Закат карьеры подсластит пенсия?
В последнее время все чаще можно услышать заявления о том, что в России созданы условия для вывода "серых" зарплат из тени. Однако нельзя не отметить, что налоговые органы продолжают всевозможными способами давить на работодателей, чтобы они "обелили" компенсации труда своего персонала. Впрочем, такое рвение налоговых органов понятно: легализация зарплат приведет к увеличению поступлений в бюджет от взносов на обязательное пенсионное страхование и единого социального налога. Но стало ли выгодно получать всю зарплату официально?
Авторы вышеупомянутых заявлений декларируют, что, конечно, при выводе из тени части доходов налоговая нагрузка на налогоплательщика увеличится, но это с лихвой компенсируется будущей пенсией. Ведь с неофициальной части дохода работодатель никаких отчислений в Пенсионный фонд не производит, а следовательно, сотрудник рискует получать в будущем пенсию лишь в минимальном размере. Но все-таки, в какой ситуации работник будет в выигрыше: когда его зарплата в полном объеме "белая" или когда ее часть имеет "серый" оттенок?
Отработал - получи
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон N 173-ФЗ), трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть с 1 апреля 2007 составляет 1112,72 рубля и дифференцируется в зависимости от возраста налогоплательщика (свыше 80 лет - 2225,44 рубля), от степени ограничения способности к трудовой деятельности (в отношении пенсии по инвалидности), а также от количества иждивенцев.
Страховая часть определяется по формуле:
СЧ = ПК : Т
При этом
ПК = ПК1 х К1 х К2 + ПК2 х К2, где
К1 - коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала;
К2 - коэффициент индексации страховой части.
Расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года (ПК1) не может быть менее 660 рублей и определяется по следующей формуле:
ПК1 = (СК х ЗР : ЗП х 1671 - 450) х Т, где
СК - стажевый коэффициент, равный 0,55 за общий трудовой стаж (20 лет у женщин, 25 лет у мужчин) и повышающийся на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 20 и 25 лет соответственно, но не более чем на 0,2;
ЗР - заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по данным персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года;
ЗП - среднемесячная зарплата по стране за тот же период, что и ЗР (ЗП за 2000-2001 гг. была равна 1494,5 рубля);
ЗР : ЗП - соотношение заработка застрахованного лица и среднемесячной зарплаты по стране не может превышать значения 1,2 (за исключением "северян", для которых данная величина может варьировать от 1,4 до 1,9);
1671 - средняя зарплата по стране за III квартал 2001 года;
450 - базовая часть пенсии (всегда константа);
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (зависит от года назначения пенсии).
При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 5 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на шесть месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
В свою очередь, общая сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо после 1 января 2002 года (ПК2), с последующей индексацией отражается на лицевом счете в системе персонифицированного учета.
Накопительная часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов и дохода от их инвестирования:
НЧ = ПН : Т, где
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается накопительная часть трудовой пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, используемого в расчете накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (в настоящее время такой нормативный акт не принят).
У лиц старше 1967 года рождения в накопительную часть отчисления не осуществляются (все 14 процентов пенсионных взносов идут только на страховую часть), поэтому для них она равна 0.
Более подробно правила исчисления пенсии расписаны в Законе N 173-ФЗ. Коэффициенты индексации устанавливаются отдельно.
Таким образом, для того чтобы наши выводы были корректны, необходимо рассмотреть четыре случая начисления пенсии. При этом, во-первых, следует сравнить пенсии работников, получавших разную официальную часть зарплаты при прочих равных условиях. Предположим, оклад одного специалиста составлял в течение всего трудового стажа 5000 рублей, а другого - в два раза больше. Сохранится ли эта пропорция в начисленной пенсии?
Во-вторых, поскольку расчет пенсии для рожденных до 1967 года и после отличается появлением накопительной части, необходимо отдельно просчитать размеры пенсии при разной официальной зарплате для обеих возрастных групп.
Расчет пенсии как в целом, так и в разрезе ее составляющих для всех четырех вариантов приведен в таблице 1. В нашем примере для удобства расчетов трудовой стаж в каждом случае равен 30 годам.
Результаты расчетов по первому варианту (среднемесячная зарплата составляла 5000 рублей, год рождения - 1967) приведены во втором столбце таблицы 1. Поясним приведенные там показатели.
Пенсия = БЧ + СЧ + НЧ, где
БЧ - базовая часть (1112,72 рубля в общем случае);
СЧ - страховая часть (считается отдельно до 2002 года и после);
НЧ - накопительная часть.
