г.Москва |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А40-62437/11-147-532 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.09.2011 по делу N А40-62437/11-147-532, судьи Дейна Н.В.,
по заявлению ОАО "Вимм-Билль-Данн" (ОГРН 1027739768924, 127591, г.Москва, Дмитровское ш., д.108)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д.20)
третье лицо: Префектура САО г.Москвы
о признании незаконным решения и обязании устранить нарушение прав,
при участии:
от заявителя: |
Лепилов С.В. по доверенности N 10/10 ЛСВ от 10.10.2011; Федин В.Д. по доверенности от 10.12.2009; Ханмурзин И.Ф. по доверенности от 07.12.2010; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от 3-го лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ
ОАО "Вимм-Билль-Данн" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы (далее- ДЗР, ответчик) об оспаривании решения от 17.03.11 N 33-5Т9-1437/10-(0)-1 и обязании ответчика принять решение о предоставлении земельного участка с направлением проекта договора купли- продажи земельного участка.
Решением от 09.09.2011 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика в порядке, предусмотренном ст.201 АПК РФ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания ДЗР г.Москвы принять решение о предоставлении ОАО "Вимм- Билль-Данн" в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002006:15, расположенного по адресу- Москва, Дмитровское шоссе, вл.108 и направить для согласования проект договора купли-продажи указанного земельного участка по стоимости 100 156 459, 83 руб., установленной ДЗР г.Москвы в проекте распоряжения о предоставлении ОАО "Вимм - Билль - Данн" в собственность земельного участка.
Ответчик не согласился с принятым по делу судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывает на не выяснение судом всех существенных для дела обстоятельств и полагает, что у него отсутствовали правовые основания для оформления договора купли- продажи спорного земельного участка, поскольку имелось отрицательное заключение по данному вопросу органа исполнительной власти г.Москвы (префектуры). Кроме того, считает, что права Общества в данном случае нельзя признать нарушенными, поскольку между сторонами действует договор аренды земельного участка с неопределенным сроком действия.
В отзыве на жалобу Общество поддержало решение суда первой инстанции, просило оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела не явились, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя Общества, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией, в порядке ст.ст.266,268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Общество согласно договора аренды N М09-000780 от 21.07.1994 года, заключенного между ним и ответчиком, является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, вл.108, общей площадью 122473 кв.м, с кадастровым номером 77:09:0002006:15. (т.1 л.д.8-69).
На указанном земельном участке расположены нежилые здания, принадлежащие Обществу на праве собственности. (т.1 л.д.70-77). Объектов недвижимости, принадлежащим иным лицам на спорном земельном участке нет.
02.11.2009 и 15.12.2010 Заявитель обращался в службу "Одного окна" Территориального управления Департамента земельных ресурсов гор.Москвы в Северном административном округе с заявлениями N 33-5Т9-485/9-(0)-0 и N 33-5Т9-1437/10-(0)-0 по вопросу оформления в собственность указанного земельного участка, представив полный комплект необходимых для этого документов. (т.1 л.д.89).
Письмом Департамента от 17.03.11 N 33-5Т9-1437/10-(0)-1 заявителю отказано в оформлении договора купли- продажи со ссылкой на наличие отрицательного заключения префектуры САО от 25.02.11 N 6-2-100/1. (т.2 л.д.2,3)
Посчитав отказ незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как установлено в апелляционном суде, суд первой инстанции правильно определил правовую природу спорных правоотношений и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства.
Поддерживая вывод суда первой инстанции о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, коллегия считает необходимым отметить следующее.
Как следует из статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" компетенцией по распоряжению земельными участками и по передаче органам исполнительной власти города Москвы полномочий по управлению и распоряжению земельными участками наделено Правительство Москвы.
В соответствии с п.п.1.1, 2.2.3, 2.2.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является уполномоченным органом по заключению договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.5 приведенной нормы, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Из п.6 этой же статьи ЗК РФ следует, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из материалов дела и не опровергнуто ответчиком, в установленные сроки соответствующих закону решений последним не принято, при этом принят оспариваемый отказ.
