город Омск |
|
18 января 2012 г. |
Дело N А46-9556/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9619/2011) Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2011 по делу N А46-9556/2011 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска
о признании недействительным решения N 09/13986 от 18.07.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Шулпина А.А. (удостоверение, по доверенности N 03-03/017706 от 21.07.2011 сроком действия 1 год);
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Рябков М.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 312 от 20.12.2011 сроком действия по 31.12.2012),
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - ОАО "МРСК Сибири", налогоплательщик, Общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту - ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска, налоговый орган, Инспекция, заинтересованное лицо) N 09/13986 от 18.07.2011.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ОАО "МРСК Сибири" требования в полном объеме, признав недействительным оспариваемое решение налогового органа как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, постановлению Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом".
В обоснование принятого решения арбитражный суд указал, что оспариваемое решение вынесено налоговым органом спустя почти полтора года с момента, когда стало известно о нарушении условий реструктуризации. При этом арбитражный суд указал, что постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п не предусматривает право налогового органа на принятие решения о прекращении реструктуризации за пределами месячного срока со дня возникновения задолженности по уплате текущих налоговых платежей либо неуплаты платежей, установленных графиком.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска указывает, что сумма реструктурированной задолженности по пени и штрафам обществом за 2 квартал 2011 года не оплачена, что не отрицается заявителем и установлено в решении суда первой инстанции. Следовательно, по мнению подателя апелляционной жалобы, налоговый орган, приняв 18.07.2011 оспариваемое решение после выявления нарушения условия реструктуризации в виде неуплаты пеней и штрафов за 2 квартал 2011 года, срок отмены решения не пропустил, поскольку, как полагает податель апелляционной жалобы, месячный срок для отмены решения следует отсчитывать с момента обнаружения налоговым органом неуплаты платежа, установленного графиком, то есть с 01.07.2011.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ОАО "МРСК Сибири" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "МРСК Сибири" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
18.07.2011 начальником ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска принято решение N 09/13986 об отмене реструктуризации (в части региональных налогов) кредиторской задолженности ОАО "МРСК Сибири".
В качестве основания вынесения указанного решения указано на невыполнение ОАО "МРСК Сибири" условий пункта 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п, и неуплату сумм платежей по графикам погашения задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам за период с 01.05.2008 по 01.07.2011.
Полагая, что указанное решение не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
11.10.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое налоговым органом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительству Российской Федерации было предоставлено правомочие по определению порядка и сроков проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Во исполнение данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
В соответствии с пунктом 5 данного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного настоящим постановлением.
Постановлением главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п, принятым в соответствии со статьёй 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 7 Порядка установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в областной бюджет при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в областной бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п.
В соответствии с пунктом 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляет налоговый орган, принявший решение о реструктуризации кредиторской задолженности.
При возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в областной бюджет, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия (пункт 8 Порядка).
Как было установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, 29.12.2001 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска (правопредшественник заинтересованного лица) было принято решение N 05/13964-15 о предоставлении ОАО АК "Омскэнерго" (правопредшественник заявителя) права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным штрафам и пеням по региональным налогам.
Согласно графикам погашения задолженности, являющимся приложением к указанному решению, гашение задолженности должно было производиться заявителем ежеквартально по налогам и сборам с 4 квартала 2002 года по 3 квартал 2007 года, а по пеням и штрафам с 4 квартал 2007 года по 3 квартал 2011 года.
Как установлено судебными актами по делу N А46-12107/2009, в 4 квартале 2007 года и в течение 2008 года заявителем не производилась уплата пеней и штрафов по налогу с продаж, налогу на имущество, в связи с чем налоговым органом 30.04.2009 было принято решение "Об отмене реструктуризации в части региональных налогов".
В связи с нарушением месячного срока, установленного пунктом 9 Порядка, решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12107/2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2009, на преюдициальность которых ссылается ОАО "МРСК Сибири" в ходе рассмотрения настоящего дела, решение Инспекции "Об отмене реструктуризации в части региональных налогов" от 30.04.2009 было признано недействительным.