СЧ = [(1,2 х 1671 х 0,6 - 450) х 228 + 5000 х 26 х 12 х 10%] : 228 = 1437,33 руб.
НЧ = 5000 х 12 х 26 х 4% : 228 = 273,68 руб.
Следовательно, размер пенсии составит 2823,73 рубля (1112,72 + 1437,33 + 273,68).
Результаты расчетов по четвертому варианту (среднемесячная зарплата составляет 10 000 рублей, а остальные условия прежние) приведены в пятом столбце таблицы 1.
СЧ = [(1,2 х 1671 х 0,6 - 450) х 228 + 10 000 х 12 х х 26 х 10%] : 228 = 2121,54 руб.
НЧ = 10 000 х 12 х 26 х 4% : 228 = 547,37 руб.
В итоге размер пенсии равен 3781,63 рубля (1112,72 + 2121,54 + 547,37).
Аналогичным образом построен расчет по работникам 1957 года рождения (графы 3 и 4 табл. 1 в зависимости от заработной платы).
Таким образом, можно подвести первые итоги:
при прочих равных условиях пенсия у рожденных до 1957 года будет меньше, чем у тех, кто рожден позднее;
если официальный доход был больше в два раза, то пенсия возрастет в гораздо меньшей пропорции (по нашему примеру у мужчины 1967 года рождения - на 34%, а 1957 года рождения - на 24%).
Истина познается в сравнении
Рассмотрим совокупную налоговую нагрузку при разных размерах официального дохода (табл. 2). Она складывается из налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН).
Из таблицы 2 следует, что если сотрудник 1967 года рождения 26 лет ежемесячно будет отчислять ЕСН по 1300 рублей с 5000 рублей "дополнительной" зарплаты, то размер его пенсии возрастет на 958 рублей. Разница между пенсиями при зарплатах в 5000 и 10 000 рублей для сотрудников 1957 года рождения составит 590 рублей.
Рассчитаем срок окупаемости отчислений по ЕСН с "дополнительной" зарплаты в виде надбавки к пенсии. Этот показатель отражает период времени, через который работник, зарабатывавший в два раза большую сумму и, соответственно, плативший в два раза больше налогов, получит все выплаченные за 26 лет отчисления по ЕСН до выхода на пенсию (в 2027 году) в виде надбавки к пенсии. Данный период составит 35 лет (5000 х 0,26 х 26 : 958). Таким образом, для того чтобы вернуть все дополнительные отчисления ЕСН с повышенной заработной платы, сделанные за период трудовой деятельности, необходимо прожить 35 лет после выхода на пенсию.
Поскольку ЕСН, как видно из таблицы 2, - это не единственная составляющая налогового бремени с заработной платы, в расчете срока окупаемости следует учесть еще и обязательства по НДФЛ. Результат такого дополнения представлен в последней строке таблицы 2 и равняется 53 годам.
Правда, этот срок рассчитан без учета влияния инфляции, что не совсем корректно при долгосрочных расчетах, поскольку потери могут быть достаточно значительными. Добавление в расчет периода окупаемости параметра инфляционного воздействия приведет к удлинению срока.
Инфляция не дремлет
Рассмотрим подробнее те же варианты, но уже с учетом влияния инфляции. Для этого прежде нужно вычислить величину валового дохода, полученного работником в виде зарплаты в течение всего периода трудового стажа и пенсии. Кроме того, потребуется определить величину дисконтированного валового дохода: эта сумма будет учитывать скорость обесценения денег в стране и, соответственно, именно ее надо брать при расчетах срока окупаемости.
Итак, доходы работников обеих возрастных групп равны 10 000 рублей, однако сумма "белой" зарплаты одной из них составляет только 5000 рублей, остальную же часть они получают неофициально (в табл. 3 эти выплаты показаны по строке "прочие доходы"). Расчеты проведены исходя из ежегодного уровня инфляции, равного 11 процентам.
Величина валового дохода работников зависит от времени наступления их смерти, поэтому для каждого из вариантов просчитаем еще три подварианта:
если смерть наступила в 59 лет, т.е. работник не получал пенсии;
если смерть наступила в 61 год;
если смерть наступила в 80 лет.
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что валовый доход будет больше при заработной плате 10 000 рублей только в том случае, когда работник умирает в 80 лет и позже. Однако если брать в расчет обесценение денег в результате инфляции, то даже при наступлении смерти в 80 лет валовый доход сотрудника, получавшего официальную зарплату в 5000 рублей, оказывается больше. Причем эти выводы не зависят от года рождения работников.
Из приведенных выше расчетов можно заключить, что действующее законодательство о налогах и сборах, а также порядок определения трудовых пенсий в РФ не способствуют выводу зарплат из тени. Поскольку, если учесть налоги, отчисляемые за период трудового стажа, и влияние инфляции, то работник, официально получавший большую зарплату, оказывается в менее выгодном положении, чем тот, кто получал часть дохода, используя различные оптимизационные механизмы. Таким образом, вышеприведенные расчеты и полученные результаты говорят о том, что различные "зарплатные" схемы по-прежнему сохраняют свою актуальность.
Таблица 1. Результаты расчета трудовой пенсии
(без учета индексации страховой части пенсии)
Показатели | При зарплате 5000 руб. | При зарплате 10 000 руб. | ||
Год рождения | 1967 | 1957 | 1957 | 1967 |
Базовая часть | 1 112,72 | 1 112,72 | 1 112,72 | 1 112,72 |
Страховая часть | 1 437,33 | 1 342,59 | 1 932,07 | 2 121,54 |
в т.ч. до 2002 года | 753,12 | 753,12 | 753,12 | 753,12 |
с 2002 года | 684,21 | 589,47 | 1 178,95 | 1 368,42 |
Накопительная часть | 273,68 | 0,00 | 0,00 | 547,37 |
Пенсия | 2 823,73 | 2 455,31 | 3 044,79 | 3 781,63 |
Таблица 2. Сравнительная характеристика налогового бремени при
различной величине заработной платы
Показатели | При зарплате 5 000 руб. |
При зарплате 10 000 руб. |
Разница, руб. |
ЕСН | 1 300 | 2 600 | 1 300 |
НДФЛ (без учета вычетов) | 650 | 1 300 | 650 |
Итого налогов ежемесячно | 1 950 | 3 900 | 1 950 |
Для сотрудника с 1967 года рождения | |||
Пенсия | 2 824 | 3 782 | 958 |
Срок отчислений с 2002 года до выхода на пенсию | 26 | 26 | - |
Для сотрудника с 1957 года рождения | |||
Пенсия | 2 455 | 3 045 | 590 |
Срок отчислений с 2002 до выхода на пенсию | 16 | 16 | - |
Срок окупаемости уплаченных с дополнительной зарпла- ты налогов в виде пенсии (в годах) |
- | - | 52,93 |
Таблица 3. Расчет величины валового дохода за период трудового
стажа без учета и с учетом инфляционного фактора
Показатели | При зарплате 10 000 руб. | При зарплате 5000 руб. | ||
НДФЛ | 1 300 | 650 | ||
прочие доходы | 0 | 5 000 | ||
к выплате | 8 700 | 9 350 | ||
год рождения | 1957 | 1967 | 1957 | 1967 |
пенсия | 3 045 | 3 782 | 2 455 | 2 824 |
Валовый доход | ||||
если смерть наступила в 59 лет | 1 461 600 | 2 505 600 | 1 570 800 | 2 692 800 |
если смерть наступила в 61 год | 1 602 537 | 2 655 380 | 1 712 464 | 2 838 885 |
если смерть наступила в 80 лет | 2 296 749 | 3 517 591 | 2 272 275 | 3 482 696 |
Дисконтированный доход (при ставке дисконтирования 11%) | ||||
приведенная величина дохода к 59 годам |
728 907 | 871 545 | 783 365 | 936 661 |
приведенная величина дохода к 61 году |
757 607 | 882 239 | 812 363 | 947 167 |
приведенная величина дохода к 80 годам |
811 539 | 905 830 | 855 854 | 964 782 |
Шесть лет за зарплату "в конвертах"
"Единороссы" внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, ужесточающий ответственность налоговых агентов за использование "серых" схем. По мнению авторов поправок к законодательству, он в первую очередь должен коснуться работодателей, не выплачивающих единый социальный и подоходный налоги.
Предлагается, в частности, ужесточить максимальное наказание за "неисполнение обязанностей налогового агента" с трех до шести лет лишения свободы, а преступление перевести из разряда преступлений средней тяжести в группу тяжких.
Мера коснется не только работодателей, выплачивающих зарплаты "в конвертах". Она затронет брокеров, которые должны начислять налоги на дивиденды, адвокатов и нотариусов, игорных заведений, платящих налог на выигрыш граждан, и всех остальных налоговых агентов, начисляющих налоги за третьих лиц.
Чиновники из Минфина к инициативе отношения не имеют и не видят прямой связи между ужесточением наказания и собираемостью налогов.
Законопроект будет рассмотрен Госдумой после летних каникул.
А. Урванцева,
консультант по бухгалтерскому учету и
налогообложению, ООО "Кузьминых, Евсеев и партнеры"
"Консультант", N 15, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.