Как установлено п.1 ст.37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что заявителем представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, что свидетельствует о том, что данный участок индивидуализирован и поставлен на учет как самостоятельный объект недвижимости в установленном порядке.
В соответствии с п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В настоящем случае обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не имеется и ответчиком не приведено.
Необходимо отметить, что перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, в том числе, нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует, что ответчику были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие у заявителя исключительного права на заключение договора купли- продажи земельного участка.
В связи с этим указание ответчиком в оспариваемом отказе и апелляционной жалобе на наличие отрицательного заключения Префектуры САО г.Москвы от 25.02.11 N 6-2-100/1, которым отклонен от согласования проект распоряжения о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка, нельзя признать правомерным.
Следовательно, довод Департамента о том, что судом не применены положения п.5.1.4 Регламента, которыми предусмотрено обязательное согласование Префектуры на проект правового акта о предоставлении в аренду земельного участка, является несостоятельным.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента законных оснований для отказа заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Доказательств обратного Департаментом в нарушение положений ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не представлено.
Вместе с тем, коллегия считает необходимым изменить обжалуемый судебный акт, в части, касающейся избранного судом способа восстановления нарушенных прав Общества.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, избрал данный способ устранения допущенных нарушений прав и интересов заявителя, согласившись с предложенным способом самим Заявителем.
При этом, из заявления, поданного в суд первой инстанции, материалов дела и пояснений представителей Общества, данных в суде апелляционной инстанции следует, что заявитель обратился за восстановлением нарушенных прав, в порядке гл.24 АПК РФ, проекта договора купли- продажи, с указанием конкретных его условий, в том числе, стоимости земельного участка, ответчику не направлял.
Как установлено п.8 ст.126 АПК РФ, к исковому заявлению о понуждении заключить договор прикладывается проект договора. Статья 173 АПК РФ предусматривает, что в резолютивной части решения по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Из этого следует, что подготовка заявителем проекта договора купли-продажи является обязательным условием при рассмотрении в суде требования о понуждении заключить договор.
Таким образом, учитывая положения указанных норм права, а также тот факт, что Обществом не направлялся проект подготовленного им договора купли- продажи ответчику, в порядке ст.445 ГК РФ, избранный судом первой инстанции способ восстановления нарушенных прав Общества, обязывающий ответчика заключить договор на конкретных условиях о цене земельного участка, признается коллегией неверным.
Из п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ следует, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность указанных выше госорганов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в установленный судом срок.
Из пункта 6 ст.36 ЗК РФ в системной связи с иными названными выше нормами, вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу- собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г.. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность, на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться тем, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
С учетом указанного выше, а также предмета спора и обстоятельств дела, апелляционный суд считает, что в настоящем случае, в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ, допущенные нарушения прав и интересов заявителя должны быть устранены путем обязания ответчика, в месячный срок принять решение о предоставлении ОАО "Вимм - Билль -Данн" в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002006:15, расположенного по адресу- Москва, Дмитровское шоссе, вл.108 и направить для согласования проект договора купли-продажи указанного земельного участка в его адрес.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
Срок, предусмотренный в ч.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.09.2011 по делу N А40-62437/11-147-532 изменить.
Изложить часть вторую резолютивной части решения по делу N А40-62437/11-147-532 в следующей редакции:
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы в месячный срок принять решение о предоставлении ОАО "Вимм - Билль -Данн" в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002006:15, расположенного по адресу- Москва, Дмитровское шоссе, вл.108 и направить для согласования проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г.. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность, на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться тем, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
С учетом указанного выше, а также предмета спора и обстоятельств дела, апелляционный суд считает, что в настоящем случае, в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ, допущенные нарушения прав и интересов заявителя должны быть устранены путем обязания ответчика, в месячный срок принять решение о предоставлении ОАО "Вимм - Билль -Данн" в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002006:15, расположенного по адресу- Москва, Дмитровское шоссе, вл.108 и направить для согласования проект договора купли-продажи указанного земельного участка в его адрес."
Номер дела в первой инстанции: А40-62437/2011
Истец: ОАО "Вимм-Билль-Данн"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы
Третье лицо: Префектура САО г. Москвы, Префектура САО города Москвы