После чего 22.12.2009 начальником ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска было принято решение N 09/23259, которым отменено решение от 30.04.2009 N 09/7676 "Об отмене реструктуризации в части региональных налогов кредиторской задолженности ОАО "МРСК Сибири", восстановлена реструктуризация (в части региональных налогов) кредиторской задолженности ОАО "МРСК Сибири" по начисленным пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2001 в оставшейся сумме - 16 866 619 руб.
В оспариваемом решении Инспекции N 09/13986 от 18.07.2011 остаток отмененной реструктуризированной задолженности по сравнению с состоянием на 22.12.2009 увеличился и по состоянию на 01.07.2011 составил 16 927 543 руб. При этом, как усматривается из материалов дела, и ОАО "МРСК Сибири" по существу не оспаривается, именно указанная сумма представляет собой остаток реструктуризированной задолженности, не уплаченный налогоплательщиком в соответствии с графиками погашения указанной задолженности.
Признавая недействительным оспариваемое по настоящему делу решение налогового органа, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что, как указано выше, налогоплательщиком в 4 квартале 2007 и в 2008 году не производилась уплата пеней и штрафов, включенных в решение о реструктуризации N 05/13964-15 от 29.12.2001, обстоятельства чего установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 28.09.2009 по делу N А46-12107/2009. Так как после окончания означенного периода, то есть, начиная с 2009 года и до момента принятия оспариваемого по настоящему делу решения налогового органа, налогоплательщиком продолжалась неуплата пеней и штрафов по региональным налогам и сборам по графику реструктуризации, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом принято оспариваемое решение спустя почти полтора года с момента, когда стало известно о нарушении условий реструктуризации.
При этом, как указал суд первой инстанции, Порядок, утвержденный постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 29.11.1999 N 476-п, не предусматривает право налогового органа на принятие решения о прекращении реструктуризации за пределами месячного срока со дня возникновения задолженности по уплате текущих налоговых платежей либо неуплаты платежей, установленных графиком.
Изложенная позиция суда первой инстанции расценивается апелляционным судом как ошибочная в связи с неверным толкованием изложенных выше правовых норм в силу следующего.
С учетом содержания процитированных норм Порядка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в областной бюджет текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей, установленных графиком, налоговый орган в месячный срок, считая со дня возникновения указанных обстоятельств, должен принять решение о прекращении действия решения о реструктуризации.
Однако, правовая позиция ОАО "МРСК Сибири", поддержанная судом первой инстанции, о том, что при пропуске налогоплательщиком первого срока платежа по графику гашения задолженности и пропуске налоговым органом по данному факту пресекательного месячного срока вынесения решения об отмене реструктуризации Инспекция не вправе в дальнейшем при пропуске налогоплательщиком очередного срока платежа выносить соответствующее решение, является ошибочной.
По убеждению суда апелляционной инстанции, указанные выше обстоятельства (наступление очередного срока платежа, уплата (либо неуплата) данного платежа налогоплательщиком) являются вновь возникшими, поскольку, учитывая утвержденный график и периодичность платежей, возникают каждый раз на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом. Следовательно, и месячный срок вынесения решения об отмене реструктуризации надлежит исчислять с каждого первого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, на которое налоговым органом установлена неуплата очередного квартального платежа (платежей).
Иное толкование приведенных выше положений Порядка позволяет налогоплательщику, пропустив первый срок платежа, в случае пропуска налоговым органом срока принятия за это нарушение решения о прекращении реструктуризации (что имеется в рассматриваемом деле), и далее не исполнять график гашения реструктуризированной задолженности, то есть, по сути, освобождает налогоплательщика от установленной законом обязанности по уплате налогов, пени, штрафов в отсутствие на то правовых оснований.
Как следует из материалов дела, на 01.07.2011 сумма реструктуризированной задолженности по пени и штрафам за 2 квартал 2011 года по сроку 30.06.2011 обществом оплачена не была.
Обстоятельство неуплаты названного платежа налогоплательщиком не оспаривается, как и неисполнение обязанности по оплате всех очередных платежей реструктуризированной задолженности по пени и штрафам по региональным налогам.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что налоговый орган, выявив нарушение заявителем на 01.07.2011 условия реструктуризации в виде неуплаты очередного платежа задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам за 2 квартал 2011 года и приняв в течение месяца со дня возникновения указанных обстоятельств (18.07.2011) решение об отмене реструктуризации, срок на вынесение такого решения не пропустил, в связи с чем основания для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции у суда первой инстанции отсутствовали.
