектов, правовую инициативу и диспозитивность.
Правонаделение прежде всего просматривается в таких глобальных правах, как право любого лица (за исключением особых случаев) на осуществление внешнеторговой деятельности.
В Таможенном кодексе РФ черта правонаделения встречается достаточно часто. Так, ст. 127 ТК РФ устанавливает права декларанта:
- осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в частности, до подачи таможенной декларации;
- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров;
- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров;
- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
- представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в электронной форме.
В статье 143 ТК РФ говорится о правах таможенного брокера (представителя). Это лицо обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Таможенный брокер вправе:
- выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение клиентом обязательств по уплате таможенных платежей;
- требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенного оформления (в частности, содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну), другую конфиденциальную информацию;
- получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований законодательства;
- при заключении договора предоставлять скидки в отношении цены и другие льготы отдельным категориям представляемых лиц;
- устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств.
Таможенный кодекс РФ часто определяет права применительно к конкретным отношениям. Например, в отношениях по проведению экспертизы обозначаются права эксперта (ст. 381 ТК РФ) и права декларанта, а также иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей (ст. 382 ТК РФ). Эксперт вправе:
- знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;
- с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов; запрашивать дополнительные материалы;
- отказываться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители вправе:
- мотивированно заявлять отвод эксперту;
- заявлять ходатайство о назначении конкретного эксперта;
- заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;
- присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;
- брать пробы и образцы товаров и т.д.
Таким образом, правонаделение в области таможенного дела характеризуется тем, что права предоставляются в отношении конкретного субъекта - публичного органа либо контрагента. Часто определенные права указываются в законодательстве применительно к конкретным отношениям.
В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" гражданско-правовой метод регулирования проявляется во введении принципиально новых форм взаимоотношения власти и бизнеса - государство теперь обязано проводить консультации с бизнесом.
Во многих нормах данного Закона можно увидеть характерные черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, основанного на правонаделении. Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением особо оговоренных в законодательстве случаев. Международный транзит по общему правилу также осуществляется свободно.
Юридическое равенство субъектов. Статья 12 ТК РФ устанавливает, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Пункт 4 ст. 59 ТК РФ предусматривает, что таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров.
В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" черта равенства субъектов проявляется в установленном принципе недискриминационного применения количественных ограничений. Метод равенства сторон действует, конечно, в отношении субъектов - различных лиц, однако косвенным его проявлением является установление равенства правового режима объектов и условий их оборота.
Статья 23 указанного Закона предусматривает, что распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности. Статья 45 этого же Закона предоставляет любому лицу право обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Чаще всего юридическое равенство субъектов как черта гражданско-правового метода проявляется в таможенном деле, как и в публичном праве в целом, равенством не сторон правоотношения, а участников внешнеторговой деятельности перед публичными органами.
Правовая инициатива как черта гражданско-правового метода будет рассмотрена вместе с диспозитивностью, так как они взаимно дополняют друг друга.
Диспозитивность проявляется прежде всего в том, что декларант выбирает: самостоятельно он будет декларировать товары либо прибегнет к услугам таможенного брокера (ст. 124 ТК РФ). По общему правилу декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принять ее.
В Таможенном кодексе РФ встречается указание на проведение какого-либо действия по инициативе таможенного органа либо иного субъекта таможенного права. Статья 332 ТК РФ, например, говорит о проводимом по инициативе плательщика зачете в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин.
Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля (ст. 378 ТК РФ) возможно по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица, однако в целом по сравнению с гражданским законодательством инициатива субъектов и диспозитивность проявляются в существенно меньшем объеме.
Вопрос о методах правового регулирования в таможенном деле вообще и о применении гражданско-правового метода правового регулирования в частности важен не только с теоретической точки зрения. На практике адекватные средства правового воздействия существенно сказываются на эффективности правовых норм.
Проблемы эффективности правового регулирования, как нормативного, так и индивидуального, привлекали внимание многих ученых-юристов. Высказана точка зрения, согласно которой необходимо создание синтетической теории эффективности правового регулирования, охватывающей все правовые средства и варианты процесса правового регулирования в их взаимозависимости*(6).
Термин "эффективность" означает свойство кого или чего-либо, приводящее к нужным результатам. Эффективность - это степень реализации социальной ценности правовых стимулов и ограничений, удовлетворения ими интересов людей и, в конечном счете, упорядочивания общественных отношений. Здесь социальная ценность (вернее, ее использование и эффективность) соотносится как процесс и результат (подобно законности и правопорядку, социализации и интернационализации и т.д.). Если социальная ценность обозначает, что именно ею удовлетворяется (какие интересы), то эффективность характеризует "производительность труда" социальной ценности правовых стимулов и правовых ограничений, их продуктивность, коэффициент полезного действия.
Условиями эффективности являются обстоятельства, которые, с одной стороны, способствуют наибольшей реализации ценности права, позволяющей полнее удовлетворять интересы людей, а с другой - сопутствуют действиям индивида, направленным на достижение этой ценности, ее использование.
К условиям эффективности правовых стимулов и ограничений можно, в частности, отнести:
- адекватность правовых стимулов и ограничений (формы) интересам, мотивам и установкам (содержанию);
- совершенство законодательства и правоприменительной деятельности;
- уровень правовой культуры общества и отдельной личности; состояние законности;
- создание конкретной, четкой, понятной и доступной каждому гражданину системы стимулов и ограничений в праве;
- индивидуальный и дифференциро ванный подходы к их реализации, системное единство, комплексность в использовании данных юридических средств и т.д.*(7)
Самое краткое определение, которое можно дать эффективности правового регулирования, это - соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью*(8).
Правовая природа таможенного регулирования с точки зрения
правового стимула и ограничения
Используя опыт профессора А.В. Малько в отечественном правоведении, можно сделать вывод о том, что с позиций теории правовых стимулов и ограничений таможенное регулирование имеет двойственную правовую природу.
Систему исключительно публично-правовых средств таможенного регулирования следует обозначить как правовое ограничение (обременение) предпринимательской деятельности. С другой стороны, таможенное регулирование может носить характер правового стимулирования отдельных, наиболее значимых с точки зрения государства, видов предпринимательской деятельности. В любом значении таможенное регулирование есть средство оптимизации предпринимательского и иного гражданского оборота, осложненного иностранным элементом.
Гражданско-правовые средства в таможенном регулировании, выступая инструментом удовлетворения одновременно публичных и частных интересов, с позиции использующих их частных лиц есть правовой способ снижения известной тяжести публично-правовых обременении, установленных в области таможенного дела. Такое снижение осуществляется преимущественно в форме использования эквивалентно-возмездных договорных механизмов гражданского права.
Г.А. Кормаков,
судья Федерального арбитражного суда
Поволжского округа
"Правосудие в Поволжье", N 4, июль-август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно см.: Минаев М.Ю. Методы и принципы регулирования таможенных отношений // http://www.garweb.ru/conf/gtk/20030930/smi/ msg.asp @id_msg279731.htm
*(2) См., напр.: Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 2000. С. 11, 12; Российское таможенное право. Гл. 3. Предмет, система и источники таможенного права. М., 1997. С. 52-81; Таможенное право / Под ред. А.Ф. Ноздрачева. Гл. 2, § 3. Методы таможенного права. М., 1996. С. 51-54; Яцушко А.Н. О комплексном подходе к разработке и реализации таможенной политики. Таможенная политика России в новых условиях // Материалы научно-практической конференции. М., 1996. С. 113-131.
*(3) Тихомиров Ю.Л. Публичное право. Учебник. М., 1995. С. 29-30.
*(4) Тихомиров Ю.Л. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право. 1996. N 1. С. 6.
*(5) Прозоров В.Ф. Качество и эффективность хозяйственного законодательства в условиях рынка. М., 1991. С. 105.
*(6) Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2000. С. 455-457.
*(7) Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С. 732.
*(8) См., напр.: Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому // Правоведение. 1993. N 5. С. 14-26; Малько А.В. Правовое стимулирование: проблемы теории и практики // Правоведение. 1994. N 3. С. 10-22; Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. 1995. N 4. С. 11-19; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд. М., 2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности применения гражданско-правовых приемов, способов и средств в области таможенного дела
Автор
Г.А. Кормаков - судья Федерального арбитражного суда Поволжского округа
"Правосудие в Поволжье", 2007, N 4