При этом то обстоятельство, что неуплата реструктуризированных пеней и штрафов длится с 4 квартала 2007 года, с учетом изложенного выше вывода суда апелляционной инстанции о том, что срок принятия решения об отмене реструктуризации надлежит исчислять применительно к каждому пропущенному сроку оплаты очередного платежа, не может служить основанием для отмены оспариваемого решения Инспекции.
Что касается ссылки ОАО "МРСК Сибири" на решение Арбитражного суда Омской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12107/2009, положенной также в основу обжалуемого решения арбитражного суда, то, как следует из содержания данных судебных актов, признание недействительным решения Инспекции от 30.04.2009 "Об отмене реструктуризации в части региональных налогов" по мотиву пропуска месячного срока, установленного пунктом 9 Порядка, базировалось на нижеизложенных установленных арбитражным судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельствах дела.
В частности, в рамках рассмотрения указанного арбитражного дела судами установлено, что в 4 квартале 2007 года и в течение 2008 года заявителем не производилась уплата пеней и штрафов по налогу с продаж, налогу на имущество, что и обусловило вывод арбитражных судов о пропуске Инспекцией срока принятия оспариваемого решения (30.04.2009). При этом нигде в означенных судебных актах не идет речь о пропуске заявителем срока оплаты задолженности за 1 квартал 2009 года, что позволило бы соотнести указанное арбитражное дело с рассматриваемым, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что утверждать о схожести установленных арбитражными судами обстоятельств вышеназванного и рассматриваемого дел и, как следствие, преюдициальности не представляется возможным.
Также отклоняется судом апелляционной инстанции ссылка общества на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.09.2008 N 8880/08, поскольку выводы суда кассационной инстанции по делу N А35-6361/06-С8, поддержанные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, основаны на том, что инспекция, установив факты несвоевременной уплаты обществом текущих платежей по налогам и сборам, не приняла решений о прекращении действия предоставленной обществу отсрочки, и общество продолжало осуществлять платежи в порядке, определенном решениями о реструктуризации задолженности.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления ОАО "МРСК Сибири" подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение судом норм материального права) с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "МРСК Сибири".
Согласно абзацу третьему пункта 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал соответствующей жалобы и не является ответчиком по делу.
В этой связи в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска взысканию с ОАО "МРСК Сибири" не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2011 по делу N А46-9556/2011 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается ссылки ОАО "МРСК Сибири" на решение Арбитражного суда Омской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12107/2009, положенной также в основу обжалуемого решения арбитражного суда, то, как следует из содержания данных судебных актов, признание недействительным решения Инспекции от 30.04.2009 "Об отмене реструктуризации в части региональных налогов" по мотиву пропуска месячного срока, установленного пунктом 9 Порядка, базировалось на нижеизложенных установленных арбитражным судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельствах дела.
В частности, в рамках рассмотрения указанного арбитражного дела судами установлено, что в 4 квартале 2007 года и в течение 2008 года заявителем не производилась уплата пеней и штрафов по налогу с продаж, налогу на имущество, что и обусловило вывод арбитражных судов о пропуске Инспекцией срока принятия оспариваемого решения (30.04.2009). При этом нигде в означенных судебных актах не идет речь о пропуске заявителем срока оплаты задолженности за 1 квартал 2009 года, что позволило бы соотнести указанное арбитражное дело с рассматриваемым, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что утверждать о схожести установленных арбитражными судами обстоятельств вышеназванного и рассматриваемого дел и, как следствие, преюдициальности не представляется возможным.
Также отклоняется судом апелляционной инстанции ссылка общества на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.09.2008 N 8880/08, поскольку выводы суда кассационной инстанции по делу N А35-6361/06-С8, поддержанные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, основаны на том, что инспекция, установив факты несвоевременной уплаты обществом текущих платежей по налогам и сборам, не приняла решений о прекращении действия предоставленной обществу отсрочки, и общество продолжало осуществлять платежи в порядке, определенном решениями о реструктуризации задолженности.
...
Согласно абзацу третьему пункта 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал соответствующей жалобы и не является ответчиком по делу."
Номер дела в первой инстанции: А46-9556/2011
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска